Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает»




Скачать 45.92 Kb.
НазваниеТема: С. Есенин «Поет зима, аукает»
Дата публикации25.04.2016
Размер45.92 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > География > Документы

Чтение.

Тема: С. Есенин

«Поет зима, аукает»

«Пороша»

Цель: 1. Учить, вслушиваясь в стихотворение, определять

настроение автора и характеризовать его

  1. Обратить внимание на лексику стихотворения, героев - зиму и птичек.

  2. Совершенствовать словарный запас.

    1. Орг. Часть

II. Звуковая разминка

      1. Упражнение


Встаньте, расслабьте мышцы спины плеч, потом попробуйте как бы приподнять свое тело и откинуть его назад и вниз, спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими.
      1. Упражнение «Свеча»


Делаем глубокий вдох, остановить и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтобы пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха.

3. Упражнение на развитие диапозона

«Чудо – лесенка»


Чудо лесенкой шагаю (низко)

Высоту я набираю

Шаг на горы

Шаг на тучи

А подъем все выше, круче

Не робею, петь хочу

Прямо к солнцу я лечу (самый высокий)

4. Упражнение «Легкокрылая пушинка»

(голосом рисовать движения пушинки)


Легкокрылая пушинка

Села елке на вершинку

Поднялась под облака

Огляделась с высока

Охладиться захотела-

Над рекою пролетела.

Над печной трубой взметнулась

Сорок раз перевернулась,

Прокатилась по траве

И пропала в синеве…

III. Сообщение темы урока.


- Сегодня начинаем новый раздел нашего учебника.

«Поет, зима аукает»

Мы познакомимся с новыми стихотворениями.

Будем учиться вслушиваться, определять настроение автора, обратим внимание на лексику стихотворения.

Кто угодайка

Седая хозяйка

Тряхнет перинки

Над миром пушинки? (зима)

- А сейчас закроем глаза и шепотом произнесем: з-и-м-а…

- Какое чувство возникло?

(Стало холодно и грустно, сыро. А мне стало радостно, я люблю зиму…)

- Зимняя природа побуждает людей творить.

На доске вы видите рисунки и картины учеников нашего класса.

Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Изображать зимнюю природу можно по-разному: художник это делает с помощью красок, композитор - с помощью звуков, а писатель, поэт «рисует» картины словами.

Стихи которые мы будем читать на уроке написал

Сергей Александрович Есенин

( 1895-1925)


Родился в селе Константиново под Рязанью. Стихи начал писать рано,

лет с девяти. Природе родного края посвящены многие произведения поэта, за что его называют певцом русской природы.

- Сейчас я прочитаю стихотворение С. Есенина «Поет, зима аукает»,

а вы будьте внимательны слушая и определите настроение автора. (под музыку, я читаю стихи).

- Какое настроение передает автор в этом стихотворение?

(Сонное, тоскливое, убаюкивающее.)

- Почему?

(т.к. зима аукает, баюкает, пташки дремлют)

- Сколько героев в этом стихотворении?

- Верно, в этом стихотворении 2 героя.

(зима и реальные птички)

- А знаете ли, что первое название этого стихотворения и было «Воробышки»

- Как автор называет их? Найдите в стихотворении уменьшительные суффиксы.

(пташки, воробышки, детки).

- А какие глаголы употребляет автор показывая всю беззащитность этих

птичек?

(прижались, озябли, жмутся, дремлют)

- А какие прилагательные использует автор, чтобы усилить переживания?

(сиротливые, голодные, усталые, малые)

- Чтобы усилить жалость к этим птичкам.

- В литературе этот прием называют эпитеты.

- Поет зима, аукает.

Значит, в стихотворении еще есть герой? (да).

- Это главный герой зима.

- Какая зима у поэта?

(автор предает глубокую тоску облаков)

- Как понимаете?

(тоскливо уплывают куда-то, а красавица зима остается, им грустно, что им нельзя остаться.)

Метелица больно холодна

- Как понимаете?

(метелица – сильный ветер со снегом)

Вьюга стучи по ставням с бешеным ревом, злится.

- Как понимаете?

(ставни – дощатая створка для прикрытия окна, вьюга с ветром просится в дом, а ее не пускают и она злится)

- Как вы думаете для чего Есенин рассказывает о такой зиме?

(чтобы показать силу, власть зимы)

- Все ли так страшно в стихотворении?

(заканчивается надеждой, что скоро наступит весна)

- Какие эпитеты подбирает, описывая сон?

(ясная, прекрасная, красивая).

Сейчас мы будем читать и определим какое чувство надо передать в этом

стихотворении. Мы говорим куплет, а в литературе называется строфа.




^ I. строфа сонность и тоску

II. строфа тревога

III. строфа жалость




IV. строфа мечтательность



- 1 ученик полностью все стихотворение

- Какую картину можно нарисовать?

- А какую музыку вы услышали?

IV. Физ. минутка


Инсениров. стихотворение «Детство» Сурикова.

Вот моя деревня

Вот мой дом родной

Вот качусь я в санках

По горе крутой

Но сверкнули санки

И я на бок хлоп

Кубарем качусь я

Под гору в сугроб

И друзья мальчишки

Смеются надо мной

Какое настроение?

V. Словарная работа


- Объясните смысл слова пороша?

Пороша – слой только – что выпавшего снега.

Картина, нарисованная порошей, первозданно красива.

1. Прочитайте самостоятельно и определите настроение.

(Сонное, скучное, дремлющее)

В какой ситуации могли возникнуть эти строки?

(Был в пути, ехал в санях, шел, дорога была длинной, скучной, поэт увидел эту картину, сказочные образы).

Какие слова – краски помогают оживить предметы, видеть что-то новое в знакомстве?

(Заколдованный лес, сосна подвязалась косынкой и нагнулась на старушку и оперлась на клюку, дорога-лента).

Как понимаете смысл слова клюка?

(Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе)

Послушайте еще стихотворение и подумайте и сравните.

Почему лес в стихотворении «Поет, зима аукает»

И «Пороша»

Лес «дремлет»

(Дремлет - полусонное состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются

глаза).

Зимой вся природа замирает, отдыхает, снегом как покрывалом укрыта вся земля, все деревья надели шапки, шубы. Но природа не спит, а дремлет, зная, что скоро наступит день, когда надо будет проснуться.

V. Обобщение


Понравились стихи С. Есенина?

- Что вы можете сказать о поэте?

Ответы детей:

Он воспевал красоту русской природы.

Его стихи во всем мире знают и любят.

Поэзия Есенина музыкальна

Я люблю его стихи.

Читая его стихи можно мысленно рисовать картины, и сочинять музыку.

VIII. Д/З


- Какое домашнее задание вам бы хотелось получить?

Спасибо за урок.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconО проведении недели «Зимушка зима» в начальных классах в соответствии...
Провести неделю «Зимушка – зима» в начальных классах с 28 января по 01 февраля 2013г

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconСочинение на тему: «Тема любви одна из главных тем в русской поэзии...
Составьте план развернутого ответа на вопрос «Тема Родины в лирике Блока, Есенина»

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconСергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново...
Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг....

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconСергей Александрович Есенин Пугачев

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconУрока. Организационный момент
Оборудование: слайды, музыка Антонио Вивальди. Времена года. Зима. Творческие работы учащихся

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconС. Есенин [1] Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь
По Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconУрока: 1 Систематизация и обобщение знаний учащихся о зиме
Конспект урока развития творческих способностей по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе по теме: «Зима в природе»

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconКазачинская средняя общеобразовательная школа
Сергей Есенин… Простое русское имя и в то же время олицетворение всего истинно русского, волшебного, неповторимого

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconСергей есенин и имажинизм
...

Тема: С. Есенин «Поет зима, аукает» iconВнеклассное мероприятие «Покормите птиц зимой!» Татьяна Ивановна
А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница