Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города»




Скачать 92.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа курса «Экология нашего города»
Дата публикации18.04.2016
Размер92.61 Kb.
ТипПояснительная записка
edushk.ru > География > Пояснительная записка
Управление общего и профессионального образования

администрации города-курорта Анапа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6
Утверждена на заседании

школьного педагогического совета

Протокол №____ от ________ 200 г.


Программа

элективного курса для учащихся 9-10 классов

в рамках эксперимента по введению предпрофильного, профильного обучения и внеклассной деятельности



Автор: Молостова Лилия Федоровна, учитель географии, высшая квалификационная категория.

Анапа 2005 год

Пояснительная записка

Программа курса «Экология нашего города» разработана в соответствии с концепцией регионального общего среднего образования. Программа рассчитана на 34 часа. 1 урок в неделю.

Тематика курса соответствует запросам рынка труда в нашем регионе. Развивающаяся структура города-курорта требует грамотных специалистов, знающих и применяющих правила рационального природопользования, умеющих использовать природные ресурсы без ущерба для окружающей среды.

В основу курса положен современный подход к методам обучения:

  • Сочетание глубины затрагиваемых проблем с легкостью и практичностью применяемых методик

  • Практичность – возможность использования полученных знаний и навыков на практике.

  • Интерактивность – ученики активно включены в процесс урока, участвуют в дискуссиях, подготавливают собственные выступления, пробуют использовать полученные навыки в игровых ситуациях им т.п.

^ Цели курса:

Формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях в данной области. – экология, защита окружающей среды

Задачи курса:

  • Выявить типы антропогенных загрязнений

  • Уметь анализировать воздействие народного хозяйства на окружающую среду

  • Определить воздействие агротехнических и агрохимических факторов на состояние окружающей среды.

  • Выявить зоны активизации негативных фоновых (геологических, гидрологических, геоморфологических, климатических) процессов на состояние окружающей среды и т.д.

^ Учащиеся должны знать:

  • Главные принципы рационального природопользования; основные противоречия между обществом и природой на современном этапе; характер воздействия нарушений равновесия в природной среде на здоровье человека и развитие экономики.

  • Уметь определять степень загрязнения отдельных компонентов природы: воды, почвы, воздуха, критически оценивать состояние окружающей среды в каждом конкретном случае и на конкретной территории; критически оценивать свое поведение и поведение окружающих на природе как возможного источника загрязнения окружающей среды.

  • Как осуществлять контроль над соблюдением правил рационального природопользования предприятиями и производствами, использующими природные ресурсы: участвовать в выполнении посильной общественно-полезной работы по защите и восстановлению нарушений природной среды.



^ Учебно-тематический план






Название темы

Всего часов

Лекций

Практик


Форма проведения


Образовательный продукт

1

Физико-геогр. положение

1




1

практикум

Работа с физической картой города и края

2

Экономико-географическое положение города

1




1

Групповой практикум

Работа с краеведческой литературой

3

Исторические особенности развития и освоения территории города

1




1

Поисково-исследовательская

Опрос старожилов, фото прошлых лет. Краеведческий музей


4

Зарождение промышленности

1




1

Поисково-исследовательская

Публикации в местной печати. Краеведческий музей

5

Развитие индустрии

1




1

Поисково-исследовательская




6

Природные условия и ресурсы города и района

8

5

3

Консультоции, экскурсии, групповой практикум, мониторинг

Посещение грязевых вулканов, анализ графиков, схем, диаграмм, посещение источников минеральных вод, сбор растений для гербарий

7

Эколого-социально-географическая характеристика города

10

3

7

Конкурс, диспут, конференция, мониторинг, круглый стол, видеофильм, практикум, работа в лаборатории, поход

Проект «Моя родная улица», конференция «Экологические проблемы моего города моего города», диспут «Город-сад», конференция «Транспорт и окружающая среда», стенд «Фотофакты», видеофильм «События и факты»

8

Эколого-ландшафтное районирование города

5

2

3

Практикум, групповой практикум, экскурсия

План города, описание схемы

9

Перспективы развития города-курорта

6

3

3

Консультация, смотр-конкурс, игра, викторина

Газеты, журналы, документы, проекты, «Поле чудес»


Содержание образования
Тема 1.

Физико-географическое положение города

  1. Координаты

  2. Удаленность от морей и гор

  3. Положение в природной зоне, климатической области

  4. Абсолютная высота над уровнем моря

  5. Площадь городских земель

  6. Общий уклон и характер поверхности территории города

Тема 2.

Положение города в крае

  1. Функции города (административный, культурный, промышленный и т.д)

  2. Расстояние до соседних городов. Транспортные связи города. Виды перевозок

  3. Численность населения. Средняя плотность жителей на 1 кв.км

Тема 3

Исторические особенности развития и освоения территории города

  1. Время и причины возникновения поселения и формирование города, его планировка, главная улица, характер застройки тех времен

  2. Рельеф, гидросеть, растительный и животный мир на этом этапе

  3. Первые антропогенные изменения природы, рубка леса, дренажные канавы, подсыпка грунта и т.д.

Тема 4

Зарождение и рост промышленности, санаторно-курортного-комплекса

  1. Возникновение заводов, санаториев, домов отдыха

  2. Увеличение численности населения

  3. Изменение застройки и планировки города. Формирование техногенной поверхности: асфальтирование улиц, изменение конструкций и покрытий зданий

  4. Озеленение

  5. Начало освоение окрестностей, карьеры, подсыпка, выемка грунтов, образование городских свалок. Начало загрязнения среды: почвы, воды, воздуха

Тема 5

Развитие индустрии

  1. Вертикальный рост города

  2. (увеличение этажности) увеличение площади

  3. Увеличение размеров жилых кварталов. Появление магистральных улиц, возникновение их названий

  4. Изменение окружающей среды в застроенной части города. Создание зеленой зоны

  5. Появление и развитие централизованного отопления и канализации

Тема 6

Природные условия и ресурсы города

  1. Полезные ископаемые ближайших окрестностей

  2. Землетрясения, грязевой вулканизм, морфология, проблемы защиты.

  3. Местный климат города

  4. Микроклимат, наблюдения за температурой, влажностью, ветром

  5. Гидросеть города и окрестностей. Характер берегов. Колебания уровня воды. Заболоченность. Выходы грунтовых вод на поверхность, их состояние

  6. Почвогрунты города, их разновидность, степень нарушенности. Лечебные грязи курорта. Экскурсия в БФО

  7. Растительный и животный мир города и окрестностей. Сохранность естественной растительности. Расположение парков, скверов.

  8. Виды животных, сопутствующих человеку. Птицы

  9. Животный мир водоемов. Состояние их. Мониторинг

Тема 7

Экономико-социально-географическая характеристика

  1. Характер планировки улиц, кварталов, их размеры. Тип застройки, этажность

  2. Смотр на лучший проект «Моя родная улица»

  3. Степень благоустройства: асфальтирование, наличие ливневой канализации, мусоросборных контейнеров, урн. Места городских свалок, их удаленность от города. Конференция «Экологические проблемы моего города»

  4. Озеленение и затенение улиц. Диспут «Город-сад»

  5. Транспорт. Наиболее загруженные улицы. Конференция «Транспорт и окружающая среда нашего города»

  6. Санитарно-гигиенические условия нашего города. Степень загрязненности воздуха, воды, почвогрунтов. Звуковое загрязнение. Мониторинг.

  7. Место вывоза и складирования промышленных и бытовых отходов. Создание стенда: «Фотофакты»

  8. Виды загрязнения. Указать места сброса промышленных и ливневых стоков в водоемы. Видеофильм «События и факты»

  9. Дымовые трубы, высота их, густота дыма, цвет, периодичность выбросов. Как часто и при каких ветрах накрывает жилые районы? (Хлебзавод)

  10. Экология воды Анапской бухты.

  11. Места массового отдыха жителей. Пионерские лагеря, парки, стадионы, пляжи, рыбалки.

  12. Поход к водопаду «Жемчужный»

Тема 8

Эколого-ландшафтное районирование города

  1. Выделить районы города: административные, промышленные, жилые, зоны отдыха

  2. Составление плана эколого-ландшафтного районирования города

  3. Памятники природы, урочища, заказник

  4. Экскурсия в заказник «Большой Утриш»

  5. Посещение НИИ Большой Утриш, изучение марикультуры города-курорта Анапа.

Тема 9

Перспективы экологического, экономического, социального развития города.

  1. Перспективы развития города-курорта

  2. Экологическая обстановка города

  3. Смотр-конкурс на лучший экологический проект

  4. Игра «Поле чудес»

  5. Викторина «Знаешь ли ты свой город»


Литература


  1. Гужин Г. С. «География Краснодарского края»

  2. Головков В.И. «Экология Кубани»

  3. Витульская Н.В. «Программа Кубанского компонента содержания общего образования»

  4. Коротаев Г.В. «Экология ландшафтов»

  5. Чистяков В.И. «Край родной»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconЭлективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 10 класс (34 ч) Пояснительная записка
Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10-ых классов. Рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Вид элективного...

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconПояснительная записка данная рабочая программа курса «История»
Данная рабочая программа курса «История» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет...

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconПояснительная записка Программа курса составлена 1 на основе фгос...
Адресная направленность: Программа рассчитана на учащихся 16 -17 лет, которые проявляют интерес к вопросам права и выбрали экзамен...

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconПояснительная записка к программе курса «информатика»
Данная программа адресована общеобразовательным школам для преподавания в 1-4 общеобразовательных классах

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconКласс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы курса краеведения для 8-11 классов, составленной на основе программы курса краеведения...

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconЭкология Вопросы к зачёту
Экология как наука. Сравнение понятий: экология, охрана природы, природопользование

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconЭкология. Вопросы к зачету
Экология как наука. Сравнение понятий: экология, охрана природы, природопользование

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconПрограмма интегрированного курса по изобразительному искусству и...
Программа предназначена для учащихся седьмых классов общеобразовательной средней школы и рассчитана на 64 часа занятий

Пояснительная записка Программа курса «Экология нашего города» iconПрограмма курса Пояснительная записка
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов