Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23.




НазваниеРабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23.
страница1/5
Дата публикации21.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 8 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др., которая полностью соответствует образовательным стандартам по природоведению и входит в состав УМК.

Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев Биология «Человек» 8 класс. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2013 - 2014 учебный год, утвержден Министерством образования и науки РФ от 2002г. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ». На изучение данного курса отводится 68 ч. за год.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи: сформировать научное понятие

  • о единстве организма и среды обитания, о согласованности в работе систем органов, обуславливающую реакцию организма как целого в ответ на воздействие внешней среды;

  • об условиях для наилучшего осуществления функций органов;

  • о сущности обмена веществ – основного физиологического процесса живого организма;

  • об физиологических средствах единства организма, т.е. о нервной и гуморальной регуляции как анатомо-морфологических средствах, создающих единство организма;

  • о трудовой деятельности человека (в любом понимании) – необходимом условии его существования;

  • о том, что человеческая деятельность является мощным экологическим фактором, который как бумеранг воздействует на здоровье человека, так развитие промышленности привело к загрязнению окружающей среды, что отрицательно воздействует на здоровье всего человечества.

В процессе изучения курса «Человек» школьники должны усвоить следующие положения:

  • основной жизненный процесс организма человека – обмен веществ;

  • все физиологические процессы связаны с обменом веществ;

  • обмен веществ – необходимое условие жизни; обмен веществ непрерывен и совершается постоянно в каждом органе;

  • нервная система выполняет регулятивные функции, но ее деятельность тоже зависит от обмена веществ.

Содержание программы.

Биология. Человек.

8 класс (68 часов, 2 часа в неделю).

Раздел 1. Введение. (1 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

^ Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    методы наук, изучающих человека;

—    основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником и дополнительной литературой.

 

Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)

^ Место человека в системе органического мира,систематике. Черты сходства и различия человека и животных. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    место человека в систематике;

—    основные этапы эволюции человека;

—    человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять место и роль человека в природе;

—    определять черты сходства и различия человека и животных;

—    доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

—    устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

 

Раздел 3. Строение организма (3 ч)

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Строение организма человека: клетки, ткани, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

 Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.

Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи.      Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

^ Лабораторные работы

1.Изучение микроскопического строения тканей

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    общее строение организма человека;

—    строение тканей организма человека;

—    рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

—    наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

—    выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—    проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

 

Раздел 4. Опорно-двигательная система (9 ч)

^ Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы: ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.

Демонстрация

Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Приёмы оказания первой помощи при травмах.

^ Лабораторные работы

2.Изучение внешнего вида отдельных костей

3.Утомление при статической и динамической работе.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять особенности строения скелета человека;

—    распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

—    оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

 

Раздел 5. Внутренняя среда организма (4 ч)

^ Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.

Кровь. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.  Лимфа.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. ^ Аллергические  реакции. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

^ Лабораторные работы

4.Изучение микроскопического строения крови

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    компоненты внутренней среды организма человека;

—    защитные барьеры организма;

—    правила переливания крови.

Учащиеся должны уметь:

—    выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

—    проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—    выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

 

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (б ч)

^ Транспорт веществ.  Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения.Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Кровяное  давление (артериальное), пульс.Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях.

Демонстрация

Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений.

Лабораторные работы

5.Подсчёт пульса в покое и при физической нагрузке

6.Измерение кровяного давления

7.Изучение приемов остановки кровотечений
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

—    о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

—    выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

—    измерять пульс и кровяное давление.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

 

Раздел 7. Дыхание (6 ч)

Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция  дыхания: нервная и гуморальная. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их выявление и предупреждение. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Вред табакокурения  и других вредных привычек на организм. Инфекционные заболевания и меры их профилактики.

Демонстрация

Модель гортани.

Лабораторные работы

8.Определение частоты дыхания

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение и функции органов дыхания;

—    механизмы вдоха и выдоха;

—    нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

—    оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

 

Раздел 8. Пищеварение (7 ч)

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.

Пищеварение. Значение пищеварения. Пищеварительная  система. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация

Торс человека.

Лабораторные работы

9. Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал

10. Измерение массы и роста своего организма

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение и функции пищеварительной системы;

—    пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

—    правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

—    приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

 

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. ^ Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен  воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

 

^ Лабораторные работы

 11.Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

—    роль ферментов в обмене веществ;

—    классификацию витаминов;

—    нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

—    объяснять роль витаминов в организме человека;

—    приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    классифицировать витамины.

 

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (6 ч)

^  Покровы  телачеловека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в терморегуляции и  обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

^ Выделение. Строение и функции выделительной системы. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

 

Демонстрация

Рельефная таблица «Строение кожи». Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    наружные покровы тела человека;

—    строение и функция кожи;

—    органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

—    заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

—    оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

 

Раздел 11. Нервная система (6 ч)

^ Нервная система.Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Рефлексы и рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

 

Демонстрация

Модель головного мозга человека.

^ Лабораторные работы

12.Изучение строения головного мозга.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение нервной системы;

—    соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

—    объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

 

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Анализаторы. Значение анализаторов. ^ Органы чувств. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Строение и функции органа зрения. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их предупреждение. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

 Слуховой анализатор. Значение слуха. ^ Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения слуха и их предупреждение. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство.  Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация

Модели глаза и уха.

^ Лабораторные работы

13. Изучение изменения размера зрачка

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

—    проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

 

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. (5 ч)

^ Поведение и психика человека. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Особенности  поведения человека.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Потребности людей и животных.

Речь. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: мышление, внимание, память. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции и чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

^ Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики.

Демонстрация

Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки.
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

—    особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные особенности поведения и психики человека;

—    объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

—    характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    классифицировать типы и виды памяти.

 

Раздел 14. Эндокринная система (2 ч)

^ Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны, механизмы их действия на клетки.  Нерогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрация

Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

—    взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

—    устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    классифицировать железы в организме человека;

—    устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

 ^ Лабораторные работы

14Анализ влияния факторов окружающей среды на здоровье
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма ( 3 ч)

Размножение и развитие. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Половые железы и половые клетки. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. БеременностьРоды. Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления от него. Вредное влияние на развитие организма курения, употребление алкоголя, наркотиков. Наследственные и врождённые заболевания. Медико-генетическое консультирование. Заболевания и инфекции передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика..

Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. ^ Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

 
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    жизненные циклы организмов;

—    мужскую и женскую половые системы;

—    наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки органов размножения человека;

—    объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

—    приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

—    Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—    соблюдать правила поведения в природе;

—    понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—    умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

—    понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

—    признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—    осознание значения семьи в жизни человека и общества;

—    готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

—    уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

—    понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—    проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—    признание права каждого на собственное мнение;

—    эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

—    готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—    умение отстаивать свою точку зрения;

—    критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—    умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать



  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;


  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;


  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;


уметь




  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 


  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;


  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; 


  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;


  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);


  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;


  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:




  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;


  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;


  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;


  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

^ Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класса.

2 часа в неделю

п/п

Дата проведения/фактически

Тема урока.

^ Виды деятельности

Материально-техническое сопровождение урока

Виды контроля




  1. ^ Введение. 1 час













1


3.09




Науки, изучающие организм человека.

Знать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии. ^ Усвоить понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.

Д 41

Д. таблицы с изображением внутренних органов человека и животных. Портреты ученых.







  1. ^ Происхождение человека 2 часа













2

7.09




Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей.

Уметь определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных; доказывать свои взгляды на проблему, на примере темы «происхождение человека». Иметь понятие об этапах эволюции человека и возникновении социальной среды. Знать ход эволюции в процессе антропогенеза, роль социальных и биологических факторов на разных этапах развития человека. Иметь представление о вкладе Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека.

Д 41

Д. таблиц и портретов.




3

10.09




Расы человека.

Знать понятие раса, основные характеристики существующих рас и причины их появления. Понимать единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду – Человек разумный; что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития; вред расистских теорий. Иметь представление о разнице между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация».

Д 15










  1. ^ Строение организма 3 часа













4

14.09




Клеточное строение человека.

Иметь понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов. Уметь работать с анатомическими таблицами, схемами, рисунками учебника. Знать строение и химический состав клетки. Понимать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении. Иметь понятие об основных процессах жизнедеятельности клетки (обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, движении, делении).

Д 41

Д. таблицы с изображением внутренних органов человека, таблицы с изображением растительной и животной клеток.

Тест №1

5

17.09




Ткани. Л.р №1Изучение микроскопического строения тканей

Иметь общее представление о тканях, раскрывать принцип их строения, связь строения и функции. Уметь работать с микроскопом и фиксировать результаты наблюдений.




Д. микропрепаратов Эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Л.р №1Изучение микроскопического строения тканей




6

21.09




Рефлекторная регуляция.

Иметь понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой; о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции. Уметь применять знания из реальной жизни (умение на собственных примерах показывать действие процессов саморегуляции, поддерживающих постоянство состава клеток).

Д 41

Д. таблицы «Схема строения нервной системы»

Тест №2







  1. ^ Опорно-двигательная система. 9 часов













7

24.09




Значение опорно-двигательной системы.

Знать функции опорно-двигательной системы; строение и свойства костей, их химический состав, типы соединения костей, особенности их роста в длину и толщину. Понимать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций. Уметь работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать учебную деятельность.

Д 41

Д. модели скелета человека




8

28.09




Скелет человека. Осевой скелет.

Знать строение и функции отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; сходство в строении скелета млекопитающих и человека; особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением.

Д 41

Д. модели скелета человека




9

1.10




Скелет человека. Череп.

Знать строение черепа человека; особенности его строения, связанные с мышлением и речью.

Д 41

Д. модели черепа

Тест №3

10

5.10




Скелет поясов и свободных конечностей.

Знать строение скелета поясов и свободных конечностей; особенности их строения, связанные с трудовой деятельностью

Д 41

Д. модели скелета человека.




11

8.10




Соединение костей. Л.р. №2 Изучение внешнего вида отдельных костей

Знать основные виды соединений костей.

Д 41

Д. таблицы «Соединение костей».

Л.р. №2 Изучение внешнего вида отдельных костей




12

12.10




Строение мышц.

Знать особенности строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, действие мышц-антагонистов и синергистов; функции мышц и нервной системы при движении человека.

Д 41

УИОД;

ПО LabQuest App

Д. таблицы «Мышцы человека»

Опыт: Определение силы жима правой и левой рукой

Тест №4

13

15.10




Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р.№3 Утомление при статической и динамической работе

Иметь понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках, о вреде гиподинамии, об особенностях работы мышц-антагонистов при динамической и статистической работе, об условиях повышения работоспособности мышц и причинах их утомления.

Д 41

УИОД;

ПО LabQuest App

Д. таблицы «Мышцы».

Л.р.№3 Утомление при статической и динамической работе.





14

19.10




Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Понимать влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения. Знать методы самоконтроля и коррекции осанки. Понимать отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки. Уметь охарактеризовывать различные виды травм системы опоры и движения, различать повреждения суставов, костей и растяжение связок; оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.

Д 41


Д. модели скелета человека.





15

22.10




Обобщение знаний учащихся по теме: «Опорно-двигательная система».

В результате изучения темы на обязательном уровне учащиеся должны:

- Называть части опорно-двигательной системы (скелет и мышцы), основные отделы скелета и группы мышц;

- приводить примеры приспособленности скелета человека к трудовой деятельности и к прямохождению;

- раскрывать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, влияние физического труда и спорта на её формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки и развитие плоскостопия, характеризовать строение костей, типы их соединения, работу мышц;

- уметь оказать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах.
















  1. ^ Внутренняя среда организма 4 часа













16

26.10




Внутренняя среда организма. Л.р. №4 Изучение микроскопического строения крови

Иметь понятие о внутренней среде организма, ее роли в организме, значение ее постоянства. Знать характеристику состава внутренней среды, состав крови и ее функции, роль свертывания в предохранении организма от потерь крови, значение переливания крови, особенности строения эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциями. Уметь работать с микроскопом и микропрепаратами.

Д 41

Л.р. №4 Изучение микроскопического строения крови




17

29.10




Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Знать защитные свойства организма, виды иммунитета, особенности строения и функции белых кровяных клеток – лейкоцитов.

Д 41

Д. таблицы «Состав крови».

Тест №5

18

2.11




Обобщение и систематизация знаний по темам: Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма

Знать защитные свойства организма, иметь понятие о «инфекционных заболеваниях», «вакцине», «предупредительных прививках», «лечебной сыворотке», «иммунологии», «аллергии».

Д 41

Д. портретов И.И.Мечникова, Л.Пастера



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 8 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для11 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая Биология» 11 класс....

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. «Просвещение» 2007 года, которая полностью соответствует образовательным...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
В курсе биологии 6 класс рекомендован модуль «Биологическое краеведение» 17 часов. (Приложение №1 Инструктивно- методического письма...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по природоведению составлена в соответствии с федеральным...
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
В. В. Пасечника М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классов...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconРабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconПояснительная записка рабочая программа по биологии составлена в...
В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. iconКузнецова Г. М. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / М. В....
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов