Урок общее знакомство с растениями. Мир растений




Скачать 64.13 Kb.
НазваниеУрок общее знакомство с растениями. Мир растений
Дата публикации06.06.2016
Размер64.13 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Биология > Урок
УРОК 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ. МИР РАСТЕНИЙ

(СЛАЙД 1)

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомление учащихся с задачами науки ботаники; разнообразием и значением растений
ЗАДАЧИ УРОКА:

Дать общее представление:

  • о ботанике как разделе науки биология; о "Царстве растений"; о жизненных формах растений;

  • развитие представлений о многообразии растений;

  • воспитание любви к природе.


ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку,
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

  • приводить примеры ботанических знаний;

  • называть основные царства живых организмов;

  • давать определение терминам "биология", "ботаника";

  • распознавать и описывать жизненные формы растений;

  • объяснять роль растений в природе и жизни человека.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

  • правила поведения в кабинете

  • знакомство с техникой безопасности

  • требования к урокам


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

(СЛАЙД 6).

СЛАЙД 7 - Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений (ведут неподвижный образ жизни имеют в своих клетках хлорофилл, могут создавать на свету органические вещества).

СЛАЙД 8 -БОТАНИКА – наука, изучающая царство растений ( греч. «ботане» – «трава», «растение».

НА слайде мы видим разделы науки ботаники.

^ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Анатомия растений - внутреннее строение растений

Морфология растений - внешнее строение растений

Физиология растений - процессы, происходящие в растении

Систематика растений - классификация растений

Геоботаника - строение и значение растительных сообществ

Селекция - сорта растений и их свойства

Цитология - клетка (у нас - растительная)

Биохимия растений - химический состав растений

Палеоботаника - ископаемые растения

Экология растений - связь растений с окружающей средой

СЛАЙД 9 - Тлалок - "Заставляющий расти» - бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений. У майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао.

СЛАЙД 10 - Юм Кааш - «владыка лесов». В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила.

^ Культурные и дикорастущие растени (СЛАЙД 11) - (для рассказа используется эффект анимации)

Растительный мир существовал на Земле задолго до появления человека. Растения обитают на огромных пространствах суши: в тундрах, лесах, степях. Они населяют водные просторы прудов, озер, болот, рек, морей, океанов и способны жить даже на голых скалах и сыпучих песках. Такие растения, которые размножаются и расселяются без участия человека называются дикорастущими. Сегодня на Земном шаре известно около 500 тысяч видов дикорастущих растений.
Трудно сказать, когда человек впервые начал выращивать возле жилья растения, которые он до этого собирал далеко от дома. Такие растения, которые специально возделываются человеком называются культурными. В наши дни человек выращивает более 2000 видов культурных растений.

К культурным растениям относят пищевые, кормовые, технические, декоративные растения.

^ Пищевые растения делятся на группы: зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо, рис, кукуруза; зернобобовые - горох, бобы, соя; овощные - картофель, капуста, свекла, морковь, редис; плодово-ягодные - яблоня, вишня, смородина, виноград; масличные - подсолнечник, горчица, рапс.

^ Кормовые растения - специально выращиваются на корм сельскохозяйственным животным. Это кормовая свекла, брюква.

Технические растения - дают сырье для промышленности, например, лен, хлопок.

^ Декоративные растения - выращиваются для украшения садов, квартир, служебных помещений. Это астры, пионы, розы, комнатные растения.

В течение веков выращиваемые растения изменялись в нужном для человека направлении. Дикий картофель, произрастающий в высокогорных районах Южной Америки, имеет клубни величиной с горошину, насколько крупнее картофель культурный может убедиться каждый. Почти несъедобны мелкие и кислые яблоки дикой лесной яблони.

Культурные же яблони приносят крупные, вкусные, ароматные плоды.

РАБОТА СО СЛАЙДОМ 12, УЧЕБНИКОМ, СМАРТ-ДОСКОЙ

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Знакомство с дополнительным материалом о центрах происхождения культурных растений (с.12).

РАБОТА СО СЛАЙДОМ 13: (учащиеся работают совместно с учителем) Беседа

РАЗЛИЧИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (заполненный вариант)

Признак сравнения

Растения

Животные

Питание

Образуют питательные вещества за счет энергии света (автотрофы)

Питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы)

Рост

Не ограничен

Большинство растет до определенного возраста

Движение

Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения

Активно передвигаются, большинство имеют специфические органы для передвижения

Газообмен

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу

Строение клетки

Клеточная стенка из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов

Наружный слой клетки тонкий, эластичный; пластиды отсутствуют



  1. Какую роль играют растения в природе и для человека? (беседа; в заключении используя эффект анимации открываются правильные ответы) (СЛАЙД 14)

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Они украшают нашу жизнь, дают нам витамины, пищу, лекарства, мебель, бумагу. Они постоянно с нами, они вокруг нас.

По своей продолжительности жизни растения можно поделить на три группы - РАБОТА СО СЛАЙДОМ 15 (Используется эффект анимации по мере рассказа учителя).

  1. Чем различаются деревья и кустарники и травянистые травы? (СЛАЙД 16)

(форма, по стволу, высоте)

СЛОВАРЬ: (СЛАЙД 17) - Жизненная форма растений - внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды

Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

^ Жизненные формы растений - СЛАЙД 18 (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы)

ВЫВОД: формулируют учащиеся (о науке ботанике и значении растений)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ (закрепление знаний и умений) (СЛАЙД 19)

1) Решите задачу. В жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,2 градуса ниже, чем на городской площади, и выше на 1,5 градуса, чем в лесу. Какая температура воздуха в лесу, если на городской площади она 29 градусов.

2) Работа с печатной тетрадью (с.3-5) (доделывается дома)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. § 11

  2. Сообщение о деревьях-долгожителях (гигантах)

  3. Творческие задания* (по выбору и по желанию):

  1. Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: дружбу, любовь, верность, героизм, мир. Например, олива считается символом мира, лотос - символом солнца и плодородия, незабудка - олицетворением постоянства, долгой памяти и верности. Расскажи об одном из них (электронная презентация приветствуется)

  2. Какие растения выращивают для того, чтобы иметь натуральные ткани и нитки для пошива рубашек, джинсов, курток и другой одежды? Расскажи о них (электронная презентация приветствуется)


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:


  1. Биология. растения. Бактериию. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику ПАСЕЧНИКА

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС

  3. В.В. Пасечник Биология: Бактерии. Грибы.Растения.: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений- 4-е изд., перераб. - М.:Дрофа, 2010. - с. 4-12

  4. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/botany/00/03/index.htm - Растения в природе и жизни человека

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconПрограмма по биологии. I. Ботаника
Ботаника наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Общие свойства...

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconУрока: «Голосование, выборы»; а также цель урока знакомство с понятием...
«О проведении политического марафона «Кубань – Госдума 2011», в рамках проведения политического марафона «Кубань – Госдума 2011»...

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconРеакции растений водоемов на загрязнения воды
Целью нашей работы является оценка качества воды с помощью ее исследования на наличие или отсутствие некоторых видов низших и высших...

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconЗдравствуйте, дорогие участники проекта!
Поздравляю всех с наступившим Новым годом! Желаю успешно закончить начатый вами курс и получить документ о его окончании. Осталась...

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconУрок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений»
Применение опорных понятий: Минеральные вещества, органические вещества, фотосинтез, питание, устьица, хлоропласты

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconУрок математики в 1 классе Образовательная система «Школа 2100»
Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconУрок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны»
Цели и задачи: Обобщить и проконтролировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности низших и высших споровых...

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconУрок- встреча в 11 классе «дорога к блоку»
Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться...

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconМетодическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок...
...

Урок общее знакомство с растениями. Мир растений iconУрок-проект по окружающему миру в 4 классе Тема: «Мир чувств и эмоций»
Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций». Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов