Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии»




Скачать 101.43 Kb.
НазваниеУрок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии»
Дата публикации05.06.2015
Размер101.43 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > Физика > Урок
Учитель: Маяцкая Елена Викторовна МОУ «Урусовская СОШ»

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии»

Цели урока:

1. Сформировать представления о производстве электроэнергии.

2. Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

3. Углубить познания учащихся о развитии электроэнергетики и связанных с ним экологических проблем, воспитание чувства ответственности за сохранение окружающей среды.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

А. Мицкевич

  1. Проверка домашнего задания. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

1)Фронтальная работа с классом. Устный опрос.

1. В чем сущность принципа действия генератора? (В явлении электромагнитной индукции: вокруг ротора возникает переменное магнитное поле, которое порождает индукционный ток в обмотках статора).
2. В простейшей модели генератора ток снимают с ротора с помощью колец и щеток, а в промышленном генераторе – со статора. Почему? (чтобы не искрили и не обгорали щетки, т.к. в промышленном генераторе токи большие).
3. Почему сердечники генератора набирают из отдельных пластин, изолированных друг от друга? (Чтобы не было потерь на токи Фуко).
4. Почему в гидротурбинных генераторах применяют магниты с несколькими десятками пар полюсов? (Чтобы увеличить частоту переменного тока).
5. Почему генераторы не рассчитывают на высокое напряжение? (Выгоднее повысить напряжение с помощью трансформатора, чем построить генератор высокого напряжения).


2) Тест по теме: «Трансформаторы»
1 Вариант

1. Каким образом осуществляется передача электрической энергии из первичной обмотки трансформатора во вторичную обмотку? Укажите правильные ответы.

А. Через провода, соединяющие обмотки трансформатора.

Б. С помощью электромагнитных волн.

В. С помощью магнитного поля, пронизывающего обе катушки.

2. Первичная обмотка трансформатора включена в сеть с напряжением 20В. Напряжение на зажимах вторичной обмотки равно 200В. Укажите правильные утверждения.

А. Трансформатор является повышающим.

Б. Коэффициент трансформации равен 10.

В. Коэффициент трансформации равен 0,1.

3. Сила тока в первичной обмотке трансформатора 2А, напряжение на ней 120В. Напряжение во вторичной обмотке 30 В. Укажите правильные утверждения.

А. Сила тока во вторичной обмотке 8А.

Б. Трансформатор является понижающим.

В. Коэффициент трансформации равен 0,25.

2 Вариант

1. В первичной обмотке трансформатора 100 витков, во вторичной - 20. Укажите все правильные утверждения.

А. Трансформатор является понижающим.

Б. Коэффициент трансформации 0,2.

В. Коэффициент трансформации 5.

2.Трансформатор включён в цепь напряжением 200В. В первичной обмотке 1000 витков, а во вторичной 200 витков. Укажите правильные утверждения.

А.Коэффициент трансформации равен 0,2

Б. Трансформатор является понижающим.

В. Напряжение на вторичной обмотке равно 40В.

3. Трансформатор изменяет напряжение от 200 до 1000В. В первичной обмотке 20 витков. Укажите правильные утверждения.

А. Трансформатор является повышающим.

Б. Коэффициент трансформации равен 5.

В. Во вторичной обмотке 1000 витков.
Ответы к тестам




1

2

3

Вариант 1

в

а, в

а, б

Вариант 2

а, в

б, в

а



3. Изучение нового материала

Учитель: Рождение энергетики произошло несколько миллионов лет тому назад, когда люди научились использовать огонь. Огонь давал им тепло и свет, был источником вдохновения и оптимизма, оружием против врагов и диких зверей, лечебным средством, помощником в земледелии, консервантом продуктов, технологическим средством и т.д.

Прекрасный миф о Прометее, даровавшем людям огонь, появился в Древней Греции значительно позже того, как во многих частях света были освоены различные методы обращения с огнем, его получением и тушением, сохранением огня и рациональным использованием топлива.

На сегодняшний день энергия остается главной составляющей жизни человека. Она дает возможность создавать различные материалы, является одним из главных факторов при разработке новых технологий. Попросту говоря, без освоения различных видов энергии человек не способен полноценно существовать. Трудно представить существование современной цивилизации без электроэнергии. Если в нашей квартире отключается свет хотя бы на несколько минут, то мы уже испытываем многочисленные неудобства. А что произойдет при отключении электроэнергии на несколько часов! Электрический ток – основной источник электроэнергии. Вот почему так важно представлять физические основы получения, передачи и использования переменного электрического тока.

Наш урок мы продолжим в форме конференции. Для теоретического изучения мы заслушаем несколько сообщений. Вам было предложено несколько тем:

  • Развитие энергетики нашей страны.

  • Производство электроэнергии.

  • Способы передачи электроэнергии на расстояние. (видеоролик)

  • Использование электроэнергии в различных областях науки

  • Экологические проблемы гидро- и теплоэнергетики.

Заслушаем учащихся, подготовивших сообщения.

4. Решение задач.

Задача 1. Двухпроводная линия длиной 800 м от понижающего трансформатора выполнена медным проводом сечением 20 мм2. Приемник потребляет 2,58 кВт при напряжении 215 в. Определите напряжение на зажимах трансформатора и потерю мощности в проводах линии ( удельное сопротивление меди 0,017 Ом . мм2/м).

Задача 2. Определите напряжение на концах телеграфной линии протяженностью 200 км, если провода линии изготовлены из железа и имеют площадь поперечного сечения 0,02мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах проводника? (удельное сопротивление железа 0,1 Ом . мм2

Задача 3. Чему равна мощность лампы сопротивлением 806 Ом, работающей под напряжением 220 В?

  1. Подведение итогов урока

Основные этапы производства, передачи и потребления электроэнергии:

1. С помощью генераторов на электростанциях энергию механическую, тепловую, атомную и др. преобразуют в электрическую.

2. Для передачи электроэнергии на большие расстояния электрическое напряжение повышают.

3. При распределении электроэнергии потребителям электрическое напряжение понижают.

4. В процессе использования электроэнергию преобразуют в другие виды энергии – механическую, световую или внутреннюю.

5. Производство электрической энергии осуществляется в основном на электростанциях трех типов:

  • Тепловых электростанциях – ТЭС (более 60%)

  • Гидроэлектростанциях – ГЭС (20-25 %)

  • Атомных электростанциях – АЭС (15%)



  1. Домашнее задание:

  1. Параграфы 39-41, ответить на вопросы к параграфам.

Закончить урок мне хочется опять словами Мицкевича

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

^ А. Мицкевич

  1. Рефлексия

Каждый учащийся заполняет лист самоконтроля

Список используемой на уроке литературы.

  1. Учебник Г.Г. Мякишев «Физика, 11 класс». Москва: Просвещение.

  2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике:11 класс. – М.: ВАКО, 2011.

  3. Источники энергии. Факты, проблемы, решения. Москва: Наука и техника.

  4. Нетрадиционные источники энергии. Москва: Знание.

  5. Интернет- ресурсы

Проблемы экологического характера в электроэнергетике:

Широкое использование электроэнергии породило одну из проблем современной цивилизации – экологический кризис.

  • Все крупные электростанции оказывают разрушающее действие на окружающую среду

  • Тепловые электростанции сильно загрязняют воздух продуктами сгорания топлива. Кроме того, они приводят к тепловому загрязнению, т.к. тепловые двигатели, преобразующие энергию в механическую, нуждаются в постоянном охлаждении

  • Гидроэлектростанции работают за счет падения воды с большой высоты. Чтобы обеспечить эту высоту, на равнинных реках строят плотины, поднимающие уровень воды. Это приводит к затоплению огромных территорий, которые выводятся из землепользования. В образующихся искусственных водоемах уровень воды изменяется со временем, поэтому условия для жизни рыб и водорослей там весьма неблагоприятны.

  • Атомные электростанции приводят также к тепловому загрязнению. Но еще большую опасность представляет угроза аварий на таких электростанциях, при которых может произойти выброс радиоактивных веществ. Такие серьезные аварии происходили в разных странах в 70-80-х годах 20-го века, что существенно затормозило развитие атомной энергетики.

Приведенные выше экологические проблемы, а также ограниченность топливных ископаемых (например, по оценкам геологов, запасов нефти хватит меньше чем на сто лет) заставляют искать новые источники энергии (их называют альтернативными). К альтернативным источникам энергии можно отнести следующие:

  • Солнечная энергия

  • Энергия термоядерного синтеза

  • Приливная энергетика

  • Ветроэнергетика и др.

Ф.И. учащегося______________________________________

  1. Устный опрос «_____»

  2. Тест по теме «Трансформаторы» «_____»



  1. Изучение нового материала (Сообщения) «_____»



  1. Решение задач «_____»



  1. Лист самоконтроля «_____»

Лист самоконтроля

Закончите предложение:

1. На электростанциях механическую энергию турбины преобразуют в электрическую с помощью индукционных генераторов, в которых используется явление ____________________________________________________________________________

2. Почему электрическую энергию на большие расстояния передают под высоким напряжением?________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите известные вам источники энергии, использование которых приведет к уменьшению экологических последствий электроэнергетики___________________

_______________________________________________________________________

^ Оценка за урок «_______»

Моё настроение

Ответы к листу самоконтроля

  1. На электростанциях механическую энергию турбины преобразуют в электрическую с помощью индукционных генераторов, в которых используется явление электромагнитной индукции.

  2. Почему электрическую энергию на большие расстояния передают под высоким напряжением? Так как мощность источника тока равна произведению силы тока на напряжение, то для уменьшения передаваемой мощности нужно повысить передаваемое напряжение.

  3. Назовите известные вам источники энергии, использование которых приведет к уменьшению экологических последствий электроэнергетики. Солнечная энергия, Энергия термоядерного синтеза, Приливная энергетика, Ветроэнергетика и др.

Задача 2. Определите напряжение на концах телеграфной линии протяженностью 200 км, если провода линии изготовлены из железа и имеют площадь поперечного сечения 0,02мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах проводника? (удельное сопротивление железа 0,1 Ом . мм2/м)

Задача 3. Чему равна мощность лампы сопротивлением 806 Ом, работающей под напряжением 220 В?
Задача 4. Сила тока в телеграфном проводе 7 мА. Каково напряжение на концах этого провода, если его сопротивление равно 5,6 Ом?

МОУ «Урусовская СОШ»

Подготовила Маяцкая Е.В.


26.11.2012 год


Развитие энергетики нашей страны.

Преимущества электроэнергии перед другими видами энергии заключаются в том, что её можно передавать по проводам на большие расстояния, распределять между потребителями, можно превращать в другие виды энергии. Преимущество переменного тока над постоянным заключается в том, что можно изменять силу тока и напряжение в очень широком пределе. Отсюда вывод: электрификация – показатель развития, благосостояния и мощи страны. Как же развивалась энергетика нашей страны?

1920-1921 гг. были периодом тотального кризиса российского общества. В европейской части России уже отгрохотала Гражданская война, переход к миру проходил в невероятно тяжелой обстановке. За годы войны страна потеряла больше четверти своего национального богатства. Национальный доход сократился от 11 млрд руб. в 1917 г. до 4 млрд в 1920 г. Объем валовой продукции уменьшился в 7 раз, добыча каменного угля и нефти была на уровне конца XIX века. Рабочие лишились средств к существованию. Из-за нехватки топлива прекратилось движение паровозов на тридцати железных дорогах страны. В селе тоже был кризис. Продукция сельского хозяйства составляла лишь половину довоенного объема. Население России сократилось больше чем на 10 млн человек.

Разработку плана электрификации России поручили Г.Н. Кржижановскому. Главная идея плана - обновить всю структуру производственных сил России, для чего было задумано создать обширную сеть крупных и мелких электростанций, связанных в единую энергетическую сеть.

Предполагалось, что крупные электростанции снабдят энергией фабрики и заводы, позволят реконструировать их техническую базу. Мелкие электростанции должны были принести свет в крестьянские избы, дать энергию мельницам.

План ГОЭЛРО закладывал фундамент для индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, он разрабатывался в расчете на «сознательных» рабочих. Уже ближе к середине 30-х годов методы руководства сменились: план - любой ценой, невыполнение плана - вредительство, на место недоучившихся рабочих - даровая сила ГУЛАГА. Силами заключенных создавались Колымская ГЭС, ГЭС на Свири, Беломорканал, Западный и Восточный участок БАМа и многие другие объекты.

Как бы то ни было, но электрификация страны состоялась. Что же можно сказать об электроэнерготипе нашей страны. План ГОЭЛРО предполагал строительство электростанций, работающих на природных ископаемых. Но запасы угля, нефти и газа не бесконечны. Современная энергетика стремится использовать альтернативные виды энергии (ветроэлектростанции, гелиоэнергетика, энергетика на отходах).

В начале XXI века Россия снова переживает не лучшие времена. Сегодня страна строит рыночную экономику. Наряду со старыми проблемами (по-прежнему не хватает топлива, энергии) появляются новые, но Единая энергосистема России смогла сохранить то, что когда-то с большим трудом создавала вся страна. В условиях переходного периода можно надеяться только на мудрую политику законодательной и исполнительной власти.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconТрадиционная энергетика на невозобновляемых ресурсах
Атомные электростанции. Древесное топливо. Электростанции на торфе. Принципы действия разных типов электростанций. Производство тепловой...

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconУрок физики в 7 классе
Цели урока: знакомство с явлениями тяготения, понятие о силе тяжести и ее зависимости от массы тела, формирование научного мировоззрения...

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconКалендарно тематическое планирование уроков физики в 9 классе Составлено...
Директор моу сош №5 Зам директора по увр на заседании мо, протокол №1 от 09. 09. 2009 г

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconУрок в 8 классе с. Баксаненок 2009г. Тема: «Гигиена дыхания»
Открытый интегрированный (биология, английский, информатика), бинарный (русско-англо-кабардинско-латинский), комбинированный с применением...

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» icon4. Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе стр. 40 8
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconУрок усвоения новых знаний (умений и навыков) Исследования показывают,...
Использование деятельностного подхода при организации самостоятельной работы на уроках физики

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconУрок биологии в IX классе. Этот урок разработан для IX класса учебник
Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения...

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...

Урок физики в 11 классе: «Производство, передача и использование электроэнергии» iconМодель конкурентного розничного рынка электроэнергии
Iii. Определение и основные принципы функционирования розничного рынка электроэнергии 30

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов