Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века»




Скачать 235.8 Kb.
НазваниеУрок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века»
Дата публикации07.03.2016
Размер235.8 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Экономика > Урок
Интегрированный урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века».
Тема урока, связанная с Японией актуальна. Внимание к особенностям экономического, политического развития Японии, ее культуре, традициям, обычаям огромно. Кроме познавательного интереса она имеет воспитательное значение, ибо учит японскому трудолюбию, бережливости, дисциплине, рациональному использованию рабочего времени, деловым отношениям работника и работодателя. Помогает разобраться в отношениях Японии и России. Определить значение и вклад японской цивилизации в мировую. Развивает навыки групповой работы, логическое мышление.

Цель: путем проблемного, логического задания выявить общие черты и особенности экономического и политического развития США, Японии и Германии.

задачи:

Опираясь на межпредметную связь, выяснить суть понятия: «Японская модель развития», «Японское экономическое чудо».

Используя групповую работу, анализ источников, схем, таблиц, памяток, продолжить развивать навыки исследовательской работы, интеллект учащихся.

На примере японской цивилизации воспитывать трудолюбие, бережливость, уважение к японской цивилизации.

Оборудование: схемы, таблицы, рисунки, визитные карточки, политическая карта мира.

Используемые технологии: групповая, информационная, исследовательская, педагогика сотрудничества.

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Групповая работа с использованием логических, проблемных заданий раздаточного материала, набранного на компьютере схем, таблиц, иллюстраций.

4.Закрепление изученного материала.

5.Подведение итогов. Рефлексия в устной форме, (вопросы есть в компьютере), комментирование и выставление оценок.

6.Задание на дом. Написать эссе о современной Японии, составить клаcтер ,кроссворд, сообщения, используя интернет. §26-§27 учебник 9 класса (любое издание) под редакцией Загладина Н.В. §36-§37 учебник 11 класс (любое издание) под редакцией Загладина Н.В. История России мира в XX века. География 10. В.П. Максаковский (любое издание).

^ Урок открывает краткое вступительное слово учителя.

На протяжении полувека эта страна прошла путь от сильнейшего военного поражения к положению лидера в своем регионе. Историки считаю : главную роль в этом сыграла проявившаяся в Японии еще с конца XIX в. способность к модернизации, в которой быстрое динамическое развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений. Послевоенное «экономическое чудо» в Японии отличали такие черты, как высокие темпы роста промышленного производства, широкое внедрение в промышленное производство новых достижений науки и техники. Большую роль сыграли иностранные патенты из других высокоразвитых стран, прежде всего из США.

После сообщения темы урока, ее места в курсе новейшей истории, учитель знакомит учащихся с целями, задачами урока, его этапами и видами работ. На уроке вам предоставляется возможность использовать различные источники информации, свободно выражать свое мнение. Учащиеся приступают к работе в группах. Исходя из интересов и возможностей учащихся, формируются четыре группы.

Задание первой группе: дать сравнительный анализ экономического развития Ф.Р.Г, США, Японии 1945-1980г. Выяснить общие черты и отличия. Послевоенное «экономическое чудо» в Японии, его сущность.

Задание второй группе: особенности политического развития Японии, США, ФРГ 1945-1980г. Общие черты и отличия.

Задание третьей группе: внешняя политика Японии, США, ФРГ. Общие черты и особенности.

Задание четвертой группе: особенности социального развития Японии 1945-1980гг.

Быт и роль национальных традиций в развитии Японской цивилизации.

Группы получают задания и соответствующие дополнительные материалы, набранные на компьютере. Раздаточный материал для работы в группах, подготовленный учителем географии и истории.

Сравнительная таблица географии 10 класса.

Место

1

2

3

Число рабочих занятых в промышленности

Китай

США

Япония

Производство электроэнергетики

США

Китай

Япония

Производство электроэнергетики на АЭС

США

Франция

Япония

Сталь

Китай

Япония

США

Легковые автомобили

Япония

США

ФРГ




Место

1

2

3

Морские суда

Япония

Республика. Корея

ФРГ

Промышленные роботы

Япония

США

ФРГ

Промышленные электроники

США

Япония

ФРГ

Пластмассы

США

Япония

ФРГ

Научное оборудование

США

Япония

ФРГ

Распределение мирового промышленного производства

по ведущим странам.

1990г.

1997г.

^ Весь мир, страны

Продукция млрд долларов

В % к мировому итогу

Весь мир, страны

Продукция в млрд долл.

В % к мировому итогу

Весь мир

США

Япония

Китай

ФРГ

Россия

Франция

Великобритания
Италия

Индия

Бразилия

6900

1200

600

550

460

365

250

240
230

185

155

100,0

17,4

8,7

8,0

6,7

4,6

3,6

3,5
3,3

2,7

2,2

Весь мир

США

Китай

Япония

ФРГ

Индия

Франция

Великобритания

Италия

Индонезия

Республика Корея

8715

1450

1330

600

470

275

260

260
250

240

185

100,0

16,6

15,3

6,9

5,4

3,2

3,0

3,0
2,9

2,7

2,1


Индонезия

150

2,1

Бразилия

180

2,0

Канада

140

2,0

Канада

165

1,9

Саудовская

Аравия

125

1,8

Россия

155

1,8

Испания

115

1,7

Саудовская

Аравия

145

1,7

Республика Корея

110

1,6










^ Первая группа получает раздаточный материал, набранный на компьютере. Познаем Японию. География 10 класс.

Япония - островная страна. Общая протяженность береговой линии японских островов сильно изрезана и образует много удобных заливов. 900 островов и 5 действующих вулканов.

^ Полезные ископаемые: Железная руда – 0,1% мирового запаса,

Природный газ – 0,02% мирового запаса, Уголь – 0,5%.

Миграция населения Японии в основном внутренняя, хотя и значительная. Размеры внешней миграции в несколько меньше по сравнению с другими странами. 15 крупнейших городов сосредотачивают свыше одной четверти всего населения. По темпам роста промышленного производства, Япония значительно обошла другие развитые капиталистические страны.

^ Это видно из следующей таблицы.

Год

Япония

США

Англия

ФРГ

Франция

Италия

1961

119,3

100,9

101,2

106,4

105,5

110,9

1964

166,2

121,7

114,0

125,2

126,6

133,8

1966

194,4

143,8

118,6

134,3

137,0

155,3

1970

369,5

154,1

131,2

173,6

179,2

198,1

Среднегодовые темпы промышленного роста в Японии 1949-1969г. Составили 15,8%, против 10,1% в ФРГ, 8,5% в Италии, 4,5% в США, 5,5% во Франции, 4,31% в Англии.

Такой высокий темп развития промышленного производства был обеспечен крупными капиталовложениями в основной капитал, более высокой , чем в других развитых капиталистических странах, степенью эксплуатации рабочего класса. Однако, испытывая острую конкуренцию других капиталистических стран, японские монополии стремились к снижению издержек производства путем обновления основного капитала в отраслях легкой промышленности, преимущественно связанных с экспортом. Важным фактором развития японской экономики явилось широкое приобретение иностранных патентов и лицензий. Так за 1950-1971г. Японией было приобретено более 15000 иностранных патентов и лицензий, из них свыше 60% приходилось на американские фирмы. Народу с ввозом иностранной техники, приобретением патентов и лицензий японские монополии сами организовали научно- исследовательские и экспериментальные работы в области производства новых видов продукции. Благодаря новой технике и новым методам производства на предприятиях повысилась производительность труда, снизились издержки производства. Это обстоятельство увеличило эффективность капиталовложений в промышленности и тем самым способствовало расширению внутреннего рынка и росту конкурентоспособных японских товаров на внутренних и внешних рынках. В Японии к 1970г. Насчитывалось 14 экономических районов. В связи с возникновением новых отраслей промышленности и сельского хозяйства, ростом старых и созданием новых городов соответственно изменился и облик многих экономических городов.

В Японии разрабатываются планы, программы экономического и социального долгосрочного развития. Опираясь на свою экономическую мощь, японский монополистический капитал превратил государственный аппарат в орудие своей власти. В Японии достигнута высокая продуктивность, животноводства, птицеводства и скотоводства. По сбору коконов Япония, как и прежде, занимает первое место в мире. К 70г. XX века. Япония давала в среднем в год 43% их мирового производства. Повысился спрос крестьянства главным образом на удобрение, с/х инвентарь, машины и другие промышленные товары, так как послевоенная земельная реформа ускорила развитие капиталистических отношений в деревне, однако по тяжести налогового бремени Япония находится на втором месте в капиталистическом мире после Англии. В 1966г. Средняя статистическая семья в Японии со средним доходом 1872000 иен в год уплачивала в качестве прямых налогов 13,8 %дохода против 4,1 % в США и Франции и 10% в ФРГ. «Экономическое чудо» в послевоенной Германии стр. 314, § 36-37, Н.В. Загладина 11 класс, 9 класс § 24-25, § 26-27.

Предлагается раздаточный материал второй группе, набранный на компьютере. ^ Визитные карточки

Площадь

тыс.км.

Страна

Население

млн. человек.

Столица

Форма

Правления.

Форма Административного устройства.

372

Япония

125

Токио

КМ

Ф

9363

США

280

Вашингтон

Р.

Ф

357

ФРГ

82

Берлин

Р.

Ф

Государственное управление в Японии по состоянию на 1 сентября 1970г. В число управлений входят: управление материального двора, управление по делам администрации, управление по развитию острова Хоккайдо, управление обороны, управление экономического планирования, управление по делам науки и техники, правление по делам Окинавы и северных территорий.

Конституционную монархию в Японии можно представить в виде схемы.


^ Законодательная власть

Император


парламент

Конституция

Судебная
власть

^ Исполнительная власть

]
Парламент двухпалатный. Правительство избирается парламентским большинством. Император – символ единства нации ( на современном этапе). В структуру государственного управления входит канцелярия и находящиеся при ней комитеты управления. В канцелярию входят: секретариат премьер министра и свыше 50 комиссий и комитетов. Комитеты и управления, действующие при канцелярии премьер-министра, обладают широкими и важными государственными полномочиями. По сложившейся в Японии практике во главе этих комитетов и управлений обычно становятся министры кабинета. Вся территория Японии делится в административном отношении на 47 префектур. Административными единицами в каждой префектуре является город, поселки и деревни. Организация власти на местах определяется Конституцией и Законами о местной автономии от 16 апреля 1947г. Основные звенья местных органов власти- префектурные, городские, поселковые деревенские собрания, численный состав которых зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Исполнительную власть в органах местного управления осуществляют: в префектурах- губернаторы, в городах -мэры; в поселках и деревнях - старосты. Все звенья местного самоуправления избираются местным населением. В выборах местных органов власти имеют право участвовать лица, достигшие 20 лет, проживающие в соответствующей местности свыше трех месяцев. Система местного самоуправления дает находящимся в оппозиции к правительству демократическим кругам известные возможности для увеличения своего влияния на местах. Так, в 1960-1970г. силы демократической оппозиции завоевали большинство мест в муниципальном собрании Токио, а также пост мэра столицы.

С помощью визитной карточки ФРГ прокомментируйте, как государственный строй ФРГ, а так же ум и профессионализм министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГЛ.Эрхарда способствовали решению прогрессивных реформ в экономике, развитию «экономического чуда» в послевоенной Германии. Визитная карточка ФРГ - география – 10 класс.

Работа с учебником под редакцией. Н. В. Загладина. История России и мира в хх веке. 11 класс § 36-37 Н.В. Загладина Новейшая история зарубежных стран хх века. 9 класс. § 24—27.

Предлагается раздаточный материал 3-й группе, набранный на компьютере.

В 1945 году по требованию Советского Союза были созданы Дальневосточная комиссия (ДВК) и подчиненный ей союзный совет для Японии. В состав ДВК вошли одиннадцать государств. Через комиссии Советский Союз осуществлял свою политику по отношению к Японии, направленну прежде всего на демилитаризацию и демократизацию страны. По конституции 1947 г. Японии не разрешалось иметь вооруженные силы. Потолок военных расходов устанавливался в размере 1 % валового внутреннего продукта, что не помешало Японии иметь хотя и немногочисленные, но вполне боеспособные силы самообороны. 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был подписан сепаратный договор с Японией. Япония отказалась от всех прав и претензий на Южном Сахалине, Курильских островах и других территориях, которые она приобрела в результате войны. Одиннадцатого декабря 1954 г. правительство Хатояма сделало официальное заявление о своем намерении нормализовать отношения с Советским Союзом. 1956 г. в Москве подписана была Совместная декларация Советского Союза и Японии. В Совместной декларации СССР и Японии заявлено о прекращении состояния войны, о желании укреплять дружбу, строить отношения на принципах Устава ООН, не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Обе стороны договорились о восстановлении дипломатических отношений и о продолжении переговоров.

6 декабря 1957 г. между СССР и Японией был подписан торговый договор. Согласно этому договору стороны предоставляют друг другу режим, наиболее благоприятствуемый нации в отношении различного рода налогов и сборов, а также в отношении различных формальностей и правил, связанных с внешнеторговыми операциями. На основе этого договора, начиная с 1958 г. периодически заключаются торговые соглашения о товарообороте и платежах. С 1958 г. по 1970 г.г. и далее подписано ряд торговых договоров. С 1958 г. по 1975 г. объем торговли достиг 5 млрд. долларов. С апреля 1967 г. вступила в действие регулярная авиалиния Москва – Токио, а с июня 1971 г. установлено прямое авиасообщение между Хабаровском и Токио. В 1964 г. состоялся обмен официальными парламентскими делегациями. В 1966 г. состоялся обмен визитами министров иностранных дел. С 1972 г. по 1990 годы Японию посетили министр иностранных дел СССР А.А.Громыко, Москву министр иностранных дел Японии М. Охира, состоялся визит М.С.Горбачева в Японию, «Встреча без галстуков» в Красноярске с Б.Н.Ельциным.

В 2004 г. президент России В.В.Путин посетил Японию. Широкую практику получил обмен различного рода художественными, литературными и тематическими выставками. Развиваются контакты между общественными организациями.

Раздаточный материал для 4 группы.

Проводится научное сотрудничество с Россией, обмен литературой между библиотеками, научными учреждениями. Однако из-за «территориального вопроса» о предоставлении суверенитета ряду островов Японии, передаче их Японии мирный договор до сих пор с Японией не заключен.

Предлагается раздаточный материал четвертой группе, набранный на компьютере.

Национальные традиции Японии значительно облегчили ее превращение в одну из самых развитых стран мира. Работники не разделяют свои личные интересы и интересы корпорации. В Японии законами о трудовых нормах определены следующие основные положения, касающиеся трудовых отношений: продолжительность рабочего дня - не более восьми часов с часовым перерывом на обед; 25% надбавки за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск в размере 6 дней в году при наличии годичного стажа работы с последующим увеличением отпуска на один день за каждый проработанный год, но не более 20 дней в год. Ответственность нанимателя за охрану труда и санитарно - гигиенические условия работы, размер компенсации за увечья и гибель рабочего на производстве. Изданы правительственные постановления об охране труда, об условиях труда подростков (до 18 лет) и женщин, о фабрично-заводских общежитиях с течением времени доходы и размер средней оплаты труда граждан достигли уровня, превосходящего показатели большинства стран. Особенностью национальных традиций является японское питание. Японцы мало употребляют мяса, считая, кто много ест мяса, бывает злым. Однако потребление рыбы в 3 – 4 раза больше, риса в 2 раза больше, чем в США, Англии, Франции и ФРГ. Кроме рыбы употребляют в пищу ракообразные и морские водоросли.

Спорт занимает важное место в общественной жизни Японии. Физкультура входит обязательным предметом в учебные программы школ и специальных учебных заведений. Многие учебные заведения и предприятия располагают стадионами, спортивными площадками и залами. Ежегодно проводятся национальные спортивные игры, национальные и международные виды спорта: борьба сумо. Матчи проводятся на песчаных рингах. Выйдя на ринг по вызову судьи, борцы, все одеяния которых состоит лишь из набедренной повязки, обмениваются традиционными приветствиями. Затем споласкивают рот водой и бросают на ринг горсть соли. Это своеобразный обряд, символизирующий очищение, свидетельствует о возникновении сумо из религиозного действия. Состязание может начаться в том случае, если они одновременно вскочат и бросятся друг на друга. Победивший считается тот, кто вытолкнет партнера за пределы ринга или же заставит его коснуться ринга любой частью тела.

Дзюдо – японское искусство самозащиты. Многочисленные приемы дзюдо подразделяются на три типа: бросок противника на землю, захват противника таким образом, чтобы лишить его возможности двигаться, удар по наиболее чувствительному месту противника на современном этапе запрещен.

^ Кэндо – фехтование бамбуковыми мечами.

Кюдо – стрельба из лука.

Каратэ – голая рука. В настоящее время существует спортивное каратэ, смысл которого заключается не в нанесении, а в имитации ударов, причем основное внимание уделяется обработке техники приема.

^ Бейсбол мягкого мяча – японское изобретение. В отличие от обычного бейсбола, в этой игре с целью предотвращения травматизма играются мягким резиновым мячом.

В Японии очень развита музыкальная самодеятельность.

В национальных традициях выполнено и жилье японцев. Номера гостиниц состоят из 2-х комнат – одна в японском стиле, вторая в европейском. Пять, шесть служащих (женщин в форменном кимоно) встречают гостей традиционным японским приветствием и провожают в комнату, не давая гостям нести даже мелкую ручную кладь. Полы комнат покрыты «татами» - соломенными циновками, по которым полагается ходить только в носках, оставив шлепанцы при входе, спать, полагается на полу, где гостям стелют и специальные матрацы – «фотоны». В такой комнате размером 15 – 17 кв.м. часто размещаются 5 – 7 человек. В гостиных комнатах, кроме европейских, нет ванных, а имеется общая баня, где сначала моются у шаек, а затем окунаются в бассейн или деревянную сидячую ванну. В стоимость номера входит 2-хразовое питание. На ужин, как правило, даются сырая рыба (обычно тунец – магуро), жареная рыба, жареная курица, многочисленные закуски (маринованные осьминоги, икра, сельди…) мисочки супа и огромная лакированная коробка с вареным рисом. В специальной нише, которая является обязательным атрибутом каждого японского дома, одно - два простых, но со вкусом сделанных украшений, ваза с несколькими искусно аранжированными цветами и веточками, японская кукла, маска или дощечка или свиток с каллиграфически вычерченной иероглифической надписью.

Японское декоративное искусство достигло высокого уровня. В Японии существуют школы икебана. Наиболее распространенными формами в новых школах икебана являются морибана – цветы в низких вазах и нагэирэ – цветы в высоких узких вазах. До сих пор в Японии существует традиционное жилище – это низкосвайный дом с массовой крышей, черепичной. Она защищает дом от палящих лучей солнца, от сильных потоков дождя. Часто стек делается не сплошным, а раздвижным: по краю жилища в полу и потолке проходят пазы, по которым передвигаются сёдзи – раздвижные стенные рамы, представляющие решетки из легких планок, с внешней стороны оклеенных полупрозрачной бумагой. За пазами сёдзи идет более широкий паз, для сделанных из толстых досок ставень - амадо. Амадо задвигаются на ночь, а также в плохую погоду. Нередко между сёдзи и амадо проходит энгава – неширокая веранда с деревянным полом. Икебана украшает любой дом в Японии.

Чайная церемония по праву считается одним из величайших достижений японской традиционной культуры. Культ чая был заимствован японцами из Китая, и первоначально обычай чаепития был распространен в основном среди дзэн буддийских монахов, позднее обычай ритуального чаепития проник в аристократическую среду, а затем и в городскую.

По маленькому саду, прилегающему к павильону, где проводится чайная церемония, ведет дорожка из камней, в саду устанавливаются каменные фонари, лежат камни, поросшие мхом. Особое значение имеют каменные сосуды с чистой водой (цукубаи). На таком сосуде - колодце лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый посетитель обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот. Затем специальным движением, поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика. В наши дни цукубаи непременная деталь любого храма, перед входом в храм и на его территорию необходимо совершить этот милый обряд омовения. В саду обычно высаживают сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленые кустарники. Все элементы сада чайной церемонии должны создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика - тясицу. Это небольшая комната всего в два или даже в полтора татами, в которую ведет маленький низкий вход - около 60 см в длину и ширину. В идее столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философский смысл: каждый, кто захотел приобщиться к этому высокому искусству, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал и возможности аристократам из военного сословия войти вовнутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это тоже имело особую символику: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на изящном. В интерьере чайного домика самым важным местом считается ниша токонома. В ней обычно помещается свиток с каллиграфической надписью и ставится букет цветов. Каллиграфический свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным предметом обсуждения во время церемонии. Значение придается освещению тясицу. Как правило, в домике 6-8 оконцев разных по размеру и форме, дающих оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно раздвинуть рамы, и тогда гости получают возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике закрыты. Когда гости уже рассмотрели и оценили предметы в токонома, появляется хозяин чайного дома. Он низко кланяется гостям и садится напротив них около очага - ирори, над которым уже висит котелок с водой. Перед хозяином лежат все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка c зеленым чаем, чашка и деревянная ложка.

Хозяин не торопясь насыпает в чашку порошок зеленого чая, залив его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивает эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворится и не появится светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдают за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем хозяин с поклоном передает чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивая чай и неторопливо обтерев края, передает ее хозяину. Пройдя по кругу, чашка возвращается к хозяину, но затем снова передается из рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть, ощутив руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступают в беседу. Здесь нельзя говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорят лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки.

В Японии много буддийских храмов, святынь; многие туристы посещают город Гифу, чтобы наблюдать за ночной ловлей рыбы с бакланами на реке Нагара. Одетые в старинные наряды, при свете факелов рыбаки одновременно управляют восемью – десятью птицами, которые поймав рыбу, передают ее в лодку хозяина. В Японии установлено много праздников: День матери, День детей, День отца, День почета престарелым людям, День культуры, День физкультурника, День благодарения труду.

Национальное страхование здоровья является обязательным для всех категорий предприятий. Общая численность лиц, пользующихся правом на получение медицинской помощи на льготных условиях , составляет 64,4 % населения страны. В Японии государство мало расходует средств на содержание преступников, ибо их немного. Нации меньше наносится моральный и физический, финансовый ущерб.

Выслушав ответы уч-ся по групповым заданиям, учитель знакомит всех с проблемами, которые высвечивается на экране и набраны в компьютере. Проблемы решаются как закрепление на уроке.

Проблема. Послевоенное «экономическое чудо» Японии, его причины, особенности, результаты.

Проблема. Вклад японской цивилизации в мировую.

Примерные ответы уч-ся.

Япония - островное государство, расположенное в Тихом океане. Её часто называют страной восходящего солнца, а также столицей Востока. Самый большой из островов, на которых расположилась Япония, - остров Хонсю. С юга к нему прилегают Кюсю и Сикоку, а с севера - остров Хоккайдо. Помимо крупных островов Японию образуют сотни и тысячи мелких островков. Главная культура японских полей - рис. Страна полностью обеспечивает себя рисом, но ввозит большую часть пшеницы, ячменя, соевых бобов, сахара и других продуктов. В Японии жаркое лето с проливными дождями и солнечная осень. Осень - пора цветения хризантем, ярко-красной листвы кленов. Но осенью нередки тайфуны - внезапно налетающие ураганные ветры, которые порой причиняют большие разрушения. Зима мягкая, снег если и выпадает, то быстро тает, задерживаясь лишь в горах на Хоккайдо и в северной части Хонсю. В Японии немало действующих вулканов, нередки землетрясения. Горы занимают больше 3/4 территории. Самый высокий потухший вулкан - Фудзияма (3776 м). Для японцев Фудзияма - символ их родины и предмет полурелигиозного поклонения. Лишь небольшие полоски земли вдоль побережья заняты равнинами.

Почти круглый год в Японии что-нибудь цветет. Под Новый год, среди заморозков, зацветает дикая слива, цветы которой считаются символом мужества и стойкости. В феврале и марте расцветают камелии, летом цветут лилии, ирисы и азалии, но самое знаменитое - это весеннее цветение вишен сакуры. Вишня наряду с хризантемой считается национальным цветком Японии. В эти дни японцы устремляются полюбоваться нежными, быстро опадающими цветами.

Япония - страна древней и высокоразвитой культуры. Вызывает восхищение искусство старинных и современных японских мастеров: пейзажная живопись, архитектура, литература, театр. Всемирную известность получили такие специфически японские виды декоративного искусства, как икебана -умение составлять цветочные композиции, бонсай - выращивание карликовых комнатных деревьев. Далеко за пределы страны шагнули традиционные японские виды спорта - борьба дзюдо и бокс, каратэ.

Япония - высокоразвитая индустриальная страна. В крупных городах на десятки километров тянутся ряды причалов, складов, заводов и фабрик. Для многих из них не хватает места на суше, и они сроятся на отвоеванной у моря, искусственно насыпанной почве. Рисовым полям и чайным плантациям приходится потесниться, чтобы уступить место все новым и новым фабричным корпусам. Япония по общему объему промышленного производства перегнала все европейские страны. Промышленность выпускает самые разнообразные товары. Почти все, что видишь в Японии, - от электровоза до носового платка - японского производства.

Японские товары на мировом рынке успешно конкурируют с европейскими и американскими, так как по качеству они ничуть не хуже, а по цене дешевле. Особым успехом пользуются японские суда, электронная аппаратура, транзисторные радиоприемники, автомобили, изделия из синтетических тканей и шелка, посуда, игрушки. Новое в Японии тесно переплетено со старым, иностранное и национальное. Японский домашний быт во многом не похож с европейским бытом. При входе в дом обувь оставляют на пороге: на полу расстелены чистые желтоватые соломенные циновки, по которым ходят только в носках. Здесь мало мебели, утварь хранится в стенных шкафах, откуда на ночь достают матрацы и простыни, и стелют их на полу, на циновках, а на день убирают обратно. Сидят японцы чаще всего тоже на полу, на плоских подушечках, за низким обеденным столом.

По составу населения Япония - одно из наиболее однородных государств мира. Более 99% населения - японцы. К национальным меньшинствам относятся, айкни, корейцы, китайцы и окинавы , которые отличаются от японцев языком, внешностью и образом жизни; соотношение полов близко к 1:1.

Хотя в городах немало столовых и ресторанов с европейской кухней, дома японцы питаются в основном традиционной пищей. Это пресный вареный рис, который едят из чашек палочками, острые и соленые приправы к нему, в основном овощные, а также рыбные. По улову рыбы страна занимает одно из первых мест в мире. Мяса и молочных продуктов японцы потребляют немного, и распространились они в быту лишь в последние десятилетия.

Япония очень бедна полезными ископаемыми и почти все сырье для промышленности должна ввозить. Это не только нефть, но и коксующий уголь, железная руда и руды цветных металлов, шерсть, лесоматериалы и многое другое.

В Японии много замечательных архитектурных и исторических памятников - огромных статуй и храмов Будды, пагод, парков, замков и дворцов князей и императоров. Несмотря на сложность письменности, в Японии поголовная грамотность. В школу идут с шести лет. Обязательно девятилетнее образование. Но это не полное среднее образование. Для его получения необходимы еще три года учебы в повышенной школе. Лишь тогда можно поступать в высшее учебное заведение. И в повышенной школе, и в высших учебных заведениях обучение платное и доступно далеко не всем. В Японии около 230 университетов, но большинство из них частные, где обучение стоит очень дорого. Государственных университетов немного, обучение в них несколько дешевле. Но при поступлении бывают огромные конкурсы.

Подведение итогов. Рефлексия в устной форме. Вопросы имеются в каждой группе. Выставление и комментирование оценок учителем. Учитель заканчивает урок словами. Тема следующего урока: Япония 80 – 90-е годы.

Задание на дом. Написать эссе: Япония, Германия, США 40-80 г.г., составить кроссворды. Ответить на вопросы § 36-37, стр. 323, всемирная история (11), § 31 новейшая история зарубежных стран ХХ век (9 класс), таблица «японское чудо» стр. 199, сообщение на тему: «Современная Япония, Интернет». Задание дается дифференцированно, по группам, выбору уч-ся.

Используемая литература.
Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика. Преподавание истории и обществознания № 10, 2007 г.

Загладин Н.В., История России и мира в ХХ веке (11 класс) Москва: Русское слово, (Любое издание). Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран ХХ век, 9 класс Русское слово, 2005 г.

Максаковский В.Б. География (10) Москва: Просвещение ,

Поров Н.В. Новейшая история в художественно – исторических образах 1945 – 1972 г.г. Москва: Просвещение, 1973 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconУрок истории в 11 классе «Фашизм как феномен ХХ века»
Образовательные актуализировать знания по теме тоталитаризма и фашизма в Европе,полученные на уроках истории, расширить и углубить...

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconУрок по географии Казахстана в 11 «А» классе на тему: «Химический комплекс Казахстана»
Дать знания о значении химической промышленности, разъяснить ее роль в народном хозяйстве, определить основные горно-химические базы...

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconПриказ №136 от «01» сентября 2015 г рабочая программа по истории...
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по истории под редакцией...

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconЯпония в 1918 – 1941 гг
Япония после первой мировой войны. Политические и экономические дивиденды, полученные Японией от участия в войне на стороне Антанты....

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconРазработка урока по географии в 7 классе на тему: «Природные зоны Южной Америки»

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconУрок по истории в 7 классе на тему: "Государственные реформы Петра I"
Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное...

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconУрок по истории и математике на тему: «Развитие научных знаний»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами попробуем соединить свои

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconУрок истории в 10 классе на тему: «реформы петра великого»
Цели урока: осветить модернизацию государственной системы России, определить причины проведения реформ, их направленности и методов...

Урок по истории и географии в 11 классе на тему: «Япония 40-80 гг. XX века» iconУрок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»
Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов