Что такое форсировка?




Скачать 96.33 Kb.
НазваниеЧто такое форсировка?
Дата публикации27.05.2016
Размер96.33 Kb.
ТипВопрос
edushk.ru > Культура > Вопрос
ЧТО ТАКОЕ ФОРСИРОВКА?

Что такое форсировка немецкой культуры? Если мы разберемся в этом явлении, мы придем к любопытным выводам.

В немецкой культуре мы видим двойную форсировку:

внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форсировка заклю­чается в том, что, питая мечты о всемирном владычест­ве и в то же время находясь посреди культурных наций, которые быстрым темпом “прогрессируют” и развива­ются, Германия принуждена проникаться особым лозун­гом: не только не отставать от соседей, но и во что бы то ни стало их обгонять. Как говорит остроумно Вяч. Ива­нов, немцы над всем европейским хотели бы поставить марку: йЬег *. В этом напряжении, напряжении до над­рыва, есть глубокая внутренняя опасность. Немцы как бы забыли, что в высших областях жизни духа работа и напряжение человеческой воли есть только одно из ус­ловий созидания, что без вдохновения, без озарения, без даров свыше, без гениальности совершенно невозможно производить подлинные хг/цлата els aei **.

Есть дарования, которые появляются раз в столетия. Есть гении, которые приходят на землю однажды в тыся­челетия. Вы можете сколько угодно напрягать человечес­кую волю, тужиться и потеть, и все же вы не напишете хорошего стихотворения, если вы не поэт. Форсируйте сколько угодно мелкие поэтические дарования, и все же раздуть их до размеров Гете или Шиллера, а тем более Данта или Платона невозможно, немыслимо. Есть же внутренний предел работе и “вымогательству”. Современ­ные немцы совершенно забыли, что Достоевского или Чехова так же не выдумаешь, так же не высосешь из пальца, как в Гамбурге не сделаешь луны. Вершины на­циональных культур находятся в сфере благодатной сво­боды, ибо дух, истинб ”т дух, в коем подлинно новые откровения, дышит где хочет, и машиной, организацией,

^ Меч и крест. Что такое форсировка? 355

университетами, учеными обществами его нельзя “выну­дить”, нельзя захватить насильственно. То, что есть в смысле подлинной гениальности в нации,—то и есть:

нельзя сделать так, чтобы истинно сущего не быдо, но нельзя сделать, смастерить истинно сущее из мких-ни-будь суррогатов.

Никакая форсировка не может повысить уровень ге­ниальности в нации. Я даже думаю, что обратно: фор­сировка неизбежно влечет понижение в падение, ибо ге' ниальность—свобода, форсировка же—не свобода. В немецкой культуре XIX века мы замечаем ускорение любопытного сальеризма. Когда живой поток творчества иссякает и начинает бить в других странах, Германия в нервическом возбуждении не хочет признать соверишв-шегося факта, не хочет благоговейно склониться перед явлением гения в чужом народе. Снедаемая отсутствием высшего бескорыстия, она напрягается изо всех сил, что­бы создавать суррогаты гениальности, шумом “работь?” заглушить духовное превосходство других наций, и, если можно, убить в них их высшее, что возникло в них по Божьему дару, своими машинными, методологическим?^, вымученными созданиями. Так повторяется в мировых масштабах пушкинская история Моцарта к Сальери, Ко-геном или Риккертом они пытаются убить явление Вл. Со­ловьева, Гауптманом заслоняются от Достоевского, а нич­тожным Зудерманом—от Толстого и Чехова*. Немец­кий Сальери на все способен, кроме откровенного и сер­дечного признания, что он со своей работой, со своим по­том и напряжением затмевается, внутренко и духовно первыми гениальными манифестациями новой, возраста­ющей силы.

по как ни завистлив и душевно слеп ^альери, он все же не может не чувствовать, что Духа Святого не купишь ни за какую “работу”, что симония в духовных планах фактически невозможна, и потому внутреннюю форсиров-ку он все более и более сочетает с форсировкой внеш­нею, которая дает ему возможность если не господство­вать в самом деле, то хоть утешаться иллюзией кони­ческого” первенства и внешним образом удерживать в своих руках подольше н побольше какие-то общие вож­жи в стремительном беге европейского развития.

356 В. Ф. Эрн

Форсировка внешняя есть не что иное, как перенесе­ние центра тяжести с качества на количество. Что не уда­ется делать “мытьем”, то пытаются наверстать “катань­ем”. Если немцы не могут больше первенствовать в пер­воклассных созданиях духа—и это становится им очевидно,—то, чтобы спасти честь VaterlancTa, они, во-первых, окружают самих себя китайской стеною второ­классного культурного производства и загораживаются ею от высшего питания своего национального духа новы­ми прозрениями и новыми достижениями своих соседей;

во-вторых, в гордом порыве во что бы то ни стало “учить”, подым.ать других, а не себя, непременно духовно экспор­тировать, а не импортировать, они закидывают из-за ки­тайской стены все страны света третьесортными, чисто немецкими продукциями, созданными лихорадочным воз­буждением больной воли, которая варится в своем соб­ственном соку и с каждым десятилетием всё больше и больше отъединяется от мира, все более и более оскуде­вает чертами Бесчеловечности и, так сказать, внутренне все более и более провинциализируется. И тут наблюда­ется удивительный парадокс: в то время как культурное немецкое коммивояжерство захватывает все страны све­та и рейсы всяких “Северных Ллойдов” *, говоря симво­лически, покрывают густой сетью все моря и океаны зем­ного шара,— в это время внутренне германская культу­ра суживается] до каких-то невероятных мелких разме­ров и забирается в истинно немецкие щели, явно лишен­ные какого бы то ни было общечеловеческого значения.

У нас в полуобразованных кругах общества, а также среди “ученой” молодежи распространено изумление пе­ред мощной динамикой; всестороннего немецкого произ­водства. Во многих русских душах вы чувствуете застыв­ший испуг перед этим. непрерывным потоком книг, ката­логов, изданий, философских “пере-систем”, культурных новинок, krawattenhalter'ов **, зажигалок, электричес­ких фонарей и всяких патентованных средств. Вот она, сфера, где Н. А. Бердяев мог с большей удачей исследо­вать “вечно бабье в русской душе” ***. Тут действитель­но залежи русского рабства, и эти залежи так глубоки. что даже война, даже потрясение всего мира не может изгладить магического испуга перед германской культу­рой и закрыть застывшие в изумлении рты русских ее hoch-почитателей.

Под феноменологическою оболочкою мнимых богатств современная германская культура таит великую духов-

^ Меч и крест. Что такое форсировка? 357

ную скудость и нищету. В первоклассном, в гениальном — даже в области культуры, а не в общей жизни духа— со второй четверти XIX столетия Россия решительно на­чинает преобладать над Германией. В России расцвет литературы и глубочайшей художественной мысли дости­гает всечеловеческих вершин в Достоевском и Толстом. Явление Достоевского—совершенно новое? в истории ми­рового сознания, звучащее откровением для всех куль­тур мира, а не для одной Германии,— ничего равного не находит себе в европейской современности. Обильно и гениально зацветает русская музыка, скульптура, живо­пись, поэзия и философия, с могучей и первоначальною природностью в духе и благодати.

Форсированная немецкая культура в чудесный и, не­смотря на всю свою роскошь, молодой сад русской куль­туры врывалась в последние десятилетия перед войной буйным и насильственным бурьяном. У бурьяна могучая “биологичность”.! Динамика захвата и удушения в нем грандиозна, невероятна. И если бы в истории господст­вовала одна плоть и одна материя—судьба русского са­да и русского культурного плодоношения была бы пред­решена. Через несколько десятилетий мы превратились бы в “навоз” того обширного “скотоводного дела”, кото­рое раскинула бы на всю Европу и Азию Германия. Но Вышний Садовник не позволил бурьяну заглушить и нежные всходы русской культуры. Очевидно, миру нуж­ны еще новые расцветы и благоуханное новое творчество. Зазвенели серпы и мотыги, и немецкий бурьян стал гу­стыми рядами валиться, освобождая насильно захвачен­ную почву.

Ill

У каждого народа есть внутренний ритм своей жиз­ни. Все заимствования и все научения от других нацио­нальных культур идут во благо ему, если находятся в гармонии с этим ритмом или претворяются им. Но как только начинается насильственная прививка или форси­рованный ввоз—в жизни народа обнаруживаются рас­стройства. Различие ритмов, насильственно соединяемых, вызывает мучительные перебои. Эти перебои могут при­водить к тяжелой трагедии. Дело Петра Великого было настоящим разрывом старорусского ритма жизни. И сто­летие понадобилось для того, чтобы организм русского

358 В. Ф. Зри

народа выработал новые национальные ткани, которые и закрыли место хирургической операции, произведен­ной Петром. Древние греки с великим искусством умели по-саоему ритмизировать все ввозимое к ним. Они мгно­венно претворяли в свое и орнамент, и архитектурную форму, и линию, и мелодию, и музыкальный инструмент, \\ болезнь культурного раздвоения и перебои оставались им почти неизвестны.

Если бы рядом с Россией находилась страна с орга­нически развивающейся культурою, Россия легко справ­лялась бы с культурным ввозом из этой страны. Высокая духовная культура Германии XVIII столетия и самого начала XIX столетия без всякой форсировки, естествен­но и свободно проникавшая в Россию, не могла создать никакого перебоя. Ритмы были разные, но зато и выбор был свободный и творческий, пресуществлявший получа­емое. Баратынский, восхищаясь Гете, оставался самосто­ятельным поэтом. Жуковский, даже переводя Шиллера, сообщил ему особую, русскую мелодичность. Хомяков жадно глотал “логику” Гегеля и в то же время философ­ствовал глубоко по-русски. Какая-то нотка шиллеров-ского пафоса вошла навеки в душу Достоевского—рус­ского из русских,— и кто же уследит судьбу этого ма­ленького внушения в море его творческих идей и созда°

НИИ?

Форсировка, начавшаяся с того момента, как стало иссякать подлинное творчество в немецкой культуре, со­вершенно меняет все дело. Она обращается не к высшим представителям русской мысли и русского художествен­ного гения, а к огромным количествам средних русских людей, к интеллигентным массам, которые неспособны ничего претворять, ибо не одарены творческим духом. Эти массы совершенно механически поглощали немецкие культурные внушения, которые стали их подстерегать буквально на каждом шагу и со всех сторон; раздува­лись от прочитанных немецких книг, не перерабатывая их, “фаршировались” маленькими немецкими идеями и сами в свою очередь становились автоматами-передат­чиками полученных внушений, мыслившими не своими мыслями, говорившими не своими словами. Параллельно с превращением России в экономическую колонию Гер­мании шел crescendo * процесс германизирования всего умственного и духовного обихода среднего русского “про­свещенного” человека. Перед войною насыщенность ^культурными^ внушениями германизма дошла до пре-

Меч и крест. Что такое форсировка? 359

дела, и те, кто были более чуткими, чувствовали в воз­духе приближение страшной грозы.

Русская духовная стихия незаметно, постепенно и си­стематически вытеснялась из всей совокупности русской жизни. Ей приходилось все отступать и отступать, усту­пать один уголок русской жизни за другим, и наконец дело дошло до точки. Русской духовной стихии прихо­дилось выбирать между каким-то грандиозным отпором и собственною смертью. Перебой двух ритмов, до поляр­ности не схожих, стал чудовищным, невыносимым. Акку­муляция электричества, сгущение грозовых туч, готовых разразиться страшнейшим потрясением, рождались есте­ственно из этого напряженного положения дел.

Когда Австрия объявила войну Сербии, в воздухе уже вспыхивали молнии. Достаточно было Германии обна­жить свой меч, чтобы все накопившиеся энергии разрази­лись ураганом всероссийского подъема, и перед крова­вым кайзером встала новая Россия, единая, уверенная в своем призвании, с светлым решением или умереть, или свое дело, всеславянское, всечеловеческое, отстоять до конца.

Так форсировка немецкой культуры, принеся много бедствий и унижений России, в виде “кармы”* за свое насильничество и за то, что посягнула на духовную суть России,— против всякой воли своей, исподволь приготовила духовный отпор и восстание против себя; когда Германия захотела пожать плоды своих долгих “культур­ных” трудов и мечом своим дать coup de grace ** уже ранее “мирно завоеванной” стране—в России мощно проснулась ее духовная сущность и перед немцами вдруг вместо веселого пира и грабежа встала грозная и неумолимая их судьба.

558 Примечания

^ ЧТО ТАКОЕ ФОРСИРОВКА? Впервые: Утро России. 1915. 10 февраля (№ 40). С. 2.

С. 354 *0ber (нем.)—здесь: более высокое положение, превос­ходство.

Примечания 559

**Ктт]^шта eig aei (др.-греч.) — вечные ценности. С. 355 *Гауптман Герхард (1862—1946) — немецкий писатель,

глава немецкой натуральной школы; Нобелевский лауреат 1912 г.

^ Зудерман Герман (1857—1928)—немецкий писатель, представитель

натуральной школы.

С. 356 *Междунарюдная судоходная компания, контролируемая

в начале XX в. Германией.

**Krawattenhalter (нем.) —заколка для галстука.

***Речь идет о .статье Н. А. Бердяева “О вечно бабьем в русской душе” (Биржевые ведомости. 1915. Утренний вып.— 14, 15 января (№ 14610, 14612). С. 2. Вошла в книгу Бердяева “Судьба России”. М, 1918).

С. 358 *Crescendo (итал.) — увеличивая.

С. 359 *Карма (санскр., букв.: действие, обязанность, деятель­ность)—одно из основных понятий индийской религиозно-философ­ской мысли, обозначающее “закон возмездия” за совокупность злых и добрых дел каждого человека, определяющий судьбу его в после­дующих перевоплощениях.

**Coup de grace (фр.) — “удар милосердия”, добивающий повер­женного рыцаря.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое форсировка? iconРазговор на берегу
Что такое сад – понятно каждому. Что такое гидро – известно тоже: вода. Но вместе – гидросад?!

Что такое форсировка? iconУроки 31 42
Удачные (а таких большинство) вы прочитаете в журнале. Но для того чтобы вы смогли сегодня поработать критиками, оценить то, что...

Что такое форсировка? iconАлексей Лосев Сaмое самo Лосев
Однако что же такое сущность вещей? Что такое вещь, именно сама вещь, то в вещи, что не сводимо ни на что другое, ни на какую другую...

Что такое форсировка? iconЧто такое литература?
Что такое литература? Слова/Пер с фр.; Худ обл. М. В. Драко. — Мн.: Ооо «Попурри», 1999. — 448 с

Что такое форсировка? iconЧто такое логика?
Что такое содержание и форма мышления? Почему логика часто называется формальной логикой?

Что такое форсировка? iconЧто такое хорошо и что такое плохо ?
Оказалось что физика, этика и история, будучи «деконструированы» постмодернизмом, теряют видимость объективности,находя опору только...

Что такое форсировка? iconЧто такое стратегическое управление?
Что такое системный подход к стратегическому управлению? Почему об организации можно говорить как о системе? Какие основные подсистемы...

Что такое форсировка? iconЧто такое инфляция?
В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борятся, ее боятся....

Что такое форсировка? iconРеальность происходящего
Да и что такое Правда? Газета – вот самое реальное, самое понятное объяснение. А то, что там всегда была ложь – это, наверно, для...

Что такое форсировка? iconНаиль Мухарямов Опубликовано в журнале Ab Imperio №3-4, 2000 г
Ответ на вопросы “что такое национализм?” и “что такое либерализм?” всегда будет очень широко варьироваться и от эпохи к эпохе, и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница