Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества




Скачать 153.13 Kb.
НазваниеТема 32-33 экономические основы жизни человека и общества
Дата публикации12.06.2016
Размер153.13 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Экономика > Документы

Учитель Сборцев С.Н. юридическая гимназия № 42

11 класс (12-летка)

ЧОГ (Углубленный)

Тема 32-33 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА и ОБЩЕСТВА.

Экономика - это такая сфера деятельности, в которой создаются различные материальные блага и услуги для удовлетворения многообразных потребностей людей. Экономика - это не только заводы и фабрики. Это еще и отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления матери­альных благ. Характер этих отношений по мере развития человеческого общества претерпел изменения.

В историческом разрезе различают:

  • примитивную экономику первобытного общества и соответствующие ей экономические отношения. Следы такой эконо­мики в Южной Америке, Африке и других регионах сохранились до сих пор. В настоящее время всякую экономику, основанную на примитивных орудиях труда, принято считать традиционной экономикой. В такой экономике десятилетиями и столетиями не меняется уклад жизни людей. Производимые продукты потребля­ются в основном самими производителями и их семьями. Обмен продуктами ог­раничен или вовсе отсутствует. Такую экономику называют натуральным хозяй­ством.

  • Кроме того, существует рыночная экономика, основанная на частной соб­ственности на средства производства и наемном труде, прошедшая достаточно большой путь развития. Сутью рыночной экономики является товарный обмен. Частный собственник сам решает, что производить, кому и почем продавать свой товар.

В прошлом веке в СССР существовала командная экономика, основанная на государственной собственности на средства производства. Вопрос о том, что про­изводить, кому и как передавать произведенную продукцию, решался из единого центра. Вот почему такую экономику еще называют централизованной экономи­кой. Все эти виды экономики имеют свой исторический путь развития, своих при­верженцев и противников, однако наибольшую устойчивость продемонстрировала рыночная экономика. Следует отметить, что в любой стране мира имеют место несколько видов экономики (появилось понятие смешанная экономика), вопрос только в их соотношении.

В современной экономике различают: национальную, региональную и мировую экономику. Национальная экономика - совокупность отраслей народного хозяйст­ва и домашних хозяйств отдельной страны, связанных в единый народнохозяйст­венный комплекс. Региональная экономика в национальном масштабе понимается как экономика отдельных административных единиц (области, района), а в меж­дународном масштабе - совокупность национальных экономик стран наиболее тесно связанных друг с другом географически и исторически. Мировая экономика состоит из суммы национальных экономик всех стран мира, связанных между собой международными экономическими отношениями. По мере развития чело­веческой цивилизации эти отношения становятся более широкими и разнообраз­ными. В мировую экономику помимо национальных экономик включаются струк­туры, которые не могут принадлежать какой-то отдельной стране; пользоваться ими можно лишь сообща, договариваясь об условиях. Именно так идет освоение мирового океана, космоса, так используются мировые коммуникации, в том числе и Интернет.

^ Значение экономики для общества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищем и другими полезными вещами), без которых не может существовать ни один человек. Есте­ственно, что о степени развития хозяйства каждой страны мы судим по показате­лям производства продукции: чем больше производится продукции, тем сильнее экономика. Сильная экономика страны позволяет при прочих равных условиях обеспечить ее гражданам более высокий уровень жизни, чем в странах со слабой экономикой.

Под экономическими отношениями понимаются прежде всего отношения ме­жду людьми в процессе производства материальных благ, затем отношения, воз­никающие при распределении произведенных благ между участниками производ­ства. После этого возникают отношения обмена и потребления материальных благ. Такова классическая схема системы экономических отношений. В реальной действительности все гораздо сложнее. Важно отметить, что в историческом пла­не экономические отношения постоянно изменяются, совершенствуются. Причем во все времена определяющим элементом системы экономических отношений были отношения в сфере производства.

^ Потребности и производство.

Определяющей целью функционирования лю­бой экономической системы выступает удовлетворение общественных потребно­стей. Человеческие потребности многообразны и различны по степени своей ин­тенсивности. Их удовлетворение происходит посредством потребления матери­альных и духовных благ. Производственная сфера жизнедеятельности общества ориентирована на выработку средств удовлетворения потребностей, которые в свою очередь стимулируют сам процесс производства конечных продуктов. Соз­данные блага в сфере общественного производства формируют новые социальные потребности и цикл замыкается: человек ставит перед промышленностью новые задачи, решение которых обусловливает техническое и технологическое совер­шенствование производства, и в то же время под влиянием НТР и НТП происхо­дит рост и обновление его потребностей.

^ Потребности человека и их удовлетворение.

Все человеческие потребности, связанные с экономической сферой жизнедеятельности общества, можно разде­лить на две большие группы:

  • производственные

  • непроизводственные.

Удовле­творение первых осуществляется путем организации трудовых отношений между непосредственными участниками общественного производства, через разделение труда, специализацию в производственных действиях, потребление средств про­изводства и рабочей силы как факторов производства.

Удовлетворение непроиз­водственных потребностей (физиологических, духовных и социальных) происхо­дит в процессе материального потребления, социализации и самореализации в культуре, самоутверждения. Этот процесс обусловлен экономическими (напри­мер, уровнем дохода, качеством товара и др.), биологическими и социально-психологическими особенностями индивидов.

^ Виды потребностей.

Потребности делятся на индивидуальные и обществен­ные; первичные (физиологические, материальные) и вторичные (духовные, соци­альные, в том числе экономические, политические, эстетические и т.д.); абсолют­ные (отражающие максимальный объем материальных и духовных благ, которые способно потребить общество), подлежащие удовлетворению (платежеспособный спрос) и фактически удовлетворяемые (удовлетворенный спрос, предложение).

^ Удовлетворение потребностей через механизм купли-продажи. Одним из важнейших аспектов хозяйственной деятельности является удовлетворение чело­веческих потребностей через механизм купли-продажи, когда результаты (продук­ты) труда, предназначенные не для персонального (личного) потребления, выносятся на рынок для обмена, продажи. Спрос покупателя, основанный на его инди­видуальных предпочтениях, удовлетворяется либо через натуральный обмен, либо в товарно-денежной форме в сфере торговли.

^ Понятие производства.

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и услуг. Общественное богат­ство совершает движение по классическому кругу: производство - распределение -обмен - потребление. Начальной фазой является непосредственное производство -созидательный процесс изготовления продуктов и благ. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих по­требностей (скажем, из древесины изготавливается мебель). Производство имеет основополагающее значение для всей экономики. Исторически оно прошло дли­тельный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит совершенствование самого человека.

^ Процесс производства одновременно является и процессом потребления.

Можно сказать, что производство - это процесс создания материальных благ и услуг и процесс потребления их как факторов производства. Продукт как резуль­тат одного производства потребляется в последующем производственном процес­се, образуя так называемое производственное потребление.

Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять. Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национальной экономики. Здесь невозможно решительно поднять благосостояние народа. Убедительной иллюстрацией тому служат данные о про­изводстве валового внутреннего продукта на душу населения.

Вместе с тем понятие «производство» нельзя сводить только к процессу созда­ния материально-вещественных предметов. Производство существует там, где люди создают продукты, услуги, энергию, информацию или преобразуют их сво­им трудом. В самом широком смысле производство можно определить как целе­сообразную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребно­стей.

^ Сферы и типы производства.

В общем понятии «производство» различают материальное и нематериальное производство. Материальное производство включает отрасли по производству материальных благ и материальных услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное и бытовое обслуживание и т. д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей. К нему тра­диционно относят здравоохранение, образование, культуру и т. д. Материальное и нематериальное производство тесно связаны между собой и предопределяют гар­моничное развитие общества.

^ Человек - главный фактор производства.

Человек как деятельностное су­щество принимает непосредственное участие в процессах производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ (услуг). Благодаря активной способности к труду (физическому и умственному), своим знаниям, навыкам и умениям, кооперации с другими людьми, установлению хозяйственных связей, а также непосредственному использованию средств и орудий труда чело­век становится действительной производительной силой, стимулирует общест­венный прогресс и совершенствование всех без исключения сфер жизни общества.

^ Факторы современного производства.

Чтобы производить материальные блага нужны ресурсы, т. е. совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы при создании товаров и услуг. Ресурсы делятся на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые. Следует отметить, что наличие ресурсов является условием для производства необходи­мым, но недостаточным. От ресурсов следует отличать факторы (от лат. - делающий, производящий) производства, представляющие собой вовлеченные в хозяйственный оборот ресурсы.

Первым важнейшим фактором является личностный, человеческий фактор. Для любого производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Поэтому первой созидающей силой является труд. Труд - это расходование человеческой рабочей силы. Сам труд и способность к труду - ис­ключительное достояние человека, но это разные понятия, их нельзя смешивать. Каждый человек обладает рабочей силой, но если он не будет ее целесообразно использовать, то процесс труда не произойдет.

Кроме личностного фактора в процессе производства участвуют вещественные факторы. Все то, на что человек воздействует в процессе труда, называется пред­метами труда. Различают два вида предметов труда:

  • вещества, которые впервые вступают в процесс труда, к ним еще не прика­сался человек, и они не отделены от природы (полезные ископаемые, лесные ре­сурсы, рыба в водоемах и т. д.);

  • предметы труда, подвергавшиеся воздействию человека и требующие дальнейшей переработки. Эти предметы труда называются сырым материалом, или сырьем ( руда, нитки, ткани и т. д.)

Сырье - всегда предмет труда, но предмет труда не всегда является сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, при помощи которых чело­век обрабатывает предметы труда, т. е. все то, что человек ставит между собой и предметами труда.

Среди большого многообразия средств труда необходимо выделить:

  • орудия труда, или механические средства труда, т. е. все то, что не­посредственно воздействует на предметы труда - станки, машины, оборудование, инструменты. Орудиям труда принадлежит решающая роль в развитии общест­венного производства;

  • средства труда, предназначенные для хранения и транспортировки предме­тов труда и готовой продукции - трубы, чаны, резервуары и т. д.;

  • средства труда, которые создают материальные условия для процесса про­изводства (здания, сооружения, каналы, дороги). Сюда же относится и земля, од-нако земля может быть и предметом труда как, например, в сельском хозяйстве.

Средства труда и предметы труда в совокупности составляют средства произ­водства. Следует подчеркнуть, что средства производства сами по себе, без уча­стия человеческого труда, не могут производить блага и представляют собой гру-% мертвых вещей. Они должны быть приведены в движение людьми, обладаю­щими определенными навыками, опытом и квалификацией. Соединенные вместе в трудовом процессе люди и средства производства называются производительными силами общества. Причем главным, решающим элементом производи­тельных сил является рабочая сила.

Итак, современная экономическая наука выделяет три важнейших фактора производства: земля, труд и капитал. Земля - это природный фактор, который используется в производственном процессе. К нему следует отнести пахотные земли, водные ресурсы, различные месторождения полезных ископаемых, участки для постройки жилья, дорог, производственных и непроизводственных объектов и т. п. Иначе говоря, земля в широком смысле слова означает все используемые в производстве природные ресурсы.

Труд выступает как любая физическая и интеллектуальная деятельность чело­века, направленная на созидание благ и оказание услуг. Совокупность способно­стей личности определяется образованием, профессиональным обучением, навы­ками, здоровьем и физическим развитием представляет собой человеческий капи­тал. Его состояние предопределяет экономическое развитие страны. Вот почему затраты на образование и воспитание человека являются самыми эффективными и быстро окупающимися для общества.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности материаль­ных и финансовых ресурсов, используемых в процессе производства. К ним отно­сятся денежные средства предприятий и фирм, акции и иные ценные бумаги, зда­ния и сооружения, станки и оборудование, транспорт и средства связи, сырье и материалы и т. д.

Наряду с этими важнейшими факторами в современной экономике возрастает значение других факторов, воздействующих на производство. К ним относится предпринимательский фактор как особый вид деятельности, предполагающей инициативу и риск при создании новых продуктов, товаров и услуг. Именно пред­принимательский фактор позволяет оптимально сочетать землю, труд и капитал и достигать наилучшего результата при их использовании.

Значительное воздействие на производство оказывает современная наука. Наука как фактор производства представляет собой сферу человеческой деятель­ности, в которой вырабатываются и систематизируются объективные знания об окружающей действительности. Становясь непосредственной производительной силой общества, наука оказывает воздействие на уровень эффективности произ­водства. Она влияет на базовые факторы производства: землю, труд и капитал. Обеспечивает подготовку высококвалифицированной рабочей силы. Определяет уровень и состояние производственного потенциала, организацию и технологию производства. Способствует рациональному использованию природных ресурсов и окружающей среды.

Важную роль в современном производстве играют такие факторы, как инфор­мация, технология, организация производства.

^ Понятие экономики.

На протяжении всей истории человечества происходил" развитие и совершенствование экономики - важной сферы жизнедеятельности людей, в которой осуществляется труд, производятся все необходимые блага услуги. Экономика - это хозяйство, включающее различные объекты (фабрик, фирмы, учреждения, организации и т.д.), многообразные средства произведет (машины, оборудование, сырье и материалы и т.п.), а также процессы (напр мер, выплавку металла, или выращивание сельскохозяйственных растений), торые используются людьми для создания жизненно необходимых благ.

Изучение экономики является важным элементом образования современного че­ловека. Это признано во всем мире. Нельзя стать профессионалом в любой сфере деятельности, не ориентируясь в особенностях современных экономических от­ношений. Знание законов экономики помогает каждому человеку находить пра­вильное решение повседневных жизненных проблем, дает возможность эффек­тивно участвовать в деловых хозяйственных связях, обеспечивает принятие пра­вильных решений во многих жизненных ситуациях. Иначе говоря, для того, чтобы успешно хозяйствовать, необходимо обладать обширными знаниями. Экономикой называется также наука о хозяйствовании:

  • о способах осуществления хозяйственной деятельности;

  • об отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров;

  • о распределении и использовании результатов трудовой деятельности;

  • о безработице и инфляции;

  • об экономическом росте и производительности;

  • о налогообложении и государственных расходах;

  • о международных экономических отношениях и т.д.

Во многих странах мира экономическая наука, а также изучаемая на ее базе учебная дисциплина получила название «экономике». В экономике особо подчер­кивается ограниченность всех ресурсов, используемых людьми в хозяйственной деятельности. Люди используют доступные им природные и материальные ресур­сы - рабочую силу и управленческие способности, инструменты и машины, землю и минеральные богатства - для производства товаров и услуг, удовлетворяющих наши материальные потребности. Эти ресурсы не безграничны. Человеческие потребности существенно превышают производительные возможности имеющих­ся ресурсов. Этот неоспоримый факт положен в основу определения экономике. Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных про­изводственных ресурсов или управления ими с целью максимального удовлетво­рения материальных потребностей человека.

Использование выводов экономической науки в хозяйственной практике по­зволяет избегать ненужных потерь, правильно организовывать хозяйственную деятельность, экономить ресурсы, добиваться наибольшей эффективности, т.е. производить больше благ и услуг при меньших затратах. Предметом экономиче­ской теории являются многообразные экономические отношения между людьми в условиях ограниченности ресурсов, пути рациональной организации экономики и наиболее эффективного использования экономических ресурсов для удовлетворе­ния потребностей.

В ходе развития и совершенствования современной экономической теории сформировались ее основные разделы, которые одновременно являются и важ­нейшими направлениями экономических исследований.

Микроэкономика - раздел экономической теории, исследующий деятельность отдельных хозяйственных субъектов - индивидуальных потребителей и произво­дителей - фирм, предприятий, домохозяйств, отраслей, правительственных орга­низаций и учреждений, а также отдельные рынки и цены на товары и услуги. Этот Раздел знакомит с такими фундаментальными законами экономики, как закон взаимодействия спроса и предложения, закон формирования равновесной цены, Р°Цесс образования издержек производства и др. Макроэкономика - раздел экономической теории, исследующий общие экономические процессы, происходящие на народнохозяйственном уровне и охватывающие экономику страны в целом. Среди них количественные взаимосвязи про­цесса воспроизводства; определение национального дохода; измерение и анализ безработицы, инфляции, влияния денежно-кредитного фактора; характеристика платежного баланса, экономического роста; выявление важнейших инструментов макроэкономической политики и т.д.

^ Мировая экономика - раздел экономической теории, раскрывающий особен­ности экономических отношений в мировом сообществе. В нем исследуются объ­ективные основы становления мирового хозяйства, формы международных эко­номических связей, процессы международной экономической интеграции, между­народная финансовая система.

Экономическая теория учитывает реально существующие факты, события, процессы. На основе их изучения делаются обобщения, получившие название «принципов», «теорий», «законов», «тенденций», «моделей». Так как экономиче­ская теория изучает лишь экономическую подсистему общества, она взаимосвяза­на с науками, исследующими социальные отношения, политику, управление, пра­во и т.д. Так, философия по отношению к экономической теории выступает ее общей методологической основой. В рамках философии формируются наиболее универсальные принципы мышления и познания, необходимые как предпосылка и общетеоретический фундамент для любого экономического исследования. Право­вая наука непосредственно связана с регулированием отношений и поведения людей во всех сферах общественной жизни. А в хозяйственной деятельности люди выступают одновременно и как юридические субъекты, и как участники экономи­ческих отношений. В русле экономической теории наряду с анализом хозяйствен­ной деятельности вырабатываются рекомендации по совершенствованию приме­нения норм права в хозяйственных отношениях. Для таких отраслей права, как хозяйственное, финансовое, трудовое, международное, торговое, земельное, эко­номическая теория является одной из необходимых методологических основ.

Значение экономической науки в жизни общества определяется ее функциями. Познавательная или теоретическая функция экономической науки направлена на раскрытие и научное объяснение непознанного и пока еще непонятного в эконо­мике, приведение всей добытой информации в полную систему знаний об эконо­мике. Трудно переоценить практическую (рекомендательную) функцию экономи­ческой теории. На основе позитивных знаний она объясняет, как должна разви­ваться экономика. Эта функция экономической теории проявляется при выработке экономической политики. Информационная функция заключается в том, что наука знакомит человека с системой экономических понятий и обеспечивает научный уровень восприятия жизненных событий, а также ориентирует субъектов эконо­мики на оптимальное экономическое поведение. Методологическая функция за­ключается в том, что экономическая теория является методологической основой для целого комплекса экономических наук. Сюда относятся, во-первых, отрасле­вые науки: экономика промышленности, транспорта, строительства и т.д.; во«; вторых, функциональные науки: финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование; в-третьих, межотраслевые: экономическая география, демография, статистика, тео­рия менеджмента и т.д.

Вместе с тем, создавая методологическую базу для ряда наук, экономическая теория одновременно использует достижения этих наук в собственных исследова­ниях.

Большую роль в развитии современной экономической теории играют кибер­нетика, математика, новейшие информационные технологии.

Прогностическая функция экономической теории обеспечивает на основе изучения реального состояния экономики в целом либо отдельного ее сектора, отрасли или предприятия, а также на основе знания законов экономики и имеюще­гося национального и зарубежного опыта разработку прогноза будущего состоя­ния объекта прогнозирования.

Критическая функция экономической теории предполагает научную оценку новых гипотез о развитии экономики и ее законах.

Проникновение в тайны сложного экономического устройства общества рас­ширяет кругозор, помогает правильно ориентироваться в социальной жизни, де­лать правильный выбор, обеспечивающий личное и общественное благосостояние, эффективнее осуществлять любую профессиональную деятельность.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconФормационная или цивилизационная парадигма?
Поэтому развитие общества — большой круг жизни — и развитие человека и его семьи — малый круг жизни — неразрывно между собой связаны:...

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconТема Концепции происхождения человека и общества в настоящее время...
Наиболее древняя — религиозная (креационная) теория про­исхождения человека. Для различных религий мира характерны

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconПримерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Блок Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconТема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconУрок литературы в 5 классе Тема: «Счастье человека в доброте и милосердии»
Определить основные проблемы сказки: взаимоотношение человека и природы, сосуществование добра и зла, смысл жизни и назначение человека,...

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconРабочая программа учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности»
Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения...

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconВидеман Людмила Викторовна, руководитель мо классных руководителей...
Получение образования – основной фактор развития общества и важнейшее условие успешности человека в жизни. А инновационное образование...

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества icon«социально-экономические основы взаимодействия государства и гражданского общества»
Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, д-р...

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconУрок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни»
Вопросы урока. Понятие, функции и показатели здоровья. Индивидуальное здоровье человека. Общественное здоровье Составляющие здорового...

Тема 32-33 экономические основы жизни человека и общества iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание обж
Цель: активизировать внимание учащихся на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов