Идеальный учебник: что бы это значило?




НазваниеИдеальный учебник: что бы это значило?
Дата публикации16.06.2016
Размер34.7 Kb.
ТипВопрос
edushk.ru > Философия > Вопрос
Зимбули А.Е.

ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК: ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?
Люди несходны

Гомер

Специальные “беседы о непристойностях”

очень редко бывают эффективными, так как

на них скромные солдаты чувствуют себя

запятнанными, а безнравственные

воспринимают их как развлечение

Н.Коупленд

Хорошая научная теория должна быть

понятна и буфетчице

Э.Резерфорд

Не так давно по радиостанции “Маяк” сообщалось о том, что в Уфе возле городского водоёма появились таблички с текстом: “Бросишь окурок не в урну, а в воду, глянь в отраженье, увидишь урода”. Бойкие на язык журналисты рассказывали об этом с нескрываемыми иронией и высокомерием. А ведь, похоже, упомянутый текст изложен именно на таком языке, который соответствует смысловому пространству людей, сорящих, где попало. Куда деваться, если мы настолько неодинаковы, что один изначально не думает мусорить, а другой исхитрится оставить после себя грязь, даже находясь под пристальным присмотром милиции…

С учётом бесконечных различий между людьми, может ли существовать универсальный, идеальный учебник (“книга, руководство, для обученья составленная” – В.И.Даль)? Идеальный – для кого? Для автора? Для обучающегося? Для издателя? Для преподавателей? Для книготорговцев? Очевидно, даже адресуясь только к автору трудно говорить о корректности понятия “идеальный учебник”. Автором могут двигать совершенно различные мотивы (допустим, соображения выгоды, честолюбие, стремление поделиться опытом). После опубликования книги переживания автора ещё более усложняются, в зависимости от взаимоотношений с окружающими. Да и с высказанными в книге собственными мыслями автор может вступать в сложные отношения, поскольку человек, что называется, не жёстко привязан к сочинённому когда-то тексту. Могу признаться (из личного опыта – после опубликования “Лекций по этике”), что, если во время занятия вижу вышедшую из-под моего пера книжку в руках студентов, готов испытывать не только радость-гордость, но отчасти и ревность (“Чего ради я-то, живой, перед вами распинаюсь!”).

Про идеалы издателя и книготорговца в подробностях судить не берусь, но в целом можно предположить, что речь здесь нужно вести о наиболее социально значимом и коммерчески привлекательном проекте. Зато про читательские ожидания и переживания, как про погоду, готовы, наверное, рассуждать едва ли не все. Дело несколько упрощает то, что учебники вряд ли кем-либо используются в развлекательных целях. Так или иначе, кто-то из студентов, заглядывая в книгу, помышляет лишь о том, чтобы “перевалить через зачёт”, а другой уже с первого курса мечтает об аспирантуре. Есть читатели усидчивые и непоседливые, более и менее сообразительные, любознательные. Кто-то читает учебную литературу ознакомительно, а кто-то критично и недоверчиво. Может ли в этих условиях одна и та же книга удовлетворить все многоразличные ожидания любого потенциального читателя? Вопрос риторический.

И тем не менее представляется очевидным, что, как и в других сферах, стремление к совершенству не просто оправдано, но и придаёт высший смысл деятельности тех, кто причастен к образованию. Реальное же усовершенствование учебника как специфического типа литературы видится на двух путях. Первый – это создание книг, так сказать, строго адресных. Условно говоря, отдельно учебников для троечника и для продвинутого читателя. Или – учебников для тех, кто не боится сухого, академического стиля изложения, и учебников, изложенных популярно, занимательно. Учебников, изданных в расчёте на интересующихся историей предмета, или тех, кто хотел бы осваивать темы, отталкиваясь от своего конкретного жизненного опыта. В идеале эти характеристики нужно бы по-разному сочетать, что даст более сложную типологию учебников.

И второй из видимых путей совершенствования учебника – это, пожалуй, и есть движение к идеалу учебника как таковому. Речь о создании универсального гипертекста, построенного по модульному принципу. Такой гипертекст должен быть снабжён системой взаимоувязанных ссылок. В нём должна бы просматриваться и последовательность изложения, и возможность знакомиться с разными разделами представляемой области знания не только в произвольном порядке, но и по разностильным, разнообъёмным материалам. Выбор ветви поиска нужной информации должен в этом случае быть обеспечен для читателей с различными интересами, вкусами, уровнями компетентности.

Представляется возможным (усилиями авторов и гиперавторов) добиться того, что сам поиск учебной информации по гипертексту, на основе свободы, вдумчивости, последовательного восхождения к сложностям предмета, будет способствовать развитию позитивного и творческого отношения обучающегося к миру вокруг и к самому себе.

((Напечатано:

Учебник философии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Казанский гос. технологический университет. – С. 52-54)).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Идеальный учебник: что бы это значило? iconКураев А. диак. Нирвана и Царство Божие
Он в первый раз сказал: "Мне ничего не нужно", и я почувствовал, что ни его, ни Азию нельзя постигнуть. Он повторил: "Мне ничего...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconВ последнее время широко обсуждается вопрос о появлении но­вого вида...
Идеальный виртуальный продукт — это то, что производится моментально и адресно, по требо­ванию заказчика. Общей чертой этой продукции...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconВладимов Верный Руслан История караульной собаки Что вы сделали, господа!
Он сидел на табурете, обхватив колено красной набрякшей рукой, и курил — ждал, когда Руслан доест похлёбку. Свой автомат хозяин принёс...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconУчебники по курсу Болошов Л. Е. Этика: учебное пособие. М., 2004....
Что такое этика? Это: 1 определённый способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения; 2 особый регулятор отношений...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconСразу хочется заметить, что в данной статье пойдёт речь не о системном...
То, что в гносеологии существует системный подход, это хорошо. Но этого мало. Главное, что мы должны понять, это то, что реальный...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconРусская литература. Электронный учебник М. В. Осмоловского, И. Ю....
Еще за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому,...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconЛекция что такое философия?
А. Первое определение формулируется, например, следующим образом: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconСоловей католической церкви (1949)
Я знаю, что интеллигенты в молодости ощущают физическое влечение к народу и думают, что это любовь. Но это не любовь: это механическое...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconУрок русского языка по теме: «Предложение»
Что такое предложение? Почему человек понимает, что сказал или написал другой? Вы думаете, что это происходит потому, что люди, говорящие...

Идеальный учебник: что бы это значило? iconЧто же подразумевается под понятием «реинкарнация»?
Веды утверждают, что жизнь – это всего лишь один кадр в киноленте времени и что тело, в котором мы находимся сейчас, является не...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница