Уроки 31 42




НазваниеУроки 31 42
страница1/5
Дата публикации21.05.2015
Размер0.71 Mb.
ТипУрок
edushk.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4   5



Уроки 31 - 42

Урок 31. Сочинения-потешки

Обсуждение сочинений



У. Сегодня обсудим сочиненные вами потешки. Удачные (а таких большинство) вы прочитаете в журнале. Но для того чтобы вы смогли сегодня поработать критиками, оценить то, что у вас получилось, прежде всего надо вспомнить, что такое потешка. Что же это такое? (Учитель открывает схему потешки в Классной книге, дети – в тетрадях.)

Д. Это такой жанр устного народного творчества. Их сочиняли для маленьких детей.

У. А зачем их сочиняли? Какова задача этого жанра?

^ Д. Весело учить малыша жестам, навыкам.

У. И движениям. И даже воспитывать аккуратность, трудолюбие, послушание («Маму, дочка, слушайся»). Но чтобы оценить, получилась ли у автора потешка, достаточно ли помнить только задачу жанра или надо еще что-то знать?

^ Д. Надо, чтобы и все уровни формы потешки помогали решать эту задачу.

Дети вместе с учителем «прочитывают» схему жанра.

У. Думаю, что теперь вы готовы критически отнестись к тому, что сочинили. Начнем с двух произведений разных авторов. Для оценки можно пользоваться схемой.
(1) (2)

Сидел Ваня у ворот, Ваня, Ваня-простота,

Широко разинув рот. Купил лошадь без хвоста.

И никто не разберет: Сел задом наперед

Где ворота, а где рот. И поехал в огород.

В огороде пусто -

Не выросла капуста.

^ Саша. Это интересные потешки.

Маня. А я знаю такие потешки. Были такие потешки.

У. Как же нам быть? Вы, конечно, знаете, что устное народное творчество передается из уст в уста, поэтому возможны варианты известных потешек. Вы даже читали четыре потешки про сороку. Но там каждый следующий автор вносил что-то свое, новое. А если вы уже именно этот вариант знаете, то можно ли говорить, что те дети, которые принесли эти потешки как свои, побыли авторами, что-нибудь сами сочинили?

^ Д. Нет, они только переписали то, что всем известно.

У. Да. Они никакой авторской работы не выполнили, ничего к народной потешке не добавили. Так что мы можем только сказать им спасибо за то, что они напомнили нам известные потешки. А от имени тех, кто это слышит впервые, мы можем сказать даже большое спасибо: они узнали новые для себя интересные произведения. А действительно ли это потешки?

Д.

^ Итог обсуждения. Первый текст - не потешка, а частушка, которая поется, а не рассказывается маленьким детям. Второй текст - потешка. Если дети не выявят в этой потешке связи слов с жестом, то учитель подсказывает, что в ней возможен игровой жест: ребенка сажают на колени и подбрасывают.

У. Заканчивая обсуждение первых двух текстов, хочу подчеркнуть, что вас все-таки просили поработать самостоятельно, попытаться что-то сочинить. И если вы этого не сделали, то давайте на будущее договоримся, что, принося в класс чужие произведения, вы будете указывать их настоящих авторов. Бывает, конечно, что сочинить свое трудно, но вы же еще не волшебники, вы только учитесь. Ничего страшного не случится, если получится не очень хорошо, но постараться, попробовать необходимо.
Примечание. Случаи плагиата возможны и в будущем. Мотивы таких поступков у маленьких детей самые разные. Важно, чтобы учитель старался в таких ситуациях не возбудить негодование класса и не обидеть ребенка, выдающего чужое произведение за свое собственное.
У. Теперь послушайте потешки Рафика (3), Иры (4) и Тани (5).
(3)

Наш Ванюша маленький,

А какой удаленький -

Встал на ножки и пошел,

И конфеточку нашел.
(4)

Маша наша маленька,

Машенька удаленька,

Топни, Маша, ноженькой,

Хлопни, Маша, ручкой.

Вот какая Маша,

Маша-неваляша!
(5)

Топни, Маша, ноженькой,

Пройди по дороженьке.

Потом кашку скушай,

Да сказку слушай.
^ У. Понравились вам эти потешки?

Д. Понравились. Но тут тоже есть строчки и слова, которые все знают из других потешек.

У. Некоторые строчки взяты из потешки про Катеньку. А остальное?

Д. Остальное они придумали сами.

У. Удачно они придумали? Посмотрите на схему и попробуйте с ее помощью оценить. Решена ли задача жанра? Есть ли картина жизни, связанная с жестами, действиями героев? Повторы слов? Есть ли слова-команды жестам и прочее?

Дети обосновывают свои оценки.

У. Значит, и Рафик, и Ира, и Таня вложили в то, что они сочинили, свой авторский труд, хотя и отталкивались от потешек, которые сочинил народ. Вот у них и получилось, как в настоящем народном творчестве. Мы ведь с вами - тоже народ. И можем войти в ту цепочку авторов, которые от поколения к поколению, «из уст в уста» передают произведения, естественно, что-то меняя.

Но каждое произведение когда-то возникает впервые, имеет первого автора, который, может быть, и не все удачно придумал, но зато был первым. Ему было труднее, чем всем тем, кто сочинял после: легче менять что-то в произведении, которое уже кто-то сочинил. А каково самому первому!

Теперь послушайте потешку Данилы и подумайте, использовал ли он на какие-то потешки, сочиненные до него, или всю ее целиком сочинил сам?
Маленький зайка Кто не спит,

Скачет по дорожке: Кто не ест,

Скок, скок, скок, скок, На того наскочу,

Скок, скок, скок, скок. Наскочу, наскочу.

Скок!
Д. Первая часть похожа на народную потешку «Маленькие ножки / бежали по дорожке: топ, топ…». Но здесь другой герой - зайка, и жест другой - зайка не топает, а скачет. А вторая половина похожа на потешку про козу, но коза говорит: «забодаю», а у Данилы заяц говорит: «наскочу».

У. Данила сделал еще один шаг к тому, чтобы стать первым автором: он не берет строчки из других потешек, как это сделали Ира, Рафик и Таня, а сочиняет свою. Но сочиняет не без влияния известных ему потешек. А вот потешка Мани.
- Козочка, козочка, где была?

- У бабушки, у бабушки.

- Козочка, козочка, с кем играла?

- С детками, с детками.

- Бабушка какая?

- Добренькая.

- Детки какие?

- Веселенькие.

Поиграли-поиграли,

По домам разошлись!
^ Д. Похожее что-то было в других потешках. И про бабушек было, и про деток было. Даже есть такой ход - разговор - в других потешках.

У. Маня использовала известные приемы, известных героев. Но в целом-то что-либо подобное мы встречали?

Д. Нет.

У. Маня - молодец. У нее получилась настоящая потешка. Когда вы работали над схемой жанра, разбирали разные потешки, то видели, что в них было много общего: и герои, и способы построения, и особые слова. В этом-то и состоит особенность народного творчества: оно основано на традиции - сохраняет общее, всем известное, это общее переходит из произведения в произведение. Вот теперь вы от каждой книжки ждете чего-нибудь новенького, а раньше, наоборот, ценили не только новое, но и старое, радовались, испытывали удовольствие от того, что узнавали давно знакомое. Кстати, вспомните, так все маленькие дети поступают: вечно просят взрослых перечитывать книжки, которые сами уже почти наизусть выучили. Детям тоже хочется еще и еще раз встретиться с любимой книгой, с ее героями. Вот и Маня, как настоящий народный автор, работает в традиции, сохраняет известное, но так использует традицию, что получается нечто новое. А что получилось у Наташи?
Котик-мурлышка, Ты мышонка поймай,

Пробежала мышка, Снова Машу укачай.

Разбудила Машу, Наступил вечерний час.

Девочку нашу. Маша спать будет у нас.
^ Дима. Эта потешка целиком Наташина, потому что она не берет строчек из других потешек.

Алеша. И у нее почти нет слов, которые во многих потешках встречаются.

^ Рафик. Картину она тоже пытается нарисовать свою, новую: котик должен поймать мышонка, который разбудил Машу.

Гриша. Я не понял, какой жест в этой потешке.

Оля. Поиграть - ловить мышонка.

^ Тата. Нет, убаюкать, укачать.

У. Спросим Наташу. Ты какой жест имела в виду?

Наташа. Не знаю, я не подумала.

У. Ну что ж, мы за тебя подумали. Теперь оцените потешку Максима.
Щегол, щеголенок, Он на почту пошел,

Острый носок, Шесть писем нашел:

Черный глазок, Пять отправил,

Синий хвосток. Одно оставил.

Зачем не отправлял?

Зачем оставлял?
^ Д. Это совсем новая потешка: новая картина жизни, герой совсем новый для потешки. И случай, которого в старину быть не могло: на почту пошел.

У. Видите, как в фольклоре автор может по-разному работать. Он может оттолкнуться от уже известной ему потешки и изменить в ней какую-то часть. Он может включить в свою потешку отдельные слова и выражения, уже ставшие привычными, традиционными. Он может из двух потешек сделать одну новую, изменив кое-что. А может взять только самые общие законы жанра, а все остальное сделать совсем по-своему.

Но когда мы имеем дело с авторской литературой, с творчеством конкретного известного нам поэта или писателя, тогда мы не имеем права брать за основу его произведение и что-то там менять. И это даже называется особенным словом - плагиат - и оценивается почти как воровство.

Есть среди ваших потешек и еще много интересных, очень забавных, но не всегда понятно, какие жесты имели в виду их авторы, и имели ли они в виду жесты вообще. Давайте попробуем выяснить это. Вот потешка Димы.
Шел козел на торжок.

Там купил он рожок.

Дунул в первый раз -

И услышал весь Кавказ.

Во второй -

Весь шар земной.
^ У. Какой жест или жесты имел в виду Дима?

Д. Дуть в трубочку.

У. А что имел в виду автор, какой жест?

Дима. Свистеть.

У. Понятно. А в потешке Дины какой жест?
- Киска, киска, - Ах, нигде я не была,

Где была? Разболелась голова!

Киска, киска, Мяу-мяу-тра-та-та,

Что пила? Дайте, дети, молока!
У. Дима нам объяснил, какой у него жест предполагается - дуть в дудочку. И нам стало понятно. Жест ведь в потешке не всегда называется словом, например, «вырывай», «пройди», «топни». Вот в потешке про сороку мы должны просто знать нужные жесты, а из текста их не вычитаешь. А какой жест имела в виду Дина?

Д. ...

У. Спросим автора.

Дина. Не знаю.

У. Ну что же, очень интересное произведение получилось, но раз оно не учит жесту, то это не потешка, а другой жанр. И такая возможность перехода в другой жанр у вас была. Ведь вы могли сочинить не только потешки, но и просто стихи для маленьких. Мне хочется, чтобы вы послушали стихи Алеши.
^ ДОЖДЬ В МОСКВЕ
Мне сегодня грустно. Вот я топнул в лужу,

Дождик без конца. Ноги промочил.

С неба так и льется. Мама рассердилась,

Лужи у крыльца. Просто нету сил.

Маму успокоил

Я с большим трудом.

Весело гуляли

С мамой мы потом.

Д. Алеша тоже использовал строки из чужого стихотворения: «Скучная картина! /Тучи без конца, / Дождик так и льется, / Лужи у крыльца». А вы сказали, что у авторов нельзя брать.

У. Действительно, Алеша использовал некоторые строчки из известного вам стихотворения ^ Алексея Николаевича Плещеева. Но взял ли он это стихотворение, изменив там что-то, или он как-то иначе работал? Сравните.Вспомните начало этого стихотворения.
Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном;

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца... Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла! [...]
Итак, какую картину рисует поэт, какое настроение выражает?

Д. Картину осени, его рассказчику-герою (осень к нам пришла) грустно: «скучная», «чахлая», «смотрит деревушка сереньким пятном». Не рад он, что осень пришла.

У. А какая картина у Алеши? Какое настроение передает нам, читателям, его рассказчик?

Д. У него РГ - мальчик, он рассказывает тоже об осени, но совсем другие приметы осени описывает. Говорит, как ногой в лужу топнул, как мама рассердилась. И кончает веселым настроением: «Весело гуляли с мамой мы потом».

У. Как видите, нельзя сказать, что Алеша сделал то, чего делать нельзя: брать чужой авторский текст и кое-что менять. У Алеши своя картина. Но вы правы, в первых строках есть перекличка с рассказчиком Плещеева. И вот такая перекличка - как бы разговор автора с другим автором - часто используется в литературе. Так бывает тогда, когда автор хочет, чтобы читатель обязательно узнал, чьи же чужие строки он использовал. Это вопрос сложный и интересный, и мы еще к нему вернемся. А пока послушайте стихи Оли (1) и Насти (2).
(1) (2)

Мы пошли на Птичий рынок, Бежал ежик, ежик-пыжик.

Не купили там мы рыбок, Нес иголки и фырчал.

Ни котенка, ни тигренка, Он фырчал о том, что восемь,

Ни лохматого щенка. Десять лет уже искал.

Не купили попугая, Он искал нору большую,

Не купили мы чижа. Чтобы можно было жить,

Я так больше не могу! Чтобы жить в ней можно было

Купи мне, мама, кенгуру! Жить и сказки говорить.

У. Вот какие вы все молодцы! Но, заканчивая обсуждение, хочу снова вернуться к одному важному моменту: к форме записи потешек. Коли уж потешка пишется стихами, то и записываться она должна так, чтобы выявить все стихотворные строки, четко отсечь конец строки. Этому надо учиться.

Вы уже один раз «поймали» ошибку автора в записи стихотворной формы считалки. Помните: «Желтая поляна. / Белые дома. / Серый зайчик / скачет у окна»? В ней автор неправильно записал две строки, нарушив тем самым закон стихотворного ритма - закон конца строки. И сегодня у нас с одним из авторов случилась такая же беда. Обидно, что неправильно записана интересная потешка. Вы ее уже прочитали – это потешка Димы. А теперь посмотрите, как он ее записал (открывает доску с записью потешки).
Шел козел на торжок.

Там купил он рожок.

Дунул в первый раз - и услышал весь

Кавказ. Во второй - весь шар земной.
^ Д. Да, действительно, он записал неверно две последние строки.

У. А как их надо записать?

Д. Дунул в первый раз / И услышал весь Кавказ. / Во второй / Весь шар земной.

^ У. А как доказать, что теперь верно? Как показать Диме, в чем его ошибка, и, главное, почему он ошибся?

Д. Надо выделить концы стихотворных строк.

И еще здесь есть концевые рифмы в словах «раз» = «Кавказ»; «второй» = «земной». Они тоже помогают найти конец строки.

У. Молодцы. Давайте поможем Диме: выделим концы строк и рифмы.

^ На доске получается следующая запись:


Шел козел на торжок

Там купил он рожок.

.Дунул в первый раз -

И услышал весь Кавказ.

Во второй -

Весь шар земной.

Ж Ó К

а

а

б

б

в

в

ЖÓ К

Р Á С

К Á С

Р Ó Й'

Н Ó Й'


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки 31 42 iconРабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному...
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Уроки 31 42 iconДоклад «Использование икт технологий как условие формирования ключевых...
Работая учителем музыки в системе образования уже не один год, я всегда была уверена, что уроки музыки – это в большой степени уроки...

Уроки 31 42 iconО культурно-образовательном проекте для старшеклассников «Лихачёвские уроки в Петербурге»
Краснодарского края А. Н. Ткачёва информируем о культурно-образовательном проекте для старшеклассников «Лихачёвские уроки в Петербурге»,...

Уроки 31 42 iconРабочая программа построена в соответствии с авторской программой «Уроки словесности»
Рабочая программа построена в соответствии с авторской программой «Уроки словесности» для 7-9 классов (автор С. И. Львова. Москва....

Уроки 31 42 iconУроки литературы. Ки М

Уроки 31 42 iconУрок по литературе в 11 классе с использованием мультимедийных технологий....
Мультимедийные уроки это важное средство для активизирования познавательной деятельности учеников и повышения их интереса

Уроки 31 42 iconЛитература. Ким уроки литературы. 5 кл

Уроки 31 42 iconCd уроки алгебры Кирилла и Мефодия 7 класс

Уроки 31 42 icon2. Уроки литературы, математики, информатики, химии, деловая игра, квн по черчению, обще
Уроки литературы, математики, информатики, химии, деловая игра, квн по черчению, обще

Уроки 31 42 iconУроки социальной психологии
Мы испытываем огромную радость, представляя читателям книгу «Человек и ситуация» и ее

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов