Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся




Скачать 67.85 Kb.
НазваниеУрока: Обобщение и систематизация знаний учащихся
Дата публикации13.04.2016
Размер67.85 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Философия > Урок
Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учитель Железняк Е.Е.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Форма проведения: Урок- размышление.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

  2. Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.

  2. Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.

  3. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

  4. Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать развитию умения общаться между собой.

  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

  2. Портрет М. Булгакова.

  3. Эпиграфы к уроку. Цитаты, написанные на доске.

.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Ребята, сегодня у нас завершающий урок по роману Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита». По мере погружения в текст мы с вами увидели, что фантастика в романе переплетается с реальностью, комическое начало - с трагическим и лирическим; добро и зло, вера и безверие, бессмертие, вечность, милосердие, прощение, выбор и личная ответственность за него – таковы основные темы романа. Мы же сегодня поговорим на одну из них, волновавшую умы философов и историков, поэтов и писателей во все времена.

Послушайте следующие строки:

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль)
Добро и зло.

Учитель: Думаю, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

Определите, пожалуйста, тему.

Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

^ 2.Работа по теме урока.

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске:

« Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

«Фауст» Гёте

«Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло..?»

М.Ю. Лермонтов

Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:

(Обратить внимание учащихся на то , что в правом эпиграфе задаются вопросы Почему, зачем, откуда зло?)

Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?

(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)

Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых и , конечно же, она связана со всевозможными персонажами романа: одни из них вызывают симпатию, другие, наоборот, неприязнь.

Задание: распределите героев романа на + и – по своему отношению и по своим симпатиям, аргументируйте свою точку зрения. С именами каких героев вы свяжете понятия Добро и Зло?

Итак, Пилат – жестокий тиран или несчастный человек? В чем трагедия героя? Каким и почему так изображен герой? ( группа №1)

Иешуа – идеальный или реально – воплотимый образ? Такие люди бывают? Чем привлекает герой? В чем заключается истина Иешуа? Почему Иешуа прощает Пилата: милосердие или слабость? ( группа №2)

^ Индивидуальное задание №1: сопоставить образы Христа и Иешуа.

Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик! Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть, и заставляет делать нехорошие поступки. Сеять зло?

Ученики: Дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека и др.

Учитель: А у Булгакова в произведении это…? (ответ Воланд).

^ Итак, Воланд прибывает в Москву! Смогли бы вы нарисовать его словесный портрет? Воланд и его свита: деяния Воланда – это проявление Зла или торжество Добра?

(Помочь учащимся вспомнить, что обличий у Воланда было несколько).

Давайте попробуем составить его портрет или фоторобот, пользуясь текстом произведения.

Учитель: ^ Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно? Что доказал Воланд смертью Берлиоза? Какие проказы чинит нечистая сила в Москве? Привели ли эти деяния Воланда к каким – либо изменениям в Москве? Почему? Как вы понимаете смысл эпиграфа к роману?( группа №5)

Добро или зло несет он?

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.

^ Кого искушает Воланд?

Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.

Кого погубил Воланд? Кого наказал?http://festival.1september.ru/articles/569363/01.gif

^ Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Вопрос: Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?( группа №3)

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.Но характер покоя неясен.Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман. ^ Маргарита: кто истинный герой романа – Мастер или Маргарита?

Индивидуальное задание №2:значение имени Маргарита, реальный прототип героини.

История знакомства Маргариты с Мастером: почему героиня была несчастлива до встречи с Мастером? Для чего Маргарита становится ведьмой? Почему Воланд выбирает ее королевой сатанинского бала? ( группа № 4)

^ Аудиозапись песни «Он был старше её» в исполнении группы. «Машина времени».

Учитель: Давайте подведем итог всему вышеизложенному. Поставьте на весы Богини правосудия понятия «Добро» и «Зло». Каким будет соотношение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» этих понятий?

Итог наших размышлений отразим в небольшой таблице.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Воланд способен наказать или исправить людей от порока?

  2. Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?

  3. Чего опасается Воланд и его свита?

  4. Кто или что способно открыть человеку истину?

  5. Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой? и др.

^ 4. Оформление таблицы.

Примерное заполнение таблицы

З Л О

Д О Б Р О

 

  1. Карающая сила

  2. Ограничено по времени

  3. Не открывает истины

  4. Поступки ради собственной выгоды.

  1. Спасающая сила

  2. Безгранично

  3. Способно открыть истину

  4. Имеет огромную силу

  5. Иногда не во благо

+
+
+
+
-

Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.

^ Творческая работа.

Задание: закончите текст.

« Сотвори добро» - так гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило…».

^ Зачитывание учащимися полученных текстов.

Вывод: В жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все – таки нельзя перепутать. Трусость, предательство – самые тяжкие человеческие пороки. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

3.Домашнее задание: эссе « Смысл романа « Мастер и Маргарита»».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconУрок «История в металлах, металлы в истории» Ход урока
Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconУрока: 1 Систематизация и обобщение знаний учащихся о зиме
Конспект урока развития творческих способностей по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе по теме: «Зима в природе»

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconУрок-практикум (обобщение изученного по теме: «Обособленные предложения)...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Обособление определений, обстоятельств, приложений»

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconУрока «Решение упражнений по теме «Неметаллы»
Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Неметаллы»; отработать умения учащихся составлять уравнения...

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconУрока Обобщение и систематизация знаний
Читают текст. Называют орфограммы в словах. Определять, в каких словах выражена главная мысль

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconУрока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconТема: Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа). Цель урока
Цель урока: актуализация знаний учащихся, обобщение знаний о лирике как ро-де литературы

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconКонспект урока по теме Создание рисунка. Векторная и растровая графика
Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Векторная и растровая графика

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconРазработка урока «Социальное неравенство»
Познавательной. Продолжить формирование знаний о богатстве и бедности, уровне жизни. Систематизация социологических знаний и умения...

Урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся iconТема: Путешествие в страну синтаксис. Цели урока
Образовательная — повторение, обоб­щение и систематизация знаний по данному разделу, контроль за усвоением знаний и уме­ний

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов