Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А.




Скачать 115.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А.
Дата публикации06.06.2015
Размер115.75 Kb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрена»

Руководитель МО
Л.Н. Морозова
Протокол № ___ от

«____»_________2014 г.


«Согласована»

Заместитель директора

школы по УВР

МОУ «Дмитриевская СОШ»
_______Е.В. Кисленко
«____»____________2014 г.


Рассмотрена
на заседании

педагогического совета.

Протокол № ___ от

«__» ____________ 2014 г

«Утверждена»

Директор

МОУ «Дмитриевская СОШ»
__________А.И. Бабынин
Приказ № ___ от

«___»__________2014 г.



^ Рабочая программа элективного курса

«Основы риторики. Мысль и слово»

среднего общего образования

2014 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 - 11 классов составлена на основе авторской программы А.К. Михальской (М.: «Дрофа», 2011 г.) и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004 г.)

^ Цель рабочей программы: предоставление учащимся общеобразовательного учебного заведения современного риторического образования.

Цели:

а) получение учащимися основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, об условиях успеха или неудачи;

б) освоение ими методов и способов работы над своей речью, принципами речевого поведения в различных ситуациях общения;

в) формирование у учащихся понимания реальности и важности национально-культурных различий речевого поведения, владения основными способами улучшения взаимопонимания при межкультурных контактах.

^ Задачи данной программы в области формирования системы знаний, умений следующие:

- приобщение к истории отечественной риторической культуры, включение в русло отечественной речевой традиции каждого как самостоятельной и самоценной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;

- овладение основными элементами речевого мастерства как искусства гармонизирующего диалога.

Курс современной риторики даёт возможность учащимся средней школы осознанно овладеть как культурой слова, так и культурой мысли об избранном предмете. Если в курсе словесности учащиеся в процессе анализа отправляются от готового текста, то в курсе риторики им представляется возможность познания основных законов порождения словесных произведений, отвечающих существенным требованиям риторического образца, и возможность приобретения соответствующих умений и навыков. При этом знания, полученные в лингвистическом и литературоведческом циклах средней ступени образования, не только систематизируются, но и, что особенно важно, актуализируются.

В условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования в рабочей программе выделены часы на развитие речи.

^ Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: Русский язык: Риторика. Учебник 10-11 класс. (под ред. А.К. Михальской., М.: «Дрофа», 2011г.).

Рабочая программа отводит на изучение элективного курса «Современная литература» в 10 классе 34 часов (1 час в неделю), 11 классе 34 часа (1 час в неделю).

^ Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков являются устные выступления, деловые беседы, публичные выступления.
^ II. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать/понимать:

- о значимости риторики в современном обществе;

- о роли науки о красноречии в разрешении проблем общественного и личностного развития;

- о связи риторики со смежными дисциплинами;

- о монологическом и диалогическом дискурсе;

- этапы развития риторики как науки;

- значение этоса, логоса и пафоса как основных категорий риторики;

- компоненты риторической ситуации и типы ситуаций речевого взаимодействия;

- законы современной риторики;

- пути достижения и совершенствования риторического мастерства.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;

- реализовать данную стратегию в дискурсе;

- анализировать, контролировать и совершенствовать своё речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;

- навык использования системы этапов речи-мысли об объекте, представленной в риторическом каноне;

- основные навыки речи (оратория) – публичного выступления: навыки оценки аудитории, самоконтроля на протяжении речи, свободного владения самим собой и собственным словом и пр.;

- основные навыки ведения беседы – навыки оценки ситуации речи и собеседника, нахождения речевого контакта и поддержание его на протяжении общения, быстроты реакции на реплику собеседника и пр.

- основные навыки активного слушания.

^ III.Учебно-тематический план




п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

1

2

3

1

Введение

2

2

^ История и особенности русского речевого идеала

10

3

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

22

4

^ Мастерство беседы

18

5

Основы риторики делового общения

16


^ 3. Содержание программы учебного курса

«Основы риторики. Мысль и слово» (68 ч.)

Введение

Риторика как территория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частичные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей и предназначения личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и стоки современной риторики.

Раздел I

История и особенности русского речевого идеала

1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала – исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического идеала, принятого в этой культуре.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

2. Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ. Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эристического) диалога.

Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине»), уравновешенность («годность», «фругалитас» Цицерона).

3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная Проповедь); «Лествица» св. Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения.

Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности русской культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

Раздел II

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определение. Категории монолога и диалога и формы речевого общения.

2. Оратория: мастерство публичного выступления:

1) Принципы подготовки к публичной речи

2) Законны эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

3) Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

4)Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

5) Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории . Способы предварительной оценки аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

6) Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и ее частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечении и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое – жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т.д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

7) Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

8) Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приемы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приемы работы над звуковой стороной своей речи.

9) Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование ее принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов («частей») речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

10)Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приемы импровизированной речи.

11) Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: а) «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структуры и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм; б) риторика остроумия: юмор, ирония, намек, парадокс, их функции в публичной речи.

12) Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

^ Раздел III

Мастерство беседы

1.Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия и тактика. Типы беседы и соотношение речевых ролей собеседников.

2.Архитектура беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роль. Истоки нарушений понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.

3. Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторическая категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые традиции.

4.Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибка и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих . Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

5.Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.
^ РАЗДЕЛ IV

Основы риторики делового общения

1.Риторика делового общения: её предмет и задачи как одной из частных риторик; значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения. Его важнейшие формы.

2.Деловая беседа. Определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы, цели и речевое поведение собеседников; стратегия и тактика деловой беседы. Структура и типы деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.

3. Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.

^ V. Формы и средства контроля

Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает : сочинения-рассуждения.

Распределение практических работ по полугодиям в 10 классе.




1 полугодие

2 полугодие

Сочинение-рассуждение




1

Распределение практических работ по полугодиям в 11 классе.




1 полугодие

2 полугодие

Сочинение-рассуждение

1

1


^ VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Программа: А.К.Михальская. Основы риторики. Мысль и слово. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Учебник: А.К.Михальская. Основы риторики: мысль и слово. 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2011

История литературы Древней Руси http://ppf.asf.ru/drl/

Вомперский В.П. Риторики в России 17-18 вв. – М., 1988

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусствр. – М., 1980

^ Мицич Предраг. Как проводить деловые беседы. – М., 1983

Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

Мир слова русского http://www.rusword.com.ua/rus/index.php

Стихи.ру http://www.stihi.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по курсу «География. Материки и океаны»
Рабочая программа по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких...

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по геогафии для 9
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по геогафии для 6
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по геогафии для 10
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы для среднего /полного/ общего...

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по геогафии для 11
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной Программы для среднего /полного/ общего...

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе авторской...
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе авторской программы курса «Обществознание для 6-7 классов общеобразовательных...

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 11 класса составлена на основе авторской программы по литературе С. А. Зинина,...

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа среднего общего образования по элективному курсу...
Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы (Автор-составитель Н. В....

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа по курсу «однкнр» для 5 классов на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе

Рабочая программа по элективному курсу «Основы риторики. Мысль и слово» для 10 11 классов составлена на основе авторской программы А. iconРабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы...
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов