Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?»




НазваниеЛекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?»
Дата публикации09.08.2016
Размер55.1 Kb.
ТипЛекция
edushk.ru > Философия > Лекция
Лекция 2. Специфика процесса научного познания.

  1. Познание, отражение, репрезентация.

  2. Наука как высшая форма рациональности.

1. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» – И. Кант считал одним из важнейших вопросов; за сто лет до него Б. Паскаль утверждал, что «слаб тот разум, который не знает собственных пределов».

В XX веке проблемы теории познания заострились в связи с развитием квантовой механики; Эйнштейн утверждал, что наука без теории познания становится примитивной и путанной.

Познание имеет целью создание образа – двойника окружающего мира, используя идеальные структуры. Как и любое животное человек связан с миром через многообразие ощущений, поэтому возникает соблазн свести весь процесс познания к ощущениям. Теория, которая считает ощущение единственным источником познания, называется теорией сенсуализма. Сенсуализм уходит корнями в античную метафору познания как отпечатка на воске или отражения в зеркале.

Классиком сенсуализма стал английский философ XVIII века Джон Локк. Он считал, что представление – застывшее в памяти восприятие, а понятие образуется в ходе ассоциации представлений.

Сенсуализм можно охарактеризовать как пассивную теорию познания. Может родиться иллюзия, что мышление возникает после ощущений. Чтобы избежать ошибок, следует настроиться исключительно на восприятие: «ощущения не заблуждаются, ибо они не судят».

Современные нейрофизиологи подтверждают правоту Гельмгольца, еще в XIX веке утверждавшего, что ощущения не несут непосредственной энергетической информации. Это – «внутренние знаки» (иероглифы), нуждающиеся в расшифровке. Поэтому сенсуалистическая формулировка Ленина: «ощущение есть субъективный образ объективного мира» упрощает реальный процесс познания, хотя при этом включает познание в круг природных процессов.

Сенсуализм внутренне связан с материализмом и разделяет общую слабость материалистической концепции. «Материализм – это философия, забывшая о субъекте» - Шопенгауэр.

Согласно Канту процесс познания связан с активным выходом субъекта навстречу действительности – с исследованием, сравнением и обобщением. В современной философии и науке познание предстает как конструктивный процесс, в ходе которого предметы познания создаются с помощью особой системы искусственных идеальных посредников. Иными словами сущностью познания выступает репрезентация – отражение мира в виде знаковой модели; понятие отражения фиксирует конечный результат процесса, но не объясняет характер его протекания. В теоретическом естествознании репрезентации возникают на основе математики. Любая репрезентация содержит указание на референт – фрагмент действительности, адекватность отображения которого остается проблематичной.

Основатель теории знаковых систем (семиотика) Чарльз Пирс считал, что «нет мысли без знака». Знак – доступный чувственному восприятию предмет, замещающий в нашем сознании объект действительности. Значение знака – это объект действительности, на который указывает знак. Знак воспринимается в сознании лишь после осмысления; смысл знака – это идеальный образ, связывающий знак и значение.

Кардинальный гносеологический вопрос состоит в оценке адекватности присущей человеку знаковой системы объективной структуре Вселенной. Европейская культура неявно приняла оптимистический тезис – «античная мысль». Парменид (VI век до нашей эры) полагал, что познание с помощью органов чувчтв приводит лишь к смутному мнению, а путь к знанию (тропа дня) пролегает только через работу интеллекта. Он утверждал: «одно и то же: эта мысль и то, на что мысль направлена»; иными словами интеллект способен воспроизвести логическую структуру бытия. Тезис Парменида иногда называют рационалистической предпосылкой. Категории мышления совпадают с категориями бытия.

Антитезисом этому положению выступает идея Канта о пустоте логических форм. Чистые формы мышления априорны (изначальны): они не зависят ни от какого внешнего содержания. Человеческий познавательный аппарат таким образом можно сравнить с сеткой, которую интеллект набрасывает на мир. Таким образом вопрос об адекватности идеального двойника остается у Канта принципиально не решаемым.

Кант отнюдь не утверждал того, что познание предлагает искаженный образ реальности. Кант признавал значимость аристотельского взгляда на мышление, однако этот взгляд покоится исключительно на вере. Согласно Канту знание обладает «всеобщностью» и «необходимостью». В XX веке Л. Витгенштейн предупреждал о гипнозе выражения «я знаю», за ним чаще всего скрывается уверенность; знающий должен объяснить, откуда он это знает. Кант утверждал, что он потеснил знание, чтобы предоставить место вере. Вера может быть названа «субъективно – достоверным знанием». Вера по Канту не противоположна разуму, она действует как бы изнутри разума (как свободная предпосылка), усиливает разум и расширяет его границы. Примером конструктивно направленной веры выступает вера ученых…

В XX веке математик А.Пуанкаре утверждал важную роль конвенций (замаскированное соглашение), принятых научным сообществом для согласованного развития знаний. Конвенции накладываются на науку, но не на природу. Глобальной конвенцией он считал использование геометрии Евклида в силу ее очевидной удобности.

Признание активного характера познавательного процесса существенно усложняет проблему обнаружения критерия истинности. Традиционно принято сопоставлять корреспондентную теорию истинности (идущую от Аристотеля) и когерентную (идущую от Платона). Аристотель считал необходимым разделение двух миров: мира мысли и мира действительности. Истинным суждением будет суждение, утверждающее действительные связи или отрицающее связи, которых в действительности нет. В связи с этим в теории подобия выделяют два отношения: изоморфизм (тождество структур) и гомоморфизм (совпадение структур в существенных чертах). Аристотелевский критерий истинности, как изоморфизма, в настоящее время подорван, так как не ясно с чем сравнивать результат познания.

Критерий Платона используется в математике. Речь идет о совпадении мысли и идеи – объективной над личностной логической формой. Критерием этого совпадения выступает непротиворечивость. Отголоском Платоновских идей выступает критерий Эйнштейна: «истинная теория должна быть красивой». Согласно Платону идеи представляют собой тонкую управляющую структуру мира; красива та вещь, которая близка идее. Платон пытался обосновать объективный характер истинного знания: оно едино для всех, так как направлено на единый объект. Однако Кант предложил другое обоснование истинности: оно коренится в субъекте. Каждый человек наряду с эмпирическими особенностями содержит также глубинный общечеловеческий пласт. Этот «человек вообще» выступает носителем логических законов, а также основ морального сознания.

В XX веке получил некоторую популярность прагматический критерий. Отталкиваясь от идеи Пирса, философ Дженс утверждал, что знание следует признать истинным тогда, когда оно уменьшает неопределенность, активизирует познавательный процесс, улучшает ориентацию в мире и выступает инструментом для получения нового знания. Истина должна вызвать каскад новых истин. (Из логики известно, что из истинного суждения следует только истинное суждение, а из ложного – любое.)

2. Английский философ Карл Поппер предложил популярную концепцию трех миров, призванную согласовать позиции ученых, стоящих на Платоновских позициях (математика «открывает»), и конструктивистов (математика изобретает). Он указал на существование на ряду с реальностью вне нас и мира психологических переживаний существование третьего мира – мира объективированного знания, «обитателями» которого выступают научные теории, гипотезы, проблемы, проблемные ситуации и рассуждения, позволяющие устранить ошибки. Третий мир обладает важными свойствами: 1) он автономен (доступен наблюдению и насыщен неожиданными открытиями); 2) он прозрачен для любого носителя интеллекта, знания, полученные одним человеком, могут быть прочтены любым другим при соответствующей подготовке.

Поппер связывает науку и политическую свободу, утверждая, что закрытое общество нуждается в магии или каких-то формах знания для избранных.

Поппер считал, что наука – это высшая форма рациональности, так как она строится на критическом пересмотре собственных оснований. В «третьем мире» происходят процессы, напоминающие дарвиновский отбор – теория жива до тех пор, пока не обнаружен опровергающий факт. До этого момента она может усиливаться подтверждениями. Поппер считал, что с логической точки зрения процедура верификации слабее процедуры фальсификации.

Опытом связать мышление с объективными природными явлениями стала теория информации. Математик Шеннон связал информацию с мерой организованности системы (негэнтропией). Он определял информацию как вычислимый изоморфизм. Основатель кибернетики Н.Винер подчеркивал, что информация – не материя и не энергия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconК экзамену
Методологические основы познания мира. Общая схема познания мира. Наука как современный способ познания мира. Значение науки в жизнедеятельности...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconПредмет философии в ее истории
Философия возникает в VII-VI веках до н э в Греции. Она возникает на фоне мифа, как альтернативная форма взаимодействия с предметами....

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconТестовые задания по философии (для студентов всех форм обучения)
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconКлассическая немецкая философия
Канта-Лаппласа). Под влиянием скептическим взгялдом Юма Кант меняет представление о возможностях рационального познания, метафизического...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» icon8. Познание и его формы
Опыт и теория. Понятие истинного знания. Познание и образование. Философские образы мира и человека. Формы постиже­ния бытия. Миф,...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconРаботы «Общая характеристика методов научного познания природы» является...
«новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconПлан занятий по философии (2009-2010 учебный год)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconЧеловек Вопросы: Человек и его сущность в различных философских системах
Сосредочение — отношение человека к миру и самому себе. Первые философии Индии, Китаи, Греции обращались с призывом Познай самого...

Лекция Специфика процесса научного познания. Познание, отражение, репрезентация. Наука как высшая форма рациональности. Познание (гносеология) традиционно занимает важное место в философии. «Что я могу знать?» iconРоссийской Федерации Московский художественно-промышленный институт...
Понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница