1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался




Скачать 360.99 Kb.
Название1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался
страница1/2
Дата публикации22.08.2016
Размер360.99 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Экономика > Документы
  1   2
1. Основные этапы развития теории МО

Современная система МО стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид – 1й, кто пытался объяснить процессы и события между государствами, хотя занимался всё же историей. Первые попытки обобщения. В дальнейшем, Макиавелли написал «Справочник практикующего политика». 17-18вв - формируются концепции (связи, методы, выводы) и традиции (способ рассмотрения вещей, процессов). До 19в существуют реалистические (Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карл фон Клаузец) и идеалистические (Гроций, Руссо, Локк) традиции.

19в – формирование концепций, школ на основе традиций; начало «великого спора». Либеральная теория – вклад экономистов (А. Смит). Уделяется внимание торговле и её влиянию на МО. Взлёт экономических теорий. Марксизм ( в основе экономический детерминизм) стоит за пределами великого спора.

20в – построение единых концепций, адаптирование к новым условиям и применение на практике. Рубеж -1МВ- взлёт либералов ( например, 14 пунктов Вильсона). Карр в 1939 подвёл итог великих дебатов: «20-летний кризис» (реалистов); заявил, что всё было основано на реальной выгоде. После 2МВ – кризис либерализма. Происходит упрощение реализма в политике. Появляется необходимость выяснить, что такое правильная политика (реализм может быть востребован). В «Международной политике» Моргентау высторил теорию, концепцию о том, какими законами управляется международная политика.

50-е гг – развитие других направлений(модернизм, бихевиоризм). Они выделяют элементы МО, не задают глобальных вопросов, а занимаются изучением этих элементов, используя метод точных наук.

70-80 гг – неолиберализм и ноереализм – попытка адаптировать классовые теории к современой практике (много схожего). Марксизм в СССР постепенно превращается в догму – концепция научного коммунизма. После ХВ развитие классического марксизма и неомарксизма (в основе антиглобализма). Окончание ХВ – рубеж в адаптации теории в практике. Спад реализма, подъём либерализма. Но в последнее время реализм активируется, хотя и в ином виде.
^ 2. Классический реализм

Международная система – арена ожесточенной борьбы государств, которые стремятся к доминированию, за счет других гос-в. Существует непрекращающееся соперничество в области безопасности, следовательно угроза войны. Сотрудничество гос-в имеет свои пределы, вечный мир маловероятен, утверждают реалисты. Их пессимизм основывается на пяти предположениях — относительно природы международной системы:

  1. международная система анархична (это не означает, что она хаотична). Она состоит из независимых политичес­ких элементов (государств), над которыми нет никакой центральной власти;

  2. государства обладают определенными военными воз­можностями, для того чтобы себя защитить. Но при определенных обстоятельствах они могут быть исполь­зованы против других государств. Поэтому государства потенциально опасны друг для друга;

  3. государства не могут быть абсолютно уверены относи­тельно намерений других государств. Существует мно­жество оснований для агрессии, и ни одно государство не может быть абсолютно уверено в том, что любое другое не станет причиной войны. Неопределенность неизбежна при оценке намерений противоположной стороны;

  4. государства руководствуются в своей деятельности, прежде всего инстинктом самосохранения. Государства стремятся сохранить свой суверенитет;

  5. государства руководствуются стратегическими сообра­жениями относительно того, как выжить в междуна­родной системе. Государства рациональны, однако они могут допускать ошибки из-за неточной информации или дезинформации со стороны противника.

Ключевой мотив поведения государств на международной арене — стремление выжить. Живя в условиях постоянного страха, не имея внешних механизмов для отражения агрессии, государства должны полагаться исключительно на себя. Государства стре­мятся увеличить свой вес в международной системе за счет других, прежде всего в военной сфере. Идеальное окончание борьба за доминирование — установление собственной гегемонии на международной арене.

Это направление в исследовании мо развивалось, начиная с 1930-х гг. и в первые послевоенные годы предстало как вполне оформленное мировоззрение. Родоначальниками реализма в Британии были Карр и Шварценбергер, а в США — Моргентау и Нибур. Их теория исходила из констатации, что в существующей международной системе нет никакого властного института, который главенствовал бы над суверенными государствами, и поэтому международные отно­шения характеризуется в этом смысле анархией.

Наиболее крупной фигурой среди представителей реалис­тической школы был Моргентау, автор классической работы Politics among Nations (1948). Три основных тезиса характерны для трудов Моргентау:

  • Государства являются наиболее важными действующими лицами на международной арене

  • Существует четкое различие между внутренней и внешней политикой государств

  • МО главным образом отражают борьбу государств за доминирование и сохранение мира.

Главная идея Моргентау изложена следующим образом:

«Путеводной звездой, которая помогает политическому реализму пробраться сквозь дебри мировой политики, является концепция интереса, определяемого категорией доминирования». «Политика как таковая, будь то внутренняя или внешняя, обнаруживает три основные модели; все поли­тические феномены могут быть сведены к одному из трех основных типов. Политика сводится либо к стремлению сохранить свое доминирование, либо упрочить его или же его продемонстрировать». Такая политика проявляется в следующих трех формах:

  1. политика status quo,

  2. политика империализма,

  3. политика поддержания престижа.


3. Неореализм

Появление этого направления в теории международных отношений связано с попытками адаптировать старый «реалистический» подход к изменениям, происшедшим к 70-м гг. ХХ в. Глобализация международных экономических отношений, увеличение роли транснациональных компаний, а также неправительственных организаций, показали возросшее значение экономических факторов. Военное превосходство уже не было глобальным превосходством. Однако, проблемы экономической, культурной и технологической мощи стали все более актуальными.

Между тем отход от политики разрядки и возвращение к холодной войне в 70-80х гг. стимулировали в американской политической науке ренессанс традиционного мышления по вопросам безопасности. В оценке мировой политики основной акцент вновь стал делаться на конфликтную природу международных отношений в целом, причем главными сторонами в этом процессе были государства, а основным мотивом их поведения было стремление к доминированию и обеспечению для себя большей безопасности. Это, конечно же, не исключало возможности сотрудничества. Однако сотрудничество, по мнению неореалистов, имело две важные характеристики: 1) расчет на получение относительных выгод, 2) возможность обмана.

Государства, договаривающиеся о сотрудничестве, должны решить вопрос о распределении полученной прибыли или выгоды. При этом возможны два варианта: каждое из государств стремится к получению абсолютной выгоды и совершенно не беспокоится о своем партнере; второй вариант предполагает учет взаимных интересов и готовность государств получить лишь относительную выгоду от сотрудничества. Для первого типа поведения характерно простое желание схватить кусок пирога, а для второго - «впасть в беспокойство относительно того, как этот пирог разделить» (Мершаймер).

Неореалисты выделяют три уровня анализа: 1) уровень человека; 2) уровень государства; 3) уровень международной системы (К. Уолтц – изучение влияния системы и ее элементов на структуру). !!! не путать неореализм со структурным реализмом и структурализмом.

Основные положения неореализма:

  • признание анархичности структуры мо, элементы системы мо – гос-ва, подобны друг другу, схожи, имеют одинаковые функции, если бы функции различались, то существовала бы иерархия.

  • Схожие единицы системы имеют схожие интересы, эти интересы – безопасность.

  • Единицы системы схожи, но имеют разные возможности, в системе существует распределение возможностей, потенциала между единицами системы, изменение в одной единице влечет за собой резонанс во всей системе.

Изменения в системе мо допустимы, но маловероятны. Изменение анархичности системы практически невозможно. Характер единиц системы практически неизменен. Отношения между единицами могут изменяться.

Цель государств – безопасность, могущество – средство достижения цели, избыток могущества так же опасен, как и его недостаток.

^ Концепция баланса сил (неореалистическая концепция). – характеристики системы зависят от баланса сил. Понятие полярности – неореалистический научный подход к исследованию баланса сил. С точки зрения Уолтца, биполярная система наиболее стабильна, она предсказуема, и у каждого полюса больше возможностей держать все под контролем.

Уолтц – за распространение ядерного оружия (стабилизирует мир). Неорелисты считают, что значение глобализации сильно преувеличено, т.к основное значение в современной политике имеет значение суверенитета.
4. Классический либерализм

Либерализм – широкий спектр идей. Двигателем прогресса может быть демократия, разум, просвещения, развитие наук. Христианская мораль оказала влияние на либеральные идеи. Один из основных элементов – естественные права чела. Прогресс определяется с точки зрения того, насколько реализуются эти естественные прва. Существуют несколько вариантов либеральных идей:

  1. Лайсезфайре (laissez faire). Рациональное гос-во – меньше вмешательства в дела личности; создание условий для жизни – условия прогресса. Представители: Локк, Вольтер. Правильное гос-во – воплощающееся в минимальном наборе законов. Защита от внешней агрессии. Мораль и этические принципы – независимые факторы.

  2. Демократические (интервенционалистические). Выражает меньше уверенности в прогрессивном потенциале индивида. Гос-во призвано просто защитить личность, чтобы перераспределить власть внутри гос-ва. Мораль и этические нормы определяются демократической практикой. Гос-во должно следить за выполнением этих норм. Здесь интерес и сила характерны для МО.

  3. Оптимистические идеи (к18 – н19 вв). Идеи о свободе торговли – прогресс МО.

Кант считал возможным установление мира и, что республиканское правление внутри гос-в позволяет заключить всемирный договор. Движение к мировому праву будет критерием прогресса. Нельзя не признавать, что в МО правит также сила.

Основой мира может стать свободная торговля и улучшение природы гос-в.

4. Экономические (в 19в). Роль экономики в МО. Свобода торговли. Развитие экономических связей – фактор прогресса, что помогает реже прибегать к силе. Смит проводит параллель между экономической зависимостью, свободой и демократией. Развитие свободной торговли связано с войнами и конфликтами. Свобода торговли приводит к благополучию, это и может определить сотрудничество. Движущая сила прогресса – частный сектор.

5. Системные изменения (н20в). Прогресс в экономическим развитии мира. Анджелл «Великая иллюзия»: Несмотря на блоки, долгая война невозможна, т.к. она дорога и может разрушить экономическую систему – это является фактором прогресса. Политики обращаются к либеральным идеям.

6. В период между 1 и 2МВ идеи повторяются. Демократизация (при большей демократии стабильнее система) и свободная торговля. После 2МВ характерной чертой явл-ся специализация. Отсутствуют глобальные теории; идеи по пути адаптации.

Эллементы к началу «МВ: * концепция прогресса с точки зрения свободы личности: основной субъект МО – личность, а гос-во – коллективный субъект. Гос-во не имеет стабильного набора интересов, они изменяются (плюрализм)

*Интерес гос-ва может быть многообразен (эгоистические и основанные на сотрудничестве)

*Интересы гос-ва основывающиеся на интересах народа подвержены изменениям, что определяет структуру интересов.

*Сравнительные значения этих факторов постоянно меняются.
5. Основные направления современной либеральной теории

После 2МВ повышение интереса к международным делам. Специализация: отдельные авторы выделяют отдельный элемент, но основа общая – вера в прогресс. Экономика и проблемы безопасности – основные темы. Основные направления (условно):

1. ^ Республиканский либерализм. Внутреннее устройство гос-ва будет определять внешнюю политику. Прогресс зависит от прогресса внутри. Демократические страны миролюбивы, направлены на компромисс; соревнование, а не сотрудничество. 4 тезиса:

*Гос-во, политика которого основана на мнении большинства населения, вряд ли будет направлена на военные действия. Стремление избежать риска и вести либеральную политику. Признаётся наличие групп интересов, но эти группы так различны, что не могут создать группу против миролюбивой политики.

*Принцип гласности и открытости, что позволяет правильно понять политику др гос-ва

*Демократические гос-ва имеют гораздо меньше возможности для проведения агрессивной политики + у них мало на это средств  настроено на такую политику, где идёт процветание (такое правительство поддержано населением)

* Ориентируется на экономическое процветание и носит «коммерческий хар-р».

2. ^ Экономический (коммерческий) либерализм. Значение экономики для прогресса. НТР увеличивает возможности получения взаимной выгоды от сотрудничества. Выйгрыш от сотрудничества значительно возрастает. Способность гос-в влиять друг на друга (взаимозависимость) – путь для преодоления анархии. Гос-со, стремящееся избежать взаимозависимость, отстаёт в развитии.

3. ^ Либерализм в военной сфере. Развитие военной технологии  развитие взаимосвязи и совпадение интересов различных гос-в. Проблема систем безопасности; концепция коллективной безоп-ти. Задача предотвращения коллективных войн. Тезис о развитии взамизависимости в военной сфере со стремление к безопасному, мирному сотрудничеству.

4. ^ Просветительский либерализм. Именно просвещение приводит к изменениям в международной системе. Чем больше уровень просвещения, тем меньше люди думают эгоистически. Исследование личностных факторов, кот влияют на политику, роли восприятия (роль восприятия политиком интересов своего гос-ва).

5. ^ Институциональный либерализм. Изучение роли значения международных институтов (базовые принципы, нормы, кот определяют действия гос-ва). Прогресс определяется по отдельной значимости этих институтов. Международные институты – независимые факторы. Раньше был первичен только интерес, а сейчас институты на одном с ним уровне. Гос-ва заинтересованы в предсказуемости взаимоотношений. Западная цивилизация устанавливает нормы. Сами международные институты присущи для процесса формирования глобальной цивилизации.

6. ^ Социальный либерализм. Группа различных факторов негосударственного хар-ра, т.е. элементы общества и их влияние на МО. Влияние на способность гос-ва найти основу для сотрудничества. Чем выше степень гемогенности мировой культуры  меньше в мире конфликтов. Взаимодействие элит гос-ва. Роль негосударственных институтов.

Эти факторы признаются практически всеми авторами. При разных обстоятельствах одни играют большую роль, чем другие.

^ 6. Институциональная теория и теория режимов.

Теория режимов – одно из главных направлений.

Институты – иногда международные организации, базовые нормы и принципы (нормы морали, права, кодифицирующие нормы). На основе норм может строится конкретное правило.

В международной системе есть набор интересов, которые должны поддерживаться международными институтами. Прогресс – развитие международных институтов и усиление их значения. Совпадение интересов приводит к сотрудничеству. Особое внимание уделяется тому, на чем будет основываться сила этих институтов. При определенной ситуации государства могут создать систему поддержки этих институтов.

Режим – порядок, установленный при нормах права (правила по договору). Конкретные правила и процедуры, на которых основывается некий порядок. Формируя политику, государство пропускает ее через фильтр режимов. Режим так же может формироваться при определенных условиях – режим непостоянен, он может изменяться и распадаться.

Наличие режимов – благо для международной системы. Он может оказывать влияние на анархическую природу системы, изменяя правила внутри системы.

Режим – набор неких установок, которые включают структуру норм, принципов и правил (нормы не должны противоречить друг другу). Международный режим – устанавливает правила и нормы, где правила есть принципы, которые позволяют и требуют вести себя в нужном направлении.

Основные функции режимов: 1. формируют 2. адаптируют, 3. внедряют 4. администрируют 5. лигитимизируют.

Принципы и нормы обеспечивают базовые характеристики режима.

На формирование режима влияют: 1. режим может формироваться на основе эгоистических интересов т.к. режимы приносят выгоду. 2. сила играет роль в международных отношениях, исходя из этого может сформироваться режим 3. идея о формировании режима при внедрении в мысли людей может проникнуть в политику 4. на формирование режимов влияет просвещение, информационная революция.

Проблема формирования режима в области безопасности:

Режим – набор базовых принципов и норм. Роберт Джералье: режимы имеют следующую специфику – это устройства, которые не связаны с эгоистическими интересами государств, т.к. государства все же соблюдают правила исходя из общих интересов, чтобы поддерживать режим. Возможности формирования режимов ограничены. В условиях режима появляется возможность обеспечить свою безопасность, не нарушая безопасность других.

^ Условия формирования режима в области безопасности:

  1. Сильные государства должны быть заинтересованы в формировании режима. Т.е. им надо предпочесть сотрудничество односторонним действиям.

  2. Участники должны быть уверены друг в друге и знать, что все остальные участники разделяют взгляды на общую безопасность.

  3. Все участники режима должны считать, что сохранение и поддержание режима – наилучший способ обеспечения безопасности.

  4. Война не должна быть самоцелью.



^ 7. Теория взаимозависимости (либеральный институционализм).

Либерализм изначально основывался на том же, что и реализм (эгоистичные государства держат все под контролем). Однако, тут стали учитывать экономические факторы и попытались показать, что государства могут равноправно сотрудничать друг с другом (Кеохейн). Либеральный институционализм не ставит перед собой задачу изучения МОРГ, предметом изучения является феномен международного сотрудничества, за исключением государств с сильными противоречиями. В целом, проблема войны и безопасности находится вне поля зрения.

Теория основывается на предположении, что мировая политика состоит как бы из двух сфер — безопасности и политической экономии.

Либеральные институционалисты утверждают, что главным препятствием для сотрудничества между государствами является боязнь оказаться обманутым. Для того чтобы решить эту проблему, обе стороны должны прийти к убеждению, что у них есть некий общий интерес, который может быть реализован при помощи международных организаций, минимизирующих возмож­ность обмана.

В конце 80-х - начале 90-х гг. Кеохеин и Наи исследовали последствия интенсификации транснациональных контактов и международные отношения в целом.. Кеохеин и Най выделили пять факторов растущего между­народного взаимодействия, имеющих воздействие на взаимо­отношения государств: расширение обмена взглядами на уровне обычных граждан; развитие политического плюрализма (включение отдель­ных национальных групп в транснациональные струк­туры, выполняющие функции координатора); формирование зависимости и взаимозависимости госу­дарств особенно в сферах транспорта и финансов; создание новых инструментов влияния для использо­вания одними государствами по отношению к другим, появление независимых субъектов международных от­ношений, ведущих свою политику подчас вопреки интересам отдельных государств.

В отличие от реалистов Кеохеин и Най развивают идеальный тип сложной взаимозависимости, которая, по их словам, является более реалистичной в описании и объяснении происходящих событий, нежели сама реалистическая традиция.

Тремя основными характеристиками этого идеального типа являются:

1) способность связывать различные общества между coco л посредством различных каналов — межгосударственных, трансправительственных и транснациональных;

2) отсутствие иерархии в выделении сфер межгосударст­венного сотрудничества (проблемы военного сотрудни­чества более не являются приоритетными и не опре­деляют очередность решения других вопросов);

3) в условиях сложной взаимозависимости государств в каком-либо регионе исключается возможность исполь­зования одним из государств вооруженных сил против другого государства этого же региона.

Сложная взаимозависимость дает толчок важному полити­ческому процессу: цели государств в определенных сферах будут отличаться от политики, проводимой на межгосударственном уровне специализированными учреждениями, поскольку они могут преследовать свои собственные цели. В каждой отдельной сфере государства обладают определенными ресурсами для разреше­ния возникающих там проблем, и при этом не имеет практически никакого значения военная мощь того или иного государства. В этом случае международные организации и транснациональные субъекты международных отношений ис­пользуются в качестве важнейших инструментов государствен­ной политики. При этом формирование повестки дня деятель­ности этих организаций происходит во многом под влиянием малых и более слабых в военном отношении государств, заинтересованных в создании различных союзов для решения собственных проблем.

^ 8. Концепция столкновения цивилизаций.

При появлении вопроса о характере конфликтов в многополярном мире, стала популярна концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона. Он говорит, что если 20 век – столкновение идеологий, то 21в – столкновение цивилизаций или религий. Коней Холодной Войны – рубеж, разделяющий старый мир и новый мир.

Основной тезис Хантингтона: «В мире после Холодной войны самые важные различия между народами – не идеологические, политические или экономические, а культурные». Люди начинают идентифицировать себя с культурами, т.к. цивилизационные различия более фундаментальны. Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность.

Хантингтон выделяет 6 современных цивилизаций – индуистскую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную. В дополнение к ним он считает возможным говорить еще о латиноамериканской и африканской. В наступающеи веке именно цивилизации должны стать доминирующим фактором мировой политики. Вывод: основные конфликты будущего развернуться вдоль линий разлома между цивилизациями.

Хантингтон думает, что Запад будет выступать против остального мира. По схеме Хантингтона господству Запада придет конец. Несколько незападных государств уже способны оказать сопротивление. Запад будет оттеснен на задний план при появлении новых центров влияния. Потеряв врага в лице СССР Запад ищет нового врага, а это до добра не доведет.

По мнению Хантингтона особую опасность представляет Ислам в связи с демографическим взрывом, культурным возрождением и отсутствием центрового государства, вокруг которого могли бы консолидироваться все исламские страны. Вторая опасность – Китай. Там опасность заключается в подъеме экономики и возросшей самоуверенности азиатов.

Хантингтон выступает за НАТО и дальнейшею интеграцию западных стран.

9. Методы анализа внешней политики

Метод сравнения. Можно выделить несколько видов сравнения

  1. Исторический подход

Поиск аналогий в истории ,с целью выявления закономерностей.

  1. Горизонтальный срез – сравнение политики различных государств с целью также выявления закономерностей, для чего необходимо найти сходства и различия в поведении субъектов МО. . Это позволяет поместить внешнюю политику государства в более широкую перспективу. Сравниваться могут как политика в целом, так и отдельные ее компоненты, ее варианты и результат.

^ Адаптационный метод Джеймс Розенау считает, что сравнительный анализ лишь предваряет научный анализ. С его точки зрения внешнюю политику государства следует изучать в более широкой перспективе, и с более высокой степенью обобщения. Розенау рассматривает Внешнюю политику, как поведение, направленное на адоптацию государства к окружающей среде, проводя аналогии с биологическим организмом. Он определяет внешнюю политику, как действия, которые предпринимает, или намеревается предпринять, для того, чтобы сохранить удовлетворяющие его факторы международной среды или изменить их на удовлетворяющие.

^ Анализ принятие решений по мнению многих исследователей, наиболее успешный вариант. Внешняя политика состоит из решений, принимаемых людьми. Людей можно выявить, поэтому необходимо объяснять процесс принятия решений. На решения во внешней политике могут влиять внутренние источники и сам процесс принятия решений. Таким образом этот метод – попытка разделить внешнюю политику на цепь различных решений и исследовать, какие факторы влияют на их принятие. В данном случае государство не является объектом исследования. Оно неоднородно и следует принимать во внимание уровни анализа, расположенные ниже уровня государства.

Уровни анализа.Воронка розенау(если надо)

Из внешней среды входит все в 5. – 1. выходит как решение обратно во вненшюю среду

1. Личность (особенности индивида, принимающего решения, опыт, психология, взгляды, способности и т.д.)

2.Роль (Ролевая функция индивида, пост, обязанности, социальное положение)

3. гос-во (гос. Структура внутри страны, )

4. характеристики общетсва (все, что находится за пределами гос.стрктур, но в пределах гос -ва)

5. внешние факторы (дейтсвия и хар-ка субъектов МО, интересы, географические предпосылки, геостратегические и геополитические факторы и т.д.)
10. Теория принятия решений.

Внешняя политика состоит из решений, принимаемых людьми. Людей можно выявить, поэтому необходимо объяснять процесс принятия решений. На решения во внешней политике могут влиять внутренние источники и сам процесс принятия решений. Таким образом этот метод – попытка разделить внешнюю политику на цепь различных решений и исследовать, какие факторы влияют на их принятие. В данном случае государство не является объектом исследования. Оно неоднородно и следует принимать во внимание уровни анализа, расположенные ниже уровня государства.

^ Элементы теории принятия решений.

  1. Проблема анализа того, что есть ситуация принятия решений.

Ситуации могут быть разными. Даже в условиях малой ясности они будут определять рациональное поведение. Важен процесс поиска альтернатив (структурирование ситуации). Бывают ситуации с четкой структурой. Спосоь оценки зависит от того, в какой среде происходит решение и кто его принимает. Для политики характерна неясность намерения (скрытность и множество акторов).

  1. Изучения значения Бюрократии при принятии решений. Гос-во сотоит из бюрократий. Взаимодействие внутри структур порождает принятие внутриполитических решений. Наиболее распространенный подход –изучение и восприятие Бюрократий с точки зрения поведения. Закон бюрократий – Б в покое – стремиться к покою, Б в динамике – стремится к динамике.

  2. Проблема мотивации людей в процессе принятия решений.

Важно изучение психологических особенностей человека, принемающего решение. Трудно выявить причинно-следственные связи.

Спайдер :

Мотивация – либо для того, чтобы (более рациональный)

- потому, что (более психологический)
^ Характер процесса принятие решений.

Уникальный или нет?

(Интеллектуальный (рациональный ) процесс принятия решений)

Здесь Ситуация играет роль, большую, чем психология. Характер процесса принятия решений воспринимается, как рациональный выбор. (выгода, вероятность).

Рациональная модель предполагает, что следует сформулировать и изучить все альтернативы.

Также выделяют

- социальный процесс принятия решений (влияние групп интересов и неправительственных организаций)

- квази-механический (влияние оказывают те, кто об этом не подозревает).

Т.е. у принятия решения есть три характеристики. главный – интеллектуальный.

Самый распространенный метод – метод модели.

Модели процессов принятия решений.

Модели –преспективная отрасль Бихевиористов. Это процесс заимоствовался из точных наук.

Модель –нечто абстрактное. 3 модели (Аллисон)

  1. Рационалистическая (классовый подход). Основан на большом количестве допусков (100% рациональности не бывает никогда).

На лицо полный набор альтернатив, четвая и определенная структура целей, учет выгоды и вероятности + субъективные условия : субъект принятия решений должен быть один, информация должна быть доступна субъекту, который может ее правильно оценить, субъект должен определить все возможные альтернативы, знать причинно-следственные связи, должны быть способы правильно оценить сформулировать цели и задачи на основе существующих систем ценностей ( правильно поставить задачи, чтобы они отвечали целям.

^ Субъект – либо политик, либо государство. Государство состоит из отдельных политических систем, но монолитно.

Теория игры – наивысшая степень построения рациналистической абстракции. (?).

Возможности применения рациональной модели ограниченны, но могут использоваться для понятия цели политика. Позволяет помочь сформулировать весь спектр альтернатив. Для обоснования того, какая из альтернатив может стать правильным выбором. Но чаще всего исходят из того, что человек всегда иррационален, а иногда рационален.

Это основа для критики Модели. Но все модели должны использоваться.

В дополнение к этой модели еще две:

  1. ^ Организационный процесс. Оранизация – бюрократическая структура, из которых состоит правительство (минетсерства, ведомтсва…) Эта модель заимствована из экономики. Проблема делиться на компоненты и раздается ведомствам.

Эти ведомства и занимаются выработкой альтернатив. У каждой организации есть набор характеристик. Цели организаций основываются на их интересах. Каждая имеет набор сценариев. Они стремятся избежать изменений. + проблема пересечения сфер деятельности. Каждая имеет набор альтернатив и стремится избежать дискомфорта. Изменения полномочий происходят путем экспансии тех или иных структур. Эта модель уточняет первую.

  1. ^ Правительственная или бюрократическая политика

Демонстрирует формы и методы взаимодействия между организациями. Построена на изучении американской системы. Задача – решить проблему на более низком уровне. Через восприятие проблема формирует способ ее решения. Совокупность личных, национальных и собственных интересов формируют понятие «ставка в игре».

После ее выработки, стороны вступают в состояние торга. Играют роль

– наличие преимуществ (контроль над ресурсами и информацией)

- навыки и умение

- воля, желание все это использовать.

Вырабатывается решения, возможно и бескомпромиссное. Действия правительства, основанные на результатах редко соответствуют плану, так как участники торга следуют своим интеесам.

Следовательно правительству трудно контролировать бюрократии….

Тоже дополняет первый.
^ 11. радикальные теории международных отношений

Марксизм и неомарксизм.

Основные хар-ки: - экономический детерминизм, - материализм, - рационализм (суть прогресса не эволюция, а революция)

Марксизм схож с либеральной концепцией, есть претензия на всеобъятность, рассмотрение всех сфер жизни общества. Марксисты, так же как и либералисты допускают завершение прогресса (коммунизм). Основные проблемы мо могут быть решены достижением конечной точки прогресса.

Марксизм схож с реализмом (материализм). Марксизм – учение о смене общественно-экономических формаций.

Первобытнообщинный строй –> феодализм –> капитализм –> социализм –> коммунизм.

Классы – разделяются по экономическому признаку (по отношению к средствам производства – в каждой ОЭФ разные)

Одна из важнейших движущих сил – классовая борьба, носит позитивный характер. Гос-во определяется с точки зрения господствующего класса. В международной жизни процессы тоже определяются классовой борьбой. «Политика является концентрированным выражением экономики». Когда в мире еще не существует социалистических государств, в мире идет неклассовая борьба – за рынки сбыта и источники сырья между капиталистическими державами.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconОсновные этапы развития теории мо
И уже во второй половине XX века появляются основные теоретические концепции. Первые фундаментальные исследования не относились к...

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconТемы рефератов по экономике
Зарождение и основные этапы развития экономической теории. Политическая теория. Экономика и современная экономическая теория

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconТемы курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» Основные...

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconОсновные этические теории
Затем мы выясним некоторые возможности применения теории к проблемам, которые появляются в медицинском контексте. В заключении мы...

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconТемы курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» Основные...

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconПредметом экономической теории является анализ ры­ночного хозяйства
Зарождение и основные этапы развития экономической теории. Истоки экономической науки. Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим....

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconТематический план дисциплина "Информатика и икт" Специальность 060501...
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconВопросы по курсу «История русской литературы 19 века (2 половина)...
Своеобразие русской литературы 2 половины 19 века (основные этапы развития реализма, эстетика и критика, философия идеи)

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconВопросы по философии
Основные этапы исторической эволюции предмета философии (античность, средневековье, Новое время, современная философия)

1. Основные этапы развития теории мо современная система мо стала складываться в 17в. Идеи возникали раньше, но появляются концепции. Фукидид 1й, кто пытался iconСовременная банковская система и ее роль в экономике введение
Банковская система рф: взаимодействие с зарубежными странами и перспектива развития. 37

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов