Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А




НазваниеРецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А
страница1/5
Дата публикации21.05.2015
Размер0.73 Mb.
ТипУчебно-практическое пособие
edushk.ru > Экономика > Учебно-практическое пособие
  1   2   3   4   5
Московская финансово-юридическая академия


Подгузов В.А.

УПРАВЛЕНИЕ

КАЧЕСТВОМ

(Учебно-методическое пособие)

Рецензент: к.э.н., доцент Э.Р.Абдуллин

Подгузов В.А. Управление качеством: Учебно-практическое пособие. - М.:МФЮА, 2001.С.64.

Учебно-практическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» (061100) и предназначено для студентов, осваивающих программу высшего профессионального образования.
©Подгузов В. А., 2001

©МФЮА, 2001


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................4

Глава I. "Качество" как категория науки...................................................5

1.1. Требования к терминологии..........................................................5

1.2. Качество...........................................................................6

1.3. Качество и конкуренция.............................................................8

1.4. Носители качества в экономике.......................................................10

1.4.1. Экономические отношения..................'.......................................10

1.4.2. Продукция и труд................................................................11

1.4.3. Товар............................................................................11

1.4.4. Рабочая сила.....................................................................12

1.4.5. Прибыль..............*...........................................................12

1.4.6. Ценные бумаги..................................................................12

Вопросы для самоконтроля; проблемные вопросы...........................................13

Глава II. "Управление" как категория науки...............................................14

2.1. Содержание понятия '"управление"....................................................14

2.2. Основные требования к организации управления........................................15

Вопросы для самоконтроля..............................................................16

Проблемные вопросы..................................................................16

Глава III. Управление качеством........................................................16

3.1. Краткий обзор возникновения и развития управления качеством....... ....................16

3.2. Комплексное управление качеством (Integrated Quality Control).............•..............18

3.3. Тотальное управление качеством (Total Quality Management (TQM)........................19

3.4. Управление качеством продукции.............................-.'........................21

3.5. Принцип управления качеством продукции............................................22

3.6. Обеспечение качества. Задание для самостоятельной работы..............................25

- 3.7. Принцип обеспечения качества продукции.....................................'....;...25

3.8. Принципы обеспечения и управления качеством услуг...................................26

3.9. "Модель качества".................................................................27

3.10. Общее руководство качеством................ .....................................28

3.11. Система качества..................................................................28

Вопросы для самоконтроля.............................................................29

Проблемные вопросы..................................................................29

Глава IV. Структура и функции управления качеством.....................................29

4.1. Политика в области качества......................................................... 29

4.2. Планирование качества. . ............................................................30

4.3. Организация работ по качеству.......................................................31

4.4. Обучение и мотивация персонала.....................................................31

4.4.1. Премии по качеству...............................................................32

4.4.2. Обучение персонала вопросам качества работников....................................34

4.5. Контроль качества..................................................................35

4.5.1. Статистические методы контроля качества...........................................36

4.6. Информация о качестве.............................................................38

4.7. Разработка мероприятий......:......................................................39

4.8. Принятие решений руководством предприятия..........................................39

4.9. Реализация мероприятий............................................................40

4.10. Взаимодействие с внешней средой по вопросам качества................................41

Вопросы для самоконтроля..............................................................41

Глава V. Международные стандарты ИСО серии 9000 и система QS-9000

по управлению качеством и обеспечению качества.................................42

5.1. Стандарты ИСО 9000..............................................................42

5.2. Система QS-9000...................................................................44

5.3. Стандарты ИСО 14000..............................................................45

Вопросы для самоконтроля..............................................................45

Проблемные вопросы..................................................................45

Глава VI. Создание систем качества и обеспечение их

эффективного функционирования..............................................45

6.1. Создание систем качества...........................................................45

3

6.2. Информационное совещание.........................................................45

6.3. Принятие решения о создании системы качества................................. ......46

6.4. Разработка плана-графика создания системы качества....................................46

6.5. Определение состава структурных подразделений системы качества.......................46

6.6. Разработка структурной схемы системы качества.......................................47

6.7. Разработка функций элементов системы качества........................................47

6.8. Определение состава и состояния документации системы качества........................18

6.9. Разработка нормативных документов..................................................48

6.10. Доработка существующих систем -качества............................................48

6.11. Внедрение системы качества........................................................49

6.12. Обеспечение функционирования систем качества.......................................49

6.13. Проверки системы качества........................................................50

6.14. Совершенствование систем качества.................................................51

6.15. Организация работы кружков качества...............................................51

Вопросы для самоконтроля..........................................................5-1

Глава. VII. Правовые вопросы в области качества..........................................

7.1. Сертификация продукции и систем качества..................................

7.2. Масштабы подхода к испытаниям и сертификации......................................53

7.3. Сертификация продукции............................................................54

7.4. Сертификация систем качества.......................................................54

7.5. Правовые вопросы в области качества.................................................56

7.5.1. Защита прав потребителей..........................................................56

7.5.2. Закон РФ "О защите прав потребителей".............................................56

7.5.3. Закон РФ "О стандартизации"...... . ,...............................................56

7.5.4. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг'.......................................57

7.5.5. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений"......................................57

Вопросы для самоконтроля................................ ...........................57

Методические рекомендации по написанию контрольной работы...................... ......58

Перечень вопросов, выносимых на зачет..................................................58

Список рекомендуемой литературы......................................................59

ВВЕДЕНИЕ

Состояние современной экономической науки характеризуется наличием большого количества национальных школ и авторских направлений, что требует от студента не только упорства в освоении науки, но и творческого подхода к ее выводам. Абсолютизация какой-либо одной современной теоретической или практической школы приведет носителя односторонних знаний к поражению на рынке. В данном пособии отражены темы и понятия, соответствующие требованиям российских образовательных стандартов по специальностям 'Экономика и управление на предприятиях", "Управление качеством", "Менеджмент". Кроме того, рассмотрены вопросы, изучение которых считается необходимым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США.

Однако освоение данного пособия можно считать лишь первым прикосновением к проблеме. Параллельно с изучением пособия, выполнением контрольных работ, студент обязан изучить рекомендуемую литературу и проверить полученные знания на практике, без чет ею теоретический багаж очень скоро отстанет от требований жизни. Для студентов Московской финансово-юридической академии в качестве основного рекомендован учебник "Управление качеством" Л.К. Басовского и В.Б. Протасьева{ 1}.

Для начала разговора достаточно, чтобы читатель согласился, что проблема качества в рыночной экономике -одна из наиболее фундаментальных проблем, которой мировая экономическая теория и практика придает возрастающее значение, переводя ее решение из стихийного русла в плоскость УПАРВЛЯЕМОГО ГЛОБАЛЬНОГО процесса.

Для того чтобы успешно решать частные практические задачи в области управления качеством, необходимо усвоить содержание и сущность категорий "качество" "управление" применительно ко веем тем явлениям рыночной экономики и отношениям.

Цель дисциплины - дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления качеством продукции на предприятиях, чтобы работа по обеспечению качества носила не эпизодический характер, а была организована в постоянно действующую систем) качества, отвечающую рекомендациям международных стандартов ИСО серии 9000


4

действующую систему качества, отвечающую рекомендациям международных стандартов ИСО серии 9000.

Задачи дисциплины:

дать знания теоретических основ в области обеспечения качества и управления качеством продукции;.

научигь организовывать работ) по обеспечению качества продукции путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000;

дать практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и совершенствования систем качества;

ознакомить с современной практикой отношений поставщиков и заказчиков и области качества и основными нормативными документами ПО правовым вопросам в области качества.

Место дисциплины в учебном процессе и требованиями знаниям и умениям специалиста определено тем. что управление качеством продукции является одним из аспектов управления деятельностью предприятия в целом и поэтом) примыкает к изучению менеджмента.

Задачи обеспечения качества решаются на всех этапах производственного процесса, поэтому управление качеством связано с инженерно-технологическими дисциплинами отрасли.

Важной функцией управления качеством продукции является контроль па всех этапах создания продукции и ее эксплуатации. Организация контроля качества требует ознакомления с основами метрологии и стандартизации.

Поскольку одной из функций управления качеством является информация о качестве выпускаемой продукции, а также о достижениях науки, техники, технологии и потребностях рынка, настоящая дисциплина связана с изучением дисциплин "Маркетинг" и "Информатика".

Изучение конкретных методов контроля качества, сбора и обработки информации ПО проблеме надежности включает изучение статистических методов и умение пользоваться вычислительной техникой.

Ответственность производителей за качество и в особенности - за безопасность и экологическую чистоту продукции требует знания действующего законодательства и нормативных документов в области качества.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать теоретические основы и современнук практику управления и обеспечения качества продукции на предприятиях, уметь разрабатывать и внедрять системы качества и поддерживать их работоспособность.
Глава I.

"Качество" как категория науки.

1.1. Требования к терминологии

Как гласит людская молва, реклама - двигатель торговли, а слово "качество" - одно, из наиболее ходовых рекламных "заклинаний", превращающих потенциальных покупателей в реальных.

Качество, как житейский термин, принят для обозначения степени пригодности продукта к удовлетворению каких-либо личных потребностей. Но каждая научная область, имеющая свою концепцию и методологию, не может выполнять свои функции без собственной терминологии, которую она формирует по мере своего развития.

Из изданий, в которых приведена терминология в области качества, отметим следующие:

• Международный стандарт ИСО 8402: Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.

• Словарь терминов, используемых в управлении качеством, изданный Европейской
Организацией по качеству на 16 языках.

• ГОСТ РФ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и
определения.

На практике в настоящее время чаще всего используется международный стандарт ИСО 8402. выпущенный в 1986 году-, после чего он был пересмотрен вместе со стандартом ИСО 9000 и переиздан в 1994 году.

В стандарте ИСО 8402 приведено 67 терминов, разбитых на четыре группы: общие термины; термины, связанные с качеством; термины, относящиеся к системе качества, а также к средствам и методам работ по качеству.

Требования к терминологии:

5
во-первых, определение термина должно точно и полно сформулировать понятие, отражаю­щее сущность явления;

во-вторых, определение термина в прикладном значении не должно противоречить фундаментальному;

и, в-третьих, при заимствовании иноязычной терминологии, в нее нужно вносить уточнения, соответствующие российской терминологической культуре

- в "Экономикс" понятие качество обозначено термином полезность (utility)

- в политической экономии это понятие названо потребительной стоимостью, которая также определена как полезность и как форма экономического отношения;

- в энциклопедическом словаре Вебстера качество также определено как полезность: Use (usefulness) - the quality of being suitable for employment.

Однако, способность предмета удовлетворять потребности называется не качеством, а полезностью. В этом понятии выражаются не сами но себе свойства вещей, а отношения людей к этим свойствам. Наглядным примером понятия ^полезность" может быть наше отношение к лекарственным препаратам, каждый из которых, обладая своим собственным качеством, может быть полезен одному и бесполезен или, более того, вреден другому.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного...
Методические указания предназначены для студентов заочного обучения по направлениям подготовки (бакалавриат)

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconУчебное пособие для студентов всех форм обучения Санкт-Петербург
Рецензент Уланов В. А доцент кафедры “Теория кредита и финансового менеджмента” экономического факультета Санкт-Петербургского Государственного...

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconПсихолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений как условие...
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Нижневаторского государственного гуманитарного...

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconМетодические указания Работа подготовлена на кафедре Государственно-правовых...
Рецензент: Г. В. Синцов, кандидат юридических наук, доцент, зав кафедрой гражданского права и гражданского процесса пгпу им. В. Г....

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А icon"Основы животноводства" Цель и задачи курса
Авторы программы: каримов к. К. – к с/х н., доцент; горбунов п. С. – к б н., доцент

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconПрограмма учебной дисциплины
Разработчики: доцент, к и н. Светлана Владимировна Шершнёва, доцент, к и н. Борис Павлович Заостровцев

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconСанкт-петербурга
О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconПрограмма учебной дисциплины курс по выбору сдм «Социальная педагогическая психология»
Составитель: доцент общеинститутской кафедры психологии образования иппо гоу впо мгпу, кандидат психологических наук, доцент И. В....

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconГоу впо «Удмуртский государственный университет» Исторический факультет...
...

Рецензент: к э. н., доцент Э. Р. Абдуллин Подгузов В. А iconМетодические рекомендации Основы анестезиологии
Составители: профессор Цирятьева С. Б., профессор Кечеруков А. И., доцент Горбачев В. Н., доцент Алиев Ф. Ш., к м н. Чернов И. А.,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов