Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»




НазваниеКонкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»
страница1/3
Дата публикации20.05.2015
Размер0.53 Mb.
ТипКонкурс
edushk.ru > Экономика > Конкурс
  1   2   3



Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений

и научных организаций на лучшую работу

«Моя законотворческая инициатива»

направление: Экономическая политика

«Законодательные проблемы экономической безопасности в сфере преодоления бедности

в современной России».





Авторы работы: Яновский Никита

ученик 10 «А» класса муниципального

автономного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы № 6 муниципального образования

город-курорт Анапа Краснодарского края

Братчикова Оксана

ученица 11 «А» класса муниципального

автономного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы № 6 муниципального образования

город-курорт Анапа Краснодарского края

^ Научный руководитель: учитель истории

и обществознания высшей квалификационной категории, победитель

ПНПО «Образование» 2009 года

Боровая Татьяна Леонидовна


г. Анапа 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………

3

Теоретические вопросы обеспечения экономической безопасности…….

5

    1. Понятие экономической безопасности……………………………...

5

    1. Система экономической безопасности………………………………

14

    1. Особенности обеспечения экономической безопасности России……………………………………………………………………..


20

Заключение……………………………………………………………………

32

Список литературы…………………………………………………………..

35


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Экономическая безопасность, являясь основой национальной безопасности, в современных геополитических условиях, становится одним из главных факторов устойчивого развития России.

Обеспечение экономической безопасности относится к числу важнейших задач, стоящих перед современной Россией. Завершение рыночных преобразований, ускорение социально-экономического развития, вхождение страны в систему мирохозяйства существенно увеличивает количество и масштабы рисков и угроз национальной экономике. За последние годы бедность превратилась в главную угрозу для общества и государства. Бедность ведет к социальной и экономической стагнации общества (населения), разрушая устойчивость национальной экономики изнутри. Бедность, являясь следствием экономических и социальных проблем, стала генератором угроз и опасностей национальной экономике. Недооценка проблемы бедности может дорого стоить России потому что она ведет к потере самого ценного экономического ресурса – человеческого.

^ Степень изученности темы исследования. Различные аспекты взаимосвязи проблем экономической безопасности и бедности разработаны в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей. Общеметодологические и методологические основы исследования экономической безопасности установлены в фундаментальных трудах таких философов, экономистов, социологов, как О. Конт, А. Гидденс, Ф. Найт, Г. Спенсер, А. Маршалл, А. Хлопьев, и др. Существенный вклад в разработку проблемы экономической безопасности применительно к специфическим условиям развития национальной экономики России внесли работы Л. Абалкина, Е. Бухвальда, С. Глазьева, А. Городецкого, В. Загашвили, Н. Петракова, Т. Ромащенко,

В то же эта проблема во многих аспектах остается неизученной. Это и определило выбор темы, постановку цели и задач настоящего исследования.

Целью работы является раскрытие существенных взаимосвязей между бедностью как фактором и экономической безопасностью как системной характеристикой социально-экономического процесса современной России, обоснование преодоления бедности как эффективного инструмента обеспечения экономической безопасности национальной экономики России.

Реализация поставленной цели потребовала последовательного решения комплекса взаимосвязанных задач:

- обосновать системный и воспроизводственный подходы к исследованию проблемы, раскрыть сущность экономической безопасности в рамках данных подходов;

- уточнить понятие экономической безопасности в рамках воспроизводственного подхода к ее исследованию;

- определить основные элементы, входящие в систему экономической безопасности;

- раскрыть наиболее типичные для современной экономики России факторы продуцирующие риски и угрозы системе экономической безопасности;

- определить основные направления преодоления бедности, способствующие укреплению экономической безопасности России.

Объектом исследования выступают взаимосвязи, складывающиеся между экономической безопасностью и фактором бедности в социально- экономической системе современной России.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия экономической безопасности и бедности на современном этапе развития экономики России.

^ Область исследования: политическая экономия (теоретические проблемы экономической безопасности).

При реализации цели и задач исследования были применены методы общенаучного познания: системный подход, функциональный и структурный анализ, материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати. Нормативную базу исследования составили правовые акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты населения.

^ Гипотеза исследования состоит в том, что фактор бедности является одним из ведущих, формирующих проблему экономической безопасности России. Специфика российской бедности состоит в ее глубокой исторической преемственности, а также в наличии многих слоев бедности различного происхождения. Влияние фактора бедности на экономическую безопасность России может быть исследовано в рамках применения воспроизводственного подхода. Ведущим инструментом преодоления бедности в целях упрочения экономической безопасности России становится в условиях перехода к постиндустриальной экономике развитие человеческого капитала.

Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений

и научных организаций на лучшую работу

«Моя законотворческая инициатива»

^ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

    1. Понятие экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности относится к числу важнейших задач, стоящих перед современной Россией. Завершение рыночных преобразований, ускорение социально-экономического развития, вхождение страны в систему мирового хозяйства существенно увеличивает количество и масштабы рисков и угроз национальной экономике.

В мире происходят глубинные трансформации, затрагивающие весь уклад жизни человека. Изменяются качественные характеристики человеческой цивилизации, а значит, осуществляются фундаментальные изменения в экономике, социальной структуре общества, формируется общемировое информационное пространство, научно-технический прогресс идет стремительными темпами. Вместе с тем появляются новые вызовы, опасности, заставляющие пересмотреть традиционные подходы к обеспечению безопасности. Не случайно на саммите тысячелетия в ООН доминировала именно такая полемика. Страны – члены ООН констатировали, что основными угрозами нового века являются: исчерпание ресурсов, острые формы дегенерации окружающей среды, ужасающая нищета и поразительное неравенство как внутри стран, так и между ними [1,10-11]. Отметим, что раньше обеспечение безопасности означало защиту территории от внешнего нападения. Теперь оно включает в себя защиту населения от насилия, порожденного внутри государства. Следовательно, акцент в обеспечении безопасности смещается в сторону человека, защита его интересов становится насущной необходимостью.

Процесс глобализации мирового сообщества сложен и многогранен, соответственно его оценки различны и неоднозначны. Вне зависимости от степени интеграции мирового хозяйства, особую актуальность неизбежно приобретают проблемы сохранения независимости национальных экономик, повышения их адаптационного потенциала.

Глобализация выдвигается в центр современных воспроизводственных процессов и влечет за собой глубокие изменения всей системы экономических понятий и обогащение представлений об экономических отношениях, ресурсах и результатах. Переосмысление природы и сущности данных процессов, выработка и освоение эффективных средств и способов предупреждения угроз, обеспечение безопасности во всех сферах человеческой жизнедеятельности и прежде всего в экономике – вот те вопросы, которые нуждаются в теоретико-методологических обобщениях.

Система безопасности национальной экономики обеспечивается совокупностью военной, продовольственно, экологической, финансовой, социальной, экономической безопасностей. Однако, фундамент любого общества составляет совокупность экономических отношений во всем их многообразии, поэтому определяющей в системе безопасности является экономическая безопасность, ее уровень, характер, тенденции развития. От уровня экономической безопасности во многом зависят все другие виды безопасности. В то же время сама экономическая безопасность в значительной степени зависит от социальной и политической стабильности в обществе, уровня правовой и информационной обеспеченности. Экономическая безопасность, как неотделимая часть государственной безопасности, поддерживает стабильную и эффективную жизнедеятельность экономических субъектов. Поэтому ее обеспечение является одним из первоочередных национальных приоритетов, гарантирующее независимость страны от внешнего влияния.

Экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Поэтому экономическая безопасность страны выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля. Очевидно, что влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

Определим понятие экономической безопасности, рассмотрев существующие теоретические воззрения по данному вопросу в различных отраслях научного знания.

Существенный вклад в развитие теории безопасности внесла социальная философия. Развитие социологии связано в той или иной степени с изучением источников и тенденций развития общества, а также изысканием путей обеспечения социальной стабильности общества, анализа существующих и возможных угроз и противоречий. Именно наука об обществе отчасти предопределила и предвосхитила возникновение теории безопасного развития безопасного общества и его экономической составляющей. Экономика является составной частью общества, с другой стороны общества неотделимо от экономики. Поэтому экономика испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни, сложившейся социальной структуры, политической и духовной жизни. Совместное бытие людей определяет социальную реальность, в которой происходит их экономическое, политическое и культурнее взаимодействие.

Одним из направлений в социальной философии 20-30-х гг. ХIХ в., развившим теоретические подходы к исследованию социальной безопасности стало позитивистское направление (О. Конт, Г. Спенсер), по сути, заложившее основу современной науки об обществе. Особое место в этом учении занимает проблема гармонизации общества и достижения его стабильности. «Гармония в обществе, - писал О. Конт, - это, прежде всего, наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев» [142, 333]. В свою очередь, в гармонии общества О. Конт видел условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого народа, сословия, человека.

Идеи О. Конта развил Г. Спенсер, рассматривавший социальное равновесие как результат приспособительных действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Процессом, обратным социальному равновесию, гармонии и стабильности, по мнению Г. Спенсер, был процесс распада общества. Распад общества, в видении Г. Спенсера, инициировало прекращение эффективной деятельности институтов государства. Как следствие, становится малоэффективной деятельность «промышленных классов». Возрастают дезинтегрированные центробежные тенденции. Проводя аналогию с современным российским обществом, заметим, что данные высказывания не утратили своей актуальности [134, 314].

В соответствии с социологической теории Э. Гидденса, риск и нестабильность представляют собой факторы, неотделимые от современного общества. Поэтому необходимо разрабатывать модели социального противодействия этим негативным явлениям[165, 18]. Э. Гидденс выделяет четыре типа реакции на угрозы: прагматическая, оптимистическая, пессимистическая и, жесткая борьба против выявленных источников опасностей. Только последний тип адаптации к угрозам является активным и позволяет преодолеть разрушительное воздействие рисков на общество [150,15].

Наблюдающаяся в современном обществе интенсификация угроз во всех сферах жизнедеятельности человека активизирует исследования в области социальной безопасности в глобальном масштабе. По этому не случайно Устав ООН накануне 21-го столетия был дополнен следующими положениями:

1) о корректировке традиционной концепции обеспечения безопасности;

2) о необходимости не только предотвращения, но и активного управления рисками и угрозами [1,20].

Не смотря на новизну понятия «экономическая безопасность», вопросы ее обеспечения, предотвращения угроз и катастроф имеют длительную историю социально-экономического исследования.

Неявно понятие экономической безопасности содержалось в трудах мыслителей и ученых различных школ и эпох. Так, представления об экономической безопасности как состоянии, еще не достигнутом хозяйственной системой, но осуществимом в результате социальных преобразований, можно заметить еще у древневосточных и античных мыслителей, например у Платона. Основные угрозы современного ему общества он видел в распадении его на два полюса – богатство и бедность, нарушение общественного порядка из-за эгоизма и неумеренной «свободы демоса». В сочинениях «Государство» и «Законы» он выдвинул проекты идеального политического устройства, предусматривавшего стабилизацию рабовладельческого строя и выход из глубокого экономического кризиса (IV век до н.э.). Особую роль в этих преобразованиях Платон отводил государству[106,379].

Воззрения представителей классической экономической школы сводились к тому, что регулирование деятельности экономических агентов и их интересов осуществляется «невидимой рукой» рынка. А. Смит писал, что «каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это»[130,332]. Смитианский подход предполагает, что, реализуя собственный интерес, экономический агент увеличивает свою экономическую безопасность, что, в свою очередь, способствует росту экономической безопасности государства.

М. Вальрас, применив абстрактную математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности, дал косвенную характеристику состояния экономической безопасности. «Всеобще равновесие» по М. Вальрасу характеризует общее равновесие симметричных рынков и отражает

формирования спроса и предложения по всей рассматриваемой номенклатуре товаров. В результате взаимодействия между количеством товаров и их ценами в конечном итоге спрос и предложение уравниваются. В социально-экономическом плане под равновесием понимается суверенитет потребителя, единство интересов различных социальных групп, а также изменяемость или незначительная изменяемость какой-либо конкретной экономической ситуации.

В трудах представителей марксистской политэкономической школы отсутствует определение экономической безопасности. Однако в значительной мере определены противоречия, антагонизмы, угрозы и опасности капиталистического способа производства. Раскрыв законы современного им общества, классики марксизма пытались доказать ограниченность и переходящий характер капитализма. Учение о капиталистическом обществе содержало утопические идеи об оптимальной организации хозяйственной деятельности, наилучшем использовании ресурсов, отсутствии социальных конфликтов и противоречий. Такое идеальное общественное устройство характеризовалось как социально и экономически безопасное.

В современной западной экономической литературе экономическая безопасность не является предметом детального исследования, а изучается в контексте двух самостоятельных течений: «теории катастроф» и «теории рисков». Разработчиками первой теории являются И.Зиман, И.Касетти, Дж. Колата, Э. Ласло. Представители «теории рисков»: К.Эрроу, Дж. Кларк.

«Теория катастроф» основывается на тезисе о том, что социально-экономический мир в неменьшей степени, чем мир природы, подвержен фазовым изменениям и нестабильности. Более того, как подчеркивает Э. Ласло, «бифуркации» (переломные критические фазы) бывают более явными, драматичными, когда системы, переживающие их, близки к предельным значениям своей стабильности – ведут «опасный образ жизни». Именно такое поведение демонстрировали сложные общества ХХ в. и будут демонстрировать их в дальнейшем[70,28]. Главный постулат «теории катастроф» сводится к следующему: если система уже исчерпала свои ресурсы или в ней отсутствуют механизмы противодействия угрозам, то катастрофические процессы нарастают лавинообразно и система теряет устойчивость даже при незначительных отклонениях от нормы. Исходя из этого, ученые концентрируются на исследованиях, связанных с предвосхищением грядущих «бифуркаций», предотвращением катастрофических, необратимых изменений. Однако основная масса работ по данной проблематике носит теоретический, а не прикладной характер. Многие вопросы, рассматриваемые в рамках «теории катастроф» требуют дальнейшего развития. Тем не менее, следует отметить значительный вклад представителей данной концепции в исследование экономических систем и их устойчивости и поведению в экстремальных ситуациях.

«Теория риска» активно разрабатывается как в зарубежной, так и в отечественной литературе[21]. Наиболее исследованными являются вопросы финансовых, коммерческих, предпринимательских и инвестиционных рисков. В меньшей степени разработаны проблемы макроэкономических и социальных рисков.

Анализ различных воззрений свидетельствует о том, что основной акцент в исследовании риска делается на микроэкономический уровень, в то время как макроэкономические аспекты безопасности, риска, влекущие за собой урон экономической системе в целом, остаются малоизученными. Отметим, однако, что периодически в экономической литературе появляются публикации, характеризующие угрозы (опасности, риски), затрудняющие выход России на траекторию устойчивого развития. Доминирующие взгляды по этому вопросу в настоящее время можно свести к следующим: «бедность и технологическая отсталость» (Е. Ясин), «становление неформальных отношений во всех звеньях хозяйственного механизма» (Р. Капелюшников, В. Радаев), «массовая криминализация экономики» (И. Миронов), «слабость социальной составляющей экономической политики» (А. Николаев), «институциональный вакуум» (П. Колодко), «нерешенность проблемы собственности на природный потенциал» (Д. Львов) и др. Данные характеристики рисков присущи конкретной национальной экономике (российской) в определенный период времени.

Следует учесть, что в нашей стране формирование взглядов на проблему национальной безопасности вообще и экономической в частности шло в определенных политических и социальных условиях.

Национальная безопасность страны в Советском Союзе трактовалась одностороннее и подразумевала защиту государства от внешних угроз. Однако, в СССР предпринимались отдельные попытки расширить представления о национальной безопасности и стратегиях ее обеспечения. Так, в 1990 г. группа ученых во главе с академиком Ю.А. Рыжовым предложила концепцию безопасности, где доминировала ориентация на человека и приоритет «общечеловеческих ценностей»[126,1-28]. Этим идеям не суждено было воплотиться в жизнь. Трансформационные процессы в России в последнее десятилетие ХХ в. вызвали коренные изменения всей системы экономических отношений. В новых условиях при наличии иных угроз и рисков требовались ориентиры, пути и способы формирования модели национальной экономической безопасности, отвечающей современным реалиям.

Поэтому не случаен значительный рост интереса к проблеме безопасности в начале девяностых годов двадцатого столетия. Определенной предпосылкой для всестороннего исследования рассматриваемой проблемы можно считать создание Совета Безопасности и принятие в 1992 г. Закона РФ «О безопасности», в котором были закреплены следующие принципиальные положения:

– безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз;

– жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства;

– основные объекты безопасности: личность, общество и государство;

– угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства;

– содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности определяет реальную и потенциальную угрозу объектам безопасности, исходящей от внутренних и внешних источников опасности[133,78].

Следовательно, понятие безопасности не должно ограничиваться обеспечением только обороноспособности страны, нерушимости ее границ, территориальной целостности государства, поддержанием правопорядка и общественной безопасности. Оно более емкое и включает экономическую, социальную, экологическую и иные виды безопасности, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, принятие мер по их предотвращению и преодолению их последствий. Такой подход, зафиксированный в официальных документах, был определенным шагом вперед. Он позволял расширить трактовку безопасности, под которой ранее понималась исключительно безопасность государства (ее внешнеполитический аспект) и игнорировались интересы отдельной личности и гражданского общества в целом. Кроме того, официальные документы законодательно закрепили статус экономической безопасности как составной части национальной безопасности. Впоследствии началась интенсивная работа ученых-экономистов по созданию концепции экономической безопасности и стратегии ее обеспечения.

С учетом проведенных исследований и опубликованных материалов была разработана «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», одобренная и утвержденная в апреле 1996 г. указом Президента Российской Федерации. Подчеркнем, что данная стратегия не содержит четкого определения экономической безопасности, но подчеркивается, что целью государственной стратегии является обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социальной, экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внешних и внутренних угроз.

В экономической литературе встречаются различные точки зрения на определение категории «экономическая безопасность», что объясняется сложностью, многокомпонентностью и взаимообусловленностью ее составляющих.

Так, Л. Абалкин определяет экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»[15,133]. В этом определении стоит обратить внимание на такие параметры, как независимость, стабильность (устойчивость) и, способность к развитию (обновлению и самосовершенствованию). Однако, такой подход акцентирует внимание на основных характеристиках экономической безопасности, оставляя без ответа вопрос о ее сущности.

В. Сенчагов расширяет понятие экономической безопасности, определяя ее не только как защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности в обществе[128,99].

Определим существенные элементы экономической безопасности, состоящие в следующем

– экономическая независимость страны, неподчинение ее хозяйственного развития чьему-либо диктату, откуда бы последний не исходил;

– защищенность национально-государственных экономических интересов от масштабных внутренних и внешних угроз;

Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь». В данном определении присутствуют все значимые компоненты безопасности, но не учитывается понятие жизненно важных интересов.

Речь идет о пороговых, пограничных, критических значениях параметров социально-экономической системы, за пределами которых «возникает угроза или фактически происходит разрушение или деградация этой системы» [14,18]. Отметим, что данный подход ограничивает понятие экономической безопасности минимизацией ущерба, в то время как перспективное развитие экономической системе означает ориентацию на повышение (максимизацию), в том числе качества жизни.

Поэтому, стратегически направленным считаем подход к экономической безопасности, предложенный В. Загашвили, который считает, что целью безопасности должно быть все же не удержание экономики от падения, а рост, не противодействие ее ослаблению, а содействие ее усилению. Анализируя современные тенденции в данной области, мы приходим к выводу, что в ее понятие «наряду с продолжающими сохранять актуальность охранительными и неохранительными элементами, должны быть включены принципиально новые – те, что предполагали бы поддержание и приумножение жизнеспособности и конкурентоспособности общества как главной гарантии его безопасности и выживанию во взаимосвязанном и целостном мире»[60,13].

Развернутое определение национальной экономической безопасности дает В. Паньков: «Национальная экономическая безопасность – это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства». Преимуществом этого определения является попытка проследить цепочку передачи внешнего негативного сигнала: нарушения в общественном воспроизводстве – ухудшение уровня жизни населения – повышение социальной напряженности – возникновение угрозы существованию государства.

Положение о необходимости поддержания определенного уровня жизни населения как фактора экономической безопасности представляется нам совершенно обоснованным. Немаловажной особенностью экономической безопасности является ее иерархичность. Поэтому проблема обеспечения экономической безопасности многоуровневая. По уровням иерархии экономическая безопасность может быть рассмотрена в следующих аспектах:

а) макроэкономическая – безопасность функционирования и развития национальной экономики в целом;

б) мезоэкономическая - безопасность функционирования и развития локальных хозяйственных комплексов местного или регионального хозяйства;

в) микроэкономическая - безопасность функционирования и развитиям отдельных хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Подчеркнем, что главное отличие между данными видами экономической безопасности состоит в том, что экономическая безопасность микро- и мезоуровней тем выше, чем выше степень реализации интересов соответствующих экономических субъектов (домохозяйств, фирм, регионов и др.), в то время как народнохозяйственная безопасность определяется возможностью гармонизировать разнообразные интересы хозяйствующих субъектов[116,123].

Экономическая безопасность на макроуровне является основополагающей, поскольку только при ее наличии возможно устойчивое существование микроэкономической и мезоэкномической систем. С ослаблением защищенности национального хозяйства уменьшается экономическая безопасность любого уровня и становится восприимчивой к любой угрозе как извне, так и изнутри экономической системы.

С другой стороны, экономическая безопасность на макроуровне автоматически обеспечивает защищенность экономических интересов основных участников хозяйственной деятельности, а именно, фирмы, домашнего хозяйства и государства как на мезо, так и на микро- уровнях. Поскольку система национальной экономической безопасности продуцирует инструменты защиты и создает условия для безопасного функционирования всех хозяйствующих субъектов.

Учитывая открытость экономической системы, отметим недостижимость экономической безопасности отдельным экономическим субъектом, поскольку его изоляция от угроз невозможна. К тому же сама экономическая система (и экономические агенты в том числе) является источником продуцирования опасностей. Экономичная безопасность как часть и характеристика экономической системы состоит из связанной совокупности элементов, взаимодействующих между собой. Поэтому экономической безопасность представляет собой систему, воспроизводящую угрозы и инструменты их нейтрализации.

Обобщая различные подходы к содержанию экономической безопасности, учитывая многоаспектность содержания данного понятия, необходимо определять экономическую безопасность в рамках системного и воспроизводственного подходов. По нашему мнению, сущность экономической безопасности состоит в защите связанной совокупности экономических интересов основных участников хозяйственной деятельности, в том числе направленных на повышение общего благосостояния, в условиях нестабильной среды, формирующей риски и угрозы устойчивому существованию указанных субъектов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconОбластной конкурс образовательных организаций муниципальных образований...
Направление: Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области,...

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconПоложение III открытый конкурс на лучшую методическую разработку...
Крытый конкурс на лучшую методическую разработку в области русского языка и литературы “Величие родного слова” (далее – Конкурс)...

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconРабочая программа I i вида По курсу занятий в
Программа предназначена для подростков и молодежи, является примерной, с учетом Федеральной программы курса обж и сборника нормативных...

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconКонкурс проводится по следующим номинациям
Областной конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (далее Конкурс) проводится с целью воспитания у детей и подростков...

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconПриказ «02» апреля 2012г. №80 с. Шелаболиха Об организации работы...
Об образовании» (с изменениями от 2 февраля 2011 года), приказа управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 28....

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconВнимание!!! В понедельник 30 апреля состоится городская эстафета...
Хочу стать академиком-2012". В конкурсе приняли участие команды из 17 образовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев) района....

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconКонкурс на лучшую электронную антинаркотическую листовку. Конкурс...
Одним из главных направлений антинаркотической пропаганды является организация социальной рекламы антинаркотической направленности....

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconПрограмма предпрофильной подготовки для 9-х классов «психология и выбор профессии»
«Психология и выбор профессии» моя седьмая книга о профессиональном самоопределении молодежи. Первая, «Я и моя профессия», вышла...

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconКонкурс на Гранты Главы Республики Саха (Якутия) для образовательных...
«Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики»

Конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» iconНдоу «Д/с №205 ОАО «ржд»
Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов