Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма




Скачать 290.96 Kb.
НазваниеЭстетика г. Аполлинера и искусство кубизма
страница1/3
Дата публикации15.07.2016
Размер290.96 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Расторгуев Александр Владимирович

ЭСТЕТИКА Г. АПОЛЛИНЕРА И ИСКУССТВО КУБИЗМА


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Специальность 09.00.04 — «Эстетика»

Научный руководитель — доктор философских наук

профессор О.А.Кривцун

Москва — 2003

Работа выполнена на кафедре общественных наук Литературного института им. М.Горького.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Кривцун Олег Александрович
Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

^ Акопян Карен Завенович

кандидат искусствоведения

Иньшаков Александр Николаевич
Ведущая организация:

сектор эстетики Института философии РАН
Защита состоится октября 2003 г. в 14 часов на заседании специализированного совета /Д 092.10.04/ при Государственном институте искусствознания по адресу: 103009, Москва, Козицкий пер. 5, Государственный институт искусствознания.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки института.
Автореферат разослан «___» _________ 2003 г.
Ученый секретарь специализированного Совета,

доктор философских наук

Е.В.Дуков
^




Общая характеристика работы


Актуальность проблемы:

Культурная ситуация 10-20-х годов ХХ века и по нынешний день притягивает к себе исследователей. Одним из наиболее известных и популярных течений в искусстве 10-х гг. ХХ века был кубизм. Много существует исследований, посвящённых социальным и культурным предпосылкам возникновения кубизма, но всё же, как и в начале прошлого века, кубизм остаётся наименее «теоретизированным направлением» в живописи. Одна из многих загадок, оставленных кубизмом - взаимоотношения теоретика кубизма, Г. Аполлинера и художников кубистов. Здесь возникает вопрос о несовпадение теории и практики, разнице ощущения и интерпретации времени теоретиком и художниками, о различии вербального языка мысли и поэзии и визуального языка живописи, об эволюции эстетических воззрений, которые привели к мифологизации самого кубизма. В связи с этим возникает и проблема разной трактовки одних и тех же программных эстетических положений. Анализ статей Аполлинера и сопоставление его вкусовых предпочтений в поэзии и в других видах искусства даёт возможность в очередной раз приблизиться к пониманию мироощущения одного из крупных поэтов и теоретиков искусства начала ХХ века и проливает свет на природу разработанной им эстетики кубизма. Данная работа даёт возможность выявить влияния и взаимодействия между такими видами искусств как поэзия и живопись в процессе сложения такого художественного явления как искусство кубизма. Понять роль теоретических идей Аполлинера, провозгласившего основные принципы кубизма, широко подхваченные художественной практикой первых десятилетий ХХ века.

^ Объект исследования:

Объектом данного исследования является непосредственно сам феномен кубизма (его литературные и живописные проявление в контексте идеи «нового искусства») и его трактовка теоретиками и практиками кубизма. Одна из задач работы — разобраться, что такое «новое искусство» (по терминологии Г. Аполлинера) на примере живописи начала века и попытаться понять его отличие от иных художественных течений искусства уходящей эпохи. А также попытаться выявить специфику такого явления в искусстве как орфизм, одну из ипостасей кубизма.

Объект исследования ограничен временными и пространственными рамками. Это Франция 10-20-х годов ХХ века. Само понятие «нового искусства» в работе рассматривается, как французское, соответствующее конкретной эпохе, а потому не ставит задачей анализ направления кубизма в течение всего ХХ века.

^ Предмет исследования:

Предметом исследования данной работы являются эстетические взгляды, теоретические работы и творчество следующих авторов: Гийом Аполлинер (1880-1818), Робер Делоне (1885-1941), Пабло Пикассо (1881-1973), Макс Жакоб (1876-1944) и Блез Сандрар (1887-1961). В большей или меньшей степени, в разные периоды своего творчества все они обращались к кубизму. Но каждый, являясь самобытным художником, которого трудно подвести под общий знаменатель кубизма, понимал и относился к нему по-своему. Аполлинер является первым человеком внутри этого направления, который попытался теоретизировать и дать объяснение кубизму.

Отдельная тема исследования – литературный кубизм, спор, о существовании которого до сих пор идёт между исследователями кубизма. Задача диссертации — на примере текстов Аполлинера Жакоба и Сандрара, которых принято относить к «литературным кубистам», попытаться проникнуть в сущность этого явления и понять, можно ли действительно говорить о кубизме в литературе или это – очередной миф ХХ века.

Разница восприятия поэтами и художниками явления кубизма, разница развёртывания этого явления в литературе и живописи приводит к разным формам понимания сущности кубизма, в связи с чем, важно появление такого направления в живописи, как «орфизм», апологетом которого являлся Г. Аполлинер.

Не менее важная проблема – особенность французского менталитета и соответственно французской культуры, которая напрямую связана с единством эстетического вкуса нации. В связи с этим встаёт вопрос о разных судьбах развёртывания таких «новых» направлений в культуре во Франции 20-х гг., как дадаизм и сюрреализм, их соответствии французскому вкусу. Также здесь возникает проблема множественности восприятия эпохи социумом (особенности ощущения мира посредством глаза и посредством уха, ориентированность культуры на визуальное и на музыкальное восприятие художественного объекта).

В ходе анализа эстетических взглядов Аполлинера возникают проблемы: особенности вкуса, пластического и живописного восприятия картины мира, несоответствия одного и того же явления в разных видах искусства, бифуркации художественных стилей, самоэксклюзии и самоинклюзии искусства, а также отношения субъекта и социума к одному и тому же явлению.

^ Степень изученности проблемы:

Существует много работ, посвящённых связям Аполлинера и кубистов, но по большей части это работы искусствоведческого или научно-популярного характера1, не ставящие перед собой задачи углубиться в эстетическую проблематику и сопоставить теоретические взгляды Аполлинера и художников-кубистов. Однако и среди них, существуют серьёзные исследования, приближающие нас к этой теме.

Наиболее значимой монографией об Аполлинере, по сей день, остаётся книга польского учёного Ю. Хартвиг2. Целью её исследования является желание представить Аполлинера таким, каким он был со всеми его достоинствами и недостатками. Но при всём при том, эта книга является биографией поэта и не ставит перед собой задачи останавливаться подробно на взглядах Аполлинера на современную ему живопись.

Лучшие статьи, касающиеся «кубистских» взглядов Аполлинера, написаны Л.-К.. Брёнингом3 и Дж.-К. Шевалье4. Оба исследователя прослеживают эволюцию эстетических взглядов Аполлинера на живопись с 1905 по 1918 г. Также Брёнинг и Шевалье являются единственными авторами, обратившими внимание на несоответствие названия и содержания книги Аполлинера «Художники кубисты», сопоставившие разные издания этой книги и поднимают вопрос об орфизме.

О взаимоотношении Аполлинера с художниками-кубистами существует достаточное число монографий, составленных западными учёными-исследователями5, а также научных статей и книг, написанных современниками Аполлинера6. В отечественном искусствознании нет специальных работ, посвящённых критике Аполлинера, а также работ, ставящих себе задачу проанализировать изменение эстетических взглядов Аполлинера, однако, существуют статьи, посвящённые в целом творчеству Г. Аполлинера, затрагивающие отношения Аполлинера и художников его времени7

Что касается музыкальной и визуальной основы эстетики Аполлинера, монографий специально по данному не существует, но многие исследователи касались метафизики цвета и звука в художественном сознании ХХ века8. Лишь в 1969 году были опубликованы доклады, зачитанные на симпозиуме в Ставло, посвящённые «Аполлинеру и музыке», но и они не касались эстетических взглядов поэта.

Анализ разных мнений и концепций отечественных и зарубежных исследователей, связанных с эстетическими воззрениями Аполлинера изложен в первой и второй частях диссертации.

^ Теоретико-методологическая основа исследования:

Существенное значение для диссертации имело изучение общих механизмов культуры, проливающих свет на характер и способы взаимодействия в истории эстетико-теоретического знания и художественной практики, взаимоусловленности концептуальных механизмов и творческих новаций.

Особенность таких явлений, как кубизм или орфизм, изучаемых в данной работе, заключена не только в особенности форм, образности, стилистики (внутрихудожественных характеристиках), но и во внехудожественных проявлениях этих явлений, там, где внутренняя логика произведения переплетена с логикой процессов, происходящих вне искусства.

В обоих явлениях размыт основополагающий элемент, принадлежащий одновременно разным видам искусства: живописи и поэзии. Такие явления характерны для переходных процессов в культуре.

Так, конец XIX — начало XX века можно назвать переходной эпохой в европейской культуре, когда осуществлялся отказ от накопления наработок прежней эпохи и происходили эксперименты, нащупывающие новые типы художественной целостности. О переходности эпох писали в своих теоретических работах многие мыслители: Аверинцев С.С.9, Батракова С.П.10, Бердяев Н.А.11, Бессонова М.12, Бобринская Е.13, П. Бурдье14, Вагнер Р.15, Вёльфлин. Г.16, Вебер А.17, Гароди Р.18, Гудков Л.Д.19, Гуссерль Э.20, Зиммель Г.21, Ильин И.22. Кривцун О.А.23, Шпенглер О.24, Штомпка П.25, Шюц А.26, Зельдмайр Х.27, Ядов В.А.28, Якимович А.29, а также авторы нескольких коллективных исследований30. Особенность функционирования искусства в переходную эпоху всегда связана с разрывом с традицией и мутацией форм и приёмов: отказом от норм и канонов предшествующей устойчивой эпохи и приятие элементов других эпох, не характерных для предшествующей устойчивой эпохи. В процессе поиска подобная эпоха всегда сталкивается с проблемой эклектики, освобождающей культуру от доминирования какого-то определённого стиля (барокко, постмодернизм). Нащупывая новые пути в искусстве путём экспериментов, переходная эпоха отказывается от чёткой идеологии и полагается на интуицию, обращаясь к иррациональному и чувственному, совмещению в рамках одного произведения трагического и комического и смещению акцентов. В отсутствии единой идеологии в переходную эпоху предметом отображения действительности становится внутренний мир самого художника (романтизм).

Также особое внимание автор уделял межвидовым способам взаимодействия разных видов искусств, в особенности поэзии и живописи. Как известно, в истории вербальный язык культуры не раз обогащал выразительность визуальных практик. И наоборот – свойства зримого образа способны были наделять слово особой метафизичностью и символической глубиной.

Характер взаимоотношений вербального и визуального, взятый в аспекте макроанализа, позволил автору проследить тонкие и, во многом, контекстуальные непрямые связи между литературным и живописным кубизмом первых десятилетий ХХ века. Разрабатывая концепцию диссертации, автор отталкивался от трудов Г. Аполлинера31, А. Бретона32, Р. Делоне33, М. Жакоба34, К. Малевича35, А. Оннегера36, П. Пикассо, Б. Поплавского37, А. Сальмона38, Б. Сандрара39, Т. Тцарра40, Э. Сати, Отправной точкой исследования являлся и ряд идей, содержащийся в работах Арнхейма Р.41, Барта Р.42, Бодлера Ш.43, Брёнинга Л.-К. 44, Бреннера Ж.45 Компаьона А.46, М. Сануйе47, Хлебникова В.48, Шапиро М.49.

Изучение орфизма и литературного кубизма, как особых понятий в искусстве ХХ века проводилось в опоре на публикации французских учёных в изданиях “L’Afrique littéraire et artistique”, “Canalmanach”, “Europe”, L’Express“, “Figaro”, «Intransigeant»,   “Lettres modernes”, “Revue de Lettres modernes”, “Revue de littérature compare”, «Soirees de Paris »   “Sturm”, а также данные энциклопедий “La Philosophie de l’histoire”, “L’Histoire littéraire de la France”, “Dictionnaire des Littératures”, “Dictionnaire des styles”.

Для разработки понятия «нового искусства» в контексте французской культуры и постановки проблемы особенности восприятия эпохи социумом, автор обращался к трудам Ж.-М. Бертелло, Ф. Бородкина, Т. Зэлдина, Д. Лаперони, Ф. Ницше, Б. Пекиньо, А. Фулье, К. Ясперса. Но в данном исследовании проблемы восприятия тех или иных явлений социумом и отдельным субъектом рассматриваются не с точки зрения социологии или историософии, а в контексте эстетической проблематики.

^ Цель и задачи исследования:

Целью диссертационной работы является суммирование эстетических взглядов Аполлинера посредством анализа его художественных произведений и теоретических статей и выявление главных содержательных смыслов, составивших природу искусства кубизма и повлиявших на распространение стилевых приёмов кубизма в других видах искусств. Данная проблема решается в контексте решения конкретных задач:

  • Анализ природы кубизма и мифологемы орфизм-кубизм.

— Изучение форм взаимопроникновения поэзии и живописи на примере отношения орфизма и кубизма50.

  • Выявление музыкальной и визуальной основ в эстетике Аполлинера. Изучение феномена литературного кубизма. Рассмотрение текста звучащего и текста, фиксирующего увиденное.

  • Выявление специфической природы орфизма и кубизма на примере стилевых бифуркаций в искусстве. Разработка понятия самоинклюзии искусства.

  • Рассмотрение «новых» идей Аполлинера и влияние их на последующие тенденции в культуре Франции 20-ых гг. ХХ в.


^ Источники исследования:

Источники исследования можно разделить на три группы. К первой группе относятся критические статьи об искусстве, написанные непосредственно изучаемыми диссертационным исследованием персоналиями (Г. Аполлинером, Р. Делоне, К. Малевичем, Б. Поплавским, Б. Сандраром)51. Сопоставление этого типа источников с современными исследованиями по тем же вопросам позволило по-новому взглянуть на становление кубизма как такового и чётче обрисовать контур эстетических проблем, решаемых в те годы искусством. Также это дало возможность лучше разобраться во взаимоотношении и природе авангардных течений и французского академизма.

Вторая группа источников представляет собой художественные произведения изучаемых авторов (Г. .Аполлинера, М. Жакоба и Б. Сандрара)52. На основе анализа художественных текстов демонстрируется жанровое несоответствие в разных видах искусств и анализируется явление литературного кубизма. А также рассматривается влияние данного направления на последующие тенденции культуры (дадаизм, сюрреализм, абстракционизм).

Третья группа представляет собой переписку исследуемых авторов и их мемуарные записи.53

Многие из этих источников использовались разными исследователями. Авторский подход заключался в анализе и сопоставлении этих документов, а также обнаружении скрытых процессов внутри кубизма, проливающих свет на отношение Аполлинера к «новому искусству».

^ Научная новизна диссертации:

В ходе работы удалось собрать малоизученные материалы, проливающие свет на эстетические взгляды и мироощущение Г. Аполлинера. Впервые предпринята попытка выявить основы эстетики Аполлинера, исходя из музыкально-вербального и визуального восприятия мироощущения Аполлинера.

Параллельно проанализированы такие малоизвестные в отчечественном искусствознании. Направления как как орфизм и литературный кубизм. Сквозь призму этих культурных явлений, с которыми напрямую связан Г. Аполлинер, посредством анализа высказываний и статей Аполлинера удаётся пролить свет на отношение Г. Аполлинера к современному ему искусству, что позволяет выявить доминанту характерную для всего творчества Аполлинера.

Проведённое исследование помогло путём сопоставления анализа высказываний и творчества художников и литераторов того времени развести такие разные понятия в живописи как кубизм и орфизм, увидеть несхожую природу этих направлений и их специфические задачи.

Анализ взаимодействия внутрихудожественных и социальных факторов на примере «нового искусства» помог скорректировать имеющиеся представления о Французской культуре начала ХХ века и выстроить своеобразную иерархию таких направлений в культуре, как кубизм, орфизм, дадаизм и сюрреализм.

^ Научно-практическая значимость исследования:

Научно практическая значимость исследования состоит в корректировке имеющихся уже представлений об искусстве кубизма. Впервые анализируются многие материалы, связанные с авангардными течениями начала ХХ века, а также выстраивается череда событий напрямую связанная с изменением европейского сознания начала ХХ века и демонстрируется эволюция стилей в живописи. Таким образом вскрываются новые факты, дающие возможность лучше разобраться не только в творчестве Г. Аполлинера, но и позволяющие приблизится к пониманию взглядов Аполлинера на современное ему искусство, в авангарде которого он находился.

Многие данные о Г. Аполлинере, используемые в данной работе являются новыми не только для любителей литературы, но и для специалистов.

Результаты данного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении семинаров по истории живописи, истории культуры ХХ века и эстетике.

^ Структура работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка литературы и источников и приложения

Основное содержание работы

Введение:

Во введении определяется проблема и обосновывается актуальность темы, а также очерчивается предмет и объект исследования. Проводится анализ исследовательской литературы, привлекавшейся в ходе работы, и обзор источников диссертации. Здесь же ставятся цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна и практическое значение работы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconВильям Кенник Основывается ли традиционная эстетика на ошибке?
Традиционная эстетика основана, я думаю, по крайней мере, на двух ошибках, и цель этой статьи состоит в том, чтобы разобраться, почему...

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconПрограмма по эстетике «Искусство России и Франции 18 века» Для учащихся 9- Х классов
«Искусство Древнего мира» (5 Кл.), «Искусство Средневековья» (6 Кл.), «Искусство Эпохи Возрождения» (7 Кл.), «Искусство Западной...

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconЕ. Я. Басин
Настоящая книга – пятая после «Искусство и взгляд (глаза)», «“Странный” Достоевский», «Искусство и личностный магнетизм», «Дух, душа...

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconКнига может представлять интерес для тех, кто хочет «разобраться»
«Искусство и коммуникация»; «Двуликий Янус», 2 издания и др.), многих статей (Сб. «Художник и творчество», «Теоретические проблемы...

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconРабочая программа учебного предмета «Искусство»
«Искусство» для 8 9 классов полностью составлена на основе программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И....

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconРабочая программа учебного предмета «Искусство»
«Искусство» для 9 класса полностью составлена на основе программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э....

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconПояснительная записка рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство»
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской«Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconРабочая программа Искусство
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconРабочая программа учебного предмета «Искусство»
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных...

Эстетика г. Аполлинера и искусство кубизма iconРеферат Искусство Средневековья Готика. Филипп Кекс Таллинн 2001 Слова «готика»
Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов