Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах»




Скачать 58.47 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах»
Дата публикации02.06.2015
Размер58.47 Kb.
ТипДоклад
edushk.ru > Культура > Доклад
Выступление на районном методическом объединении учителей технологии.
Доклад на тему:

«Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества

на уроках технологии в 5-7 классах».
Подготовила

учитель технологии

МБОУ Краснопоймская СОШ

Полуянова Ирина Владимировна


20 сентября 2013год
Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества

на уроках технологии в 5-7 классах.

Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Человек это:

1) индивид,

2) личность,

3) субъект,

4) индивидуальность,

5) уникум.

Учитель и педагог Сухомлинский В. А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, воспитания, а так же духовного развития человека.

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности.

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры.

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения к действительности.

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры.

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном направлении.

Решать эту проблему рекомендуют на уроках технологии.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:

Изучить:

- традиционное лоскутное шитье;

- особенности народной вышивки;

- символику и обереговое значение вышивки.

Освоить:

- приемы и технику выполнения русских узоров;

- технику плетения бисером;

- технику изготовления игрушек из соломки.
Приобрести:

- навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки.

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:

- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;

- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;

- формирование представлений о красоте и гармонии;

- воспитание трудолюбия, уважения к людям труда и старшему поколению;

- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;

- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;

- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;

- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.

Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.

Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.

Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.

Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.

Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Декоративно-прикладное творчество даёт возможность развития у учащихся творческих способностей, а так же развивает эстетический вкус, совершенствует их умения и навыки. На уроках развитие творческих способностей учеников опирается на современную научно-обоснованную методику преподавания, направлено не только на передачу конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала.

Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, а благодаря тому, что уроки сопровождаются народной музыкой, лучше усваивается музыкально-поэтический язык народа и его творчество. Я ориентирую обучение на национальные традиции, на занятиях использую произведения музыкального фольклорного искусства.

Начиная уроки технологии в пятом классе, можно проводить ряд тестов на выявление способностей учащихся, их трудолюбия, настойчивости, воли, уверенности.

На каждом следующем уроке цели курса «Вышивка» - это усовершенствование навыков художественной обработки материалов, стремление воспитать у ребят творческий подход к выполнению домашних заданий, развивать их воображение, творческое мышление, прививать эстетический вкус.

Одной из основных задач является усовершенствование мастерства в выполнении ручных швов, а так же повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков в увеличении или уменьшении выбранного рисунка, а так же подборе цветовой гаммы.

Продолжая показ возможностей рукоделия, не прекращать прививать интерес к вышивке, рассказывать историю русской вышивки, стремиться расширить кругозор учащихся, дать понять, что вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Дальше перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы будущего изделия, используя знания о композиции и цвете.

Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из области применения выбранного изделия: салфетки, сувениры, закладки, декорирование одежды.

В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся.

Если ребятам на уроке интересно, а для этого используются все средства для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск: и рассказ, и демонстрация слайдов, дидактический и раздаточный материал, фольклорная музыка и др. Только тогда достигаются хорошие результаты.

Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм. Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.

Информационные источники:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563371

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1870

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconРешение: буду вышивать бисером
Каждый год в школе мы выполняем проекты, которые отражают наши творческие способности, фантазию, умения, приобретенные на уроках...

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconПрограмма «Рукодельница» Срок реализации программы: 3 года. Возраст обучающихся: 9-11
Содержание направлено на знакомство детей с основами декоративно-прикладного творчества кубанских казаков

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» icon«Развитие коммуникативной компетентности личности школьника на уроках...
Доклад по теме: «Развитие коммуникативной компетентности личности школьника на уроках и во внеурочной деятельности» на III региональной...

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» icon«Роспись матрешек»
Формирование у учащихся художественной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного...

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках риторики в начальных классах 64
«Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода»

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconМетодическая тема учителя математики
«Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – компенсирующего...

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconРабочая программа работы творческой площадки «Декоративно прикладное творчество»
Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека, и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их...

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconЗадачи: формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей...
Цель: всестороннее развитие личности обучающихся, жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconПоложение о проведении XXI республиканской выставки декоративно-прикладного...
Министерство культуры Республики Коми, государственное автономное учреждение Республики Коми «Центр народного творчества и повышения...

Доклад на тему: «Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества на уроках технологии в 5-7 классах» iconАдаптированная программа по изобразительному искусству «развитие...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов