Аудит




Скачать 329.16 Kb.
НазваниеАудит
страница1/2
Дата публикации10.06.2015
Размер329.16 Kb.
ТипЛекция
edushk.ru > Бухгалтерия > Лекция
  1   2
Ст. преподаватель Ковалева Нина Ивановна

АУДИТ


Лекция №1 от 12.02.01г.

Понятие и цели аудита. История его возникновения и становления”

  1. Сущность и ф-ции А в рын эк-ке.

  2. История возникновения и этапы развития А.

  3. А внутр и внешний.

  4. Становление А в России.

  5. Критерии классификации А.

  6. Основные виды аудиторских услуг.

Сущность и ф-ции А в рын эк-ке. В России понятие аудит введено в 1716г. Общим во всех определениях аудита является то, что основная суть аудита сводится к представлению обществу инф-ции о степени возможного доверия к той или иной б/отчетности орг-ции. Инф-ый риск – это вероятность того, что в финансовых отчетах, публикуемых компанией содержаться ложные и неточные сведения. Пользователи фин отчетов, принимая эк решения, полагаются на достоверность инф-ции. Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой инф-ции. В условиях рын эк-ки А выполняет 2 ф-ции: 1) поставщика достоверной фин инф-ции пользователям; 2) гаранта фин деят-ти орг-ции. Когда в случае фин потерь из-за исп-ния инф-ции, заверенной аудитором, но не достоверной, аудитор возмещает потери.

^ История возникновения и этапы развития А. История А началась в 14 в. Свое особое развитие А получил в 17-19вв. Аудит возник в Шотландии. Основной причиной развития А – разделение интересов собственника и управленцев. После кризисов возникла потребность населения в достоверной инф-ции о фирмах (общественная потребность). Появление А обусловлено тем, что в это время учетные книги стали приниматься судами в качестве вещественных доказательств. В 16 в. был введен правовой учет учетных книг во всех странах – был введен аудит. Бухгалтер-эксперт (Германия), дипломированный общественный аудитор (Германия), комиссар по счетам (Франция), присяжный бухгалтер.

I этап становления аудита. В конце 20-х гг. А заключался в проверке документации, подтверждающей записанные регистры учета фин-ден операции и правильные группировки этих операций в фин отчетах. Этот аудит получил название подтверждающего аудита. II этап: с 1949г. внешние (независимые) аудиторы стали больше уделять внимание внутр контроля. При эффективной системе внутр контроля вероятность ошибок незначительна, фин данные отчета являются полными. Аудит эфф-ти внутр контроля дает возможность проводить контроль в короткие сроки, с меньшими затратами. Данный аудит получил название системно-ориентированный. III этап: в настоящее время аудит ориентирован на риск. Прежде чем приступать к проверке аудиторы оценивают свой риск (наиболее подверженные риску возникновения ошибок статьи отчетности). Общий риск распределяется на определенные направления: неэфф-ти контроля, необнаружения (материальность, существенность). Аудит подтверждает инф-цию во всех ее существенных аспектах.
Лекция №2 от 19.02.01г.

^ А внутр и внешний. В соответствии с делением бух-рии на фин и производственную аудит м.б. подразделен на внешний и внутр, кот различаются и дополняют друг друга. Внутр аудит связан с работой производственной бух-рии. Внутр аудит – независимая деятельность в орг-ции по проверке и оценке ее работы в ее же интересах. Цель внутр аудита – помочь сотрудникам орг-ции эфф-но выполнять свои ф-ции. Внутр аудиторы представляют данные анализа и оценки и др необходимую инф-цию, являющуюся результатом проверок. Особенности внутр аудита: 1) проводится внутри орг-ции ее служащими; 2) организуется по желанию руководства орг-ции; 3) инф-ция, получаемая как результат внутр аудита предназначена для потребностей управленческого персонала; 4) затраты на содержание внутр аудита берет на себя сама фирма; 5) деят-ть внутр аудиторов аналогична деят-ти внешних аудиторов. Перечень услуг: проверка систем контроля; оценка эконом-ти и эфф-ти операций компании; проверка степени реализации программных целей.

Управленческий аудит – изучение хоз операций с целью разработки рекомендаций по эк и эфф-ному исп-нию ресурсов для достижения конечного результата и выработки политики орг-ции. Он должен давать возможность повышать прибыльность орг-ции, является частью внутр аудита.

^ Внешний (финансовый) аудит проводится для контроля за внешней (фин) бухгалтерией).



Критерии сравнения

Внутр аудит

Внешний аудит

1

заказчик

Руководство орг-ции

Банк, страх орг-ция, акционеры

6

Отчетность

Перед руководителем

Перед сторонними внешними группами пользователей

Сходства внутреннего и внешнего аудита: 1) методы проведения аудита; 2) инф-ция, данные.

^ Становление А в России. Аудит как понятие в РФ появился в 1988г., в сентябре 1987г – “Инаудит”. 1990г. – начали появляться совместные предприятия “Ernst & Jung”, 1993г. – временные правила аудиторской деят-ти.
Лекция №3 от 26.02.01г.

“Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним”.

См. Воронина “Основы б/у и аудита”.

^ Критерии классификации А. I. Аудит по стадии развития: 1) подтверждающий; 2) системно-ориентированный аудит; 3) аудит, базирующийся на риске. II. По характеру заказов: 1) обязательные аудиторские проверки; 2) добровольный аудит по решения эк субъекта, характера и масштаба проверки, исходя их договора. III. По сфере деят-ти субъекта: 1) общий аудит; 2) аудит п/п и их объединений независимо от орг-правовых форм и видов собственности, а также орг-ций и учреждений; 3) аудит страх орг-ций; 4) аудит бирж, фондов и инвестиционных институтов. IV. По объекту проверки: 1) внешний; 2) внутр. V. По периодичности проведения: 1) первоначальный, большой аудиторский риск, трудоемкость; 2) согласованный (повторяющийся).

Основные виды аудиторских услуг.
Тема №2 “Регулирование аудиторской деят-ти”

  1. Место аудита в системе фин контроля.

  2. Направления регулирования аудиторской деят-ти.

  3. Объекты обязательного аудита. Критерии обязательного А в РФ. Аудиторская проверка по поручению гос органов.

  4. Субъекты аудита. Требования к специалистам аудита. Стандарт образования аудитора. Аттестация и лицензирование. Ограничение на участие в аудиторской проверке. Основные формы предпринимательской деят-ти в аудите.


^ Место аудита в системе фин контроля. 1. Высший орган фин контроля: счетная палата, аппарат главного аудитора. Подчиненность парламенту или президенту. Назначение: общий контроль за расходной часть бюджета.

2. Налоговое ведомство –подчиненность правительству, Минфину Назначение: контроль за доходной частью бюджета.

3. Контрольно-ревизионные управления в министерствах и ведомствах. Назначение: детальный контроль за правильностью расходования бюджетных средств.

4. Независимый аудит, фин контроль (внешний аудит). Подчиненности нет. Назначение: проверка на договорных началах достоверности отч данных, законности совершаемых хоз операций и оказание консультационных услуг.

5. Отделы внутреннего аудита: подчиняются руководству фирмы, компании, банков, корпораций. Назначение: самоконтроль орг-ции за уровнем расходов, доходов, за уровнем рентабельности, выявлением резервов, соблюдением оптимального режима экономии.

^ Сходство аудита и различия аудита и ревизии. Ревизия – обследование деят-ти, является составной частью системы гос фин контроля. Назначение: устанавливает законность, достоверность, целесообразность и эк эфф-ть совершенных хоз операций. Задачи ревизии: 1) контроль за соблюдением гос фин дисциплины; 2) контроль за эк исп-нием гос средств; 3) контроль за сохранностью мат и ден ресурсов; 4) контроль за правильностью постановки б/у; 5) пресечение приписок и бесхозяйственности. Объекты ревизии: 1) гос органы и структуры; 2) пром и комм орг-ции, имеющие в УК долю гос п/п, орг-ций, учреждений, 3) финансируемых за счет бюджетных средств или гос субсидий; 4) общественные правительственных орг-ции и учреждения в отношении предприн структур и физ лиц в части уплаты налогов и осуществления деят-ти, регулируемой гос-вом.

Сходства аудита и ревизии: 1) могут проводится как внешним ревизором, так и внутр аудиторам или ревизором.2) при проведении аудита применяются спец методы документального и факт ревизионного контроля: экспертная оценка. 3) общая база для контроля: проверяемая документация.

Различия аудита и ревизии: 1) схема подчиненности при проведении ревизии – вертикальная. Аудит проводится на основе договора за счет средств проверяемой орг-ции – горизонтальная связь между эк субъектом и аудитором. 2) правовая основа аудита – гражданское право. Правовая основа ревизии – административное право. 3) аудит – проверка достоверности инф-ции, фин отчетов клиента, но и выработка рекомендаций по устранению, выявлению недостатков, тогда как ревизия – это отсутствие или наличие хищений со стороны работников и установление законности совершаемых операций. 4) аудиторской заключение и рекомендации по результатам проведения аудита. Результат ревизии – акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания и проверка выполнения этих указаний.

^ Направления регулирования аудиторской деят-ти. Гос-во – закон об аудите – комиссия об аудиторской деят-ти – гос регулирование – аудит и аттестат и лицензирование специалистов - рекомендации по проведению аудита – этические и профессиональные нормы – контроль за аудитом.

Регулирование аудита осуществляется по 3 направлениям: 1) гос регулирование; 2) гос-общественное регулирование; 3) регулирование на уровне аудиторской фирмы. Гос-во влияет на формы развития аудита, определяет его место и роль в эк-ке. Обязательному ежегодному аудиту подлежат банки, страх орг-ции и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные чековые фонды, фондовые компании, внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством России отчисления производственных юр и физ лицами, благотворительными и иными фондами, источниками образования средств кот являются добровольные отчисления юр и физ лиц.

Гос-общественное регулирование осуществляется с помощью единых нац стандартов аудита, кол должны однозначно приниматься всеми (в т.ч. судами). На уровне аудиторской фирмы – осуществляется с помощью правил и методик на основе нац стандартов, создаваемых специалистами фирмы.

^ Объекты обязательного аудита. Критерии обязательного А в РФ. Аудиторская проверка по поручению гос органов. Критерии по группам: ежегодного аудита: 1) организационно-правовая форма – ОАО не зависимо от числа акционеров. 2) по виду договоров: банки и др кредитные орг-ции, СК и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты. (инвестиционные, чековые фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источники средств кот - предусмотренные законом отчисления юр и физ лиц; благотворительные и иные некоммерческие фонды, источники образования средств кот – добровольные отчисления юр и физ лиц. 3) источники формирования УК: если есть иностранный капитал (любая доля). 4) финансовые показатели Д: за исключением полностью находящихся в гос и муниципальной собственности при наличии хотя бы 1 из покупателей: а) объем выручки превышает в 500 тыс раз МРОТ, б) сумма актива баланса на конец отч года в 200 тыс раз превышает МРОТ. Для опр-ния этих показателей МРОТ принимается в среднегодовом исчислении за отч год.

См. Временные правила аудита.

Субъекты аудита. Требования к специалистам аудита. Стандарт образования аудитора. Аттестация и лицензирование. Ограничение на участие в аудиторской проверке. Основные формы предпринимательской деят-ти в аудите. Квалифицированные экзамены проводятся в учебно-методических центрах. Требование к претендентам: 1) эк и юр высшее или среднее спец образование. 2) стаж работы – более 3-х лет из последних 5 в качестве аудитора, специалиста аудиторской фирмы, бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя п/п, преподавателя. Квалификационный аттестат выдается на 3 года и утрачивает силу, если аудитор не приступил к работе в течении 2 лет после получения. Аттестат м.б. продлен еще на 3 года по заявлению аудитора, если к нему жнет претензий и нет существенных изменений в законодательстве. Аудиторы обязаны ежегодно прослушивать 40 часов ЦАЛАК. Фирмы, осуществляющие аудит: индивидуальные предприниматели и в штате юр лица. Индивидуальный предприниматель должен иметь лицензию и зарегистрироваться в ГНИ. Юр лица не м.б. ОАО и должны иметь 51% УК аттестованный специалистов. Оценка качества работы аудитора: 1) наем сотрудников (уровень квалификации); 2) график работы (время проведения проверок); 3) рост квалификации сотрудников; 4) карьера.

Лекция №5 от 12.03.01г.

  1. Стандарты аудита.

  2. Основные принципы аудита. Этика аудита. Место стандартов в системе нормативного регулирования.

  3. Система международных стандартов.

  4. Аудиторские стандарты в РФ.

  5. Внутрифирменные стандарты.

  6. Основополагающие принципы аудита. Профессиональный кодекс этики и поведения.


Стандарты аудита. 1) Закон об “Аудиторской деят-ти” проект; 2) постановления; 3) стандарты; 4) внутрифирменные стандарты; 5) спец аудиторские положения. Помимо нормативного регулирования есть кодекс профессиональной этики.

^ Основные принципы аудита. Этика аудита. Место стандартов в системе нормативного регулирования. Стандарты – общие, единые, базовые правила, кот устанавливают единые требования при осуществлении аудита. Правила нужны пользователям и аудиторам. Цель стандартов: обеспечение аудиторов и пользователей единообразным пониманием принципов и целей аудита, прав и обязанностей участников аудита, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. Стандарты помогают аудитору для проверок и качественного оказания услуг, совершенствовать внутрифирменные стандарты. Стандарты пользователю: критерий качества аудита и надежности, уровень гарантий результатов аудиторской проверки. Однако 100% гарантии достоверности не дается. Наличие положительного заключения не ликвидирует полностью И риски. Стандарты регламентируют распределение ответственности между пользователем и аудитором. Судебные органы получают инструменты повышения качества и упрощения судебного разбирательства конфликтов.

^ Система международных стандартов. С развитием рынка интеграционный процессов в эк-ке разных стран и превращением аудиторских фирм в крупные международные компании возникла необходимость унификации аудита в международном масштабе. Разработчик - международный комитет по аудиторской практике при международной федерации бухгалтеров. Международные стандарты и руководство по аудиторской практике. Принципы международных стандартов аудита: 1) аудит должен проводиться лицом с профессиональной подготовкой и опытом работы. 2) объективность и независимость суждения аудитора. 3) в аудиторском заключении – мнение аудитора о достоверности б/отчетности или описание причин, по кот мнение не м.б. выражено.

^ Аудиторские стандарты в РФ. Созданы на основе международных. Стандартизация аудита в РФ – совершенствование проверок, исправление возможных нарушений, оптимизация возможных аудиторских рисков, уменьшение затрат времени на аудит. Все стандарты рассматриваются и утверждаются на заседании комиссии по аудиту при Президенте РФ. В настоящий момент принято 38 стандартов, 28 – аналогично международным. Российские стандарты: хар-ка сопутствующих аудиторских услуг; требования к внутренним стандартам аудита в орг-ции. Стандарты делятся на 3 группы: 1) общие правила – образование аудитора, письма- обязательства аудиторской орг-ции о согласии на проведение аудита. 2) рабочие – планирование, аудиторской доказательство. 3) правила составления отчета. Обязательно выполнять стандарты только при проведении обязательного аудита. При инициативном аудите и сопутствующих услугах – носят рекомендательный характер. Структура стандартов: 1) общие положения; 2) основные понятия и определения; 3) сущность стандарта; 4) практические приложения (если необходимо).

^ Характерные моменты: 1) если аудитор не м собрать всю необходимую существенную инф-цию, то он должен рассмотреть … о выдаче заключения, отличного от безусловного положительного. Заключения: безусловно положительные, условно положительные, отказ от выражения мнения, отрицательное, безусловно положительное при наличии серьезных сомнений о возможности осуществления деят-ти в течении 12 месяцев. 2) значительная часть правил в последних разделах регламентируют содержание аудиторского заключения. 3) нередко указывается необходимость отражения сложившейся ситуации в рабочей документации. 4) пункты, распределяющие ответственность между аудиторской фирмой и эк субъектом.

^ Внутрифирменные стандарты. Национальные стандарты – общий подход, масштаб проверки, виды отчетов, методология и осн принципы, но они не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры в процессе проверки. Внутрифирменные стандарты – конкретные действия, приемы, процедуры. Для повышения качества аудиторы должны разрабатывать внутрифирменные стандарты: содержание конкретных процедур, специфика работы фирмы, сбор и документирование доказательств, политика взаимоотношений с клиентами, внутр контроль, уровень образования и квалификации. Методика держится в секрете.

^ Основополагающие принципы аудита. Профессиональный кодекс этики и поведения. Стандарт “Цели и осн принципы, связанные с аудитом бух отчетности”.
Лекция №6 от 19.03.01г.

Порядок проведения аудиторской проверки.

  1. Основные этапы аудиторской проверки.

  2. Общие вопросы планирования. Основные стадии планирования.

  3. Предварительное планирование: а) решение о согласии начать или продолжать работу для клиента; б) сбор общих сведений о клиенте; в) письмо-обязательство и договор на проведение аудита.

  4. Структура плана и программа аудита.


^ Основные этапы аудиторской проверки. Аудиторская проверка состоит из определенных этапов: 1) планирование; 2) сбор аудиторских документов; 3) завершение аудита. На 1-ом этапе аудита предварительно знакомятся с клиентом, оформляют свои отношения с клиентом контрактом, рассчитывается уровень существенности предстоящей проверки, изучается и оценивается система б/у и внутреннего контроля, оцениваются аудиторские риски и готовится общий план и программа аудита.

На 2-ом основном этапе аудитор занимается сбором аудиторских доказательств с помощью аудиторских процедур. Аудиторские процедуры вкл-ют в себя: 1) тестирование средств контроля и аудиторской процедуры по существу, кот подразделяются на детальную проверку правильности отражения в б/у оборотов и сальдо по счетам и аналитической процедуры.

На 3-ьем этапе аудитор должен завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла, подготовить письменную информацию руководству проверяемого эк субъекта, сформировать по рез-там аудита свое мнение о достоверности б/у.

^ Общие вопросы планирования. Основные стадии планирования. Аудитор должен тщательно планировать свою деят-ть: это даст аудитору возможность получить достаточное кол-во свидетельств о положении дел клиента для сохранения репутации, поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит, позволит избежать недоразумений с клиентом. Каждая аудиторская проверка ограничена по времени и людскими ресурсами. Аудитору очень важно четко определить цель аудиторской проверки, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, применит эффективные аудиторские процедуры, собрать необход доказательства для формирования аудиторского заключения. Общие принципы планирования аудита регламентируются стандартом “Планирование аудита”. Планированию обычно уделяется большая доля времени, кот составляет около 25-30% общего затраченного времени на аудит.

^ Предварительное планирование: а) решение о согласии начать или продолжать работу для клиента;. На этом этапе должно быть принято решение о согласии начать или продолжать работу для клиента, собрать общие сведения о клиенте; осуществить подбор персонала, составить письменные обязательства. На этой стадии происходит знакомство потенциальных партнеров аудиторской орг-ции и ее потенциального клиента, обмен инф-цией, кот позволяет принять решение каждому участнику о возможности и целесообразности проведения аудита. Аудиторская фирма должна иметь аудиторские процедуры для опред-ия приемлемости клиента. При проработке таких процедур требуется: 1) соблюдение независимости аудиторской орг-ции, чтобы нейтрализовать давление на ауд орг-цию; 2) ауд орг-ция должна убедить в возможности проведения аудита; 3) позиции сторон должны совпадать. Аудитор должен оценить наличие в своей орг-ции необходимых и достаточных ресурсов; 4) аудитор должен оценить субъективные факторы, влияющие на его желание работать с данным клиентом: репутация клиента и его руководителей, легальность деятельности клиента, наличие судебных процедур и конфликтность ситуации, платежеспособность клиента. Ауд орг-ции следует принимать все меры для того, чтобы не брать на себя заведомо неисполнимые обязательства и не вступать в деловые отношения с партнерами, обнадеживающий сомнительной репутацией.

б) сбор общих сведений о клиенте; серьезность принимаемых решений требует изучения большого объема разнообразной инф-ции. Для адекватного проведения аудита правильной оценки событий, операций, используемых методов учета необходимо иметь четкое представление о деят-ти клиента. Работа с эк субъектом начинается со знакомством с бизнесом клиента, иметь представление о внешней среде клиента, отрасли клиента. Стандартом понимания деят-ти эк субъекта определен перечень осн факторов, влияющих на фин-хоз деят-ть эк субъекта на 6 групп: 1. Общехоз факторы; 2. Отраслевые факторы; 3. Индивидуальные факторы; 4. Факторы, связанные с особенностью эк деят-ти; 5. Финансовые факторы; 6. Нормативно-правовые факторы. Для получения данной инф-ции аудитор должен иметь доступ ко многим источникам. Аудитор должен ознакомиться со след документами: учредительные док-ты (протоколы заседания Совета директоров, собрания акционеров); документы, регламентирующие учетную политику (б/отчетность, стат отчетность); документы планирования деят-ти (сметы, планы, проекты); контракты, договора, соглашения; внутр отчеты аудиторов; внутрифирменные инструкции; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру. Сведения получаются из бесед с руководством, с исполнительным персоналом. На стадии предварительного планирования должны быть согласованы организационные поросы, касающиеся нормальных условий для работы. Все документы, беседы должны быть задокументирваны.

в) письмо-обязательство и договор на проведение аудита. В письме-обязательстве аудиторской орг-ции о согласии на проведение аудита (сущ-ет стандарт) должны быть указаны целом и объекты аудиторской проверки, рассмотрены обязательства аудит орг-ции и эк субъекта, проводятся ссылки на нормативные документы, на основании кот проводится аудит; отражаются форсы отчетности, условия оплаты, сведения о персональном составе группы, планируемые сроки проверки, ответственность аудиторов, хранение тайны. Клиент берет на себя обязательства и ответственность за полноту и достоверность проверяемой документации, предоставляет свободный доступ к первичным документам, обязан направить письма-запросы дебиторам и кредиторам.

При повторном аудите в отдельных случаях направляется письмо-обязательство: при изменениях в составе руководства и условиях проверки; при изменении профиля фирмы и масштабе ее деят-ти; при изменении законодательства РФ; при объяснении предмета своей деят-ти (вторично). По окончании проведения проверки составляется аудит заключение. Заказчик не может оценить качество выполняемой работы.

^ Структура плана и программа аудита. Общий план аудита: 1) описание бизнеса клиента; 2) описание системы б/у, внутр контроля, материалы экспресс- анализа отчетности; 3) определяется уровень существенности; 4) определение критических, важных участков аудита; 5) определение критериев по определению п.4: существование прав и обязанностей; определение методов, приемов, способов проверки; полнота, оценка, точность, представление и раскрытие; 6) рассмотрение организационных вопросов. в плане рассматривается также бюджет ауд проверки 0 то кол-во времени и затрат, кот необходимо для проверки, графики и сроки проведения А; реквизиты, контактные лица и телефоны. План согласовывается и подписывается. Этап планирования должен завершаться не только планом, но и программой ауд проверки. У каждой компании сущ-ет своя стандартная программа. Программа – это конкретные процедуры, кот аудитор должен выполнить в ходе ауд проверки, те процедуры, кот помогают собрать ауд доказательства (тесты, вопросник). Когда аудитор выходит на проверку, он должен знать, что он будет спрашивать.
Тема: Вопросы, вошедшие в план.
^ Уровень существенности. Цель аудита – формирование мнения о достоверности фин отчетности по всем существенным отношениям. Аудит в ходе проверки не должен устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязательно устанавливать достоверность во всех существенных отношениях (пример, товар на таможне – когда ставить на баланс, начислять налог , когда пришли документы, когда получили товар, когда товар растаможили) Сущ-ет стандарт “Существенность и аудиторский риск”. Уровень существенности применяется на всех этапах: планирование. Сбор, заключение. Если ошибки ниже этого уровня, то аудитор считает, что они не оказывают влияния на принятие решений со стороны пользователей. Если ошибка выше данного уровня, то она может повлиять на решение пользователя. Уровень существенности – предельное значение ошибки б/отчетности, начиная с кот ее квалифицированный пользователь с большей степенью вероятности делает неправильные выводы, принимает неправильные эк решения.

^ Цели формирования тенденции существенности: 1) облегчить аудитору процесс сбора инф-ции; 2) помочь аудитору решить, какое кол-во документов ему следует собрать. Если существенность – невысокая сумма, то ему надо накопить большее кол-во свидетельств, нежели если эта сумма больше. 3) свести к минимуму затраты на аудит; 4) оценка материалов собственных исследований. Что нашли сравнивают с уровнем существенности; 5) принимаются решения о содержании аудиторского заключения. Аудитор должен быть уверен, что измерил ошибки по всем счетам уровня существенности. Аудитор обязан принять во внимание 2 существенности: 1) качественная – не влияет на сумму (отсутствие лицензий у клиента или завышение к-л показателя); 2) количественные – устанавливаются (превосходят ли обнаруженные отклонения по отдельности и в сумме данный уровень существенности).

Аудитор может рассчитывать единый уровень существенности, может исп-ть набор разл значений уровня существенности, каждый из кот может исп-ся для оценки к-л определенной группы счетов б/у, статей баланса, показателей отчетности. Расчет уровня существенности опирается на некую расчетную базу, кот представляет собой наиболее важные показателя фин отчетности (величина ВП, валюта баланса, выручка от реализации, валовой доход, стоимость ОС). На практике аудиторы по разному решают вопросы определения уровня существенности. Во внимание принимаются разл факторы: абсол величина ошибки, относительное содержание статьи отчетности; нужно рассматривать неопределенность фин состояния клиента.

^ Процедура оценки материальности (существенности) можно разбить на 5 этапов: 1) рассчитывается и согласовывается с клиентом предельно допустимая сумма ошибки; 2) общая величина предельно допустимой ошибки распределяется между элементами внутри тестируемого объекта; 3) проверка учетных данных, направляемая на выявление ошибок; 4) суммирование ошибок; 5) сравнение суммы ошибок с уровнем существенности и принятие решения.
Лекция № 8 от 02.04.01г.

Аудиторские риски.

  1. Виды аудиторских рисков

  2. Модель аудиторского риска

  3. Приемлемый аудиторский риск

  4. Внутрихозяйственный риск

  5. Риск контроля

  6. Рисе необнаружения

  7. Связь между уровнем существенности и аудиторским риском


Виды аудиторских рисков. Аудиторский риск – риск неэффективной ауд проверки, риск того, что аудитор после проведения аудит проверки выдаст неверное ауд заключение. Методы оценки ауд риска: 1) оценочный интуитивный метод; 2) количественный расчетных метод (расчет разл факторных моделей ауд риска). Приемлемый аудит риск= внутрихоз риск* риск контроля* риск необнаружения. Приемлемый ауд риск – относ величина, отражающая суждения аудитора о том, что все ошибки фин отчетности не превышают уровень существенности. Внутрихоз риск – риск, характеризующий вероятность появления в отчетности в целом существенных ошибок до того, как они будут выявлены средствами системы внутр контроля клиентом. Это риск клиента. Риск средств контроля – вероятность того, что система внутр контроля проверяемого эк субъекта не позволит выявить существенные ошибки, возникшие в системе б/у компании. Это тоже риск клиента. Риск необнаружения устанавливает вероятность невыявления в процессе проверки существенных, значимых ошибок б/отчетности. Т.о. риск необнаружения – риск ауд компании. Аудитор должен оценить каждый из этих рисков. Сущ-ет 3 критерия определения: 1) высокий; 2) средний; 3) низкий.

^ Приемлемый ауд риск – субъективно установленный уровень риска, кот готов взять на себя аудитор и кот состоит в том, что в фин отчетности будут искажения уже после завершения аудита и предоставления ауд заключения. Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в достоверности фин отчетности и наоборот при 100% риске. Аудитор не может гарантировать, что в фин отчетности не сущ-ет несущественных ошибок. Сущ-ет прямая зависимость между между приемлемым ауд риском и риском необнаружения; и обратная между приемлемым риском и планируемым кол-вом подлежащих сбору средств. Самое важное – определить степень сложности предстоящей проверки и определить объем инф-ции, кот нужно проанализировать.

^ Внутрихоз риск – неподверженность фин отчетности существенным искажениям при допущении, что внутрихоз контроль отсутствует. Необходимо рассмотреть след факторы, кот образуют внутрихоз риски: 1) характер бизнеса клиента; 2) масштаб хоз операций; 3) характер хоз операций; 4) организационная структура; 5) честность администрации; 6) результаты предыдущего аудита; 7) отношения взаимосвязанных сторон.

Типичные ошибки в орг-циях: 1) наличие внешнего давления. Аудитор принимает во внимание: сложность учитываемых хоз операций; наличие хоз операцмй, бух оформление кот должно быть основано на полностью или частично на субъективном мнении исполнителя; наличие хоз операций, порядок правильного оформления кот неоднозначно трактуется действующим законодательством; наличие редких, нестандартных хоз операций для данной компании. На основании предварительного анализа нужно определить наиболее важный фактор.

^ Риск контроля. Необходимо оценить величину риска неэфф-ти системы внутр контроля в отношении каждого типа операций. Риск контроля – оценка эфф-ти системы внутрихоз контроля клиента с т.з. ее способности предотвращать ошибки. В этом случае рассматриваются отношения администрации к необходимости поддерживать адекватную систему внутр контроля, структуру системы внутр контроля, уровень профессионализма внутр аудиторов. Риск контроля обратно пропорционален риску необнаружения, тогда как между риском контроля и кол-вом подлежащих сбору свидетельств сущ-ет прямая зависимость. Если аудитор делает выбор, что система внутрихоз контроля эффективна, то уровень обнаружения может быть повышен, а кол-во свидетельств понижено.

^ Риск обнаружения – вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки ауд процедуры, не позволяют обнаружить реально сущ-ющие нарушения, имеющие существенный характер либо по отдельности, либо в совокупности.

^ Риск необнаружения явл-ся показателем качества работы аудиторов, он зависит от порядка проведения конкретной ауд процедуры и от таких факторов, как квалификация аудитора.


Лекция №9 от 09.04.01г.

^ Изучение и оценка систем б/у и внутреннего контроля в аудите.

Сущность внутреннего контроля и структура системы внутреннего контроля (СВК). Внутр контроль м.б. определен в качестве одной из ф-ций управления. Он представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки функционирования п/п в целях оценки обоснованности и эфф-ти принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия управленческих решений по устранению, снижению и управлению рисками, возникающими в ходе деятельности п/п.

Внутр контроль выступает как форма постоянной обратной связи между управляемым объектом и менеджером. Через СВК реализуются цели деятельности орг-ции. Внутр контроль – совокупность механизмов, кот внедряет руководство для регулирования деят-ти п/п.

Росс. стандарт: “Внутр контроль – совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством эк субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хоз деят-ти, кот в т.ч. включает организационные внутри … эк субъекта и его силами надзор и проверку: а) соблюдение требований законодательства; б) точности и полноты документации б/у; в) предотвращение ошибок и искажений; г) использование приказов и распоряжений; д) обеспечение сохранности имущества орг-ции.

Структура СВК (рос. Стандарт): 1) контролирующая среда; 2) надлежащая система б/у; 3) средства контроля. ^ Контролирующая среда – осведомленность и практические действия руководства эк субъекта, направленные на установление и поддержку СВК. Контролирующая среда: стиль и осн принципы орг-ции управления, организационная структура; распределение ответственности и полномочий; кадровая политика; порядок осущ-ния; порядок осуществления внутр управленческого учета и подготовка отчетности для внутр целей в соответствии хоз деят-ти требованиям действующего законодательства.

Система б/у: учетная политика и осн принципы ведения б/у; организационная структура подразделения ответственного бу/ (?); распределение обязанностей и полномочий; документооборот; формы и методы обобщения данных в регистрах б/у; порядок подготовки периодической б/отчетности; роль и место вычислительной техники в учете и подготовке отчетности; критические участки учета.

^ Средства контроля. Средства и процедуры контроля м.б. определены как специальные проверки, выполненные персоналом. Процедуры: арифметическая проверка правильности бух записей; проверка наличия разрешительных подписей; использование внешней инф-ции; исследование динамики эк показателей и др аналитические процедуры; проведение сверок расчетов с покупателями и поставщиками; проверка выполнения требований системы документооборота; проведение плановых и внезапных инвентаризаций; ограничение доступа сотрудников без санкций к активам.

СВК можно представить в виде совокупности человеческих ресурсов, процедур и систем.

Организационная структура

Процедуры контроля

Человеческие ресурсы

Системы

Организационная структура разрабатывается для улучшения таких инструментов контроля, как: разделение инструментов, ф-ций между сотрудниками и контроль руководства за работой подразделения. Процедуры – должностные инструменты, кот определяют задачи для конкретной службы и гарантируют долгосрочный эффект контроля. Человеческие ресурсы влияют на качество контроля посредством уровня компетенции и мотивации. Система б/у, информационная система, методики аудита дают технологии контроля, помогают упрощению обработки инф-ции и помогают выявить риски.

^ Формы внутр контроля: административная; финансовая; техническая (технологическая). Административный контроль – обеспечение проведения операции в соответствии с принятыми и закрепленными в документах правилами. Операции проводятся уполномоченными лицами. Финансовый контроль – обеспечивает проведение операции в соответствии с правилами совершения фин операций. Технический контроль – соблюдение технологий пр-ва прод-ции и совершение хоз операций в соответствии с требованиями нормативов.

Организованная СВК должна с достаточной степенью надежности как минимум удостоверять следующее: 1) доступ сотрудников к имуществу, ДС. Осуществление операций по счетам разрешается только в соответствии с оформленными полномочиями сотрудников. 2) операции отражены в учете в соответствии с законодательными и нормативными документами реально отражают состояние П и А орг-ции, обеспечивают составление отчетности. 3) данный учета и отчетности подтверждаются как с точки зрения их охвата, так и с позиции периодичности проверок на соответствие. При наличии отклонений принимаются необходимые действия, чтобы устранить их. 4) внешние и внутр риски определяются и оцениваются. На основе анализа рисков разрабатываются мероприятия по их снижению.
Лекция 10 от 16.04.01г.
Внутр контроль осущ-ся предварительно в текущем и последовательном порядке. Например, риски, обусловленные человеческим фактором. Могут возникнуть риски, вызываемые посредством некомпетентных действий сотрудников; риски, вызываемые превышением исполнительными должностными лицами установленных полномочий; риски, возникающие в результате несоблюдения установленных процедур проведения операций. Они могут проявляться в хищении ценностей, в проведении операций, связанных с нецелевым использованием средств, в недополучении доходов, в нерациональном использовании средств. Объекты контроля СВК – отдельные работники, их компетентность и мотивации при принятии решений.

^ Предварительный контроль должен быть направлен на подбор и расстановку кадров в соответствии с четкими критериями квалификационных и личностных характеристик сотрудников применительно к содержанию работы и объему ответственности.

^ Текущий контроль – это разработка систем, контролирующих соблюдение работниками установленных правил совершения операций и соблюдения должностных инструкций.

^ Последующий контроль направлен на оценку правильности обоснованности, корректности ведения работниками первичной документации, на оценку эфф-ти работы по выполнению поставленных задач, на оценку способности работников выявлять риски, добиваться их снижения в ходе деят-ти.

Операционные риски – риски, связанные с использованием технической базы: риск системной ошибки в ОС, риск потери данных, риск несвоевременной обработки инф-ции, риск умышленного искажения баз данных, риск непредвиденного выхода системы из строя из-за стихийных бедствий; квалификация и компетентность персонала, качество и надежность технических систем.

Внутр контроль распространяется на п/п всех форм собственности и всех орг-правовых форм. В крупных фирмах создаются спец подразделения внутр контроля. Руководители отдела внутр контроля должны подчиняться руководителю компании или общему собранию акционеров.
Самостоятельно:

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аудит iconАудиторская палата россии
Мы, зао «Симбирск-Аудит», в соответствии с договором №83\ао от 02. 07. 2010 г провели аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности...

Аудит iconПлан: Ведение Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами...
Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов

Аудит iconТ. Н. Кузьминова Сборник ситуационных задач по аудиту по дисциплине...
Кузьминова Т. Н. Сборник ситуационных задач по аудиту по дисциплине «Аудит» для студентов специальности 08. 01. 09 «Бухгалтерский...

Аудит iconРабочая программа наименование дисциплины «Профессиональный английский...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Экономика,...

Аудит iconПрограмма производственной практики по бухгалтер­скому учету представляет...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в котором проведение производ­ственной практики предусмотрено в течение четырех недель по завершении...

Аудит iconПрограмма учебной дисциплины «Кадровая политика и кадровый аудит в организации»
Программа учебной дисциплины «Кадровая политика и кадровый аудит в организации». Для магистров по направлению подготовки «Государственное...

Аудит iconСборник задач по бухгалтерскому финансовому учету для аудиторных...
Бухгалтерский финансовый учет является одной из важнейших базовых дисциплин специальности 08. 01. 09 «Бухгалтерский учет, анализ...

Аудит iconОдобрено учебно-методическим советом Экономического факультета контроль...
Учебно-методический комплекс «Контроль и ревизия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Аудит iconМетодические указания и задания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Аудит»
Кузьминова Т. Н. Методические указания и задания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Аудит». – М.: Рапс, 2007. – 79с

Аудит iconФакультета 14. 11. 05 протокол 1 Вопросы для комплексного экзамена...
Вопросы для комплексного экзамена по специальности 06. 05. 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов