Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь»




НазваниеТема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь»
Дата публикации25.03.2016
Размер99.1 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Культура > Урок

Урок литературы, 11 класс Учитель - Скосырева Л.В. Первая квалификационная категория.



Тема: Судьба и личность С.А.Есенина «Мой путь».
Цель: ввести в мир поэзии Есенина, познакомить с жизненным и творческим путем поэта через его стихи;

- развивать навыки конспектирования, артистические способности, умение выразительно читать лирические произведения;

- вызвать интерес к личности и творчеству.
Тип урока: концерт- очерк.

Оборудование: портрет, плакаты, иллюстрации, свечи, цветы, магнитофон…

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.
Такой прекрасный

И такой далекий,

Но все же близкий,

Как цветущий сад.
^ Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами проводим необычный урок. Это урок - концерт - очерк, героем которого будет известный русский поэт С.А.Есенин.

Итак, слово ведущим.

Звучит мелодия Г. Свиридова «Метель».

1.Ведущий: Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.

2 ведущий:. Не знаю, не помню.

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани

Жил мальчик

В простой крестьянской семье

Желтоволосый,

С голубыми глазами

1 ведущий: Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой.

Часто - часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет»

Родился С.Есенин 3 октября 1895г. В с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Здесь в 1905г. Поступил в Константиновское училище. Его одноклассники вспоминали: «Есенин занимался легко, как бы шутя, он по праву считался одним из способных учеников. И учителя и мы любили Есенина за прямоту и веселый нрав.

«Был он среди нас, как говорится, первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Но одарен он был ясным умом. Выделялся он среди нас. Отвечал на уроках бойко, особенно, когда читал стихи. Есенин любил читать».(НЛ.Калинкин).

Проецируются портреты родителей.

2вед. Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя.

Божница старая,

Лампады кроткий свет.

1 вед. Под окнами

Костер метели белой.

Мне 9 лет.

Лежанка, бабка, кот.

И бабка что - то грустное,

Степное пела,

Порой зевая и крестя свой рот.


2вед.
Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.


1 вед. Я помню только то,

Что мужики роптали.

Бранились в черта,

В Бога и в царя.

Но им в ответ лишь

Улыбались дали,

Да наша жидкая

Лимонная заря.


2вед.Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

«Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова!»
1 вед. И помню, дед мне

С грустью говорил:

«Пустое дело...

Ну, а если тянет-

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл»

2вед.

Тогда в мозгу,

Влеченьем к музе сжатом,

Текли мечтанья

В тайной тишине,

Что буду я

Известным и богатым,

И будет памятник

Стоять в Рязани мне.

^ Проецируется памятник в Константиново.

Друзья вспоминают: «Впервые нам стало известно о том, что С.Есенин пишет стихи, в 3или 4 классе. Однажды зимой Есенин пришел в класс и, подав учителю клочок бумаги, на котором было что - то написано, сказал: «Посмотрите, вот что я сам сочинил». Окончил он школу с Похвальным листом, на круглые пятерки»

Родные поэта, видя его способности, устроили Есенина в 1909г. В Спас - Клепиковскую учительскую школу (30 км от Константиново). По окончании ее в 1912г. Ему было присвоено звание «Учителя школы грамоты».

I Клепиковский период - важная веха в жизни поэта. Здесь, в Клепиках, он впервые по настоящему занялся поэзией, мечтая всю душу выплескать в слова. «Стихи я начал писать рано, лет 9,- вспоминал Есенин, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам».


1вед. В 15 лет

Взлюбил я до печенок.

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.

Звучит песня «Выткался на озере»

2вед.

Снег у крыльца, как песок зыбучий.

Вот при такой же луне, без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий кров.


Ученик читает стихотворение «Я покинул родимый дом»

1 вед. Года текли,

Года меняют лица-

Другой на них ложится свет.

Мечтатель сельский ­

Я в столице

Стал первокласснейший поэт.

В 1912г. Есенин едет в Москву, мечтает серьезно заняться учебой и творчеством. Литературные интересы привели его в Московский литературно - музыкальный кружок им. Сурикова. Одновременно поступает работать в типографию Сытина, а по вечерам слушает лекции в народном университете им. Шанявского.

Печататься начал в московском журнале «Млечный путь». И сразу же получил оценку: «Это будет большой, настоящий поэт»

А Есенин мечтает о встрече с первым в то время поэтом России - А.Блоком. С этой целью едет в Петроград. «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта» Блоку стихи Есенина понравились. «Стихи свежие, чистые, голосистые»,- так отозвался Блок о стихах Есенина, и помог Есенину войти в большую литературу.
2вед.

Я о своем таланте много знаю.

Стихи - не очень трудные дела.

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Чтение стихов учащимися:

-«:Задремали звезды золотые»

«Гой ты, Русь моя родная»;

«Шаганэ»;

-«Клен ты мой, опавший».



1 вед. Тогда я понял.

-Что такое Русь.

Я понял, что такое слава.

И потому мне в душу грусть

Вошла, как горькая отрава.


2 ведущий

Россия.. .Царщина... Тоска...

И снисходительность дворянства.

Ну что ж!

Так принимай, Москва.

Отчаянное хулиганство!

:Звучит мелодия «Камаринская»
Еще прошли года

В годах такое было. . .

О чем в словах

Всего не рассказать.

На смену царщине

С величественной силой

Рабочая предстала рать.


2 вед. Яв сплошном дыму,

В развороченном бурей быте.

С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несет нас рок событий.

1 вед. Советскую я власть виню,

И потому я на нее в обиде,

Что юность светлую мою

В борьбе других я не увидел.

Но все ж я счастлив,

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатления.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканое цветение.

2вед. Я человек не новый,

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.
! вед. Я тем завидую,

Кто жизнь провел в бою,

Кто защищал великую идею.

А я сгубивший молодость свою,

Воспоминаний даже не имею.


2 вед. Какой скандал!

Какой большой скандал!

Я очутился в узком промежутке.

Ведь я мог дать не то, что дал

Что мне давалось ради шутки.

1 вед. Годы молодые,

С забубенной славой.

Qтравил я сам вас

Горькою отравой…


2вед.

Гитара милая.

Звени, звени!

Спляши, цыганка, что – нибудь такое,

Чтоб я забыл отравленные дни,

Не знавшие ни ласки, ни покоя.

Учащиеся исполняют цыганский танец.
Читают стихи:

- «Исповедь хулигана»;

-«3аметался пожар голубой».
Учащиеся под гитару исполняют песню па стихи Есенина: «Мне осталась одна забава»
Инсценирование стихов С.Есенина: «Письмо матери» - «Oтвет».

«В годы революции был всецело на стороне Октября», - писал Есенин в автобиографии. Но понял революцию по-своему, с крестьянским уклоном. Ему было трудно понять сущность и задачи революции. Большинство крестьян приветствовало революцию, потому, что она давала землю и возможность трудиться на ней. В то же время крестьяне испытывали страх перед «железным машинным городом», который, казалось им, может разрушить старую деревню.

Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. Был он на стороне Октября до середины 1919г. До этого года Есенин смутно представлял, что же делается в глубинке Республики Советов. Поездка домой и в Харьков способствовала внутреннему перерождению поэта. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал»,- говорил поэт. И начались смутные кабацкие годы, когда душу Есенин лечил вином и скандалами. Появляется цикл стихов под названием «Москва кабацкая», в котором звучат строки:

С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несет нас рок событий?

И я склонился над стаканом,

Себя сгубить в угаре пьяном.

1 вед. Тот ураган прошел,

Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Звучит мелодия песни «Проводы»
2 вед. Я никому здесь не знаком,

А те, что помнили, давно забыли.


1 вед. Язык сограждан стал мне, как чужой.

В своей стране я, словно иностранец.

2 вед. Ну что ж, прости, родной приют!

Чем сослужил тебе – тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют.

Я пел тогда, когда был край мой болен.


1 вед. Приемлю все!

Как есть, все принимаю!

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

2 вед. Цветите, юные!

И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.


1 вед.И пусть иная жизнь села

Меня наполнит новой силой.
2 вед. Но и тогда, когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названием кратким «Русь»!


1 вед. И теперь отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда - то любил.

Я кричу им в весенние дали:

«Птицы милые, в синюю дрожь

Передайте, что я оскандалил!»
2вед. Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.


В 1922 - 1923г.Г. поэт совершает путешествие по Европе и СШл. И здесь по - настоящему понимает, насколько ему дорога Россия.

В 1924 - 1925г.Г. у него был небывалый творческий подъем. Есенин создал около 100 стихотворений. В автобиографии писал: «Мне еще пока рано подводить какие - либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди».

Но 1925г. был последним годом жизни поэта. 28.12.1925г. Есенина не стало.
Чтение стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»

Звучит песня «Не жалею. ..»

Проецируется памятник Есенину в Москве.
1 вед. Сергей Александрович Есенин!

Такой прекрасный

И такой далекий.

Но все же близкий,

Как цветущий сад!
2. Закрепление.

Вы побывали в поэтическом мире Есенина с.А. Вместе с поэтом прошли его нелегкий жизненный и творческий путь.

- Когда и где родился С.Есенин?

- Как учился Есенин? Когда начал писать стихи?

- О чем мечтал поэт?

- Каково отношение А.Блока к стихам Есенина?

- Какие темы раскрывает поэт в своем творчестве?

- Каково отношение поэта к революции? Почему в его творчестве появился цикл стихов под названием «Москва кабацкая»?

- Каково отношение поэта к Стране Советов?

- Ваши впечатления от лирики поэта?

- Почему так близка людям поэзия С.Есенина?
Спасибо всем за участие в уроке-концерте.

3. Дома: наизусть на выбор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» icon«Я очень люблю Родину!» Жизнь, творчество, личность С. А. Есенина (Слайд 1)
Тема урока: «Я очень люблю Родину!» Жизнь, творчество, личность С. А. Есенина (Слайд 1)

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconРодины в лирике С. Есенина Цели
Образовательные: рассмотреть, как раскрывается тема Родины в лирике Есенина, проследить эволюцию темы в творчестве Есенина, организовать...

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconСлавянизмы в ранней лирике С. А. Есенина в работе «Славянизмы в ранней...
С. А. Есенина, в которой довольно много старославянских слов. Поскольку в школьной программе исследованию лексических особенностей...

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconВнеклассное мероприятие по литературе. Тема: “Путешествие по строкам С. Есенина”
Сегодня мы с вами совершим путешествие по строкам С. Есенина русского поэта 1 пол. Ххв

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconАвтореферат исследовательской работы
На мой взгляд, к ним относится тема природы, которая в лирике Сергея Есенина имеет особую прелесть и особенное звучание. Природа...

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе Тема: «Мой...
Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело...

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconРодины в лирике Есенина
Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина....

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconЯ-концепция. Методы диагностики и исследования личности. Личность
Личность (от лат persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках личность рассматривается как особое...

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» icon14. Структура личности и различные подходы к её изучению. Личность
Личность(от лат persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках личность рассматривается как особое...

Тема: Судьба и личность С. А. Есенина «Мой путь» iconСтихотворения, близкая блоковским раздумьям о двойственности образа...
«поминальные кресты» — у Есенина), и черты России — ветер, поле, туман, песня, тоска («забота» у Блока, «боль», «скорбь», «озерная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов