Тема: Понятие «культура»




Скачать 119.66 Kb.
НазваниеТема: Понятие «культура»
Дата публикации22.04.2016
Размер119.66 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Культура > Документы
Культура

ТЕМА: Понятие «культура»

Существуют сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов различных ученых это понятие можно определить следующим образом.


^ Совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории



Творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности

^ Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности

В узком смысле слова

Культура (от лат. сultura - возделывание, обработка)

В широком смысле слова


Различают материальную и духовную культуру.


Культура



Духовная культура Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Материальная культура Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.


Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т. д.; а материальная культура развивается благодаря духовному прогрессу.

В основе культуры лежит творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются умения, развиваются творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. И все таки приобретаемые человеком свойства и качества тоже становятся элементами культуры.


Культура




Внутренняя

Достояние и богатство человека: умения, творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление и др.

Внешняя

Созданные человеческими руками неодушевленные вещи


Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры.

^ Пути приобщения человека к ценностям культуры



Престижное присвоение культурных ценностей, которые служат только цели возвысить человека в чьих-то глазах

Постижение мира в его сложности и красоте: путь самостоятельного усвоения культуры, проникновения в ее смысл




^ Культурный человек



Человек, обладающий культурой: художественной, нравственной, правовой, политической и др.



Воспитанный человек

Образованный человек не ограничивается узкими рамками специальных знаний, ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков



Культура поведения




Культура общения




Культура чувств



Культура сознания

Культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубокая человечность.
^ ТЕМА: Духовная жизнь общества


Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению и передачи духовных ценностей




Виды

Мораль

Наука

Искусство

Религия

Сам человек как существо духовное

Духовные общественные связи индивидов

Идеи, теории, образы, убеж -дения, знания

Духовные потребности

Объективная нужда людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности

Духовная деятельность (духовное производство)

Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей, осуществляемые специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

Духовные блага (ценности)

Структура


Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

^ ТЕМА: Образование, самообразование

Образование – результат усвоения систематизированных знаний , умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.


Обучение в учебных заведениях

^ Пути получения образования
Цель образования – приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляция и сохранение культурного наследия.


Самообразование – знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц

Образование в семье (при наличии соответствующих условий)


Наиболее полно образование как социальная ценность реализуется в странах вступивших в постиндустриальную стадию своего развития. Образование стало значительным фактором совершенствования их экономики и общественной жизни в целом.

Воспроизводит рабочую силу различной квалификации

Формирует свободную личность


Образование
Является одним из основных каналов социальных

перемещений: например, рабочий, получивший высшее

образование, переходит в ряды интеллигенции

Способствует освоению людьми новых поколений

знаний, навыков, традиций, социально-культурного

опыта, необходимых для их вступления в жизнь


^ Основные элементы системы образования в России


Дошкольное образование




Общее образование (начальное, основное, среднее)




Профессиональное образование (начальное, среднее, высшее)




Дополнительное образование

Ясли,

детские

сады




Начальные, основные, средние школы, гимназии, лицеи




ПТУ, училища, лицеи, , колледжи, техникумы институты, академии, университеты




Дома творчества юных, институты повышения квалификации, курсы и т. д.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства обусловливают общие тенденции в развитии образования.

Общие тенденции в развитии образования


Тенденция

Ее сущность

Гуманизация образования

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

Гуманитаризация образования

Повышение роли социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний

Интернационализация процесса образования

Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем

Компьютериазция процесса образования

Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

^ ТЕМА: Искусство, его виды, место в жизни человека


Искусство вид человеческой деятельности, представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах



Виды искусств



Цирк

Театр

Архитектура (зодчество)

Театр



Цирк

Изобра – зитель - ное искусство

Живопись



Декоративно-прикладное искусство

Скульптура



Предмет искусства – человек, его отношение с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях

Эстрада

Музыка

Фотоискусство

Литература

Графика

Кино

Балет

Телевизионное творчество


Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов.

Художественный образ рожденное воображением человека, который творчески работает в какой-либо области искусства (живописца, поэта, писателя и т. д.), выражение его мыслей и чувств, вызванных индивидуальным восприятием действительности.

Художественные образы, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

С помощью художественного образа происходит процесс художественного обогащения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Чем ярче, ощутимее выступают эти признаки, тем значительнее сила воздействия художественного образа.

Искусство обладает спецификой.

Большая роль в процессе творчества воображения и фантазии художника, поэта, писателя и т. д.

Является образным и наглядным

Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.)

^ Специфика искусства


Украшает мир
Воспроизводит в художественных образах все, что интересно человеку в жизни

Искусство
Раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброту, достоинства личности
Осмысливает и преобразовывает жизнь, познает ее
Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности

^ ТЕМА: Наука в современном обществе


Наука — одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека



Достоверность

полученных

результатов

Обоснованность утверждений

Системность исследований

Характерные черты

Цель — получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира

Особый язык (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и др.)

Методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и др.)

Научные учреждения (Российская академия наук, научные центры, государственные институты, наукограды и др.)

Специальное образование (телескопы, лабораторные установки, подводные лодки, космические станции и др.)

Ученых с их знаниями, способностями и опытом

Включает


Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.


Научные знания — знания, добытые наукой

^ Система последовательных действий

Эксперимент

Внедрение в практику

Наблюдение

Выдвижение гипотезы (научного предположения)


Наука подразделяется на следующие отрасли знания.


^ Системы наук



Технические науки — науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах

Естественные науки — науки, изучающие природу



Общественные науки — науки, изучающие общество


Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.
Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение

Наука
Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению (например, использование научных исследований для разработки планов и программ социального и экономического развития)
Выполняет непосредственную функцию производительной силы общества

Наука играет большую роль в развитии научно-технического прогресса, способствует преобразованию природы и общественной жизни.


Использовать компьютерную технику и программы нового поколения (в частности, Интернет) в изучении сложных социальных и экономических процессов

Разработать качественно новые источники энергии, сделать управляемой ядерную реакцию

Основные направления, технологии которые наука должна создать в ближайшем будущем

Продлить жизнь человека и обеспечить население продуктами питания с помощью генной инженерии и достижений медицины

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Понятие «культура» icon1. Культура и духовная жизнь общества
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие общество; составьте 2 предложения, раскрывающие это понятие

Тема: Понятие «культура» iconИнформационная культура – понятие, сущность, структура
...

Тема: Понятие «культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура» по...
Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготов- ке

Тема: Понятие «культура» iconТема 12. Культура средневекового мира
Культура Средневековья это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма более общего типа культуры, выделенного...

Тема: Понятие «культура» iconРешение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как...
Гендина Н. И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности (2002)

Тема: Понятие «культура» iconКорпоративная культура. Стратегии и способы её формирования
Люди, ответственные за разработку и внедрение корпоративной культуры, часто имеют о ней ограниченное представление. Неоспоримо, что...

Тема: Понятие «культура» iconПрограмма курса Введение Тема Общая характеристика гражданского права...
Понятие гражданского права. Предмет гражданского права. Понятие "имущество", "имущественные отношения". Основные принципы гражданского...

Тема: Понятие «культура» iconПланы семинарских занятий для студентов дневного, мэф и вечернего...
Понятие финансов в материальном смысле и как общественных отношений. Их особенности и функции

Тема: Понятие «культура» iconТема Информатизация общества, понятие информации и системы управления 3
Тема Структура автоматизированных информационных технологий и систем управления 15

Тема: Понятие «культура» iconЧто означает понятие «физическая культура»?
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов