Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания»




Скачать 388.2 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания»
страница1/3
Дата публикации16.06.2015
Размер388.2 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Экономика > Урок
  1   2   3
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональныйлицей №54


«Утверждаю»

Зам. директора по УПР

______Г.Р. Галиакберова

«__»___________2014г


Методическая разработка

открытого урока по учебной практике

Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания»

«Рассмотрено»

на заседании ПЦК «Металлист»

Протокол №___

«__»__________2014г.

Председатель ПЦК

________Т.П. Григорьева


^ Разработала мастер п\о: Аюпова Юлия Михайловна
Стерлитамак, 2014

Целевой блок
Тема урока учебной практики: Разборка двигателя внутреннего сгорания.

Место проведения: мастерская технического обслуживания автомобилейПЛ№54

Методическая цель:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность обучающихся.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, вести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Инструментальный блок
Задачи урока учебной практики:

Образовательная: сформировать понятия у обучающихся о механизмах, агрегатах и системах, образующих основные части автомобиля; о назначении и принципе работы систем автомобиля, устройстве каждой из них.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся навыковпо разборке и сборке двигателей легкового автомобиля самостоятельно, внимания, координации движений, логического мышления.

Воспитательная:воспитать аккуратность, трудолюбие, любовь к выбранной профессии и бережное отношение к оборудованию и приспособлениям.

Тип урока: Комбинированный
Учебно-методический комплекс:

  • инструментальные и технологические карты;

  • экран, мультимедийный проектор, ноутбук;

  • молоток;

  • набор накидных головок;

  • динамометрический ключ;

  • рассухариватель;

  • отвертки плоские и крестовые;

  • набор гаечных ключей.


Организационно-деятельностный блок

1.Организационный момент:

- проверка присутствующих

-осмотр внешнего вида

2. Актуализация знаний обучающихся (тестирование):

1. Инструментом для разметки является:

а) кернер, чертилка, циркуль;

б) сверло, зенкер, развертка;

в) зубило, ножовка;

г) слесарный молоток, киянка.

2. Крейцмейсель отличается от зубила только:

а) формой ударной части;

б) более узкой режущей кромкой;

в) изогнутостью рабочей части;

г) углом заточки.

3. Киянка – это:

а) молоток с круглым бойком;

б) деревянный молоток;

в) инструмент для нанесения углублений на заготовку;

г) сверло с качеством обработки до 8 квалитета.

4. Ножовочное полотно слесарной ножовки устанавливают в рамку:

а) зубьями к ручке ножовки;

б) зубьями от ручки ножовки;

в) правильного ответа нет;

г) различия нет, это не влияет на процесс резания.

5. Как называется линия, нанесённая на поверхность заготовки при разметке:

а) риска;

б) насечка;

в) засечка;

г) черта

6. Инструмент для нарезания внутренней резьбы называется:

а) плашка;

б) вороток;

в) метчик;

г) сверло.

7. Какие автомобили относятся к легковым?

а)автомобили длиной менее 5 метров;

б)автомобили с двигателем менее 1,8 литров;

в)пассажирские автомобили вместимостью не более 8 человек;

г)автомобили массой не более 2 тонн.

8. Что означает колесная формула 6х4?

а)грузоподъемность 6 тонн;

б)количество колес-6 и запасных-4;

в)грузоподъемность на грунтовых дорогах 4 тонны, на шоссе 6 тонн; г)автомобиль имеет 6 колес в том числе 4 ведущих.

9. Угол профиля, какой резьбы 60 градусов:

а) метрической;

б) треугольной;

в) крепежной;

г) прямоугольной.

10. На каком измерительном инструменте имеется шкала Нониус:

а) глубиномер;

б) микрометр;

в) штангенциркуль;

г) нутромер.


^ 3.Объяснение нового материала

Автомобиль – это самоходное механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, людей и выполнения специальных задач.

Автомобили по своему назначению разделяются на: грузовые, пассажирские, специальные. К грузовым относятся автомобили для перевозки грузов, автомобили – тягачи, прицепы и полуприцепы. К пассажирским автомобилям относятся: легковые и автобусы. Специальные автомобили оснащены специализированным оборудованием для выполнения одной конкретной задачи: пожарные, поливочные и другие.

Классификация ДВС

По способу смесеобразования:

- с внешним смесеобразованием, у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров (карбюраторные и газовые);

- с внутренним смесеобразованием (рабочая смесь образуется внутри цилиндров) – дизели.

По способу осуществления рабочего цикла:

- четырехтактные;

- двухтактные;

По числу цилиндров:

- одноцилиндровые;

- двухцилиндровые;

- многоцилиндровые.

По расположению цилиндров:

- с вертикальным(наклонным) расположением цилиндров в один ряд;

- V-образные с расположением цилиндров под углом (при расположении цилиндров под углом 180 двигатель называется двигателем с противолежащими цилиндрами, или оппозитным).

По способу охлаждения:

- с жидкостным охлаждением;

- с воздушным охлаждением;

По виду применяемого топлива:

- бензиновые;

- дизельные;

- газовые;

- многотопливные.

По степени сжатия:

- высокого (E=12...18) сжатия;

- низкого (E=4...9) сжатия.

По способу наполнения цилиндра свежим зарядом:

- без наддува, у которых впуск воздуха или горючей смеси осуществляется за счет разряжения в цилиндре при всасывающем ходе поршня;

- с наддувом, у которых впуск воздуха или горючей смеси в рабочий цилиндр происходит под давлением, создаваемым компрессором, с целью увеличения заряда и получения повышенной мощности двигателя.

По частоте вращения:

- тихоходные;

- повышенной частоты вращения;- быстроходные.

Основы устройства поршневого ДВС

Основными частями ДВС являются кривошипно-шатунный механизм и газораспределительный механизм, а также системы питания, охлаждения, зажигания и смазочная система. Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно- поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Механизм газораспределения обеспечивает своевременный впуск горючей смеси в цилиндр и удаление из него продуктов сгорания.

^ Система питания предназначена для приготовления и подачи горючей смеси в цилиндр, а также для отвода продуктов сгорания.

Смазочная система служит для подачи масла к взаимодействующим деталям с целью уменьшения силы трения и частичного их охлаждения, наряду с этим циркуляция масла приводит к смыванию нагара и удалению продуктов изнашивания.

^ Система охлаждения поддерживает нормальный температурный режим работы двигателя, обеспечивая отвод теплоты от сильно нагревающихся при сгорании рабочей смеси деталей цилиндров поршневой группы и клапанного механизма.

^ Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя.

Итак, четырехтактный поршневой двигатель состоит из цилиндра и картера, который снизу закрыт поддоном. Внутри цилиндра перемещается поршень с компрессионными (уплотнительными) кольцами, имеющий форму стакана с днищем в верхней части. Поршень через поршневой палец и шатун связан с коленчатым валом, который вращается в коренных подшипниках, расположенных в картере. Коленчатый вал состоит из коренных шеек, щек и шатунной шейки. Цилиндр, поршень, шатун и коленчатый вал составляют так называемый кривошипно-шатунный механизм. Сверху цилиндр накрыт головкой с клапанами и, открытие и закрытие которых строго согласовано с вращением коленчатого вала, а следовательно, и с перемещением поршня. Перемещение поршня ограничивается двумя крайними положениями, при которых его скорость равна нулю. Крайнее верхнее положение поршня называется верхней мертвой точкой (ВМТ), крайнее нижнее его положение - нижняя мертвая точка (НМТ). Безостановочное движение поршня через мертвые точки обеспечивается маховиком, имеющим форму диска с массивным ободом. Расстояние, проходимое поршнем от ВМТ до НМТ, называется ходом поршня S. Пространство над днищем поршня при нахождении его в ВМТ называется камерой сгорания; пространство цилиндра между двумя мертвыми точками (НМТ и ВМТ) называется его рабочим объемом. Сумма объема камеры сгорания и рабочего объема составляет полный объем цилиндра. Сумму всех рабочих объемов цилиндров многоцилиндрового двигателя называют рабочим объемом двигателя. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия. Степень сжатия является важным параметром двигателей внутреннего сгорания, т.к. сильно влияет на его экономичность и мощность.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания

Действие поршневого двигателя внутреннего сгорания основано на использовании работы теплового расширения нагретых газов во время движения поршня от ВМТ к НМТ. Нагревание газов в положении ВМТ достигается в результате сгорания в цилиндре топлива, перемешанного с воздухом. При этом повышается температура газов и давления. Т.к. давление под поршнем равно атмосферному, а в цилиндре оно намного больше, то под действием разницы давлений поршень будет перемещаться вниз, при этом газы - расширяться, совершая полезную работу. Чтобы двигатель постоянно вырабатывал механическую энергию, цилиндр необходимо периодически заполнять новыми порциями воздуха через впускной клапан и топливо через форсунку или подавать через впускной клапан смесь воздуха с топливом. Продукты сгорания топлива после их расширения удаляются из цилиндра через впускной клапан. Эти задачи выполняют механизм газораспределения, управляющий открытием и закрытием клапанов, и система подачи топлива. Рабочим циклом двигателя называется периодически повторяющийся ряд последовательных процессов, протекающих в каждом цилиндре двигателя и обусловливающих превращение тепловой энергии в механическую работу. Если рабочий цикл совершается за два хода поршня, т.е. за один оборот коленчатого вала, то такой двигатель называется двухтактным. Автомобильные двигатели работают, как правило, по четырехтактному циклу, который совершается за два оборота коленчатого вала или четыре хода поршня и состоит из тактов впуска, сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска.
Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного ДВС

1. Впуск. По мере того, как коленчатый вал двигателя делает первый полуоборот, поршень перемещается от ВМТ к НМТ, впускной клапан открыт, выпускной клапан закрыт. В цилиндре создается разряжение 0.07 - 0.095 МПа, вследствие чего свежий заряд горючей смеси, состоящий из паров бензина и воздуха, засасывается через впускной газопровод в цилиндр и, смешиваясь с остаточными отработавшими газами, образует рабочую смесь.

2. Сжатие. После заполнения цилиндра горючей смесью при дальнейшем вращении коленчатого вала (второй полуоборот) поршень перемещается от НМТ к ВМТ при закрытых клапанах. По мере уменьшения объема температура и давление рабочей смеси повышаются.

^ 3. Расширение или рабочий ход. В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется от электрической искры и быстро сгорает, вследствие чего температура и давление образующихся газов резко возрастает, поршень при этом перемещается от ВМТ к НМТ.

В процессе такта расширения шарнирно связанный с поршнем шатун совершает сложное движение и через кривошип приводит во вращение коленчатый вал. При расширении газы совершают полезную работу, поэтому ход поршня при третьем полуобороте коленчатого вала называют рабочим ходом.

В конце рабочего хода поршня, при нахождении его около НМТ открывается выпускной клапан, давление в цилиндре снижается до 0.3 - 0.75 МПа, а температура до 950 - 1200 С.

4. Выпуск. При четвертом полуобороте коленчатого вала поршень перемещается от НМТ к ВМТ. При этом выпускной клапан открыт, и продукты сгорания выталкиваются из цилиндра в атмосферу через выпускной газопровод.

кривошипно-шатунный механизм

Рисунок 1. Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Детали кривошипно-шатунного механизма можно разделить на:

  • неподвижные - картер, блок цилиндров, цилиндры, головка блока цилиндров, прокладка головки блока и поддон. Обычно блок цилиндров отливают вместе с верхней половиной картера, поэтому иногда его называют блок-картером.

  • подвижные — поршни, поршневые кольца и пальцы, шатуны, коленчатый вал и маховик.

Кроме того, к кривошипно-шатунному механизму относятся различные крепежные детали, а также коренные и шатунные подшипники.

Блок-картер — основной элемент остова двигателя. Он подвергается значительным силовым и тепловым воздействиям и должен обладать высокой прочностью и жесткостью. В блок-картере устанавливают цилиндры, опоры коленчатого вала, некоторые устройства механизма газораспределения, различные узлы смазочной системы с ее сложной сетью каналов и другое вспомогательное оборудование. Блок-картер изготавливают из чугуна или алюминиевого сплава литьем.

Цилиндры представляют собой направляющие элементы кривошипно-шатунного механизма. Внутри их перемещаются поршни. Длина образующей цилиндра определяется ходом поршня и его размерами. Цилиндры работают в условиях резко изменяющегося давления в надпоршневой полости. Их стенки соприкасаются с пламенем и горячими газами, имеющими температуру до 1500… 2 500 °С.

Цилиндры должны быть прочными, жесткими, термо- и износостойкими при ограниченном количестве смазки. Кроме того, материал цилиндров должен обладать хорошими литейными свойствами и легко обрабатываться на станках. Обычно цилиндры изготавливают из специального легированного чугуна, но могут применяться также алюминиевые сплавы и сталь. Внутреннюю рабочую поверхность цилиндра, называемую его зеркалом, тщательно обрабатывают и покрывают хромом для уменьшения трения, повышения износостойкости и долговечности.

В двигателях с жидкостным охлаждением цилиндры могут быть отлиты вместе с блоком цилиндров или в виде отдельных гильз, устанавливаемых в отверстиях блока. Между наружными стенками цилиндров и блоком имеются полости, называемые рубашкой охлаждения. Последняя заполняется жидкостью, охлаждающей двигатель. Если гильза цилиндра своей наружной поверхностью непосредственно соприкасается с охлаждающей жидкостью, то ее называют мокрой. В противном случае она называется сухой. Применение сменных мокрых гильз облегчает ремонт двигателя. При установке в блок мокрые гильзы надежно уплотняются.

Цилиндры двигателей воздушного охлаждения отливают индивидуально. Для улучшения теплоотвода их наружные поверхности снабжают кольцевыми ребрами. У большинства двигателей воздушного охлаждения цилиндры вместе с их головками крепят общими болтами или шпильками к верхней части картера.

На тщательно обработанную верхнюю плоскость блока цилиндров устанавливают головку блока, которая закрывает цилиндры сверху. В головке над цилиндрами выполнены углубления, образующие камеры сгорания. У двигателей жидкостного охлаждения в теле головки блока предусмотрена рубашка охлаждения, сообщающаяся с рубашкой охлаждения блока цилиндров. При верхнем расположении клапанов в головке имеются гнезда для них, впускные и выпускные каналы, отверстия с резьбой для установки свечей зажигания (у бензиновых двигателей) или форсунок (у дизелей), магистрали смазочной системы, крепежные и другие вспомогательные отверстия. Материалом для головки блока обычно служит алюминиевый сплав или чугун.

Плотное соединение блока цилиндров и головки блока обеспечивается с помощью болтов или шпилек с гайками. Для герметизации стыка с целью предотвращения утечки газов из цилиндров и охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения между блоком цилиндров и головкой блока устанавливается прокладка. Она обычно изготавливается из асбестового картона и облицовывается тонким стальным или медным листом. Иногда прокладку с обеих сторон натирают графитом для защиты от пригорания.

Нижняя часть картера, предохраняющая детали кривошипно-шатунного и других механизмов двигателя от загрязнения, обычно называется поддоном. В двигателях сравнительно малой мощности поддон служит также резервуаром для моторного масла. Поддон чаще всего выполняется литым или изготавливается из стального листа штамповкой. Для устранения подтекания масла между блок-картером и поддоном устанавливается прокладка (на двигателях небольшой мощности для уплотнения этого стыка часто используется герметик — «жидкая прокладка»).

Соединенные друг с другом неподвижные детали кривошипно-шатунного механизма являются остовом двигателя, воспринимающим все основные силовые и тепловые нагрузки, как внутренние (связанные с работой двигателя), так и внешние (обусловленные трансмиссией и ходовой частью). Обычно он крепится в трех или четырех точках так, чтобы не воспринимались нагрузки, вызванные перекосами несущей системы, возникающими при движении машины по неровностям. Крепление двигателя должно исключать возможность его смещения в горизонтальной плоскости под действием продольных и поперечных сил. Для уменьшения вибрации, передающейся на несущую систему ТС от работающего двигателя, между двигателем и подмоторной рамой, в местах крепления, устанавливаются резиновые подушки разнообразных конструкций.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconПояснительная записка Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим...

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка циклов лабораторно практических занятий По...
Целью занятий является изучение принципа работы карбюраторных двигателей и дизелей, устройства основных механизмов и систем двс

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка открытого заседания клуба «додекаэдр»
Методическая разработка открытого заседания клуба «додекаэдр», проведенного в Неделю общеобразовательных дисциплин в актовом зале...

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка урока по обществознанию Тема: «Религия как одна из форм культуры»
Тип урока: урок – исследование с элементами проектной деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка урока обществознания в 10 классе Тема урока:...
Содействовать совершенствованию умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с различными...

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка урока по учебной практике на тему: «Присоединение...
«Присоединение алюминиевых жил проводов и кабелей к контактным выводам электрооборудования»

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»
Методическая разработка (научно-методическая, опытно экспериментальная) должна иметь следующую структуру

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка открытого урока по обж для профессии 110800....
Общее руководство го осуществляет Правительство РФ. Руководство го в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители,...

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка открытого урока по предмету «Рисунок» на тему: «Натюрморт»
Грамотно закомпоновать натюрморт в листе; определить пропорции предметов; поставить их на плоскость; построить предметы с учетом...

Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема: «Разборка двигателя внутреннего сгорания» iconМетодическая разработка открытого урока по обж для профессии 262203....
Прежде чем приступить к рассмотрению самой системы законодательства, регулирующей отношения в обществе по вопросам безопасности,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница