Практическая работа 17-18. Тема. Изучение




Скачать 100.72 Kb.
НазваниеПрактическая работа 17-18. Тема. Изучение
Дата публикации08.06.2016
Размер100.72 Kb.
ТипПрактическая работа
edushk.ru > Культура > Практическая работа
Практическая работа 17-18.

Тема. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».2 ч

«Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.2 ч

Цель. Усвоение 2 учебных задач:

1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».

2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.

^ Приобретаемая компетентность: самостоятельность мышления, умение ставить и решать задачи.

Литература.

История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И.

Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.

^ Самостоятельная работа (дома, для некоторых групп). Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.

Проблема работы.

«МОСКВА, 25 сентября 2012 года. /Корр.ИТАР-ТАСС Вероника Романенкова/. Президент России Владимир Путин высказался за ужесточение наказания за вождение автомобиля в пьяном виде. "Придется ужесточать законодательство", - заявил сегодня глава государства, комментируя субботний случай, когда пьяный водитель убил 7 человек в Москве.
Путин обратил внимание на заявление водителя: "Я делаю всегда все, что хочу". "Ворота свободы открылись, и мы начали считать, что дозволено все, границы свободы, обязанностей размыты", - подчеркнул Путин. По его мнению, данная трагедия это не только проблема низкого общего культурного уровня. "За некоторые вещи нужно карать, по-другому не получается", - убежден глава государства.

Президент назвал виновника субботнего ДТП "преступником и убийцей". В качестве примера он привел "благообразные страны, где очень жестко относятся к тем, кто совершает такие действия". "Если этого не делать, такие трагедии будут происходить повсеместно", - отметил глава государства.

"Нужна работа нас всех более серьезная в плане повышения культурного уровня, может быть, мы все в этом виноваты", - отметил Путин. По его словам, "мы должны делать гораздо более тонкую, основательную работу по повышению культурного уровня".
Таким образом президент отреагировал на выступление кинорежиссера Карена Шахназарова, который признался, что у него "не идет из головы" субботняя история с наездом пьяного водителя на людей. Шахназаров не исключает, что этой аварии не случилось бы, если бы культурный уровень водителя был бы более высоким. "Может быть водитель бы ходил в Исакиевский собор, может быть это бы помогло", - сказал он.»

Задания для студентов.

  1. Определите по тексту 1 основные характеристики массовой культуры. Почему такие разные изображения в тексте объединены под термином «массовая культура»?

  2. Создайте небольшой видеоролик, посвященный определению термина «Массовая культура».

  3. Проблема, которую предстоит решить: выживет ли в условиях нашествия массовой культуры культура национальная? Рассмотрим эту проблему на примере национальных культур Карелии. Для этого создадим презентации по темам (выбрать одну):



  1. «Национальная культура вепсов, ее достижения и проблема ее сохранения»

  2. «Национальная культура карел, ее значение и проблема ее сохранения»

  3. «Национальная культура финно-язычного населения Карелии и проблема ее сохранения»

  4. «Проблемы сохранения культуры финно-угорского мира»

  5. «Молодежные православные организации Карелии»

  6. «Заонежье – центр традиционной русской культуры в Карелии. Проблема сохранения культурного наследия Заонежья»

  7. Сохранится ли заонежский говор?

  8. «Существует ли в России целенаправленная государственная культурная политика и нужна ли она?»

  9. «Культурная политика администрации г. Петрозаводска»

  10. «Карелия – поликультурный регион. Культура диаспор»

  11. «Национальные районы Карелии: что сделано для сохранения и развития национальной культуры»

  12. «Утраченные объекты культурного наследия Карелии»

  13. «Этнографический туризм в Карелии: массовая культура или сохранение традиции?»

  14. «Православие и православные организации в Карелии как хранители культурной традиции»

  15. «Северная Европа: опыт сохранения и развития национальной культуры».

Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете– это работа-исследование.

Текст 1

Россия – многонациональная и многоконфессиональная (неизвестные термины можно найти в Интернете) страна. В течение долгого времени ее культура формировалась на основе развития национальных культур населяющих ее народов, с разной степенью взаимовлияния. Подобно большинству стран Запада, в настоящее время Россия столкнулась с проблемой сохранения исторического культурного наследия в условиях нашествия такого глобального явления как масскульт, или массовая культура.

^ Массовая культура – явление глобализирующегося мира.

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.

         Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: работа и досуг. В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены, прежде всего, для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

http://artpages.org.ua/images/pict/worhol/popart.jpg

         Использование в производстве новых технологий, расширение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература.

         Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию.

^ Основные особенности массовой культуры.

         Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

         В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пиаф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.

http://img.liveinternet.ru/images/attach/3/8417/8417944_7086261_6158060_9.jpg

Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

         ^ Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.

         ^ Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

http://shkolazhizni.ru/img/content/i5/5025_or.jpg

         ^ Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.  

    

         Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов - профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.

         Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта". К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее. Иногда массовую культуру называют «пещерным искусством 20 века».

http://muscal.ru/uploads/posts/2010-09/1283942977_screenshot-383.jpg

Массовая культура всеохватна. Она навязывается извне СМИ, Интернетом, назойливой рекламой. Она унифицирует человека, стирает его индивидуальность и национальность. Во многих странах мира с этим явлением пытаются вести борьбу.

  Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.

   Вообще, культура (от лат . cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
http://www.novayagazeta.spb.ru/images/2005_42/13.jpg
Из определения словосочетания «массовая культура» следует, что:
1. развитая инфраструктура и доступность средств массовой информации - предпосылки возникновения массовой культуры как явления.

2. смысловой диапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений, нежели культура вообще.

3. ориентир на массы, а значит и общедоступность массовой культуры ведет к достаточно низкому уровню массовой культуры, как культуры.
http://www.rulez-t.info/uploads/posts/2008-01/16/dali_11.jpg

     Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».
Многие люди говорят, что массовая культура оказывает отрицательное влияние на общество, подрывает его моральное и нравственное здоровье. Кто-то считает, что массовая культура помогает людям отдохнуть и развлечься. 

  …Ее вкусы и идеалы меняются с огромной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории и претендует на то, чтобы быть народным искусством.

   Но, всё же массовая культура, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду. Она очень часто противостоит национальной, истинной, «высокой» культуре, и в довольно агрессивной форме».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconТема: Практическая работа 4
Получить водород в лабораторных условиях, провести его реакцию с оксидом меди (11), изучить горение водорода на воздухе

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconПрактическая работа Тема рока: «Берегите почву»
Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconПрограмма межпредметного ориентационного элективного курса
Практическая работа №1 Тема: “Предмет изучения стилистики и культуры речи. Стили речи”

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconПрактическая работа №3 Тема : Файловая система
Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать в нём свою визитную карточку (фамилию, имя, класс, адрес, телефоны)

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconПрактическая работа 4 Обществознание 10 класс Тема: Политическая сфера общества
А человек, продавец фруктов, в год выборов ему исполнилось 18 лет, он получил возможность участвовать в выборах. Что поменялось в...

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconНазвание инновационного продукта Земля в иллюминаторе 1
Практическая работа № Работа с программой GoogleEarth. Знакомство с космическими снимками 1

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconУрок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни»
Вопросы урока. Понятие, функции и показатели здоровья. Индивидуальное здоровье человека. Общественное здоровье Составляющие здорового...

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconКалендарно-тематический план по информатике и икт для 10 класса №
Введение. Структура информатики. Практическая работа «Работа в среде операционной системы Microsoft Windows»

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconПрактическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа)
«Модель» обязан итальянскому слову "образец", "то, с чём сравнивают. В литературе под моделью понимается любая система, мысленно...

Практическая работа 17-18. Тема. Изучение iconПрактическая работа
Объяснение зависимости распределения крупных форм рельефа от строения земной коры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов