Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям
страница1/44
Дата публикации19.04.2016
Размер7.47 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
edushk.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


Московский государственный индустриальный университет

__________________________________________________________
Факультет ПФиТФ

Кафедра: Физического воспитания и спорта
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
по направлениям: все направления
по специальностям: все специальности

СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Методические материалы для студентов по освоению теоретического курса

2.1.1. Тема 1.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготов- ке………………………………………………………………………………….51.

2.1.2. Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры……………86

2.1.3. Тема 3.Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура

в обеспечении здоровья………………………………………………………...120

2.1.4. Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной

деятельности. Средства физической культуры в регуляции работоспособности……………………………………………………………168

2.1.5. Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического

воспитания ………………………………………………………………………193

2.1.6. Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнени- ями………………………………………………………………………..……..214

2.1.7. Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических

упражнений………………………………………………………………………228

2.1.8. Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями…………..244

2.1.9. Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра

и специалиста………………………………………………………………………250

2.1.10. Примерные темы для рефератов …………………………………………….….262 2.1.11. Словарь основных терминов и персоналий (глоссарий) ………………………266

2.1.12. Иллюстративный материал по теоретическим занятиям ……………………...267 2.2. Методические материалы для студентов по освоению методико-

практического курса

2.2.1. Оценка собственной физической культуры личности ……………………..…268

2.2.2. Методика освоения жизненно важных двигательных навыков (ходьба, бег,

ходьба на лыжах, плавание) …………………………………………………….272

2.2.3. Методика определение и оценка собственного объема двигательной

активности………………………………………………………………………………....283 2.2.4.Методика определения и оценка функционального состояния сердечно-

сосудистой системы…………………………………………………………..……….....291

2.2.5.Методика определения и оценка физического здоровья…………………….….295

2.2.6. Методика определения и оценка физического здоровья ………………………308

2.2.7. Оценка и методика коррекции осанки и плоскостопия ………………………...313

2.2.8. Определение и оценка двигательных способностей человека …………………325

2.2.9. Оценка гибкости. Методика выполнения физических упражнений на растягивание…………………………………………………………………………..………363

2.2.10. Методика проведения занятий по развитию силы ………………..…………....346

2.2.11. Профилактика спортивного травматизма и оказание первой доврачебной помощи при занятиях физической культурой и спортом ……………………………..…351

2.2.12. Аэробика и ритмическая гимнастика. «Тысяча движений» по Н.М. Амосову…361.

2.2.13. Атлетическая гимнастика …………………………………………………………371

2.2.14. Дыхательная гимнастика. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой…………………………………………………………………………......376

2.2.15. Методика самоконтроля работоспособности, усталости и утомления при занятиях физической культурой и спортом ……………………………………………...…381

2.2.16. Методика проведения утренней, производственной и вводной гимнастики ….388

^ 2.3. Методические материалы для студентов по контрольному разделу программы

2.3.1. Контрольные вопросы для оценки текущих знаний студентов ……………….…385

2.3.2. Контрольные вопросы для сдачи теоретического зачета по дисциплине ………401

2.3.3.Примерная тематика рефератов для получения итоговой аттестации по дисциплине студентам освобожденным от практических занятий по состоянию здоровья……….411

2.3.4.Варианты тестовых контрольных заданий, контрольных работ и других мероприятий текущего контроля успеваемости ………………………………………………..…415

2.3.5. Методические материалы для студентов «Вопросы и ответы» по дисциплине

«Физическая культура» …………………………………………………………..
^ 2.4. Учебные пособия по дисциплине в письменном и электронном виде

2.4.1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации (Авторы: Трунин В.В., Кораблева Е.Н.).

2.4.2. Основы здорового образа и стиля жизни человека (Авторы: Кораблева Е.Н., Трунин В.В.)

2.4.3. Анатомия и физиология двигательной деятельности (Авторы: Трунин В.В., Кораблева Е.Н.)
^ 2.5. Дополнительные программы по дисциплине

      1. Программа для специального медицинского отделения …………….

      2. Программы для спортивных отделений ………………………………


Аннотация

Учебное пособие посвящено вопросам постановки и организации физического воспитания в вузе, естественно-научным основам физического воспитания, общефизической, спортивной подготовке, основам здорового образа жизни, врачебному контролю и самоконтролю, основам методики для самостоятельных занятий спортом, а также массажа и самомассажа.

Лекции включают основные понятия, терминологию, содержание, контрольные вопросы и краткие ответы по темам лекций.

Материалы лекций, контрольные нормативы и учебная программа могут использоваться для организации и вне учебных занятии но физическому воспитанию для успешной подготовке к зачетам.

^ 1.2. Содержание программы

1.2.1. Разделы курса

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

— физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

— социально-биологические основы физической культуры;

— основы здорового образа и стиля жизни;

— оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

— теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

— практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

— контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые дополняют базовый компонент учебной программы и не нарушают действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.
^ 1.8.Методические указания для студентов

Для проведения практических занятий в начале каждого учебного года студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется с учетом здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности и интересов студентов.

^ В основное учебное отделение зачисляются студенты без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при хорошем или удовлетворительном физическом развитии и физической подготовленности. Численность учебной группы основного отделения составляет 12-15 человек.

В подготовительное учебное отделение зачисляются студенты имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья и/или слабое физическое развитие и физическую подготовленность.

^ В специальное медицинское отделение зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания. Учебные занятия в этом отделении комплектуются с учетом характера заболеваний. Численность учебной группы составляет 8-10 человек. На специальное медицинское отделение в течение учебного года могут быть переведены студенты из других отделений в связи с заболеваниями или прочими объективными причинами.

^ В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной квалификации не ниже третьего разряда, обладающие хорошим физическим развитием и подготовленностью, имеющие желание углубленно заниматься спортом. В спортивном учебном отделении занятия проводятся 3-4 раза в неделю в зависимости от уровня их подготовленности. Учебные спортивные группы формируются с учетом пола, физической и спортивно-технической подготовленности студентов. Наполняемость учебных групп спортивного отделения зависит от уровня спортивной квалификации студентов, численный состав в группах 2 и 3 разрядов составляет 12-15 человек, 1 разряда 8-10 человек, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта 6-8 человек.

На учебно-тренировочных занятиях, базирующихся на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки, студенты должны освоить учебный материал программы и суметь проявить соответствующие знания и умения.

Студенты должны знать о направленности занятий физической культурой, об обеспечении необходимой двигательной активности, достижении и поддержании оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретении личного опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей, об освоении жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.

Они должны уметь использовать средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, включать специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы в режим учебной деятельности.

По заданию преподавателя студенты выполняют контрольные задания по разработке комплексов упражнений, предусматривающих совершенствование ранее изученного материала и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.

В соответствии с графиком контрольных мероприятий студенты должны выполнять контрольные нормативы, контрольные задания, в конце семестра сдавать зачетные требования и получить зачет.

^ Последовательность действий студента по изучению дис­циплины

Дисциплина "Физическая культура" является базовой гуманитарной дисциплиной в сфере высшего про­фессионального образования.

Курс строится на новых концептуально-мировоззренческих установках, связанных с пониманием физической культуры как явления духовно-физического. Это обуславливает его большую теоретическую и практическую значимость для студентов.

В силу важности материала курса, изучение дисциплины «Физическая культура» строится в определенной последовательности, где все темы логиче­ски связаны между собой и обуславливают одна другую. В связи с этим для эффективности усвоения материала курса студент обязан:

      • посещать все теоретические и практические занятия;

      • систематически вести конспекты лекций и практических занятий;

  • регулярно прорабатывать (как в рамках учебного процесса, так и само­стоятельно) рекомендованную литературу по каждой теме;

  • принимать участие во всех формах и видах рубежного и текущего контролей.

^ Рекомендации по использованию материалов УМК

Для общего представления содержания и сущности дисциплины «Физическая культура» студенту целесообразно ознакомиться с материалами учебно-методического комплекса:

  • рабочей программой дисциплины, ибо она дает наиболее полное пред­ставление об объеме часов, основном содержании и видам контроля по материалам данного курса;

  • методическими рекомендациями для студентов по изучению дисципли­ны, помогающими наиболее рационально подойти к освоению программного материала курса;

  • учебно-методическими материалами (УММ) по видам занятий: теоретические, практические занятия, зачетные требования, словарь терминов и персоналий, тестовыми материалами для контроля качества усвоения материала и т.п., конкретизи­рующих требования к студентам и освоению содержания курса.

В процессе прохождения материала курса студенту целесообразно много­кратно (повторно) обращаться к различным разделам содержания УМК, где особенно важными являются:

  • материалы конспектов лекций;

  • требования к зачету;

  • материалы методико-практических занятий;

  • словарь терминов и персоналий;

  • контрольные вопросы по каждой теме учебной программы;

  • тестовые материалы для контроля качества усвоения знаний.

Рекомендации по работе с литературой

Для эффективной работы с рекомендуемой литературой по соответст­вующей теме дисциплины «Физическая культура» студенту необходимо:

  • предварительно ознакомиться с содержанием соответствующей темы
    теоретического занятия в конспекте;

  • составить список литературы (как основной, так и дополнительной), рекомендованной студентам для самостоятельного изучения по соответствующим темам курса (взя­той либо из лекционного материала, либо из раздела УММ в УМК);

  • определить для изучения наиболее информативные литературные ис­точники (по рекомендации преподавателя или по собственному желанию);

  • в выбранных литературных источниках, с целью создания общего впечатления о них, целесообразно ознакомиться с их выходными данными: автор, год издания, оглавление и т.п.;

  • при работе с конкретно выбранным литературным источником тщательно изучить его основополагающие положения (путем многократного их про­чтения, осмысливания и т.п.);

  • законспектировать наиболее важные содержательные аспекты данного
    литературного источника по соответствующей теме лекции, делая ссылки на него - автор, год издания, страница;

  • проверить усвоение содержания материала данной темы лекции и лите­ратурных источников путем моделирования ответов на контрольные вопросы,
    рекомендованные для усвоения материала (самоконтроль студентов);

  • проявлять творческую активность в изучении и дополнительных литера­турных источников для прочности получаемых знаний, а также получения навыков самостоятельной работы.

^ Рекомендации по подготовке к зачету

Успешная подготовка к зачету по дисциплине «Физическая культура» возможна при условии:

      • регулярного посещения теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

  • ведения конспектов с записью основного содержательного материала
    теоретических и методико-практических занятий;

  • систематической (еженедельной) проработки материала конспектов
    теоретических и методико-практических занятий;

  • изучения литературы по каждой теме
    курса «Физическая культура»;

  • предварительного (не менее чем за 2-3 недели до зачета) ознакомления в
    УМК с объемными требованиями (вопросами к зачету) по дисциплине;

  • тщательной проработки и осмысления конкретных вопросов к зачету в
    последние 2-3 дня до его сдачи (на основе материала конспектов теоретических и методико-практических занятий и рекомендуемой литературы);

  • выполнения контрольных нормативов физической подготовленности на учебно-тренировочных занятиях за одну-две недели до принятия преподавателем контрольных нормативов.

  • выполнения всех видов текущего контроля знаний и уровня физической подготовленности в семестре, где студент должен иметь оценку не ниже удовлетворительно.


^ 2.1.1. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и...
Учебно-методический комплекс «Банковское дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс содержит требования к обязательному...
Кузьмин, А. Г. Арбитражный процесс: учебно-методический комплекс / А. Г. Кузьмин, И. П. Пушкарев. – Челябинск: Издательский центр...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины стандарта «Литературоведение», которая изучается студентами очного...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной...

Учебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по направлениям : все направления по специальностям iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в...
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов