Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток




НазваниеУчебное пособие для студентов и самообразования Владивосток
страница1/12
Дата публикации09.06.2016
Размер2.02 Mb.
ТипУчебное пособие
edushk.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ФИЛОСОФСКАЯ БИБЛИОТЕКА ДВГУ

ВЫПУСК 2

А.А. Биневский
ФИЛОСОФИЯ

В ИСТОРИИ ЕЕ ИДЕЙ

И КОНЦЕПЦИЙ

2. ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА

Античность. Средние века. Новое время

Учебное пособие для студентов

и самообразования

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

1998
Рекомендовано к изданию решением

Совета факультета истории и философии ДВГУ.

Биневский А.А.

Философия в истории ее идей и концепций: 2. Философия Запада: Античность. Средние века. Новое время / Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. - 160 с.

ISBN 5-7444-0851-7 (ч. 2).

ISBN 5-7444-0749-9

Пособие рассматривает Западные философские школы от Древности до философии Нового времени и может послужить добротным справочником для тех, кто изучает Западную историю и культуру. В приложении даны библиография, схемы и словарь терминов.

Для студентов и всех, интересующихся философией.

Введение
На Западе (имеется в виду прежде всего Европа, западная и восточная, а в дальнейшем — и Северная Америка) философия обрела свой собственный статус, она стала сама собой. Она отделилась от других форм человеческого сознания: мифологии, религии, искусства. Еще долго, вплоть до настоящего времени, философия черпала вдохновение в этих явлениях духа, отталкивалась от них в своих размышлениях, или, наоборот, искушала их осмыслением собственных основ. Иногда невозможно отделить философию от религии по вполне понятным причинам: религия без своего вероучения осталась бы рядом ритуальных действий. Поэтому она нуждается в философском оформлении своих мировоззренческих устремлений. Философия использует миф, притчу, иносказание, чувственно-образное выражение для уяснения своих идей, но она не может раствориться в этих формах, потому что исчезнет её специфика, она утратит главное — критический анализ любых оснований сознаний.

Вся история философской мысли есть поиск ею своего предмета и адекватной формы его воспроизведения. То, что в конечном итоге философы так и не находят единственного результата, который удовлетворял бы всех, тоже не случайно. В отличие от других видов мировоззрения, философия не останавливается на чем-то одном и притом окончательном, она всегда в пути, в поисках выхода из запутанного лабиринта бытия и его познания. Хорошо сказан об этом Б. Рассел, задумавшийся об особенностях западного типа мышления: "Ценность философии, в действительности, должна быть найдена именно в её недостоверности... Философия, хотя она не может сказать определённо, в чем истинный ответ на возбуждённые ею сомнения, способна открыть ряд возможных ответов, расширяющих кашу мысль и освобождающих её от тирании обычая."1

Именно на Западе философская мысль освободилась от случайной формы своего существования и обрела своё истинное и необходимое: чистая мысль сама по себе — это высшее слово философии, вершина, откуда всё видно, и ясно, в каком направлении спускаться, чтобы обрести искомое. Стихия философского мышления — это выраженная в понятийной, идейной форме мысль, достигшая категориального уровня всеобщего и конкретного знания. Такое знание есть, конечно, энергическая продуктивная сила, которая, познавая действительность, может в то же время разрушать её, искажать и трансформировать, что таит в себе угрозу и для самого бытия, и для человека.

Западная философия далеко не всегда устанавливала гармонию между человеком и миром, но через противопоставления их находила разрешение противоречий в создании новых форм жизни и существования человека в этом мире. Поэтому её история но сравнению с восточной более драматична, а иногда даже трагична. Велики её соблазны и заблуждения, масштабны открытия и побуждения к познанию и изменению условий человеческого бытия. Идти всегда вперед, по неизведанным дорогам, поднимаясь к новым вершинам, — таков урок западной философии в её современном варианте.

Что же было сделано в западной философии с самого начала, у истоков её возникновения, что определило её движение по особому пути, в отличие от восточной философии? Прежде всего ранняя западная философия, а это была преимущественно древнегреческая мысль, усвоила лучшие достижения восточной, по не просто повторила, а систематизировала эти идеи и произвела их рациональный синтез. На протяжении нескольких столетий в ряде поколений философов, которые знали друг друга непосредственно, а не понаслышке, были выдвинуты и сформулированы новые принципы познания и понимания окружающего мира и самого человека, которые расширили горизонт знания и потребовали поиска новых фактов и подтверждений. Они как бы перевернули человеческое сознание: от медленного накопления, собирания знаний (в надежде на далёкое обобщение и приобретения на этой основе мудрости) европейские мыслители предложили иной путь — путь прорыва в теоретические области, где сам порядок чистой мысли предопределяет всё многообразие возможных знаний.

Рассматривая два типа "философий" — восточную и европейскую, — Э. Гуссерль приходил к выводу: "Однако только у греков мы находим универсальный ("космологический") жизненный интерес в существенно новой форме чисто теоретической установки. Только у них появляется форма общности, в которой этот интерес развертывается из своего внутреннего основания, и возникает соответствующая этой форме сущностно новая установка философов и ученых (математиков, астрономов и пр.). Это люди, которые не в одиночку, а вместе друг с другом и друг для друга, т.е. будучи связаны друг с другом как личности совместной работой, занимаются теорией и только теорией, развивают только ее."2

Для западных мыслителей теория — это последовательность общих понятий и представлений в их внутренней связи по определенным логическим закономерностям. Открытие Логоса и создание формальной логики как особой науки, регулирующей течение философской мысли и выводящей ее на берег истины, — безусловно, завоевание западного типа мышления. Формальная логика придала философской мысли строгость и методичность. Философы стали обращать внимание не только на объекты познания, но и на способы осмысления, рассуждения. Формировалось методологическое сознание: все положения философии должны быть обоснованы, доказаны и приведены в соответствие друг с другом, требовалась точность, выверенность понятий и определений, не допускалась подмена понятий и т.д. Анализ и критический дух по отношению к любым высказываниям, особенно основополагающим, предопределили обособление философии от других форм сознания, допускающих произвольные и сомнительные предположения, взятые на веру и поддержанные эмоциональными устремлениями.

В рамках теоретических построений философской мысли стали возможны выделение и дифференциация философских проблем, осмысление путей и направлений их решений. Это: учение о мире, о сущности бытия — онтология, учение о познании — гносеология, учение о человеке — антропология, учение об обществе — социальная философия, учение о ценностях культуры, этики и эстетики — аксиология. Как бы ни спорили философы о проблемах жизни, в какие бы школы и направления ни объединялись, — осмысление проблем осуществляется через устоявшиеся формы сознания с помощью разработанных в истории философии мыслительных клише, что значительно облегчает трудные задачи, стоящие перед философией.

И наконец, нужно сказать, что западная философия породила пауки, в том числе и рациональные: логику, математику, теоретическое естествознание. Философия — мать большинства наук. Пронизывающее

западное мышление стремление к объективности, к реальному познанию проявилось в специфическом подходе к познанию. Все рассматривалось через объектно-субъектные отношения. Такое раздвоение знания дало мощный толчок прогрессу знаний. Уйти от этой схемы познания невозможно: синтез знания предполагает анализ и различение необходимого и произвольного. Смешение элементов знания погружает познавательный процесс в трясину неразрешимых проблем. Рационализм философской мысли не может быть перечеркнут, меняются лишь формы рациональности. Связь философии и научного познания взаимообогащает их. И сегодня движение философской мысли происходит благодаря научному поиску, как и в древности, но так же, как и в древности, философия стремится выйти за пределы достигнутых науками результатов и открыть новые горизонты знания, построить общее мировоззрение, не ограниченное частными положениями и отдельными фактами.

Философия Запада не только рационалистична, но и конструктивна. Связь с практикой, с реальной деятельностью по изменению жизни человека и окружающего его бытия — еще одна специфическая особенность этого типа мышления. Можно указать на перекосы этого взаимоотношения теории и практики, но не замечать положительных достижений этой установки западного мышления было бы также неразумно. Много раз мыслители, как на Востоке, так и на Западе, указывали на кризисные явления Запада, его культуры и достижений цивилизации, но каждый раз удавалось преодолевать эти препятствия и делать принципиально новые шага в направлении совершенствования человеческого разума и разрешения встающих перед человеком проблем, достойного его существования на Земле.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебно-практическое пособие Владивосток 2007 удк 658 012. 1 Е 72
Ермаченко А. И., д т н. Предпринимательская дяетельность: Учебное пособие для студентов дневной, заочной форм обучения с применением...

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие. Краснодар, 2007. 184 с
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие Иваново 2001 удк 658. 01 (075)
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 061100 и 060800

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие 28365942
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие Для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 020400 «Психология»
Х хаматова Р. М. Лекции по нейроанатомии: Учебное пособие. Казань: тари, 2005. – 85 с

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие М.: Педагогическое общество России. 1999 442 с
Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также...

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие для студентов факультетов психоло­гии высших учебных...
Учебное пособие предназначено для студентов психологичес­ких факультетов и отделений высших учебных заведений и пре­подавателей

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное наглядное пособие для студентов экономического факультета Нижний Новгород
Замотаева О. А., Макеева О. С., Штефан М. А. Бухгалтерский учет объектов основных средств: Учебное наглядное пособие для студентов...

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений...
И. С. Гельберг, С. Б. Вольф, С. Э. Савицкий, Е. Н. Пигалкова, Д. В. Шевчук Фтизиатрия: Учебное пособие для студентов высших медицинских...

Учебное пособие для студентов и самообразования Владивосток iconУчебное пособие Москва 2008 Введение Данное учебное пособие предназначено...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений экологических специальностей «Инженерная защита окружающей среды»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница