Учебник «Культура общения. 6 класс»




НазваниеУчебник «Культура общения. 6 класс»
Дата публикации09.08.2016
Размер94.8 Kb.
ТипУчебник
edushk.ru > Культура > Учебник
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МКОУ «Первомайская СОШ»

______________ Хмелинская Н. И

«___»___________2012 г


«Утверждено»

Директор МКОУ «Первомайская СОШ»

________________Шаповалова Н. Б.

Приказ№___________

От «___»___________2012 г



Рабочая программа

учебного курса культура общения в 6 классе
Украинская Зоя Александровна

Учитель русского языка и литературы
Принято на заседании педагогического совета

Протокол №____________от «___»_______2012г
2012-2013 учебный год
^ Пояснительная записка

Модифицированная рабочая программа по курсу культура общения в 6 классе составлена на основе следующих документов:

Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ,

Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год), Примерной программы среднего полного общего образования по культуре общения (2004), учебного плана МКОУ «Первомайская СОШ» .

Ориентирована на учебник «Культура общения. 6 класс» ЛазуренкоЕ.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А.- Воронеж ВОИПКРО,2009г

^ Количество учебных часов

Всего 17 ч; 0,5 в неделю
На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Цель обучения - формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи;

- навыков эффективного общения.

Задачи курса:

1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 6-го класса учащиеся должны знать:
понятие диалога, монолога, вербального и невербального поведения, тезиса и аргумента, спора; активного и пассивного слушания;

виды диалога;

общие правила ведения диалога;

правила говорящего, правила слушающего;

виды побуждений (приказ, просьба, пожелание, призыв);

виды спора, основные правила ведения спора;

правила слушания;

приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы;

общие правила телефонного разговора;

виды монологов, основные требования к монологу, правила подготовки ответа-монолога;

правила подготовки пересказа;

приемы запоминания;

правильно ставить ударение в словах:

введенный, ввезенный, углубленный, рожденный, осужденный, поднял, подняло, подняла, дефис, конечно, тембр, темп, термин, балую, некролог, алфавит, щавель, шофер, украинский, инструмент, ремень, средства, директора, профессора, внутрь, езжайте, даром, сгибаться, глубоко, занята, красивее, мельком, не балуйся, приняли: принялась, академия, декада, кофе, музей, шоссе, шинель, афера, опека, гренадер, одновременно, свекла, маневры, гололед, гололедица, документ, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, средства, свободнее, случай, упрочение, медикаменты, документ.

Различать значение слов невежа-невежда, оба-обе; дипломат-дипломант; ванна-ванная; окончить-закончить.

Определять родовую отнесенность слов тюль, моль, сандалия, мозоль, багет, кофе, шимпанзе, алоэ, мочало, повидло, щупальце

Уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных солдаты, простыни.
^ К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:
вести диалог с соблюдением основных правил для говорящего и слушающего, правил вербального и невербального поведения в диалоге;

этикетно делать замечания и этикетно реагировать на замечания;

этикетно вести спор;

приводить не менее трех аргументов к предложенному учителем или выдвинутому учащимся самостоятельно тезису;

активно слушать собеседника;

поддерживать разговор со сверстником и старшими, использовать речевые поддержки в разговоре;

вести телефонный разговор, соблюдая основные правила этикета телефонного общения;

выразительно прочитать рассказ, стихотворение;

сжать предложенный письменный текст с использованием приемов сжатия теста;

самостоятельно подготовить: устный ответ; пересказ письменного текста; пересказ текста, воспринятого на слух;

четко произносить скороговорки: Ткач ткет ткани на платки Тан. В обед бобыль ел бобы. Голуби и галки гордо ходят по гальке. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сенька с ног, Саньку в лоб, все в сугроб. Гонец с галер на горе сгорел. Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. От топота копыт пыль по полю летит. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Собирала Маргарита маргаритки на горе. Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки. Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Укроп, кипел укроп. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. На дворе – трава, на траве – дрова. Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.
^ Учебно-методический комплекс
-Программа под редакцией И.А. Стернина «Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы», Воронеж - ВОИПКРО-2008

-«Культура общения. 6 класс» Лазуренко Е. Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А.- Воронеж ВОИПКРО,2009
^ Содержание курса.
1. Культура устного диалога
Понятие диалога. Диалог как вид общения, когда собеседники поочередно говорят и слушают, обмениваясь высказываниями. Виды диалога: беседа, спор, интервью. Основные части интервью: вступление, основная часть, заключение. Как брать интервью.

Общие правила ведения диалога. Правила для говорящего: доброжелательность, вежливость, немногословие, ясность выражения мысли, умеренная эмоциональность, культура речи. Правила для слушающих: внимание, уважение к говорящему, поддержание контакта.

Слагаемые диалога: сама речь (вербальное поведение), жесты, мимика (невербальное поведение), условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (ситуация общения, возраст собеседника, его эмоциональное состояние, степень знакомства с ним).

Правила невербального поведения в диалоге: умеренность жестов, средняя громкость, средний темп речи, внешняя приветливость.

Правила вербального поведения в диалоге: доброжелательность, соблюдение речевого этикета, правил вежливости. Виды побуждений: просьба, приказ, совет; различия между ними.

Выражение эмоции и оценки в диалоге.

Как правильно делать замечания: их должно быть как можно меньше; делать замечания без свидетелей; говорить негромко и спокойно; сначала похвалить, потом сказать о недостатке; сказать, что дело легко исправить; подсказать, как можно исправить дело. Как отвечать на замечания: выслушивать, не перебивая; отвечать спокойным, ровным тоном; согласиться с замечанием в целом; возражать по отдельным пунктам; поблагодарить и пообещать исправиться.

Понятие спора. Виды спора: дискуссия, полемика, ссора. Правила эффективного спора. Понятие тезиса и аргумента. Правила поведения поссорившихся.

Правила слушания. Активное и пассивное слушание. Умение слушать, его слагаемые: внимание, дружелюбие, активность.

Слушать и слышать. Слушать – направлять свой слух на что-либо. Слышать – различать что-либо слухом. Прямые и косвенные высказывания.

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.
^ 2. Культура устного монолога
Понятие монолога. Виды монологов: обычный, ораторский. Основные требования к монологу: краткость, содержательность, логичность, культура речи, выразительность, контакт с аудиторией.

Выразительность речи. Способы создания выразительности: логическое ударение, эмоционально-образная выразительность, звуковая выразительность. Выбор интонации при различных знаках препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие. Азбука стиховедения.

Поведение оратора в аудитории: благоприятное внешнее впечатление, движения, поза оратора, зрительный контакт, громкость, темп речи. Практические приемы борьбы с волнением.

Запоминание текста. Приемы запоминания. Типы памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, кратковременная, долговременная. Законы эффективного запоминания: выделение главной мысли; запоминание порциями; запоминание целого.

Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Правила подготовки ответа-монолога: определение темы сообщения; подбор материалов на данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической последовательности; обобщение высказывания, вывод.

Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Перевод письменной речи в устную. Устный ответ как монолог. Косвенная речь как способ передачи содержания чужой речи.

Правила подготовки пересказа. Выделение и формулирование главной мысли текста, определение смысловых частей, выделение опорных слов. Опорные слова: географические названия, имена людей, даты, важные подробности текста, научные термины.

Приемы сжатия текста: исключение подробностей; обобщение содержания текста; передача темы текста.

Подготовка устного ответа. Устный ответ по самостоятельно составленному плану.

Правила подготовки сообщения по самостоятельно составленному плану: определение темы, подбор литературы, выделение важных мыслей, составление конспекта, обдумывание выводов.

Восприятие текста на слух. Монолог на основе устного текста.
^ Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов







1

Культура устного диалога

10







2

Культура устного монолога

6























^ Календарно-тематическое планирование

Класс 6

Учитель русского языка и литературы Украинская Зоя Александровна

Количество часов

Всего 17 ч; в неделю – 0,5 ч

^ Планирование составлено на основе

Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ,

Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год), Примерной программы среднего полного общего образования по культуре общения (2004), учебного плана МКОУ «Первомайская СОШ» .

Учебник «Культура общения. 6 класс» Лазуренко Е. Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А.- Воронеж ВОИПКРО,2009

Дополнительная литература, программа под редакцией И.А. Стернина «Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы», Воронеж - ВОИПКРО-2008

п/п

Тема урока

Количество

часов

Планир дата

Фактич дата

1

Диалог и его виды, правила ведения









2

Понятие невербального и вербального поведения









3

Невербальное и вербальное поведение в диалоге









4

Выражение эмоции и оценки









5

Учимся спорить и доказывать









6

Правила слушания









7

Как реагировать на поведение собеседника в разговоре









8

Приемы поддержания разговора









9

Этикет телефонного разговора









10

Вопросы и ответы









11

Понятие монолога. Основные требования к нему









12

Что такое выразительная речь









13

Подготовка монолога Приемы сжатия текста









14

Восприятие текста на слух









15

Выразительное чтение и пересказ









16

Обобщение изученного









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconРабочая программа по культуре общения для 3 класса 2014-2015 г
Рабочая программа учебного предмета «культура общения» составлена на основе авторской программы «Культура общения 1-4 классы. Программа....

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconРабочая программа учебного предмета «культура общения»
Программы «Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы» под ред. Стернина И. А. Воронеж, воипкипро,...

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconРабочая программа учебного предмета «культура общения»
Программы «Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы» под ред. Стернина И. А. Воронеж, воипкипро,...

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconРабочая программа составлена на основе региональной программы «Культура общения»
Рабочая программа составлена на основе региональной программы «Культура общения», 3 класс, автор И. А. Стернин, г. Воронеж, воипк...

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconРабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» 10 класс ( базовый уровень)
Используемый учебник: Л. И. ЕмохоноваМировая художественная культура, Москва «Академия» 2014г

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconРабочая программа учебного курса культура общения в 9 классе
Модифицированная рабочая программа по курсу культура общения в 9 классе составлена на основе следующих документов: Регионального...

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconРазработка урока чтения(4 класс). Тема. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»
Учебник: Климанова, Горецкий, Голованова: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов...
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconТематическое планирование 7 класс Учебник: География материков и океанов. 7 класс
Учебник: География материков и океанов. 7 класс. В. А. Коринская, И. В. Душина; Изд. «Дрофа»,2011 г

Учебник «Культура общения. 6 класс» iconУчебник Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:...
Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., испр и доп. М: Ооо «тид«Русское слово рс»,2008. В состав умк входит...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов