Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду




Скачать 109.57 Kb.
НазваниеЗдоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду
Дата публикации18.05.2016
Размер109.57 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Астрономия > Документы
Здоровьеразвивающие технологии В.Ф.Базарного

и здоровьеукрепляющие приемы обучения

и воспитания детей в детском саду.
(Из опыта работы).
Дорошева Л.Д.,

воспитатель ДОУ № 2 «Сказка».
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

В нашем детском саду используется целенаправленная программа по оздоровлению детей.

Мне очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

Сам термин «здоровьесберегающие» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.

Тщательно изучив их из первоисточника, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесла коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья. Предоставила данный план работы на рассмотрение администрации, медицинскому работнику, родителям. В целом план был утвержден.

Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т.к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда я полюбила их вместе с детьми, увидела реальные результаты в конце года (а они были отмечены на медико-педагогическом совете), выступила на областных чтениях, на районном семинаре, где данные технологии были восприняты с большим интересом, то у меня появилось огромное желание рассказать о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях.

Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:


1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;

3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

4. Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;

5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;

6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением, подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные.

8. Дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

Применение технологий Базарного В. Ф.позволяет устранять многие причины.

Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах, школе сориентирована против природы ребенка.

Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.

Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Первая технология – режим « динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

Я использую второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребеночек почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.


При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

Для введения данной технологии необходим предварительный осмотр детей у врача – ортопеда позвоночника и стопы или осмотр у педиатра.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

- снижается степень низкой склоняемости головы.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия.

Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения активности детей применяем вертикализацию поз.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса использую сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех верхних углах размещаю образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. При отсутствии врача – офтальмолога воспитатель, по утверждению доктора В. Ф. Базарного, может сам провести обследование детей, используя упрощённый осмотр. Все оформление в группе было построено в режиме дальнего зрения, т.к. оно у детей до 11 лет находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции. Более того: «Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего зрения» В. Ф. Базарный.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств я использую зрительно-координаторные тренажи,с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, но мои дети полюбили наш идеальный вариант. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. А так же можно использовать офтальмо-тренажеры, электро - офтальмотренажеры , солнечный и лазерный лучик.


Солнышко с разноцветными лучами, где размещается задание, способствует обогащению развивающей среды.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера.

Мыльные пузыри со слогами на боковой стене вызывают огромный интерес для поиска.

В спальне, на потолке, висят: солнце, луна, тучи, радуга, дождь. Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

Спираль В.Ф.Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.

В данной методике важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная координация.

Использование « экологического панно» и «экологического дерева» вносят огромную экспрессивность в развивающую среду. В зависимости от времени года вывешивается двухметровое панно, на котором изображена природа.

У детей на глазах зимой кот ловит рыбу в пруду, а детки ее пересчитывают. Осенью в реке плывут рыбки, а в небе летят птицы и каждый может принести загадку или букву. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж. Занятия проходят в игровой форме.

Полюбили дети шаговый ритм, кистевые и голеностопные упражнения. На начальном этапе испытывали трудности с синхронизацией, но постепенно научились сочетать ритм кистевых и голеностопных усилий с логоритмом.

На занятиях и вне занятий провожу упражнения по методике Авентисовой для увеличения зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все упражнения способствуют улучшению зрения.

Упражнения для развития правильной осанки влияют не только на внешний вид, но и позволяют не сгибаться в работе режима ближнего зрения, на работу внутренних органов, а именно: сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата и костно-мышечной структуры.

С огромным увлечением они выполняют алфавит телодвижения, где, воспринимая названную букву, используется мышечное чувство, соединяя абстрактное представление с мышечным. Они телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитие.

Занятия по валеологии и беседы о здоровье дают огромную результативность и дети осознанно заботятся о своем здоровье, выполняя все приемы по оздоровлению организма.

В.Ф.Базарный выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек. Но так как группа смешанная, то я разделила игровые зоны. У девочек все игры и игрушки, которые формируют женское начало, а у мальчиков – мужское. «Секреты для девочек» учат их нежности, добру, скромности. А мальчиков – мужеству, храбрости, выдержке.

Физминутки я не использую, так как они на самом деле вносят существенный дисбаланс в пед.процесс, снижая сосредоточенность. Творческое внедрение принципов здоровьесберегающего обучения позволило внести следующие коррективы в существующий воспитательно-образовательный процесс.

  1. Создать систему обучения в режиме динамических поз на индивидуальных массажных ковриках.



  1. Изменить традиционный режим зрительной работы в условиях ближнего зрения на режим дальнего и частично ближнего.

  2. Проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения.

  3. Использовать зрительно-координаторный и сенсорно-координаторные тренажи.

  4. Увеличить зрительно-пространственную активность.

  5. Использовать на занятиях экологическое панно.

Из здоровьеукрепляющих приемов использовала все виды массажа, солевую дорожку и коррегирующую гимнастику, упражнения для профилактики осанки, закаливание по Ю.Ф.Змановскому, растирание «волшебной рукавичкой». Фито-чаи, фито-подушечки, аромотерапию, фитонциды. Звукотерапию, психогимнастику, релаксацию. Полоскание горлышка, носика, бассейн, свето и цвето-лечение.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. В конце года группа по оздоровлению детей была с самым низким процентом по заболеванию и самым высоким процентом по посещению детского сада и бассейна, самым большим количеством детей 1 группы здоровья.

Со школой практикуется преемственность технологий В.Ф.Базарного.

В связи с тем, что детские сады «трансформированы» в образовательные учреждения, и зачастую дети, особенно старшего дошкольного возраста, имеют большую нагрузку, прошу восстановить каникулярное время в осенне–весенний период.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconУчебно-методический комплекс реализуемых программ Программа воспитания и обучения в детском саду
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез,...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез,...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду
Доу. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconОпыта проводилась диагностика по определению начального уровня знаний...
Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconПояснительная записка актуальность
У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconАнализ деятельности мадоу «Детский сад «Родничок» за 2011-2012 учебный год
В 2011 -2012 учебном году педагогический коллектив мадоу д\с «Родничок» работал по Программе воспитания и обучения детей в детском...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconФормы и методы организации двигательной деятельности детей в детском саду
Здоровье – самая великая ценность, дарованная человеку природой. Поэтому очень важно воспитывать у детей активное отношение к собственному...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду icon«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Основной целью работы психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей,...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду icon"Методика развития речи детей"
Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика...

Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду
Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В. Я7Лысова\, кандидат педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педа­гогических наук;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница