План занятий по философии (2009-2010 учебный год)




Скачать 72.48 Kb.
НазваниеПлан занятий по философии (2009-2010 учебный год)
Дата публикации26.03.2016
Размер72.48 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Философия > Документы
План занятий по философии (2009-2010 учебный год)
1 тема. Философия и ее роль в жизни человека

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как разновидность мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения. Специфика философского знания. Методы философии. Функции философии.
2 тема. Основной вопрос философии. Понятие бытия

а). Основной вопрос философии. Онтологическая сторона основного вопроса философии. Основные направления философии, основанные на том или ином решении основного вопроса философии. Материализм как один из подходов к решению основного вопроса философии, его характеристики, сильные и слабые стороны. Идеализм как один из подходов к решению основного вопроса философии, его характеристики, сильные и слабые стороны. Виды идеализма. Гносеологическая сторона основного вопроса философии. Познаваемость мира и агностицизм. Эмпиризм и рационализм.

б). Философские категории «бытие» и «небытие». Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие субстанции. Формы бытия.
^ 3 тема. Материя

Категория материи в философии. Определение и содержание этого понятия. Разные подходы к пониманию сущности материи: материалистический, идеалистический, позитивистский. Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи. Материалистическая картина мироздания. Движение как неотъемлемое свойство материи. Определение движения. Виды движения. Пространство и время как формы существования материи. Основные подходы к объяснению сущности пространства и времени.
^ 4 тема. Сознание

Отражение как одно из основных свойств материи. Определение. Виды отражения. Биологическое отражение. Стадии биологического отражения. Сознание как высший вид отражения. Определение. Свойства человеческого сознания. Основные подходы к проблеме сознания в философии. Материалистическое объяснение природы сознания. Сознание и язык.
^ 5 тема. Принципы и законы диалектики

Диалектика как теория развития сущего и особый философский метод. Отличие от метафизики. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания. Альтернативы диалектики.
^ 6 тема. Категории диалектики

Понятие о категориях. Категории диалектики. Диалектические категории «сущность» и «явление»; «форма» и «содержание»; «единичное», «особенное» и «общее»; «часть» и «целое». Определение данных понятий, их содержание, примеры.
^ 7 тема. Познание, его возможности и средства

Гносеология (эпистемология) – теория познания. Определение познания. Субъект и объект познания. Познаваемость мира и агностицизм. Скептицизм. Отличие подходов к решению вопроса о возможности познания материалистов и идеалистов. Структура процесса познания: этапы и формы процесса познания. Чувственное и рациональное в познании. Формы чувственного и рационального познания. Дедукция и индукция. Практика — основа, движущая сила и цель познания. Проблема истины в философии. Многообразие трактовок истины. Классическая, корреспондентская, теория истины. Диалектико-материалистическая теория истины. Прагматистская теория истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Природа заблуждений. Практика как критерий истины.
^ 8 тема. Античная философия

а). Философия Сократа. Легенды о его жизни. Учение Сократа. Майевтика. Этический реализм.

б). Философия Платона. Общая характеристика учения этого мыслителя. Идеализм Платона. Учение об идеях. «Прекрасное само по себе». Идея идей Благо. Теория познания Платона.

в). Философия Аристотеля как энциклопедическое учение. Развитие идей Платона и критика платонизма: эйдосы (идеи) не существуют вне вещей. Учение о бытии в философии Аристотеля. Структура бытия: материя и форма, возможность и действительность. Бог как форма форм, мышление мышления и перводвигатель. Проблема материи. Десять категорий. Четыре вида причин: материальная, формальная, действующая, целевая. Энтелехия. Теория познания Аристотеля. Логика Аристотеля.
^ 9 тема. Философия Нового времени

а). Учение Ф. Бэкона. Переосмысление цели научного познания. Новый метод научного познания. Индуктивный метод. Эмпиризм. Субъективные особенности сознания как источник заблуждений.

б). Учение Р. Декарта. Философское сомнение. Единый научный метод. Принцип очевидности. Рационализм Декарта. «Мыслю, следовательно, существую». Два вида субстанций: вещь мыслящая и вещь протяженная. Дуализм. Врожденные идеи. Идея Бога.
^ 10 тема. Немецкая классическая философия

а). Трансцендентальная философия Канта. «Критика чистого разума». Ограниченность познания сферой «возможного опыта». Обоснование возможности достоверного познания. Определяемость вещей познавательными способностями человека. Явления (феномены). «Вещи в себе». Апостериорность и априорность. Трансцендентальность. Трансцендентность. Априорные формы чувственности (пространство и время). Категории и основоположения рассудка. Идеи разума (душа, мир, Бог).

б). Основы метафизики нравственности. «Критика практического разума» И. Канта. Практический разум. Категорический императив. Автономия нравственности. Свобода. Долг.

в). Философия Г. В. Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм. Спекулятивно-диалектический метод. Диалектика Гегеля. Тезис, антитезис, синтез. Абсолютная идея. Три этапа развития Абсолютной идеи (логический, этап воплощения в природе, этап возвращения к себе в виде духа). Абсолютный дух.
^ 11 тема. Наука и научное познание. Общее представление о философии науки

Понятие науки. Социальные функции науки. Закономерности развития науки. Научная и философская картины мира. Основные этапы развития науки. Научные революции и смена типов миропонимания. Научное познание и роль науки. Философия науки. Структура, методы и формы научного познания. Частные, общенаучные и всеобщие методы научного познания. Эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент, моделирование. Теоретический уровень: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и теория. Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники.
^ 12 тема. Позитивизм первой и второй волны

а). Философия позитивизма. Позитивизм первой волны: О. Конт. Отрицание метафизики. Идеал научной философии. Закон интеллектуальной эволюции (закон трех стадий) Конта. Принципиальная относительность знания. Классификация наук. Социология Конта.

б). Эмпириокритицизм (позитивизм второй волны). Философия Э. Маха. Критика метафизики. Принцип «экономии мышления». Идеал чисто описательной науки. Феноменализм. «Психологический идеализм». Однородность и нейтральность «элементов мира». Комплексы ощущений. «Снятие» дуализма физического и психического. Функциональная зависимость вместо причинности.
^ 13 тема. Неопозитивизм. Фальсификационизм К. Поппера

а). Логический позитивизм (позитивизм третьей волны). Отрицание традиционной философии. «Протокольные предложения», выражающие чувственные переживания субъекта, как эмпирический базис науки. Сведение всех функций знания к описанию. «Как?», а не «Почему?». Отождествление философии с логическим анализом языка научных высказываний. Кумулятивная модель развития науки. Проблема демаркации науки и ненауки. Принцип верифицируемости научных теорий.

б). Логико-методологическая концепция К. Поппера. Проблема критерия демаркации науки и ненауки. Критика индуктивизма, обращение к дедуктивной логике. Принцип фальсифицируемости научных теорий. «Потенциальные фальсификаторы теории». Теория роста научного знания. Принципиальная гипотетичность научного знания и его фаллибилизм.
^ 14 тема. Постпозитивизм

а). Концепция научных революций Т. Куна. Развитие науки как смена парадигм. Нормальная наука и научные революции. Научное сообщество. Движущие силы перехода от одной парадигмы к другой. Некумулятивный характер науки. Несоизмеримость парадигм.

б). Плюралистическая методология П. Фейерабенда. «Методологический анархизм». Принцип несовместимости теорий. Критика представления об инвариантности значений терминов. Зависимость значения термина от тео­ретического контекста. Невозможность независимого от теории эмпирического языка. Влияние теоретического знания на эмпирический материал. Принцип пролиферации теорий. «Сгодится все».

в). Концепция личностного знания М. Полани. Критика понятия объективности. «Личностное знание». «Неявное знание». Сознание фокусное и периферическое. Принципиальная невыразимость периферичес­кого знания. Неявная, личностная компонента в любых познавательных актах. Нагруженность любого термина неявным, имплицитным значением. Зависимость картины мира и способов интерпретации данных опыта от неявных предпосылок, усваиваемых на подсознательном уровне. Необходимость включенности в традицию.
^ 15 тема. Проблемы социально философии

Социальное бытие как объект философского анализа. Подходы к пониманию общества. Формационный подход к пониманию общества. Цивилизационный подход к пониманию общества. Структура общества. Роль материального производства в развитии общества: диалектика производительных сил и производственных отношений. Определение материального производства. Производство, распределение, обмен, потребление материальных благ. Способ производства материальных благ: производительные силы и производственные отношения. Средства производства. Производственные отношения: отношения собственности на средства производства, отношения обмена деятельностью, отношения по поводу распределения материальных благ. Форма собственности. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Социальная сфера общественной жизни: социальная структура общества и ее изменение. Классы, страты, сословия и т. п. Классовая дифференциация. Классовая борьба. Классовый и стратификационный подходы. Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической системы общества. Духовная жизнь общества. Общественное бытие, стороны общественного бытия – объективная и субъективная. Общественное сознание. Обыденное и теоретическое сознание, массовое сознание. Общественная идеология и психология. Формы общественного сознания: моральное сознание, эстетическое сознание, религиозное сознание, политическое сознание и правосознание, научное и философское сознание.
16 тема. Философия истории

Философия истории. Формационный подход к пониманию общественного развития: общественно-экономическая формация, смена формаций, типы формаций. Базис и надстройка. Материальная культура, духовная культура. Цивилизационная концепции общественного развития. Культура и цивилизация. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconП л а н учебно-воспитательной работы моу «краснознаменская средняя...
Управленческий анализ работы педагогического коллектива за 2008-2009 учебный год. Задачи на новый 2009-2010 учебный год

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconПриказ №534/а от 16 октября 2009 года план работы отдела образования...
Анализ работы отдела образования администрации муниципального района Стерлитамакский район за 2008-2009 учебный год

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconДоклад государственного общеобразовательного учреждения начальной...
Характеристика основных результатов учебно-воспитательного процесса в школе I ступени за 2009-2010 уч год 24

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconПлан анализа Выполнение педагогическим коллективом задач, поставленных...
Выполнение педагогическим коллективом задач, поставленных на 2009-2010 учебный год

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) icon100101 «Сервис» на 2009-2010 учебный год Сервисная деятельность как...
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в сервисе»» для студентов специальности 100101 «Сервис» на...

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconМосковский государственный университет путей сообщения
Рабочий учебный план зачетно-экзаменационной сессии гр. Юив-311 (5 семестр 2009/2010 уч год)

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconВопросы для подготовки к экзамену по философии (2009-2010) Часть I систематическая философия
Определение философии. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Специфика философского знания

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconПубличный доклад Муниципального образовательного учреждения «Средняя...
Сти школы за 2009-2010 учебный год. В нем представлены основные статистические показатели состояния и динамики развития образовательного...

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconАнализ работы школы за 2010-2011 учебный год
На конец 2010-2011 учебного года в школе обучалось 596 обучающихся (на 6 больше, чем в 2009-2010 учебном году) в 30 классах. Количество...

План занятий по философии (2009-2010 учебный год) iconОткрытый информационный доклад моу «Средняя школа №38» за 2009 – 2010 учебный год
Школа №38 имеет лицензию на право преподавания, прошла аккредитацию и лицензирование в 2009 году

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница