Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд




Скачать 467.6 Kb.
НазваниеВайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд
страница1/5
Дата публикации03.06.2015
Размер467.6 Kb.
ТипУчебник
edushk.ru > Биология > Учебник
  1   2   3   4   5
Источник (фрагмент): Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э.Н Вайнер - 3-е изд.. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.

ISBN 5-89349-329-Х (Флинта)

ISBN 5-02-013095-8 (Наука)
1. ВАЛЕОЛОГИЯ - УЧЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

1.1. Основные понятия валеологии

Возникший в процессе эволюции органического мира фено­мен человека стал предметом исследования огромного множест­ва естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не толь­ко своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятель­ности — здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудше­нию. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новей­шее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo — «здоровье», «быть здоро­вым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим опреде­лениям:

б

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоро­вом образе жизни человека.

^ Центральной проблемой валеологии является отношение к ин­дивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в про­цессе индивидуального развития личности.

^ Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профи­лактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии — практически здоровый, а также находя­щийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказыва­ется вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология исполь­зует функциональные резервы человеческого организма для со­хранения здоровья преимущественно через приобщение к здоро­вому образу жизни.

^ Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здо­ровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важ­ную роль играют качественная и количественная оценка здоро­вья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специ­фичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качест­венный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный чело­век приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив свое­го образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использова­ние унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности

7

человека и поддержание на высоком уровне адаптации организ­ма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержа­ния здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укреп­ления здоровья.

Основные задачи валеологии:

  1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

  2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

  3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья чело­века через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изуча­ющих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здо­ровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности че­ловека. Отсюда исходят и существенные различия в основопола­гающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объек­те, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфу­ция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стра­тегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

^ Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека

Определя­ющие

признаки науки

Медицина (клиниче­ская, профилакти­ческая, теоретиче­ская, эксперимен­тальная)

Гигиена (общая, комму­нальная, социальная, ра­диационная, питания, труда, подростковая)

Валеология (меди­цинская, педагоги­ческая, психологиче­ская, экологическая, биологическая)

Основ­ные на­правле­ния науки

Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение

Исследование и поддер­жание здоровых условий жизнедеятельности чело­века и среды его обитания

Формирование, укрепление и сохра­нение здоровья чело­века

Основная концеп­ция, док­трина

Человек и его забо­левания

Человек в оптимальных условиях жизнедеятель­ности и среды обитания

Человек и его здоро­вье, здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Объект изучения

Человек, подвер­женный заболева­ниям

Среда обитания и условия жизнедеятельности чело­века

Практически здоро­вый человек

8

Определя­ющие

признаки науки

Медицина (клиниче­ская, профилакти­ческая, теоретиче­ская, эксперимен­тальная)

Гигиена (общая, комму­нальная, социальная, ра­диационная, питания, труда, подростковая)

Валеология (меди­цинская, педагоги­ческая, психологиче­ская, экологическая, биологическая)

Предмет

Болезни человека,

Здоровые условия жизне-

Здоровье человека и

исследо-

их причины и меха-

деятельности человека и

его резервы; их оцен-

вания

низмы развития;

оптимальные характери-

ка, развитие и укреп-




диагностика, лече-

стики среды его обитания

ление функциональ-




ние и профилакти-




ных возможностей




ка заболеваний




человека

Методы

Методы диагности-

Методы исследования, со-

Методы количествен-

исследо-

ки, лечения и пре-

здания и поддержания оп-

ной и качественной

вания

дупреждения забо-

тимальных для здоровья

оценки резервов здо-




левании человека

характеристик среды и

ровья, профилактики







условий жизнедеятельно-

их снижения и кор-







сти

рекции их отклоне­ний от нормы

Пути до-

Снижение заболе-

Снижение заболеваемо-

Укрепление здоровья

стижения

ваемости, инвали-

сти, травматизма и инва-

через формирование

цели и ре-

дизации и смертно-

лидизации населения

ЗОЖ населения

зультатов

сти населения







Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует от­метить, что между валеологией и медицинскими науками в отде­льных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопере­плетаются с интересами, например, гигиены, санологии, профи­лактики заболеваний.

Основные понятия, определяющие закономерности здорово­го бытия человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, ге­нотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни. Разумеется, при рассмотрении этих понятий будет затронут и целый ряд дру­гих, характеризующих основные.

Жизнь высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определен­ных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непременным условием жизни, способности к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражи­мостью, приспособляемостью к среде и т.д. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в посто­янном самообновлении химических составных частей этих тел».

9

^ Гомеостаз, или гомеостазис, свойство организма поддержи­вать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Именно этот показатель — способность к гомеостазу — зачас­тую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Для сохранности биохимических и функциональных кон­стант организма необходимо поддержание постоянной темпера­туры всего организма, его частей и систем и даже органов, содер­жания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д.

Константы организма достаточно жестки, однако есть и отно­сительно подвижные константы с широкими приспособитель­ными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддер­жание первых, жестких констант.

Однако условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей го-, меостаза. Эта особенность получила название «закона отклоне­ния гомеостаза как условия развития» и утверждает необходи­мость постоянных тренирующих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. Вот почему следует стремиться к расширению преде­лов этих показателей гомеостаза, которые могут быть компенси-• рованы без нарушающих нормальную деятельность организма последствий, что должно означать переход на новый, более высо­кий уровень здоровья.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечи­вающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Приспособительный характер жизни — одна из ее существен­ных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель же и смысл этих изменений в организме — в обеспечении сохранения и поддержания жизни особи и вида, их развитие. Адаптация по­зволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличи­вает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удержи-
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconБаглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Б14 Учебник...
Б14 Учебник для вузов. 3-е изд., изм и доп. М.: Издательство норма (Издательская группа норма-инфра • М), 2002. 800 с

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconНуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд., изм
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Изд-во норма, 2001. – 572 с

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconГенкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. 4е изд., доп
Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 4е изд., доп. – М.: Изд-во норма, 2003. – 448 с

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconУчебник для студентов юридических вузов и факультетов
Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (под ред. К. Ф. Гуценко). – Изд-во "Зерцало", 2005 г

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд.,...

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconВиханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезен руководителям организаций

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconАнисимов Б. В., Голубкин В. Н., Петраков С. В. «Аналоговые и гибридные эвм» учебник для вузов
Ларионов А. М., Майоров С. А., Новиков Г. И. «Вычислительные комплексы, системы и сети» Учебник для вузов. Л. Энергоатомиздат. Ленингр...

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconУчебник для студентов медицинских вузов
Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей...

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconСедугин П. И. Жилищное право: Учебник для вузов. С28 2-е изд., перераб и доп
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов./ Э. Н вайнер 3-е изд iconУчебник для вузов «Арбитражный процесс. Учебник для вузов»
Президентом РФ 24 июля 2002 года. В структуру учебника включены новые главы и параграфы с учетом видов судопроизводства, предусмотренных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов