Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития»




Скачать 220.21 Kb.
НазваниеУрок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития»
страница1/3
Дата публикации14.06.2015
Размер220.21 Kb.
ТипУрок
edushk.ru > География > Урок
  1   2   3
«Благословенный уголок земли…»

Интегрированный урок географии и литературы в 10 классе -

Влияние природы Средней полосы России на формирование личности Ильи Обломова (по роману И.А.Гончаров «Обломов», глава 9)

Урок разработан педагогами ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» учителем русского языка и литературы Титовой Анной Борисовной и учителем географии Мурыгиной Екатериной Васильевной.

Цель урока: развивать коммуникационные, аналитические, практические, патриотические компетенции, выработать у учащихся умение сопоставлять географические и литературные понятия, выявлять взаимосвязь между ними, устанавливать влияние географических особенностей Средней полосы России на формирование личности Ильи Ильича Обломова в одноименном романе И.А.Гончарова.

Задачи:

образовательные: научить сопоставлять географические понятия, характеризующие Среднюю полосу России, с литературным материалом главы 9 «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова, исследовать влияние данных понятий на формирование личности Ильи Обломова.

воспитательные: выявить особенности формирования личности человека, знакомство с ценностями культуры и быта дворянской усадьбы 19 века; эстетическое воспитание, воспитание природо- и культуроохранного сознания; создание объективной основы для воспитания и любви к родному краю; совершенствование навыков общения.

развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; побуждение учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей; к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей; развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с художественным и научным текстами, картами и таблицами.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, исследовательские методы обучения, практические, разнообразные источники знаний, визуализация (через живопись художников-передвижников), аудиозапись (П.И.Чайковский «Времена года»), мультимедийная презентация, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля.

^ Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: комбинированный - урок-исследование влияния природы (Средняя полоса России) на формирование личности литературного персонажа (Илья Ильич Обломов).

Оборудование: физическая карта России, атлас 8-9 «География России», раздаточный материал, техническая поддержка: экран, компьютер.

^ Технологическая карта урока.





Этапы урока

Соответствие презентации

Время

I.

Организационный.

Слайд1.

1 минута

II.

Актуализация знаний

Слайды 2- 6.

5 минут


III.

Целеполагание

Слайды 7- 9.


2 минуты

IV.

Выполнение задач стандартного типа


Слайды 10-11.

6 минут

V.

Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа


Слайд 12-14

10 минут.

VI.

Динамическая пауза.

Слайды 15-18


1 минута.

VII.

Выполнение задач творческого типа

Слайд 19.

7 минут.


VIII.

Контроль сформированности умений и навыков.


Слайд 20-22

9 минут.

IX.

Определение домашнего задания

Слайд 23. При наличии времени слайд 25,26


2 минуты.

X.

Рефлексия (итог урока)


Слайд 24.

1минута.


^ I. Ход урока. Слово учителя. 2 минуты. Добрый день, уважаемые гости Обломовки! Мы приглашаем вас посетить «благословенный уголок земли», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа здесь не поражает роскошью и вычурностью – она скромна и незатейлива. В такой атмосфере формируется характер Ильи Ильича Обломова, его жизненные устремления. Маленькому Илюше Обломову был интересен окружающий мир.

Давайте с ним познакомимся (учащийся младших классов): «…Проснулся я утром в своей маленькой постельке. Мне только семь лет. Мне легко, весело. Какой я хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждет моего пробуждения… После того начиналось кормление булочками, сухариками, сливочками… - Ах ты, господи, что я за ребенок, за юла за такая!»

Учитель. У каждого из нас есть своя Обломовка. Стоит только закрыть глаза, и увидишь сон. Правда, сон Ильи Ильича описан на 45 страницах, а потом он плавно и незаметно становится образом жизни…Всё в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Для знакомства со средой, в которой рос Илюша Обломов, обратимся к литературному и географическому материалу. Соответственно, работать будем, разделившись на две творческие группы: «Географы» и «Литераторы ». Обратите внимание на экран. Вчитайтесь в высказывания М.М.Пришвина и К.Г.Паустовского о природе:

Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. М. М. Пришвин

Природа России – нравственное начало в жизни русского

человека. К.Г.Паустовский

^ II. Актуализация знаний. Слайд 2. 5 минут.

Слайд 3 и 4. Учитель. Перед вами картины художников-передвижников. Группе «Литераторов» предлагаются сюжетно-тематические полотна. Группе «Географов» – пейзажи. Подумайте, иллюстрациями к каким литературным произведениям 19 века они могли бы стать, назовите не только произведения, но и их авторов. Картины перед вами на столах и на экране.

Слайд 5.Проверьте себя. Литераторы 1.И.И.Левитан «Осенний день» - Л.Н. Толстой «Анна Каренина», И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница», И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

2.Ф.А.Васильев «Деревня» - Н.В.Гоголь «Мертвые души», М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

3. В.Д.Поленов «Бабушкин сад» - А.С.Пушкин «Евгений Онегин», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

Слайд 6. Географы. 4.С.Ю.Жуковский «Брошенная терраса» И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир» (Отрадное)

5.В.Д.Поленов «Заросший пруд» - Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», И.С.Тургенев «Отцы и дети» , Л.Н.Толстой «Детство»

6.Г.Г. Мясоедов «Осеннее утро» - А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Осень»

Учитель. Интересно проанализировать, что все эти авторы: и художники, и писатели - родились и творили в пределах одного ландшафта России. Тарханы, Ясная Поляна, Тригорское, Михайловское, Спасское-Лутовиново, Абрамцево, Поленово, Шахматово … Благодаря этим «благословенным уголкам » стал возможен Золотой век. Без них русская живопись, музыка и литература не имели бы той силы, красоты, влияния на души, умы и сердца человеческие, какие оказывают по сей день.

^ III. Целеполагание. Слайд 7. 2 минуты.

Учитель. Слушая отрывки из текста Н.Михайлова, определите название этой территории: «Вот лес засквозил полянами, расступился, и открылось поле. Давно-давно здесь двигался ледник, он оставил невысокие гряды, их размыли текучие воды, и вы видите знакомое своеобразие равнины. Она может показаться монотонной, но здесь нет и двух мест, похожих друг на друга. Пологие холмы там чуть поднимаются, там – опускаются, медлительные, как вдохи спокойной груди. Пригорок, ложбинка – всё живёт, волнится и уходит в даль – просторную, синеющую, всегда на горизонте очерченную лесом. Супеси да суглинки, кашка, одуванчик, невидимый жаворонок в небе, картофельное поле, луг с излучиной реки.» (Н.Михайлов. Из книги «Картины природы нашей родины») Средняя полоса России.

Учитель. Назовите ключевые слова, которые помогли вам в определении.

Слайд 8.Учитель. Вспомните о том, что вы назвали и прочитали на экране вначале и предложите свои варианты темы сегодняшнего урока.

^ IV. Выполнение задач стандартного типа. 6 минут.

Слайд 9. Влияние природы Средней полосы России на формирование личности Ильи Ильича Обломова.(роль природы в жизни человека, природа и её положительное виляние на детскую душу главного героя)

^ Слайд 10.Учитель. Обратимся к тексту Ивана Александровича Гончарова: «Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели. Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими. Они знали, что в восьмидесяти верстах от них была "губерния", то есть губернский город, но редкие езжали туда; потом знали, что подальше, там, Саратов или Нижний; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и наконец все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю". Предложите свои варианты субъектов Российской Федерации, где может находиться Обломовка.

^ Слайд 11. Ответ: Рязанская, Костромская, Ярославская, Московская, Тверская, Воронежская области, Кировская область (Вятская губерния).

Учитель. Вдумайтесь, какую большую территорию можно было назвать «благословенной», умиротворяющей, располагающей к творчеству!

^ V.Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа. 10 минут.

Слайд 12. Учитель. Для ответа на вопрос: «Какие географические особенности повлияли на формирование творческой, живой личности Илюши?» - выполним второе групповое задание. После прочтения нескольких отрывков из главы 9 «Географам» предлагается выявить и внести в таблицу черты природы Средней полосы России, которым они соответствуют.

«Литераторам» предстоит подобрать к перечню свойств природы то описание из романа Гончарова, которое ему соответствует.

Слайд 13. Пустая таблица для «Географов» и «Литераторов»

Слайд 14. Варианты ответов (читают учащиеся)

Географы

Литераторы

-огромные пространства и равнинность территории


См. приложение 1(отрывок 1) Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

-овражно-балочные формы рельефа


См. приложение 1 (отрывок 2)… Крыльцо висело над оврагом, и чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

-умеренно-континентальный климат


См. приложение 1(отрывок 3) Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. По указанию календаря наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром…

-обилие водных объектов


См. приложение 1(отрывок 4) ….Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись…

-природная зона лесов.


См. приложение 1(отрывок 5) А солнце уж опускалось за лес…

Учитель: Выглянув в окно, Илюша мог увидеть подобные пейзажи. Основная их роль – психологическая, мы узнаём, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство. Пейзажи передают и авторское отношение к обломовскому миру. И.А.Гончаров обращает наше внимание только на пять особенностей природы Средней полосы, считая их вполне достаточными для развития положительных черт характера главного героя в детстве. Обратите внимание и сделайте вывод, при помощи каких основных средств художественной выразительности автор описывает природу этого «благословенного уголка»? Чем обусловлен его выбор?

^ Варианты ответов: серия риторических вопросов (пробуждение интереса у читателя), риторические восклицания (передают восторг), олицетворения (живая природа), антитеза (совершил кругосветное путешествие, желает поделиться впечатлениями), сравнения (люди и природные явления сравниваются с бытовыми предметами), эпитеты, сказочные формулы ( детство для него – сказка), гиперболы (ребёнку всё кажется огромным, особенно опасности)

^ VI. Динамическая пауза. Слайд 15-18. 1 минута

VII.Выполнение задач творческого типа. 7 минут

Слайд 19. Учитель. Тишина, спокойствие царят там и в человеческих нравах. На прошлом уроке мы искали и анализировали образ жизни обломовцев. Было интересно проследить, как формировался характер маленького Ильи Ильича, что копировал он у маменьки, отца, няни и другой дворни. Сегодня посмотрим, как повлияли на формирование характера различные особенности природы Средней полосы России. Вам предлагается перечень черт характера. Творческим группам надлежит равномерно распределить их в соответствии с природными особенностями, которые их формировали. Ответы занесите в таблицу.(Звучит аудиозапись. П.И.Чайковский «Времена года. Июнь. »)

Перечень черт характера:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconУрок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития»
Влияние природы средней полосы России на формирование личности Ильи Обломова (по роману И. А. Гончаров «Обломов», глава 9)

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconОбобщающий урок Урок разработан учителем истории
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 имени В. И. Головченко

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconУрок биологии в IX классе. Этот урок разработан для IX класса учебник
Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения...

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconПрограмма развития «Школа территория здоровья»
Проблема сохранения и укрепления здоровья – одно из приоритетных направлений развития России. Пути ее решения нашли отражения в Национальных...

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconО проведении Дня здоровья по моу «Стригуновская средняя общеобразовательная школа»
День здоровья проводится с целью пропаганды учащихся моу «Стригуновская средняя общеобразовательная школа» здорового образа жизни,...

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconОбразовательная программа мбоу сош №5- «Школа здоровья и развития»...
Индивидуальное и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconУрок для учащихся 5 -го класса Урок разработан по программе «Музыка»
Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconПоложение о ведении электронного классного журнала и электронного...
Данное Положение устанавливает единые требования по ведению электронного классного журнала (ЭЖ) и электронного дневника (ЭД) в гбоу...

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconЗадачами программы развития гбоу нпо по пу №12 г. Никольска являются
«Состояние качества подготовки рабочих кадров в гбоу нпо по пу №12 г. Никольска и взаимодействие Учреждения с работодателями». Итоги...

Урок разработан педагогами гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» iconПроект перспективного развития мбдоу д/с №20 «Дельфин»
Проект перспективного развития мбдоу д/с №20 «Дельфин» разработан с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса, обновления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов