Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения»




Скачать 306.96 Kb.
НазваниеМетодические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения»
страница1/3
Дата публикации11.05.2016
Размер306.96 Kb.
ТипМетодические указания
edushk.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

В.Г.Летягин, А.В.Шобанов, О.В.Чадина

Утверждено редакционно-издательским советом университета

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» для студентов специальности «Мировая экономика»

Москва - 2002

УДК 339.7

Л-52

Летягин В.Г, Шобанов А.В., Чадина О.В. Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» для студентов специальности «Мировая экономика» - М.: МИИТ, 2002. - 34 с.

В методических указаниях даны основные типы задач по отдельным темам курса "Международные экономические отношения", а также контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям.

В методических указаниях также приведен порядок написания и основные требования к содержанию индивидуальной работы студента в семестре (в виде реферата).

© Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2002

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.................................... 4

1.1 Международная торговля............................................................................. 4

1.2. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов...................... 6

1.3. Платежный баланс........................................................................................ 6

1.4. Тарифные методы регулирования международной торговли................. 7

1.5. Нетарифные методы регулирования международной торговли ............. 9

1.6. Международная торговля услугами......................................................... 10

1.7. Международное движение капитала........................................................ 11

1.8. Международная миграция рабочей силы................................................. 12

1.9. Международная передача технологий ..................................................... 14

1.10. Международная экономическая интеграция......................................... 15

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ....................................................... 16

3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТА ..................................................... 21

3.1. Порядок написания реферата.................................................................... 21

3.2. Порядок защиты реферата......................................................................... 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ...........................................................26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............. 28

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО

ЛИСТА РЕФЕРАТА............................................................................................. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ............................. 33

1. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 1.1 Международная торговля.

1. Пусть предельная производительность труда в производстве торгуемых товаров At == 3, в производстве неторгуемых — An = 2, об­щее количество труда, имеющееся в экономике, L =720 человеко-часов в год, зарплата W = 72 долл. в час. А. Составьте уравнение кривой производственных возможностей торгуемых и неторгуемых товаров. Каковы координаты точек, ее определяющих?

Б. Определите цену торгуемых и неторгуемых товаров. В. Определите реальный обменный курс.

2. Экспорт и импорт всех стран мира, вместе взятых, в 1988—1990 годах составил в текущих ценах (в млрд. долл.):



1998г.


1999г.


2000 г.


Экспорт


2743


2962


3379


Импорт


2840


3075


3496



А. В чем заключается причина различий между стоимостью мирового

экспорта и импорта?

Б. Оцените примерную стоимость фрахта и страхования в процентах

от стоимости импорта.

В. Можно ли по этим данным вычислить внешнеторговое сальдо и

оборот ?

3. Страны А и Б производят только два товара: железо и масло. Предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства. Уровень затрат на производство этих товаров характеризуется данными, представленными в таблице.

Страна


Затраты на производство 1 тонны железа


Затраты на производство 1 тонны масла


А


120


80


Б


100


100



а) имеет ли страна А абсолютное преимущество в производстве железа?

б) имеет ли страна Б сравнительное преимущество в производстве масла?

в) какие товары будут экспортировать и импортировать страны А и Б?

г) в каких пределах должно установиться соотношение мировых цен на железо и масло?

4. Производственные возможности стран Х и Y представлены в таблице Структура спроса такова, что при отсутствии внешней торговли в стране Х производится и потребляется 8 тыс. автомобилей и 3 тыс. т риса, а в стране Y - 8 тыс. автомобилей и 9 тыс. т риса.

Товар


Производственные возможности страны Х


Автомобили, тыс. шт.


10


8


6


4


3


0


Рис, тыс. т


0


3


6


9


12


15




Производственные возможности страны Y


Автомобили, тыс. шт.


20


16


12


8


4


0


Рис, тыс. т


0


3


6


9


12


15



а) на производстве каких товаров выгодно специализироваться странам Х и Y?

б) каков будет прирост общего производства автомобилей и риса, полученный в результате специализации?

в) в каких пределах может установиться мировая цена одного автомобиля?

г) мировая цена устанавливается на уровне 1 автомобиль равен 1 т риса, объемы внешней торговли составляют 10 тыс. автомобилей и 10 тыс. т риса. Каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?

5. Данные по двум странам приведены в таблице. Каковы будут направление экспорта и импорта, если страны А и Б начнут торговать?

товар


Страна А


Страна Б


Единица товара Х


1 час


4 часа


Единица товара У


3 часа


8 часов



^ 1.2. Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов.

1. Функция спроса на пшеницу в стране Х имеет вид С = 100-20*Ц, а функция предложения П = -20+20*Ц.

а) определите вид функции спроса на импорт в стране X. Какова будет цена на пшеницу при отсутствии внешней торговли? В стране Y функция спроса на пшеницу имеет вид С1 = 40-20*Ц1, а предложения П1 = -40+20*Ц1.

б) определите вид функции экспортного предложения. Какова будет цена на пшеницу в стране Y при отсутствии внешней торговли?

в) предположим, что страны Х и Y торгуют между собой, причем издержки на транспортировку равны нулю. На каком уровне установиться мировая цена на пшеницу? Каковы будут объемы торговли?

г) чему будет равен эффект от торговых отношений для стран Х и Y?

^ 1.3. Платежный баланс.

1. Торговый баланс страны А (в млрд. долл.) составляет-110, баланс текущих операций-105, увеличение официальных валютных резервов-5. Рассчитайте:

1) чистые услуги и текущие трансферты;

2) сальдо баланса официальных расчетов;

3) сделайте вывод о притоке или оттоке капитала в (из) страну.

2. Данные платежного баланса (млрд. долл.) страны В следующие:

Товарный экспорт


+80


Товарный импорт


-60


Экспорт услуг


+30


Импорт услуг


-20


Чистые доходы от инвестиций


-10


Чистые трансферты


+20


Приток капитала


+20


Отток капитала


-80


Официальные резервы


+20



Ответьте на вопросы:

1. Какова величина торгового баланса?

2. Какова величина баланса текущих операций?

3. Какова величина баланса движения капитала?

4. Каково сальдо баланса официальных расчетов?

^ 1.4. Тарифные методы регулирования международной торговли.

1. Ставка российского импортного тарифа на иностранную одежду составляет 20%, на ткани — 1%. Стоимость тканей составляет 20% стоимости одежды. Рассчитайте эффективный уровень тарифа:

а) при условиях, указанных выше;

б) если импортная пошлина на готовую одежду возрастет до 40%;

в) если пошлина на ткани увеличится до 10%;

г) если пошлина на одежду сократится до 10%;

д) если пошлина на ткани сократится до 0,4%. Какие выводы можно сделать на базе этих расчетов?

2. Страна импортирует товар X. Мировая цена этого товара равна 100, кривая внутреннего предложения определяется уравнением П = -50+5 *Ц, а спроса С = 400-10*Ц. Страна ввела таможенный тариф в размере 10 на каждую единицу товара. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:

а) благосостояние потребителей;

б) выигрыш производителей товара Х в данной стране;

в) доходную часть государственного бюджета;

г) благосостояние страны в целом.

3. Страна А производит самолеты. Доля стоимости импортных комплектующих в цене конечной продукции составляет 25%. В целях защиты национальных производителей страна А вводит таможенный тариф, в соответствии с которым ставка таможенной пошлины на импортный самолет составляет 15%, а на импортные материалы и комплектующие, используемые в самолетостроении - 10%. Каков в этом случае фактический уровень таможенной защиты самолетостроения в стране А.

4. Страна Б вводит тариф на экспорт сахара в размере 20 долл. за тонну. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте следующие величины:

Показатель


Без тарифа


С тарифом


Мировая цена сахара


300 долл. за 1 т


300 долл. за 1 т


Объем внутреннего потребления


6 млн. т


8 млн. т


Объем внутреннего производства


22 млн. т


20 млн. т



а) выигрыш потребителей страны Б от введения тарифа;

б) потери производителей страны Б от введения тарифа;

в) размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов;

г) чистый эффект от введения экспортной пошлины на сахар для национального благосостояния страны Б.

^ 1.5. Нетарифные методы регулирования международной торговли

1. Россия производит 70, потребляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене 6000 долл. за самолет. Правительство, считая самолетостроение перспективной отраслью, предоставляет производителям субсидию в размере 15% стоимости самолета, в результате чего внутренняя цена самолета увеличилась до 6450 долл., а его цена на внешнем рынке сократилась до 5550 долл. А. Почему внутренняя цена на самолет увеличилась меньше, чем раз­мер субсидии?

Б. Как введение субсидии отразилось на объемах внутреннего произ­водства и экспорта самолетов?

В. Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета?

Г. Какое воздействие оказало введение субсидии на условия торговли России?

2. Страна А импортирует зерно по цене 10 долл. за мешок. Пусть на внутреннем рынке кривые спроса и предложения описываются уравнениями: С=400-10*Ц, П=-50+5*Ц. Предположим, что правительство хочет ограничить импорт до 50 мешков и вводит импортную квоту. Рассчитайте:

1) на сколько сократиться объем импорта;

2) на сколько возрастет внутренняя цена;

3) размер проигрыша потребителей;

4) размер выигрыша производителей;

5) общий эффект от введения квоты для страны в целом.

3. Говядина стоит 5,4 долл. за 1 кг. По этой цене российские фермеры

производят 20 тыс. т, тогда как спрос на российском рынке достигает

60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья, являющихся экспортерами

говядины в Россию, ее цена составляет 3,6 долл. за 1 кг. По такой цене

российские фермеры смогут произвести только 5 тыс. т при спросе,

увеличивающемся до 65 тыс. т. Для защиты внутреннего рынка

Россия вводит импортную квоту, лицензия на получение которой

стоит Как раз столько, сколько составляет разница между внутренней

ценой говядины и ее ценой в странах ближнего зарубежья, то есть 1,8

долл.за 1 кг.

А. Каков объем импорта говядины при свободе торговли и при защите

внутреннего рынка импортной квотой?

Б. Как скажется введение квоты на потребителях и на

производителях?

В. Каков доход импортеров, получивших разрешение на импорт в

рамках квоты, от ее введения?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент»
Ковальская М. И. Функциональные стратегии компании на примере ОАО «ржд». Практическое занятие №4. Методические указания к проведению...

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент»
Ковальская М. И. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Практическое занятие №1. Методические указания к проведению...

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент»
Ковальская М. И. «Стратегическая программа развития компании на примере ОАО «ржд»». Практическое занятие №2. Методические указания...

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент...

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания для выполнения практических работ по дисциплине...
Управление техническими системами на автомобильном транспорте. Методические указания по выполнению практических работ / Е. А. Слепенко....

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент...

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения...
Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей...

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания и задания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Аудит»
Кузьминова Т. Н. Методические указания и задания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Аудит». – М.: Рапс, 2007. – 79с

Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические отношения» iconМетодические указания по проведению семинарский и практических занятий...
Планы семинарских (практических) занятий помогут студентам овладеть необходимыми знаниями в пределах изучаемого курса, усвоить сущность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов