Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии»




Скачать 254.23 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии»
Дата публикации20.03.2016
Размер254.23 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
edushk.ru > Философия > Планы семинарских занятий
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н. М. АМОСОВА»


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

60501.51«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

^ 060102.51 «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО»

060101.52 «Лечебное дело»


Брянск

2015г.

Учебно-методическое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования, 60501. 51 «Сестринское дело», 060102. 51 «Акушерское дело», 060101.52 «Лечебное дело».

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский медицинский техникум им. ак. Н. М. Амосова»



^ Автор-составитель:Фишер Екатерина Сергеевна, преподаватель общественных дисциплин
Рецензенты: Антихович Ольга Николаевна, преподаватель иностранного языка высшей категории, председатель ЦМК общеобразовательных дисциплин
Рассмотрена на заседании ЦМК ______________________________

Протокол № ______ от «____»__________20__ г.

Председатель ЦМК_________________


Рекомендована методическим советом ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум им. ак. Н. М. Амосова» к использованию в образовательном процессе техникума на занятиях по основам философии
Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.

«УТВЕРДИТЬ»

Заместитель директора по учебной работе,

Заслуженный учитель РФ______________________Цаплина Э. Г.
МП

Введение.
В становлении и формировании личности философия всегда играла ведущую роль, обусловленную многовековым опытом критического размышления над смысложизенными вопросами.

В результате усвоения курса студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: откуда я пришел в этот мир и что я должен в нём делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чём заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Философия помогает осмыслить окружающий мир, понять свое жизненное предназначение, она формирует мировоззренческие и методологические ориентации молодого специалиста

^ Семинар по философии — это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов.

Семинары стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний,позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями; создают широкие возможности для осознания и использования философии как методологии научного познания и преобразования мира, применения наиболее общих законов и категорий, философских принципов к анализу общественных явлений и научных проблем, особенно профилирующих для данной семинарской группы; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.

Предлагаемые планы семинарских занятий ставят цель- способствовать более эффективному курсу «Основы философии». Данная методическая разработка включает темы семинарских занятий, вопросы и методические рекомендации к ним, список основной и дополнительной литературы, упражнения для размышления.
Семинар№1 Философия Древности и Средневековья.

Вопросы семинара:

  1. Что такое философия?

  2. Каковы функции философии?

  3. Типы философских систем, их проблематика.

  4. Основной вопрос философии

  5. Основные направления философии

  6. Философия и медицина

  7. Особенности античной философии

  8. Милетская школа философии

  9. Атомистическая теория Демокрита

  10. Этический рационализм Сократа

  11. Платон. Природа идей

  12. Философия Аристотеля

  13. Этика Эпикура

  14. Философия христианства


Темы сообщений:

  1. Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна)- врач и философ

  2. Античный врач-философ Гиппократ

  3. Философские взгляды Клавдия Галена

  4. Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс)


Основные понятия:

Философия, мировоззрение, материализм, объективный материализм, вульгарный материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, дуализм, гносеология, агностицизм, скептицизм, экзистенциализм, позитивизм, диалектика, метафизика, теология, теоцентризм, креационизм, патристика, схоластика, субстанция, вера, номинализм, реализм, универсалии, экзегетика.

Список литературы:

Антология кинизма. — М., 1984.

Аристотель. Сочинения в 4 т. — М., 1975.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Ксенофонт. Сократические сочинения. — СПб., 1993.

Материалисты Древней Греции. — М., 1957.

Платон. Сочинения: В 4 т. — М., 1990-1995.

Плотин. Эннеады. — СПб., 1995.

Плотин. Избранные трактаты. — М., 1994.

Плотин. Космогония. — М., 1995.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Сочинения. — М., 1987.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М., 1989.

Адо П. Плотин, или простота взгляда. — М., 1991.

Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985.

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М., 1988.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2001.

Гуторов В.А. Античные социальные утопии. — Л., 1989.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление древнегреческой философии. — М., 1986.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М., 1998.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1994.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. — М., 1993.

Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. — М., 1997.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. — М., 1991.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев. Сочинения в 2-х т. Т.2. — М., 1990.

Пролеев. История античной философии. – М., 2001.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. — М., 1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

Философия античности и средневековья. Учебно-методическое пособие. – М.: МИТХТ, 1998.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М. 1972.

Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. Богословие в культуре средневековья. — Киев, 1992.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. — М., 1997.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. — М., 1991.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.

Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1: Средневековая христианская философия Запада. – М., 2001.

Философия античности и средневековья. Учебно-методическое пособие. – М.: МИТХТ, 1998.

Хейзинга И. Осень Средневековья. — М., 1988.

Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. – М., 1998.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

Штёкль А. История Средневековой Философии. — СПб., 1996.

Семинар № 2 «Философия Нового и Новейшего времени»
Вопросы семинара:

  1. Основные направления философии Нового времени

  2. Философия Ф. Бэкона. Эмпиризм

  3. Философия Р. Декарта. Рационализм.

  4. Д. Локк Сенсуализм.

  5. Беркли и Юм. Субъективный идеализм.

  6. Философская система Канта

  7. Объективный идеализм Гегеля.

  8. «Новая религия» Фейербаха

  9. Марксистское учение.



Темы сообщений:


  1. «Физиологический идеализм» Иоганнеса Мюллера

  2. Герман Гельмгольц вклад в медицину и философию

  3. Рудольф Вирхов – философ и учёный


Основные понятия:
Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, агностицизм, диалектика, метафизика, гуманизм,натурфилософия, пантеизм, индивидуальность, гелиоцентризм, бесконечность, метод, индукция, дедукция, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, субъект, объект, общественный договор, естественное право, деизм.
Список литературы:
Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Соч. – М., 1978.

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2 т. — М., 1972.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. — М., 1995.

Гоббс Т. Левиафан // Соч.: В 2 т. — М., 1964.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Соч.: В 4 т. — М., 1989.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. — М., 1985.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Соч.: В 3 т. — М., 1985.

Спиноза Б. Этика. — М., 1993.

Лейбниц Г.В. Монадология. Рассуждение о метафизике //Сочинения: В 4 т. — М., 1989, 1991.

Паскаль Б. Трактаты. – Киев, 1997.

Паскаль Б. Письма. – Киев, 1997.

Паскаль Б. Мысли. – Киев, 1997.

Спиноза Б. Сочинения: В 2 т. – СПб., 2000.

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Сочинения: В 2 т. – М., 1965.

Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопр. филос. 1989. № 3.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. — М., 2001.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). — М., 1987.

Заиченко Г.А. Джон Локк. — М., 1973.

Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. — М., 1987.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. — М., 1993.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Розеншток-Хюсси О. Прощание с Декартом // Вопр. филос. 1997. № 8.

Соколов В.В. Европейская философия XVII-XVIII вв. — М., 1984.

Субботин Л.А. Френсис Бэкон. — М., 1974.

Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. — М., 1993.

Философия Нового времени. Учебно-методическое пособие. – М.: МИТХТ, 1999.

Семинар № 3 «Философия Нового и Новейшего времени»

Вопросы семинара:


    1. Зарождение и особенности русской философии

    2. Славянофилы. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков

    3. Западники. П.Я. Чаадаев, Н. Г. Чернышевский



Темы сообщений:


  1. Философские идеи И.П. Павлова

  2. Философские идеи И.М. Сеченова

  3. Философские идеи И.И. Мечникова

  4. Философские идеи В.М. Бехтерева

Основные понятия:
Скептицизм, агностицизм, механицизм, Просвещение, естественный человек, атеизм, общественный договор, свобода, русская идея, всеединство, “живое знание”, интуиция, национальный характер, богочеловечество, смысл истории, антропологизм, правосознание, эсхатология, христианский социализм, добро, зло, вера, метаистория.
Список литературы:
Вольтер Ф.М. Философские сочинения. – М., 1988.

Гельвеций К.А. Об уме // Соч.: В 2 т. Т 1 – М., 1973.

Гельвеций К.А. Счастье. – М., 1987.

Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1963.

Дидро Д. Разговор д’Аламбера и Дидро // Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1986.

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. – М., 1980.

Ламетри Ж.О. Человек – машина // Соч., М., 1983.

Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. – М., 1998.

Руссо Ж.-Ж. Сочинения – М., 1960.

Философия в “Энциклопедии” Дидро и д’Аламбера. – М., 1994.

Асмус В.Ф. Ж.-Ж. Руссо // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984.

Богуславский В.М. Ламетри. – М., 1978.

Волгин В.П. Развитие общеевропейской мысли во Франции в XVIII веке. – М., 1977.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. – М., 1986.

Кузнецов В.Н. Вольтер. – М., 1978.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. – М., 1981.

Кузнецов В.Н., Мейеровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1986.

Момджян Х.Н. Французские просветители XVIII века. – М., 1963.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1973.

Семинар № 4 «Бытие человека»

Вопросы семинара:


  1. Предмет Философии антропологии

  2. Сущность и природа человека

  3. Происхождение человека

  4. Биологическое и социальное в человеке

  5. Формы бытия

  6. Проблема бытия в истории философии

  7. Религиозная картина мира

  8. Взгляд науки на мир (теория относительности А. Эйнштейна)


Темы сообщений:


  1. Личность и её свобода в зеркале мировых религий

  2. Проблема смысла жизни

  3. Вопрос о бессмертии

Основные понятия:

Деятельность, культура, чувственность, рассудок, разум, феномен, ноумен, трансцендентальный, априорный, апостериорный, “вещь в себе”, категорический императив, отчуждение, абсолютный дух, объективный дух, субъективный дух, Абсолютная идея.

Список литературы:
Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 2 т. – М., 1968-1973.

Кант И. К вечному миру // Соч.: В 6 т. – Т. 6.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. — М., 1964.

Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма. — М., 1980.

Кант И. Пролегомены // Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. — М., 1964.

Литературные манифесты западно-европейских романтиков. – М., 1980.

Новалис. Генрих фон Оффтердинген. – СПб., 1995.

Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избр. филос. произв. — М., 1955.

Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. – СПб., 1993.

Фихте И.Г. Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии: Попытка принудить читателя к пониманию. — М., 1993.

Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма. — М., 1936.

Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т. – М., 1987-1989.

Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. – М., 1976.

Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Ч. 1. — СПб., 2001.

Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопр. филос. – 1995. - № 1.

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. — М., 1973.

Виндельбанд В. Философия XIX века (Кант и Гете) // Фауст и Заратустра. – СПб, 2001.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. — М., 2001.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М. 1978.

Гулыга А. Кант. – М., 1967; 1994.

Гулыга А.Н. Гегель. — М., 1970; 1994.

Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия. — М., 1986.

Гулыга А.Н. Фихте. — М., 1982.

Гулыга А.Н. Шеллинг. — М., 1979.

Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. – М., 2001.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – СПб., 1994.

Каримский А.М. Философия истории Гегеля. – М., 1988.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — СПб., 1997.

Киссель М.А. Гегель и современный мир. – Л., 1982.

Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990.

Лошаков Р.А. Отношение разума и веры в европейской философии: Августин – Паскаль – Декарт. – Архангельск, 1998.


Семинар № 5 «Развитие, сознание, познание»
Вопросы семинара:


  1. Проблема сознания в истории философии

  2. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания

  3. Ступени и формы познания

  4. Материализм о природе сознания. Теория отражения

  5. Сознательное и бессознательное в поведении человека

  6. Язык и мышление

  7. Законы диалектики.

  8. Законы и категории.

  9. Теория истины

  10. Роль практики в познании


Темы сообщений:


  1. О. Конт о классификации наук.

  2. “Закон трех стадий” О. Конта.

  3. Наука и культура в постпозитивизме.


Основные понятия:

Иррационализм, волюнтаризм, воля, власть, сверхчеловек, отчаяние, экзистенция, абсурд, вера, страх, жизненный порыв, интуиция, дионисийство, аполлонийство, жизнь, положительная философия, классификация наук, социология, позитивизм, “языковые игры”, неопозитивизм, “открытое общество”, научная парадигма, научная революция, методология науки, методологический анархизм, “третий мир”, критический рационализм, верификация, фальсификация.
Список литературы:
Аналитическая философия: Избр. тексты. – М., 1993.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1, 2. – М., 1994.

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие. – М., 1988.

Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.

Конт О. // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 3. – М., 1971.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975; М., 2001.

Лакатос И. Доказательство и опровержение. – М., 1967.

Лакатос И. Структура и развитие науки. – М., 1978.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1993.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Ч. 1-2. – М., 1992.

Рассел Б. Исследование значения и истинности. – М., 1999.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. – М., 2001.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Фейерабенд П. Логика и философия науки. – М., 1986.

Аналитическая философия ХХ в.: Материалы “круглого стола” // Вопр. филос. 1989. № 3.

Витгенштейн Л. Человек и мыслитель. – М., 1993.

Грязнов А.Ф. Аналитическая философия и проблема культурно-исторических феноменов // Философские науки. 1989. № 3.

Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. — М., 1986.

Грязнов А.Ф. Язык и деятельность. Критический анализ витгенштейнианства. – М., 1991.

Козлова М.С. Философия и язык. — М., 1972.

Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. — М., 1993.

Проблемы методологии постнеклассической науки. — М., 1992.

Рационалистическая традиция и современность. — М., 1993.

Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ в. — М., 1994.

Типы рациональности в культуре. — М., 1992.

Философия ХХ века. Учебно-методическое пособие. – М.: МИТХТ, 2000.
Семинар № 6 «Человек и общество»
Вопросы семинара:


  1. Философский подход к проблеме общества

  2. Каковы источники саморазвития общества?

  3. Общество и цивилизация

  4. Что такое культура общества?

  5. Критерии и классификация глобальных проблем

  6. Запад и Восток – особенности культуры

  7. Россия в диалоге культур



Темы сообщений:


  1. Кризис мировой цивилизации на рубеже XX-XXI веков

  2. Проблема войны и мира

  3. Глобальные проблемы здравоохранения

  4. Экологические проблемы

  5. Проблема народонаселения


Основные понятия:
Феноменология, интенция, редукция, ноэма, ноэза, здесь-бытие (Dasein), философская вера, подлинное и неподлинное бытие, экзистенция и экзистенциализм, ничто, бытие, абсурд, свобода, бунт, “пограничная ситуация”, “тошнота”, “скука”, бессознательное, эго, Я, оно, сверх-Я, либидо, комплекс, сублимация, коллективное бессознательное, архетип, герменевтический круг, историчность, традиция, горизонт, интерпретация, текст, структура, семиология, знак, речь, письмо, деконструкция, логоцентризм.
Список литературы:

Бубер М. Проблема человека. – М., 1993.

Бубер М. Я и Ты. – М., 1993.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

Гадамер Г.-Г. Что есть истина? // Логос. 1991. № 1.

Гроф С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД. – М., 1995.

Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М., 1996.

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. – М., 1994.

Гуссерль Э. Идеи феноменологии // Фауст и Заратустра. – СПб., 2001.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) // Вопр. филос. 1992. № 7.

Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1. – М., 1994.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

Деррида Ж. Почтовая марка. – М., 2000.

Деррида Ж. О грамматологии. – М., 2001.

Деррида Ж. Письмо и различие. – М., 2000.

Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопр. филос. 1992. № 4.

Деррида Ж. Стиль: шпоры Ницше // Философские науки. 1991. № 2-3.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1991.

Камю А. Избранное. – М., 1969.

Камю А. Сочинения. – М., 1989.

Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1998.

Леви-Стросс К. Печальные тропики. – М., 1998.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Мунье Э. Персонализм. – М., 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. – М., 2000.

Сартр Ж.-П. Проблема метода. – М., 1994.

Сартр Ж.-П. Стена. – М., 1992.

Сартр Ж.-П. Тошнота. – М., 1994.

Сумерки богов. – М., 1989.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

Фрейд З. Очерки психологии сексуальности. – М., 1989.

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.

Вопросы к контрольной работе для студентов очного отделения.

  1. Что такое бытие, в каких формах оно выражается? Дать характеристику бытия природы и общества.

  2. Что такое материя и ее свойства. Объясните, чем отличается развитие от движения.

  3. Что такое сознание и его основные характеристики.

  4. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом? Назовите уровни и формы познания.

  5. В чем особенность научного познания. Назовите виды и методы научного познания. Что значит научная парадигма?

  6. Что такое истина, что значит абсолютная и относительная истина, свойства истины.

  7. В чем заключается спор между сенсуалистами и рационалистами? Назовите представителей этих направлений.

  8. Эволюция понятия диалектика. В чем отличие диалектики от метафизики.

  9. На конкретном примере раскрыть законы диалектики.

  10. Категории диалектики. Что такое детерминизм.

  11. В чем заключается системный подход к изучению общества?

  12. Покажите взаимосвязь основных элементов общества.

  13. Диалектический подход к изучению общества. Прогресс и регресс.

  14. Модели общественно-исторического развития ( теория формационного развития, стадиальная теория, теория локальных цивилизаций)

  15. Соотношение понятий культура и цивилизация.

  16. Чем отличают Восток и Запад как цивилизационные типы?

  17. В чем исследователи видят особенность российской культуры и цивилизации?



Варианты заданий для контрольной работы.
1

1. Что такое бытие, в каких формах оно выражается? Дать характеристику бытия природы и общества.

2. Агностицизм, экзистенциализм, позитивизм, рационализм, идеализм, гуманизм.

2

1.Что такое материя и ее свойства. Объясните, чем отличается развитие от движения.

2. Альтруизм, материализм, эмпиризм, софистика, деизм, антропоцентризм.

3

1.Что такое сознание и его основные характеристики

2.панлогизм, релятивизм, эвдемонизм, эсхатология, иррационализм, нигилизм.

4

  1. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом? Назовите уровни и формы познания.

  2. Диалектика, гедонизм, либерализм, киники, герменевтика, аскетизм.

5

1.В чем особенность научного познания. Назовите виды и методы научного познания. Что значит научная парадигма?

2. Аксиология, анархизм, западники, натурфилософия, милетская школа, идеализм.

6

1.Что такое истина, что значит абсолютная и относительная истина, свойства истины

2. Альтруизм, анархизм, гедонизм, европоцентризм, механицизм, софистика.

7

1.В чем заключается спор между сенсуалистами и рационалистами? Назовите представителей этих направлений.

2.Экзистенциализм, фатализм, славянофилы, рационализм, пантеизм, онтология

8

1.Эволюция понятия диалектика. В чем отличие диалектики от метафизики.

2. Оккультизм, политеизм, прагматизм, сенсуализм, солипсизм, эсхатология.

9

1.На конкретном примере раскрыть законы диалектики

2.Релятивизм, онтология, герменевтика, альтруизм, материализм, киники

10

1.Категории диалектики. Что такое детерминизм

2. Западники, пантеизм, эмпиризм, эсхатология, аксиология, нигилизм.

11

1.В чем заключается системный подход к изучению общества?

2. Дуализм, антропология, пантеизм, гедонизм, идеализм либерализм.

12

1. Покажите взаимосвязь основных элементов общества

2. Натурфилософия, гуманизм, аскетизм, милетская школа, диалектика.
13

1.Диалектический подход к изучению общества. Прогресс и регресс.

2. Агностицизм, альтруизм, иррационализм, материализм, нигилизм, позитивизм.

14

1.Модели общественно-исторического развития ( теория формационного развития, стадиальная теория, теория локальных цивилизаций)

2. Утилитаризм, фатализм, эмпиризм, рационализм, онтология, панлогизм.

15

1.Соотношение понятий культура и цивилизация.

2. Сенсуализм, эвдемонизм, эсхатология, теизм, позитивизм, славянофилы

16

1. Чем отличают Восток и Запад как цивилизационные типы?

2. герменевтика, деизм, иррационализм, либерализм, натурфилософия, киники.

17

1.В чем исследователи видят особенность российской культуры и цивилизации?

2. антропология, анархизм, материализм, милетская школа, софистика, эмпиризм.

^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ.
1. Соотношение знания и мудрости в философии.

2. Учение Сократа о нравственности.

3. Учение Платона о государстве.

4. Эпикур и его учение о счастье.

5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.

6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.

8. Моральная философия И. Канта.

9. Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории.

10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

11. Основные идеи философии Ф. Ницше.

12. А.С. Хомяков - «Илья Муромец русской философии».

13. П.Я. Чаадаев о русской истории.

14. Философия творчества Н.А. Бердяева.

15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.

16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

17. Человек как тело и дух.

18. Фундаментальные характеристики человека.

19. Основополагающие категории человеческого бытия.

20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

21. Сознание, мышление, язык.

22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда и К. Юнга.

23. Пространство и время в современной научной картине мира.

24. Культура и культ.

25. Проблемы современной массовой культуры.

26. Культура и контркультура, основные контркультурные движения.

27. Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

28. Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития.

29. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития.

30. Проблема «конца истории».

31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время.

32. Духовное наследие Тихона Задонского.

33. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

34. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.

35. Религия, её сущность и место в духовной жизни общества.

36. Место и роль философских категорий в мировоззрении человека.

37. Роль выдающейся личности в истории.

38. Экологическая культура современного человека, её сущность и структура, пути и способы формирования.

39. Русские писатели, поэты, художники о значении природы.

40. Национальное и общечеловеческое в культуре.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconПланы семинарских занятий по первой части гражданского права для...
Руководство предназначено для студентов второго курса дневного отделения юридического факультета ннгу им. Н. И. Лобачевского

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconПланы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории...
Ильюхов А. А., Костриков С. П. Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента по учебной дисциплине “История” для студентов...

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconМетодическое пособие по курсу «История России (1861-1917 гг.)» включает...

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconГбоу впо уральская государственная медицинская академия
Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и...

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconМетодические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в изучении основных проблем философии: возникновение, предмет...

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconПрограмма и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очно-заочной формы обучения

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «политология»...
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «Политология»...

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconМетодические указания и планы семинарских и практических занятий...
Методические указания и планы семинарских и практических занятий по курсу «Гражданское процессуальное право России»/ сост. Т. В....

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов очного отделения по дисциплине «основы философии» iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по учебной...
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница