Краткий анализ политэкономического развития социализма




НазваниеКраткий анализ политэкономического развития социализма
страница1/5
Дата публикации22.02.2016
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5
ДВИЖЕНИЕ СОЦИАЛА
/Краткий анализ политэкономического развития социализма/
ВВЕДЕНИЕ
Суть анализа политэкономического развития социализма состоит в том, чтобы проследить трансформацию власти в зависимости от наиболее общих экономических тенденций за исторический период, вызванных движением социала, как господствующей формы собственности. Дадим пояснения, соответствующие цели данного анализа.

Социал – это самовозврастающие повсеместно обобществленные средства производства и жизненные средства до масштабов государственной собственности. Социал является экономическим базисом и богатством социалистического общества. Социал – это государственная собственность, принадлежащая всем и никому.

Природа социала централизует экономику и этой централизации соответствует структура государственной власти. В рамках такой структуры устанавливается управление народным хозяйством в целом и каждым его подразделением в отдельности. Социал порождает производственные отношения властвования, служения и подчинения. Властвуют социалии, служат служащие, подчиняются рабочие.

Социалии – это большие группы людей, которые распоряжаются и пользуются социалом. Служащие – это большие группы людей, которые пользуются социалом за служение социалиям. Рабочие /крестьяне/ - это большие группы людей, которые воспроизводя социал, владеют и пользуются им, подчиняясь порядку, установленному социалиями. Все эти группы людей, включенные в производственные отношения, становятся элементами социала.

Социалии являются правящим классом, потому что распоряжаясь социалом, они распоряжаются рабочими и должностными местами. Правящий класс, он же господствующий, поскольку его идеология господствует над всеми другими классами. Поэтому идеология выдает интересы господствующего класса за всенародные интересы. Государственная власть обслуживает эти интересы.

Государственная власть – это организованное воздействие на гражданское общество мерами принуждения: экономическими, юридическими, административными, организационными, медицинскими и общественными.

Управление народным хозяйством – это создание необходимых и достаточных условий для продуктивного кооперирования и взаимодействия различных условий для продуктивного кооперирования и взаимодействия различных хозяйственных единиц.

Управление подразделением народного хозяйства – это создание необходимых и достаточных условий для внутреннего кооперирования и взаимодействия между работниками хозяйственных единиц.

Хозяйственная единица – это любое хозрасчетное подразделение народного хозяйства, которое имеет свой расчетный счет в госбанке.

Управление народным хозяйством подчиняется разделению труда в обществе, а управление хозрасчетными подразделениями подчинено разделению труда внутри хозяйственных единиц. Эти два вида разделения труда находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше управление проявляется на уровне общества, тем меньше его проявление в отдельных хозяйственных единицах и наоборот. Управление разделением труда на уровне общества свойственно централизованной экономике, управление разделением труда на уровне хозяйственных единиц – децентрализованной экономике. Чем больше одного, тем меньше другого. Отсутствие возможности управлять компенсируется властвованием.

Властвование – это подчинение своей воле, подавление инициативы других, лишение их самостоятельности в принятии решений и действий, угнетение и обезволивание личностей. Оно вызывает служение и подчинение.

Служение – это безоговорочное исполнение воли другого лица, выполнение всех его указаний и распоряжений, отказ от принятия самостоятельных решений, бездеятельность, подавление в себе общественную значимость личности.

Подчинение – это выполнение всех требований установленного порядка.

Властвованию противостоит свобода личности. Свободная личность – это осознанная необходимость своей общественной значимости. Свободная личность угнетаема служения социалиям и физическим трудом по принуждению, независимо от принуждающих обстоятельств.

Освобождение труда – это, в конечном счете, освобождение от принудительного физического труда и от служения, следовательно и от угнетения. Первым шагом на это пути явилось уничтожение частной собственности, второй шаг – разрушение социала и превращение его в господствующую кооперативную собственность рабочих. Тогда социалии превратятся в служащих, поскольку средствами производства и жизненными средствами будут распоряжаться сами рабочие, и с другими служащими станут подчиняться порядку, установленному рабочими. В этом будет состоять их служение рабочему классу. Личность освободится тогда, когда осознает необходимость бороться за рабочее дело, потому что будущее за рабочими.

Далее, рассмотрим экономические и исторические предпосылки дальнейшего освобождения труда.
^ СОЦИАЛ, СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС
Повсеместное обобществление средств производства и жизненных средств до масштабов государственной собственности объективно требует распоряжения ими из единого центра, в противном случае такое обобществление становится невозможным. Поэтому социалу соответствует централизованная экономика или централизованный социализм. Отсюда государственное устройство власти принимает пирамидальную форму с определенными уровнями, которые называются иерархией.

Поскольку народное хозяйство составляет набор относительно обособленных подразделений, включенных в общее государственное устройство власти, постольку их структура управления также имеет пирамидальную форму с определенной внутренней иерархией. Для целенаправленной организации социала в каждом подразделении народного хозяйства на всех уровнях иерархии объективно выделяется центральный орган управления с центральным должностным местом. Отсутствие их превратило бы средства производства и жизненные средства в неуправляемую массу. Поэтому такое выделение центральных должностных мест характеризует социализм как поместное хозяйство.

Упорядоченное наличие центральных органов управления и центральных должностных мест по вертикали государственной власти является необходимым условием централизации экономики. Все вместе и каждое в отдельности общественное, административное, хозяйственное, научное, учебное и производственное подразделение народного хозяйства построены по принципу пирамиды государственной власти.

Как каждое рабочее место, так и каждое центральное должностное место выдвигает свое требование. Данные рабочие места требуют от рабочих определенной профессии. Данные центральные должностные места требуют, прежде всего, распоряжения социалом, в масштабах, соответствующих данному уровню иерархии в пирамиде государственной власти. Именно поэтому назначенные или выбранные персоны, занимающие эти центральные должностные места, естественно приобретают неотъемлемую функцию распоряжения социалом, т.е. они распоряжаются государственными средствами производства, жизненными средствами и рабочими местами в пределах своих компетенций, которые определяются занимаемым положением в пирамиде государственной власти. Другими словами это положение определяет место этих персон в общественном воспроизводстве. Отсюда этим персонам присущ особый способ присвоения, который состоит в пользовании теми жизненными средствами, которые они не производят, но которыми они сами распоряжаются. Из функции распоряжения вытекает управленческая роль этих персон. Они управляют и властвуют потому что распоряжаются социалом. В этом смысле управление и власть становятся их привилегией.

Чем выше уровень пирамиды государственной власти, тем меньше центральных должностных мест на этом уровне, следовательно, сокращается число персон, распоряжающихся социалом от уровня к уровню. Зато более высокий уровень иерархии расширяет масштабы такого распоряжения по сравнению с нижними уровнями. Эта структурная связь позволяет сосредоточить власть в одних руках на самом высоком уровне иерархии. Пока существует социал и соответствующая ему централизация экономики с пирамидальной структурой государственной власти не избежать культа высокой должности, который при определенных исторических обстоятельствах переходит в автократические тенденции.

Относительные обособленность и организационная независимость в распоряжении социалом на каждом иерархическом уровне. допускает бесконтрольное присвоение жизненных средств во все возрастающих размерах. Для персон, распоряжающихся социалом, это присвоение происходит из прибавочного продукта, поскольку они не затрачивают физических сил для производства новых стоимостей.

Но в то же время существует материальная зависимость персон, распоряжающихся социалом на нижних уровнях иерархии, от персон, занимающих центральные должностные места на смежных более высоких уровнях пирамиды государственной власти. Эта зависимость обусловлена тем, что каждая вышестоящая персона, распоряжаясь социалом в более крупных масштабах, одновременно распоряжается центральными должностными местами нижнего уровня иерархии. До недавних пор такое распоряжение приобретало форму подбора и расстановки кадров. Теперь оно выступает в форме выборов руководителей предприятий /объединений/. Но какая бы форма не применялась функция распоряжения социалом остается незыблемой, в том числе центральными должностными местами.

Поэтому у карьеристов появляется желание подняться на вершину пирамиды государственной власти для повышения собственного благополучия и достижения личной власти. Объяснимо также стремление всех персон, распоряжающихся социалом, увеличить прибавочный продукт любой ценой для повышения общего жизненного уровня этих персон. Но это достижимо только за счет уменьшения необходимого продукта, идущего в пользование рабочего класса, что неизбежно сопровождается взятками и коррупцией.

Природа социала такова, что он порождает отношения служения персон, получивших центральные должностные места тем персонам, которые ими распоряжаются. В противном случае очень просто потерять полученное место, а вместе с ним все привилегии.

Каждую персону в отдельности, занимавшую центральное должностное место в пирамиде государственной власти и в силу этого распоряжающуюся государственными средствами производства, жизненными средствами и рабочими местами, независимо от масштабов распоряжения, мы называем персонализированным социалом. Все вместе эти персоны образуют класс социалиев /производный от социала/. Этот класс является господствующим классом мирового централизованного социализма, так как распоряжение социалом дает этому классу возможность воздействовать на все стороны жизнедеятельности социалистического общества.

Социалии имеют общий классовый интерес, который состоит в достижении материального благополучия посредством безграничного властвования над нижестоящими и благодаря служению вышестоящим. В этих стремлениях социалии солидарны, поэтому они поддерживают друг друга вопреки ими же созданным законам. Противопоставить этой солидарности можно только рабочую солидарность.

Проще говоря, социалиями являются все первые должностные лица государственных хозрасчетных единиц. Эти лица, являясь распорядителями кредитов, одновременно распоряжаются социалом в тех пределах, которые соответствуют занимаемой ими должности на данном уровне иерархии. Чтобы стать социалием, достаточно занять центральное должностное место в пирамиде государственной власти. Эта пирамида и политика господствующего класса являются надстройкой социала, которая реагирует на его сдвиги независимо от воли и желания отдельных личностей. Решения и действия этих личностей в определенных ситуациях могут отражать или не отражать требования исторического развития социала.

Движущей силой истории на современном этапе выступает общественно производительная сила, рабочий класс. Его отношение к социалу и к социалиям отражается в росте или снижении производительности труда. Эти рост или снижение ускоряют или замедляют темпы прироста национального дохода в сопоставимых ценах. Такие изменения национального дохода характеризуют повышающую или убывающую отдачу социала. Другими словами характеризуется отдача от наличных средств производства и взаимодействующей с ними рабочей силы. Стоимостное выражение национального дохода показывает вновь созданную стоимость на уровне народного хозяйства. Замедление темпов прироста национального дохода говорит об убывающей отдаче социала, которая отражает его спад; неизменность этих темпов показывает стабильность социала; ускорение темпов прироста национального дохода из года в год соответствует повышающей отдаче социала, которая свидетельствует о его подъеме.

Существует закон строго цикличного движения социала. Этот закон формулируется следующим образом.

Повышающая и убывающая отдачи социала, проявляющиеся через определенные промежутки времени, отражают его цикличное движение. Каждый цикл состоит из трех фаз: стабилизации, подъема и спада. Если последующие подъемы выше предыдущих, то это говорит о расцвете социала. Если последующие подъемы не превышают достигнутого максимума и остаются на уровне предыдущих подъемов, то это свидетельствует о застое социала. Если последующие подъемы ниже предыдущих, то это показывает упадок социала. Расцвет, застой и упадок социала составляют закономерные этапы социализма. В соответствии с циклами социала и этапами развития социализма трансформируется государственная власть.

Далее проследим эту закономерность, считая социализм мировой системой, в которой развитие передовых социалистических стран Восточной Европы предопределяется экономикой Советского Союза, как ведущей державы классического социализма.
^ ЭКОНОМИКА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ВЛАСТИ

В Октябре 1917 г. произошел переворот. С этого года по 1920 г. в стране диктатура пролетариата в условиях централизованной экономики /военный коммунизм/. С 1920 г. по 1927 г. пролетарская республика в условиях децентрализованной экономики /новая экономическая политика/. В целом период с 1917 г. по 1927 г. характеризуется как становление новой власти.

Следовательно, нехватка ресурсов и разруха потребовали централизации экономики, т.е. сосредоточения государственной власти в руках восставших рабочих, солдат и крестьян. Эта централизация была охарактеризована как г. по военный коммунизм. Ему соответствовала диктатура пролетариата. С переходом на новую экономическую политику потребовалось децентрализовать экономику, чтобы открыть простор товарно-денежным отношениям. Такой экономике соответствовала власть пролетарской республики.
^ ЭКОНОМИКА ЦЕЗАРИАНСКОГО ПЕРИОДА СОЦИАЛИЗМА
После роста экономики в период новой экономической политики, начиная с 1927 г. по 1929 г. наступила ее стабилизация. В 1926 г. рабочие Ленинграда вышли на улицу, протестуя против начавшихся проявлений цезарианства, называя его тогда термидором, что означало перерождение власти. Но в 1927 г. началась борьба с безработицей. Это явилось основной причиной того, что ужу в декабре 1927 г. на ХУ съезде Партии рабочие добровольно передали всю полноту власти Сталину. С этого момента начинает отсчет цезарианский период социализма.

С 1929 г. по 1934 г. наблюдался интенсивный подъем экономики. В этот период происходит формирование социала на базе повсеместного обобществления средств производства и жизненных средств до масштабов государственной собственности. Основным условием такого обобществления явились индустриализация и коллективизация, поддерживаемые рабочими и беднейшими крестьянами. Индустриализация и коллективизация все больше централизует экономику и одновременно укрепляет цезарианство, которое объективно отражает эту централизацию.

К 1934 г. еще не завершено формирование социала, поскольку неполностъю ликвидирован частный сектор в экономике. Пирамида государственной власти только начала приобретать более отчетливые черты. Сформировались центральные органы управления с центральными должностными местами. На вершине этой пирамиды Цезарь – Сталин. Однако персоны, занимающие центральные должностные места, еще не в полной мере распоряжаются формирующимся социалом, поскольку эту функцию выполняет цезарианство. Будущие социалии пока еще играют роль вассалов Цезаря, порождая чиновничье-бюрократический корпус служащих. Вместе с тем цезарианство имеет прогрессивное значение в том смысле, что оно позволяло сосредоточить силы и средства на главных направлениях. В конечном счете страна из аграрной превратилась в аграрно-промышленную. Индустриализация значительно увеличила число рабочих мест, они стали более технически оснащенными, значительно повысилась численность рабочего класса и было покончено с безработицей. Несмотря на положительные сдвиги все же происходило наращивание интенсивности физического труда и к 1934 году наметилась усталость рабочей силы, что привело к первому спаду экономики, продолжавшемуся до 1939 г.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconВзаимодействие базиса и надстройки на различных этапах общественного развития
Рассматривается роль профсоюзов в становлении пролетарского государства и их перспектива в условиях развития кооперативного социализма....

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconМатериалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С») I. Философско-нравственные проблемы
Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой)

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconКраткий отчет
Региональная платформа устойчивого развития для стран азии и тихоокеанского региона

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconРыночная или планомерная экономика?
Отмечается зависимость экономических механизмов хозяйствования от уровня развития производительных сил. Рассмотрен комплекс экономических...

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconРыночная или планомерная экономика?
Отмечается зависимость экономических механизмов хозяйствования от уровня развития производительных сил. Рассмотрен комплекс экономических...

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconI. Анализ развития рынка жилой недвижимости в г. Красноярске
Ii. Анализ текущей ситуации на рынке строительства жилых домов в г. Красноярске

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconАнализ литературы по курсу “ Региональные транспортные системы”
Анализ статьи М. В. Цуциевой. Пути решения экономических проблем развития региональной транспортной системы 5

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconКонцепция либерального социализма и ее влияние на современное экономическое...
Прежде всего, эти принципы направлены на ускорение динамики экономического развития, имеющего целью неуклонный и достаточно значительный...

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconКраткий словарь философских терминов
Как показывает практика, обязательной предпосылкой глубокого и прочного освоения изучаемого материала является знание базисных философских...

Краткий анализ политэкономического развития социализма iconКраткий словарь философских терминов
Как показывает практика, обязательной предпосылкой глубокого и прочного освоения изучаемого материала является знание базисных философских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов