План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения»




Скачать 90.55 Kb.
НазваниеПлан урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения»
Дата публикации09.04.2016
Размер90.55 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Культура > Урок
«Молодежь в современном обществе».
Цель урока: подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи,

о возможностях молодежи в реализации социального статуса,

выявить социальные функции молодежи в современном российском обществе.

План урока:

  1. Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения»

Тест.

1. Подберите определение к понятию «социальная стратифика­ция»:

а) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой;

^ б) система признаков социального расслоения, неравенства;

в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.

2. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мо­бильность по следующим позициям:

а) изменение профессии: рабочий стал инженером ( ) ;

б) переезд из одного города в другой без изменения профессии

( );

в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инже­нер - ведущий инженер)

г) повышение уровня образования.(техник, получив высшее об­разование, стал начальником цеха)

д) понижение в должности

3. Социальная стратификация - совокупность статусов и ролей.

(Нет.)

4. Социальный состав населения - совокупность больших соци­альных групп. (Да.)

5. Институт семьи - не основной институт общества. (Нет.)

Проверка теста, комментарии ответов

  1. Изучение новой темы.

1.Особенности молодежи как социальной группы.

2. Гражданское совершеннолетие

3. Образование и профессиональная подготовка.

4. Начало трудовой деятельности

5. Молодёжная культура.
1.

Что такое социальная группа? По каким критериям выделяют социальные группы? Ответы учащихся. Дополнения учителя:

Социальные группы

Термин «группа» первоначально употреблялся только в живописи, где он обозначал ряд фигур образующих композицию. К началу 20 века он проник почти во все гуманитарные науки. В настоящее время, употребляя понятие «социальная группа» обычно имеют в виду разнообразное по количеству число людей, связанных между собою идеальными мотивами (целью, интересом, общим делом и т.д.). Активное проявление этих идеальных мотивов в своей жизненной позиции закрепляет статус группы среди остальных групп.

^ Отличительными чертами любой группы являются:

• постоянное явное или не явное ее присутствие в обществе (социальная интеракция)
• формирование «своих» социальных границ, норм и установок, по которым любой человек может легко узнать представителей группы (стигмация)
• наличие четких рамок при определении «свой-чужой» (идентификация)
• полное подчинение (вплоть до изгнания) отдельного индивида нормам группы (хаббитуализация)

^ Иногда социальные группы так же различают:

• по численности входящих в них индивидов
• по степени сплоченности
• по внутренней структуре
Почему молодежь считают социальной группой?

Дайте определение понятию «Молодёжь». Назовите возрастные границы этой социальной группы.

Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет

Возрастные границы меняются и определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономическими ситуациями, границы могут быть подвижны: «нижние» границы отодвигаются при применении детского труда, связаны с особенностями исторического развития страны.
Какое значение в жизни каждого человека имеет этот возрастной период?

(Какие задачи (проблемы) необходимо решить в этот период?) Беседа с классом.

^ Возможен следующий вывод: Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.

Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.

Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.

Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность.

Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.

Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.

Как ни в одном возрасте, необходимы объединения, организации, но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.

Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.

У молодых теряется доверие к взрослым, с большим трудом вписывающихся в современные рыночные отношения, цепляющихся за идеалы прошлого.

Проще уйти в виртуальный мир, жить, не выходя из дома и паутины, наверное, не случайно 24 марта был днём, когда предлагали отказаться и провести день без компьютера.

Немало таких сил, использующих молодых в силу их легковерности, но это манипуляция естественно, не в интересах молодых, часто это экстремистские, полукриминальные или откровенно криминальные структуры. Да и у молодых есть большой соблазн решить проблемы махом, что выгодно политикам-популистам, радикалам различного толка.

Проблемы существуют, это очень серьёзные проблемы, без решения которых не решить жизненно важных задач.
Какое значение в жизни общества имеет эта социальная группа?

Одна из точек зрения представлена современным философом И.М.Ильинским

^ Работа с текстом И.М.Ильинского «Молодежь - обновляющая сила».

И. М. Ильинский

Молодежь – обновляющая сила

(И. М. Ильинский – современный российский философ)

^ Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.

Вопросы и задания

1. Как автор документа характеризует молодежь?

2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль?

3. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними?

4. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «социологическая функция молодежи в обществе»?

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

2. Переход подростка в социальную группу «Молодёжь» сопровождается приобретением широкого спектра прав и свобод, сопровождаемых и рядом обязанностей перед обществом.

Прочитайте стр. 211-212 и перечислите права и обязанности, приобретаемые гражданином нашего государства с 18 лет.

Выпишите их в тетрадь в виде таблицы.

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ









  1. Одна из задач, которую необходимо решить молодёжи – это получение образования и профессиональной подготовки. Значительная часть молодёжи – это учащиеся и студенты. Значение образования сегодня понимают многие, образование – важнейший показатель социального статуса человека. Закон об образовании говорит, что государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях.

  2. Учёба молодёжью воспринимается как ступень к овладению профессии. Начало трудовой деятельности всегда было серьёзным испытанием для молодёжи. Не легче обстоит дело и сегодня. С чем это связано?

Возможные ответы :

  • ^ С низким уровнем оплаты труда молодых в связи с отсутствием опыта работы, что вступает в противоречие с их запросами

  • Трудность в поиске работы, безработица среди молодых (проблемы несовершеннолетних из-за льгот, определяемых трудовым кодексом).

  • Формирование взаимоотношений с трудовым коллективом.

5.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру, которая может быть замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре, либо противостоять ей.( контркультура)

Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия.

В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные характерные черты:

особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстни­ков, чем на семье.

Потребность в общении с ровесниками воз­никает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называе­мые неформальные молодежные группы.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само со­общество стремится (прежде всего, внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных преде­лах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и куль­туру (в этом случае можно говорить о молодежной контркуль­туре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали, образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е годы (движение хиппи, стиляги, рок-движение).

Сегодня существует множество групп и направлений в мо­лодежной культуре. Деятельность большинства из них охваты­вает сферу досуга (музыка, спортивно-технические увлечения и т. п.). Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки), например, группами футбольных или хок­кейных фанатов. В этом случае общество сталкивается с откло­няющимся поведением.

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения — преступность — тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склон­ность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино испытывают не только подростки, но и молодежь. Подводя итоги, выделим основные черты молодежной куль­туры:

— вызов ценностям взрослых и эксперименты с собствен­ным образом жизни;

— включение в различные группы сверстников;

— своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;

— это скорее культура досуга, чем работы.
Домашнее задание: § 18, сообщение о молодёжных субкультурах.

Написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».

( Гоголь Н. В.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconТема Социальный контроль
Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, старое, которое достойно сохранения – это нравственные законы, нормы,...

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconТесты по теме «Социальные отношения»
В древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, всту

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconПлан-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» icon116. Состав и выбор методов исследования систем управления (социально-экономическое...
Состав методов исследования су можно понимать двояко. На одном иерархическом уровне состав методов исследования су – это множество...

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconУрок по истории для 6-го класса по теме "Средневековая деревня и её обитатели"
Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconУрока: Активизация употребления ле по теме «Покупки»
Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала (с применением эсо – презентации по теме)

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconПлан урока Строение и состав белков
Интегрированный урок как средство формирования естественнонаучных знаний учащихся

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» icon32. Программа социологического исследования
Общество как социальная система. Социальная структура общества. Социальные явления. Социальные процессы

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconПлан-конспект урока по теме: «Россия в первой мировой войне»
Цели урока: систематизировать и обобщить знания о первой мировой войне и об участии в ней России

План урока: Компьютерное тестирование по теме «Социальный состав общества и социальные отношения» iconИтоговое тестирование по курсу Новой истории 8 класс
А обновление всех сторон жизни общества б переход от индустриального общества к традиционному в создание огромных колониальных империй...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов