Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007




Скачать 329.96 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007
страница1/3
Дата публикации04.06.2015
Размер329.96 Kb.
ТипПояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена


  • на основе программы

Биология. 10-11 классы – М.: «Просвещение», 2007.

Авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина

  • в соответствии с учебником

допущенным Министерством образования Российской Федерации:

Беляев Д. К. и др. Общая биология. М.: «Просвещение», 2009г


  • на основе ФКГС (сб. нормативных документов. Биология. – М.: Дрофа, 2004г. – стр. 21-27)



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

  • Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

  • Дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • Обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда

.

ЗАДАЧИ:

- образовательные


    • Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений и живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

    • ^ Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений

    • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


- развивающие

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.


- воспитательные

  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.


^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологии организации учебного процесса:

- технология индивидуального обучения;

- технология проектов;

Технологии организации познавательной деятельности:

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- деятельностный подход;

- здоровьесберегающие технологии

Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов, по 68 часов в 10 и 11 классах соответственно, в связи с этим расширено изучение основных тем курса.
^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

Лабораторные,

практические работы

Контрольные

работы

10 класс




Введение

2







1.

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции

7

1 «Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)»



___

2.

Механизмы эволюционного процесса

14

№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и др.)»

3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

№1 по темам «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции», «Механизмы эволюционного процесса»

3.

Возникновение жизни на Земле

2

___

___

4.

Развитие жизни на Земле

7

-----

-----

5.

Происхождение человека

10



___

№2 по темам «Возникновение жизни на Земле», «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека»

6.

Экосистемы

12

№4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

№5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Практическая работа №1 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»



№3 по теме «Экосистемы»


7.

Биосфера. Охрана биосферы

3







8.

Влияние деятельности человека на биосферу

11

Практическая работа №2 «Решение экологических задач»

Практическая работа №3«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

№4 по темам «Биосфера. Охрана биосферы», «Влияние деятельности человека на биосферу»

Итого:

68

Лабораторные работы – 6, практические работы - 3

4

11 класс



Химический состав клетки

9

№1 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы)»




2.

Структура и функции клетки

8

№2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

№3 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

№4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

№1 по темам «Химический состав клетки», «Структура и функции клетки»

3.

Обеспечение клеток энергией

6

№5 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»




4.

Наследственная информация и реализация ее в клетке

8




№2 по темам «Обеспечение клеток энергией», «Наследственная информация и реализация ее в клетке»

5.

Размножение организмов

5







6.

Индивидуальное развитие организмов

4




№3 по темам «Размножение организмов», «Индивидуальное развитие организмов»

7.

Основные закономерности явлений наследственности

11

Практическая работа №1 «Составление простейших схем скрещивания»

Практическая работа №2 по теме «Решение элементарных генетических задач»




8.

Закономерности изменчивости

8

№6 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»




9.

Генетика и селекция

9




№4 по темам «Основные закономерности явлений наследственности», «Закономерности изменчивости», «Генетика и селекция»




Итого:

68

Лабораторные работы – 6; практические работы - 2

4







136

Лабораторные работы – 12; практические работы - 5

8

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС
Введение (2 ч). Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Тема 1. ^ Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (7 ч). История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории
Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

^ Лабораторная работа№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов)»

Экскурсия №1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

Тема 2. Механизмы эволюционного процесса (14ч). Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

^ Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и др.)». Лабораторная работа №3

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Экскурсия №2 . Изменчивость у животных (коллекции краеведческого музея)

Тема 3. Возникновение жизни на Земле (2ч). Гипотезы происхождения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 4. Развитие жизни на Земле (7ч). Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.
Тема 5. ^ Происхождение человека (10ч). Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода HOMO. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Тема 6. ^ Экосистемы (12ч). Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

^ Лабораторные работы: №4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

№5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

^ Практическая работа №1 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Экскурсия №3 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)»

Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы (3ч). Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. Эволюция биосферы. Роль живых организмов в биосфере.

Тема 8. ^ Влияние деятельности человека на биосферу (11ч). Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Общество и окружающая среда. Биологические основы охраны природы. Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Биологический мониторинг и биоиндификация. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

^ Практическая работа №2 «Решение экологических задач»

Практическая работа №3 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

11 КЛАСС
Тема 1. Химический состав клетки (9 ч). Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

^ Лабораторная работа №1 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы)»

Тема 2. Структура и функции клетки (8ч). Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. .Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.

^ Лабораторные работы: №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»;

№3 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»;

№4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Тема 3. ^ Обеспечение клеток энергией (6ч). Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

^ Лабораторная работа №5 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (8ч). Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК.
Генетический код. Биосинтез белков. ДНК – носитель наследственной информации, Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. Вирусы – неклеточные формы. Профилактика СПИДа.

Тема 5. ^ Размножение организмов (5ч). Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Тема 6^ . Индивидуальное развитие организмов (4ч). Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Тема 7. ^ Основные закономерности явлений наследственности (11ч). Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

^ Практическая работа №1 «Составление простейших схем скрещивания».

Практическая работа №2 по теме «Решение элементарных генетических задач»
Тема 8. ^ Закономерности изменчивости (8ч). Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

^ Лабораторная работа №6 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Тема 9. Генетика и селекция (9ч). Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека) Клонирование.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать, понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя; закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение; действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговор веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость№6 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу), процессы (половое и бесполое размножение); процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде; происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природе;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.


^ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»

(Москва, «Мир», 1993 год)

  1. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии» (М., «Просвещение», 1981 год)

  2. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» («Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  • по цитологии и генетике:

  1. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»

(Санкт - Петербург, СОТИС, 1998 год)

  1. Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)

  2. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)

  3. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)

  • по эволюции органического мира:

  1. Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)

  2. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)

  • по экологии:

  1. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»

(М., «Просвещение», 1981 год)
Интернет-материалы
1. http//schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat/ php? cid=12. Пермский шкрольный городской портал

2. http://www/gnpbu./web --resyrs/Estestv --nauki--2. htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам

3. Сайт учителя биологии

http://www.altavista.com — крупнейшая поисковая система «Altavista»,

http://www.mail.ru — бесплатная почтовая система.

http://www.ed.gov.ru — сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

http://www.rfli.ru — Российский гуманитарный научный фонд.

http://www.int-edu.ru — сайт Института новых технологий.

http://www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.

http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

http://www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.

http://www.rs 1.ru/r_frame. asp?h t tp:// orel.rsl.ru — открытая русская электронная библиотека OREL.

http://www.Iib.ru — библиотека Максима Мошкова.

http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека.

http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.

http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://. vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

http://www.referat.ru — сайт Московской коллекции рефератов.

http://www.maro.newmail.ru — сайт Международной ассоциации «Развивающее обучение» — МАРО (система Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова).

http://www.mccme.ru — сайт Московского центра непрерывного математического образования.

htpp://edu. 1september.ru Издательский дом «Первое сентября» htpp://festival.1september.ru. фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www. kinder, r u/defa ul t. htm

Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

http://www.ug.ru — сайт «Учительской газеты»

http://www.poisknews.ru — Интернет-газета научного сообщества «Поиск».

http://www.yspu.yar.ni:8100/vestmk/i adex.html — научно-методический журнал «Ярославский педагогический вестник».

http://www.edu.nsu.ru/-su/index. html - журнал «Сибирский учитель».

http://educatron.recom.ru — журнал «Образование и общество».

http://www. ves tnikne ws. ru/main/en ter /main.php — журнал «Вестник образования».

h ttp://www. viofio. ru/vio_site/default. htm — журнал «Вопросы Интернет-образования».

http://www. courier, com.ru — ежемесячный электронный журнал «Курьер образования».

http://www. s kazochki. narod. ru/index_ flash. lit ml — сайт «Детский мир». Детские песни, мульфильмы, загадки и др,

http://www.solnet.ee — детский портал «Солнышко».

http://www.solnet.ee/skazki — книга сказок.

http ://www. pspu. ас. ru/m irr ors/compu-ter-science/Project/index.html — игротека математического кружка Е.А. Дышинского.

http://w ww .vkids.km.ru/default.asp — сайт для детей и родителей «Virtual Kids».

http://www.library.thinkquest.org/27i 52/index.htra — сайт об оригами для детей и родителей.

http:// playroom.com.ru — детская игровая комната.

http://cd.vsem.ru — Интернет-магазин «Колибри».

http://www .ozon.ru — Интернет-магазин
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий,

необходимых для проведения уроков
^ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Гербарий к курсу основ общей биологии

Набор микропрепаратов по общей биологии

Модель ДНК
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ
^ 1. Приборы оптические
Микроскоп учебный УМ-301
2. Посуда и принадлежности для опытов
Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80

Зажим пробирочный ЗП

Колба коническая Кн-1-500-34

Колпак стеклянный с кнопкой и рантом

Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

Цилиндр измерительный 250 мл.

Чаша выпарительная ЧВП-1

Чаша коническая с обручем

Шпатель фарфоровый

Штатив лабораторный

Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП

3. Приспособления

Препаровальные инструменты:

Иглы препаровальные

Пинцет анатомический с насечкой

Ножницы с одним острым концом








  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconРабочая программа «обж», 10 класс учитель Гагунов С. А. г. Светлый...
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Обж 5-11 классы», «Просвещение», 2009 г., под редакцией...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconРабочая программа «Обществознание», 8 (а, б, в, г) класс учитель...
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconРабочая программа «История», 7 «а» класс учитель Гагунов С. А. г....
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconРабочая программа «История», 8 (а, б, в, г) класс учитель Коняхина...
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconРабочая программа «История», 6 (а,б,в) класс учитель Чух М. А. г....
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», «Просвещение»,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconРабочая программа «Алгебра и начала анализа», 10 класс учитель Запорожец...
Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа 10-11 классы» «Просвещение»,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconПояснительная записка рабочая программа по физике составлена на основе...
В. С. Данюшков, О. В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г. Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconРабочая программа по биологии 5 класс Пояснительная записка
Биология 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы «Биология....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы Биология. 10-11 классы М.: «Просвещение», 2007 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
«Человек» автора Н. И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов