Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися»




Скачать 373.88 Kb.
НазваниеЛекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися»
страница1/4
Дата публикации01.08.2016
Размер373.88 Kb.
ТипЛекция
edushk.ru > География > Лекция
  1   2   3   4
Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися»
Игра — зеркало жизни ребёнка. Даже в самой незамысло­ватой игровой схеме находит своё отражение накопленный деть­ми жизненный опыт. В процессе игры подвергаются проверке, переосмысливаются и закрепляются многие привычные представления детей об окружающем мире. Вместе с тем приобретаются полезные, в том числе и трудовые, навыки, развиваются организаторские способности. Так незаметно для него самого игра подводит ребёнка к истокам созидательного труда.

В жизни детского коллектива игра и труд настолько тесно переплетаются, что грани их порой неразличимы, и трудно ска­зать, когда игра перестает быть забавой и становится делом. Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд.

"Хорошая игра похожа на хорошую работу, писал — А. С. Макаренко,— плохая игра похожа на плохую работу". Это не только образное сравнение, в нём подмечено то существенное, что роднит игру с трудом. Хорошая игра требует от играющих немалых усилий на преодоление возникающих в ходе игры пре­пятствий. Игра приучает их к согласованным действиям, к точ­ности и своевременности выполнения игровых заданий, ответственности перед командой или группой, за которую они. игра­ют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец, в игре, чаще всего воспитываются многие волевые качества, самосто­ятельность; настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе — все то, без чего немыслим успех. Для формирования и развития познавательных интересов школьников существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет географии интересным для учащихся.

В познавательной географической игре закрепляется умение применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное, в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом не следует забывать, что игра всегда "свободна". Следовательно, от учителя требуются терпение, такт, зна­ния и умения организации и руководства игрой. Иначе результаты её будут противоположны ожидаемым.

Прежде всего учитель должен прийти к учащимся с готовой игрой, то есть с тщательно продуманным планом её прове­дения. Ему заранее надо решить, в какой момент он её начнет и что будет служить для неё игровым полем — кабинет географии, лесная поляна, географическая площадка. Всё необходимое для проведения игры должно находиться под руками, об этом нужно своевременно позаботиться.

Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого умственного напряжения, нужно чередовать с более простыми.

Предлагая новую игру, надо кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить её, чтобы каждый знал, что он дол­жен делать.

Игра должна соответствовать возрасту играющих. В частности, нельзя вводить сразу трудные игры, надо начинать с более лёгких.

Если ученик не умеет совершать "путешествия" по карте и замечать, мимо каких островов и полуостровов он "плавает", ему ещё рано играть в "путешествия" с описанием географи­ческих объектов и с привлечением дополнительной литерату­ры. Описание реки и её режима по карточке только с координатами устья реки надо начинать с отгадывания названия реки по месту её впадения и истока. Пренебрегать дидактическим прин­ципом "от простого — к сложному, от известного — к неизвест­ному" нельзя.

Познавательные игры желательно включать в учебный процесс во время повторения некоторых пройденных тем в конце учебного года, когда теряется интерес к учёбе.

Очень важным моментом является то, что учащиеся сами подключаются к составлению познавательных игр: кроссвордов, чайнвордов, ребусов, шарад и т. д. Учителю необходимо под­держать таких учеников, так как они, как правило, активизируют своей работой остальных учащихся класса. При этом главным становится не техника создания познавательной игры, а уме­ние использовать учебник, карту, справочные пособия, книги по географии.

Значение игр в формировании интереса к предмету очень велико. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя их вместе с другими формами и методами работы, учитель достига­ет главной цели - его ученики будут любить и знать географию.
^ Прием «Найди ошибку». Этот прием я использую во время объяснения, когда мне нужно добиться сосредоточенного внимания класса на учебном материале. Перед началом объяснения я объявляю, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок. Эти ошибки будут очевидны и не требуют специальных знаний что бы их заметить. Кто первый заметил ошибку должен поднять руку. При такой работе дети анализируют каждое предложение сказанное учителем и кроме действительных ошибок находят массу ошибок несуществующих. Это замедляет работу, поэтому при применении данного приема учитель должен сразу закладывать в план уроке больше времени на объяснение материала.
^ Прием «Парадокс». Суть этого приема сводится к тому, что перед началом объяснения материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детского внимания как нечто удивительное. Далее учитель говорит, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить и объяснение можно найти в содержании данного урока. Потом учитель объясняет новый материал, а в конце просит учеников объяснить этот парадокс.

Так один из уроков начальной географии в теме «Атмосфера», я начинаю с рассказа о том, как В Дании в 1806 году с неба сыпались раки, в 1933 году в селе Кавалерово Приморского края шел дождь с медузами, а в 1974 году рядом с Ашхабадом с неба падали лягушки. К изложению нового материала я приступаю только тогда, когда вижу, что дети заинтересовались решением данного парадокса.

Еще один пример. В том же шестом классе, один из уроков по гидросфере я начинаю с чтения отрывка из дневника Ф. Нансена: «Чтобы преодолеть то небольшое расстояние, которое весельная шлюпка прошла бы за полчаса, нашему пароходу потребовалась целая вахта (6 часов). Машина работала на полную мощность, но почти не двигалась с места. Лишь только двигатель прекращал работать, судно тотчас же останавливалось, точно схваченное чем-то за корму». Потом я говорю, что это редкое и загадочное явление моряки называют «мертвая вода». Внимание детей захвачено и дальше можно продолжать урок о свойствах морской воды.

Подобные примеры в большом количестве можно найти в книгах по занимательной географии.
^ Прием «Географическая цепочка». Кто из нас в детстве не играл в «города». Собственно правила этой незамысловатой игры и положены в основу данного приема. Если кто не знает, то правила очень простые. Надо назвать город на ту букву, на которую кончалось название предыдущего горда. Но на уроке географии эта игра видоизменяется. Я использую ее в 7 классе. Перед учениками лежат атласы с открытой картой какого-либо материка. Учитель называет любой географический объект и следующий ученик должен найти на карте объект начинающийся на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту материка.
^ Прием «Наблюдательность». Учитель предлагает ученику внимательно посмотреть на определенный участок карты. Потом ученик поворачивается спиной к карте. Учитель называет ему начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить те географические объекты через которые проходит маршрут из начальной точки в конечную.
^ Прием «Штурман». Этот прием является усложненным вариантом приема «Наблюдатель». К доске вызываются два ученика. Один становится у карты с указкой, а второй поворачивается к карте спиной. Ученик у карты направляет конец указки на любой географический объект и дальше начинает движение указкой по карте, постоянно рассказывая о направлении движения и тех объектах по которым проходит выбранный им маршрут. В любое время учитель может сказать «Стоп». Это означает, что ученик, стоящий спиной к доске должен назвать тот географический объект, на котором в данный момент показывает указка. Если он ответил правильно, то ученики меняются местами, а если нет, то игра продолжается.
^ Прием «Буквенный лабиринт». Этот прием хорошо известен любителям головоломок. Он представляет собой задание, которое письменно должен выполнить ученик. Это своего рода кроссворд, где задача ученика состоит в том, чтобы в лабиринте букв найти искомое слово. Для этого нужна концентрация внимания. Кроме того, нужно будет вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит развивается не только внимание, но и память. В качестве примера приведем задание на тему «Великие путешественники».

ЗАДАНИЕ: Перед вами квадрат с вписанными в него буквами. Буквы можно соединять по вертикали и горизонтали. Ваша задача найти спрятанные в этом квадрате имена знаменитых путешественников. После того как вы отыщите все имена останется несколько неиспользованных букв. Из них вам надо сложить фамилию еще одного известного путешественника.

Р

П

Ь

С

Я

И

Г

Е

Л

Ч

Е

Ж

Т

Л

К

И

Б

А

Х

Л

С

Л

Е

В

А

О

Й

М

М

Е

А

Н

Ю

К

И

Н

Л

Л

У

Е

Й

Н

К

С

И

Т

П

О

О

Д

Р

К

О

И

Л

Г

И

Н

Н

К

А

Л

У

Т

Н

И

Н

Т

М

А

Р

Е

В

К

С

Г

В

И

А

С

Н

А

З

К

Г

С

Н

И

Р

Е

Б

Е

Л

А

И

А

Н

И

Л

А

О

Д

С

С

П

Ч

У

Н

Т

Л

М

У

Н

В

Е

У

Ч

З

Е

Б

Е


1. Английский мореплаватель, совершивший три кругосветных путешествия (3 буквы)

2. Венецианец, совершивший в Х111 веке путешествие в Китай. (4 буквы).

3. Российский мореплаватель датского происхождения. Руководитель Великой Камчатской экспедиции. (6)

4. Голландский мореплаватель, чье имя носит остров у берегов Австралии и море в Тихом океане. (6)

5. Русский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. (7)

6. Тверской купец, совершивший в XV веке путешествие в Индию. (7)

7. Норвежский этнограф и путешественник ХХ века. Совершил плавания на лодках «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрис». (8)

8. Южноамериканская страна, названная в честь первооткрывателя Америки. (8)

9. Руководитель первой кругосветной экспедиции. (8)

10. Русский моряк и исследователь Таймыра. Его именем названа самая северная точка Евразии. (8)

11. Норвежский путешественник. Руководил экспедицией впервые достигшей Южного полюса. (8)

12. Флорентиец, участник нескольких экспедиций к Южной Америке, названной им Новым Светом. (8)

13. Английский путешественник и миссионер. Впервые пересек Африку. Открыл водопад Виктория. (10)

14. Российский путешественник, генерал. Исследователь Центральной Азии и Тибета. (12)

15. Русский мореплаватель. Руководитель экспедиции, открывшей последний неизвестный людям материк Земли. (13)

Из оставшихся букв: английский полярный исследователь.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconОсобенности внеклассной работы по географии 5
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству...

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconЛекция по пдд для учащихся с привлечением инспектора по пдд. Неделя гражданско-правовой культуры
Утверждение планов индивидуальной воспитательно профилактической работы с учащимися «группы риска», состоящими на вшу

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Цели, содержание и значение внеклассной работы по учебному предмету в современных условиях

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconКлассный час в системе воспитательной работы
Методическое объединение классных руководителей является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения,...

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconЗаседание по Совета по профилактике Анализ работы Совета по профилактике...
Анализ работы социальной службы и упр школы по организации летней оздоровительной компании. Индивидуальная работа с учащимися по...

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconОтчет «Организация воспитательно профилактической работы с учащимися маоу «Рябининская сош»
«Организация воспитательно профилактической работы с учащимися маоу «Рябининская сош»

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconНа уроках литературы и внеклассной деятельности
Ез анализ художественного текста на уроках литературы и внеклассных мероприятиях», но охватывает более широкий диапазон. Диапазон...

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconПлан воспитательной работы с учащимися спецшколы «Становление» на...
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция 14 «Игровые формы внеклассной работы с учащимися» iconУсловия для досуговой деятельности, внеурочной и внеклассной работы
Тип здания учебное. Год ввода в эксплуатацию – 1991. Проектная мощность 680 человек. Реальная наполняемость 604 человек

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница