Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова»




Скачать 246.81 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова»
страница1/2
Дата публикации26.03.2016
Размер246.81 Kb.
ТипИсследовательская работа
edushk.ru > Культура > Исследовательская работа
  1   2


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

с. Камышки Александрово-Гайского района

Исследовательская работа на тему:
«Пушкин

в художественном мире Платонова»

Автор: Михеева Оксана Алексеевна,

учащаяся 9 класса

МБОУ СОШ с. Камышки
Научный руководитель:

Харькова Татьяна Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Камышки


с. Камышки-2012
Содержание

I Введение.

  1. Чудо поэзии у Платонова связано с именем Пушкина.

II Анализ произведений по теме.

  1. Глава 1. Статьи А.Платонова: «Пушкин и Горький», «Пушкин - наш товарищ».

  2. ^ Глава 2. Пьеса А.Платонова «Ученик Лицея» и рассказ «Любовь к родине, или путешествие воробья».

III Заключение. «Брат по Музе, по судьбам…»

  1. Литература.

  2. Приложение.


Введение
В моей работе анализируется роль, которую играет Пушкин в художественном мире А.Платонова.

Актуальность темы исследовательской работы обусловливается 175-ой годовщиной со дня смерти А.С.Пушкина; интересом к судьбе и социально-нравственным исканиям Андрея Платонова.

Объект исследования: статьи, пьеса, рассказы Платонова, затрагивающие пушкинскую тему.

Материал исследования: статьи А.Платонова: «Пушкин и Горький», «Пушкин – наш товарищ», пьеса «Ученик Лицея», рассказ «Любовь к родине, или путешествие воробья».

Цель исследовательской работы: проследить развитие пушкинской темы в творчестве Платонова.

Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

  1. Показать значение творчества Пушкина в писательской судьбе А.Платонова.

  2. Познакомиться с миром Платонова – художника.

  3. Вникнуть в универсальную и мудрую человечность писателя.

  4. Доказать положительное влияние искусства на человека.

  5. Изучить критическую литературу по поставленной проблеме.


Проблеме, вынесенной в название исследовательской работы, посвящено ряд книг, статей, где авторы излагают свой взгляд на влияние А.С.Пушкина на творчество А.Платонова. Это статьи исследователей творчества Андрея Платонова: В.А.Чалмаева, В.В. Васильева, А.Абрамова, С.Сергиенко, Б.Бобылева.

^ Чудо поэзии у Платонова связано с именем Пушкина

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу…

(Д.Самойлов).
Всё возможно – и удаётся всё,

но главное – сеять души в людях.

(А.П.Платонов. Из записных книжек 1941-1950 г.г.)
А.С.Пушкин входит в жизнь каждого человека. С его произведениями мы встречаемся в раннем детстве и не расстаёмся до конца своей жизни. Изучение жизни и творчества поэта стало прекрасной традицией. Следует отметить замечательные достижения отечественной пушкинистики.

Многие писатели бережно подходили к пушкинской теме. Трепетное отношение к личности Пушкина, к его произведениям было и у Андрея Платонова.

Прикосновения писателя к пушкинской теме многообразны. Чудо поэзии связывается в сознании Платонова с именем Пушкина. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» машина вызывает в герое-рассказчике «особую расстроганную радость», «столь же прекрасную, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». К самым первичным эмоциям личности принадлежат радостные впечатления от стихов поэта, и с ними сравниваются счастливые ощущения уже зрелого человека, живущего в мире машин.

Если глубже рассматривать творчество Платонова, то можно заметить, что писатель берётся за материал, аналогичный тому, что уже брал Пушкин. Если А.Платонов обращается ко времени Петра, к эпохе его преобразований, то он обращается к таким произведениям Пушкина, как «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого». Повесть «Епифановские шлюзы»(1926г.) написана под влиянием пушкинского авторитета, как ни велики расстояния между временами, как ни далеки сюжеты и герои.

Глава I
Я хотела бы подробно остановиться на некоторых произведениях Платонова, посвященных А.С.Пушкину.

А.Платонов обращается к явлению Пушкина в двух публицистических статьях 1937 года: «Пушкин и Горький», «Пушкин – наш товарищ»,

напечатанные к столетию со дня смерти поэта в журнале «Литературный крик». Это писательский отклик на годовщину, которую отмечала вся страна. Платонов не только даёт оценку творчеству Пушкина, но и размышляет о собственном творчестве.

Платонов хочет выяснить, что значит великий поэт в российских условиях, откуда берётся и каков он, в чем его роль. Одновременно в качестве публицистической задачи решается вопрос о современном значении Пушкина, о месте литературы в обществе. «Пушкин – наш товарищ»…Платонов находит своё обозначение, имеющее особый оттенок задушевности и признательности. Название этой статьи подводит окончательный итог как спорам 20-х годов XX века, когда иные пылкие головы предлагали сбросить Пушкина, Шиллера, Рафаэля с «корабля современности», так и идущему ещё из 60-х годов XIX века сомнению: не чужд ли поэт демократическому сознанию?

Платонов верит в нового, многомиллионного читателя, надеется на него, доверяет ему. Между великим поэтом и этим читателем, недавно вышедшим из ликбеза, автор статьи видит радующее его родство и сходство: «Во всех действительных трудящихся людях есть нечто пушкинское и пророческое».

«Теперь читатель – сам творческий человек»,- замечает он. Начиная своё раздумье о Пушкине, Платонов сначала говорит о народе. Это главный герой его статей. Автор подчеркивает народность творчества Пушкина. В понятие «народ» он включает всех трудящихся, часто обездоленное и несчастное человечество – «в широком смысле: от Татьяны Лариной до цыган и нищих, поющих в ограде Святогорского монастыря». Платонов творит образ Пушкина как народного поэта. По Платонову, «истинное искусство» - «народного происхождения», «Поэзия сама по себе» - «некая начальная, первичная форма воодушевления народа». Великого поэта произвела «теплотворная», «светоносная энергия народа». «Сама натура его была лишь наиболее экономным и энергичным выражением души нашего народа». «Пушкин был коллективным произведением народа, качеством, трудно превращенным из количества». Обращаясь к стихотворению «Пророк», Платонов говорит об истоках настоящего искусства: «истинная огненная сила входит в нас извне, из великого волшебного мира; «угль, пылающий огнём», зажжён не внутри одного, одинокого сердца человека, «угль» зажжён в общем мире: может быть, он собран по лучинке с каждой души и совмещен вместе»…

Писатель уверен, что Пушкин явился «не от изобилия, не от избытка сил народа, а от его нужды, из крайней необходимости, почти как самозащита или как жертва». И процесс творчества, в результате которого возникает великая поэзия, сродни тому скрытому процессу, который происходит в народе и который Платонов называет его «тайной».

После этих обобщенных размышлений Платонов переходит к роману о Евгении Онегине и Татьяне Лариной, видя тем самым в нем выражение народной судьбы. Для него Татьяна своим органичным поведением объясняет «тайну» народа. По мысли писателя, пушкинская героиня последним отказом Онегину, «не разрушая своей любви» к нему, «изымает свою любовь из-под власти судьбы и бедствий, даже из-под власти любимого человека. Это торжество её достоинства и мужественной, последовательной нравственности. Платонов пишет, что человечество сохраняет себя «руками и сердцем многих Татьян Лариных».

К своим ответам и решениям автор статей идёт через произведения поэта. Факты биографии, внелитературные обстоятельства не заслоняют от него главного – творчества. Если в статье «Пушкин и Горький» объектом анализа стал «Евгений Онегин», в центре статьи «Пушкин – наш товарищ» - поэма «Медный всадник». Поэт утверждает, что не только Петр, но «и Евгений для Пушкина – великий этический образ, может быть, не менее Петра», он «ведь тоже строитель чудотворный»,- правда, в области, доступной каждому бедняку, но недоступной сверхчеловеку,- в любви к другому человеку». Сбрасывать со счёта или принижать отдельного человека поэт не мог, тем более Пушкин – «наш товарищ»…

Из платоновского понимания жизни и творчества Пушкина следует, что соотнесение бытия государства с судьбой народа и участью живого, реального человека непременно в любой полноценной идейной позиции. Никакой «целостный масштаб» не отменит «частного Макара». Только в связи с ценностью человека все другие ценности обретают полный и оправданный смысл. «Чего же хотел Пушкин от жизни?..- вопрошает Платонов и отвечает с усмешкой мудреца. – Для большого нужно немного. Он хотел, чтобы ничто не мешало человеку изжить священную энергию своего сердца, чувства и ума». Изжить и скончаться: «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». Здесь нет пессимизма. Наоборот, здесь есть великодушие, здесь истинный оптимизм, полное доверие к будущей «младой» жизни, которая сыграет свой век не хуже нас».

Глава II
«… высшей любовью поэта являлась его Муза… то есть страстный труд Пушкина… и этому был подчинен весь порядок жизни поэта…»

«…все свойства личности великого поэта…склонены к наилучшему исполнению своего назначения в жизни».

А.Платонов
Из прямых раздумий Платонова о Пушкине и его творческой практики возникает пьеса «Ученик лицея»(1930). Платонов с большой любовью описывает материнское отношение няни Арины Родионовны к своему воспитаннику. Писатель убежден, что она многое внесла в развитие человечности поэта: «Не сплю, бывало, любуюсь младенцем-то и думаю: может, вот оно вырастет Божье дитя,– всему свету на радость, а я тоже не лишняя, я у сердца грела его. Может, думаю, отогрею того, кто каждой душе будет в утешение и спокон века всем надобен,- стало быть, и я не напрасно жила-горевала...». Особое внимание заостряет писатель на желании лицеиста вольности и свободы: «Без счастья можно, нянюшка, а без вольности нельзя». «Вольность! Святая вольность будет, няня!» «Вся отчизна будет свободной».

В этой пьесе звучит гимн Музе, а дом Пушкиных является служителем муз. Не случайно В.А.Жуковский вслед за Чаадаевым говорит поэту как провидец: «Не твой это дар, что носишь ты в себе, он для всей Руси нашей дан, он – добро всех обездоленных».

В последние годы жизни, особенно нелёгкие для писателя, пушкинский образец не уходит из его кругозора, из его памяти. О прочном месте Пушкина в сознании писателя на последнем этапе его судьбы свидетельствует рассказ «Любовь к родине, или путешествие воробья». Он написан уже тяжело больным Платоновым, и автобиографичен не столько в своей фактической основе, сколько в эмоциональной настроенности. Хотя писатель жил тогда на Тверском бульваре, неподалёку от памятника Пушкину.

Герой этого произведения – скрипач, музыкант на пенсии. Это одинокий старик, «скучающий», «от мысли, что он не приносит людям никакого добра». Поздними вечерами он приходит к памятнику Пушкину и играет там для случайных прохожих. Единственный друг старого музыканта – немудренная птаха – седой воробей, однажды залетевший в футляр от его скрипки. Их судьбы переплетаются, объединяют друг друга.

Что же значит в рассказе памятник Пушкину? Этот знакомый памятник очень много значит для одинокого музыканта!.. Пушкин в скульптурном изображении молчалив, задумчив, грустен. Однако то, что старый скрипач играет возле него, говорит о притягательной силе и великом значении Пушкина. С ним связан драгоценный и вдохновляющий ориентир человеческого духа, он символизирует искусство, равновеликое самой жизни. И скрипач рад, что его «музыка утешает людей… обещает им счастье и славную жизнь». Такое понимание искусства характерно для зрелого Платонова. В этом очень личном произведении обострено внимание к мельчайшим крупицам радости. Автор прорывается к ощущению своей полезности, столь необходимому как для большого художника, так и для всякого человека. Старый музыкант мог играть и для одного – единственного слушателя, пока тот не уходил, встревоженной музыкой…

В трагическом рассказе утверждается мужественное восприятие жизни, несмотря на трудности и страдания.

Заключение
Пушкин не покидал писателя до самого конца жизни. Духовный ориентир, образец, авторитет, опора… А ещё и просто безмерно дорогой и близкий образ «товарища», гениального старшего брата – брата «по Музе, по судьбам». В Пушкине находилось обоснование и жизни, и творчеству, в памяти о нем Платонов обретал поддержку, источник дополнительных душевных сил и стойкости.

В конце работы я хотела бы привести строки из стихотворения Виктора Будакова «Пушкин - наш товарищ», посвященные Андрею Платонову:
Среди разрухи, сварищ и пожарищ,

Каких отчизне выпадет сполна,

Не он ли скажет: «Пушкин – наш товарищ»

И в добрые, и в злые времена?
И верно тих, и честно неуклончив,

Храня в себе ребенка и отца,

Он Пушкиным и начал, и закончил,-

Конец, в каком не может быть конца!

Литература.


  1. Васильев Владимир. Андрей Платонов. Москва «Современник»(1990).

  2. Книга «Наш Платонов» Центр духовного возрождения черноземного края. Воронеж 1999г.

  3. Платонов А.П. Избранное. Москва «Просвещение »1989г.

  4. Платонов Андрей. Живя главной жизнью. Москва. Издательство «Правда»1989г.

  5. Туркин Владимир. Стихотворения и поэмы. Москва. «Художественная литература» 1974г.

  6. Чалмаев В.А. Перечитывая классику. Андрей Платонов. Издательство Московского университета. 2002г.

  7. Чалмаев В. Андрей Платонов. Москва «Советский писатель» 1989г.


Приложение
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца.

А.С.Пушкин



^ Памятник А.С.Пушкину в Москве.

Скульптор А.М.Опекушин . Бронза. Установлен 6 июня 1880г.

Александр. … А когда я живу, смерти нет…

(А.Платонов «Ученик Лицея»)
Девушка на реставрации памятника Пушкину в Москве
Не пряча от людей волненья,

В комбинезоне

По лесам

Она взошла в одно мгновенье

К его лицу,

К его глазам
И обняла…

И так похоже,

Что в жизни с ним была на «ты»…
Она глядела на прохожих

Чуть свысока,

Чуть с высоты.
Все крупно в близости такой –

Глаза и брови, губы, нос

И кольца бронзовых волос –

Хоть их раскручивай рукой.
«Я все разглажу до морщины,

И накипь времени сотру,

И смою пыль, и плащ накину,

Чтоб не студился на ветру,
Расправлю складки на одеждах,

Прильну к прохладному виску

И, ослепленная надеждой,

Из раны пулю извлеку…»
Но где он, этой пули след?

Она сейчас готова спорить:

Стоит поэт.

Живет поэт.

Ни пули нет,

Ни смерти нет.
Все это выдумал историк.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconИсследовательская работа на тему: «Образ Наполеона в художественном мире Пушкина»
В моей работе анализируется роль, которую играет образ Наполеона в художественном мире Пушкина

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconПаровозы в прозе Андрея Платонова
При анализе прозы А. Платонова для нас важным будет именно линия создания нового, сознательного человека и мифологизм освещения антропотехники...

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconТезисы из названного пособия
Перечень письменных работ студента 3 курса очного отделения включает в себя четыре вида заданий: исследовательская работа, сопоставительный...

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconЛитературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Андрея Платоновича Платонова
Цель: познакомить с биографией, творчеством А. П. Платонова, детально рассмотреть основные этапы нелёгкой судьбы писателя в неразрывной...

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconИсследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Арибашево

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconИсследовательская работа на тему: «Поиски путей увеличения урожайности...
В настоящее время наше государство, правительство большое внимание уделяет развитию подсобных личных и фермерских хозяйств

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»
Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония...

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconКонтрольная работа по литературе(тестирование). Пушкин и Лермонтов
Д. С. Мережковский писал: «Пушкин светило, Лермонтов светило русской поэзии»

Исследовательская работа на тему: «Пушкин в художественном мире Платонова» iconИсследовательская работа по литературе на тему: Сокровища древнерусской литературы
Взяв город, половцы повели в свои кочевья…измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов