И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс




Скачать 148.87 Kb.
НазваниеИ. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс
Дата публикации22.05.2015
Размер148.87 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > География > Документы
И. В. Д у шина

«Материки, океаны, народы и страны» 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Курс географии материков и океанов — это второй По счету школьный курс географии. При условии работы школы по планам, где есть интегрированный Курс «Естествознание», рассматриваемый курс открывает изучение географии. Именно с этим обсто- мтельством связана его структура и содержание. В содержании курса увеличен объем страноведческих mm и ий и несколько снижена роль общеземлеведче- екой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и иоспитании учащихся.

Основная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характе- рп, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного со-

трудничества в решении проблем окружающей среды

на базе знаний о роли природных условий в жизни

людей.

^ Планируемые результаты обучения

Оценивать и прогнозировать:

по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;

природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять:

особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

особенности расового и этнического состава населения;

различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «кли-

матообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

Описывать:

основные источники географической информации; географическое положение объектов (по карте); существующие в природе круговороты вещества и :>нергии (по схемам);

компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;

объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ; особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

^ Определять (измерять):

географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.); вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

^ Называть и {или) показывать:

важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран; типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории; факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере; крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их рас-
Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Раздел I

Как открывали мир (2 ч)

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).

1Раздел II

I еографическая карта — величайшее шорение человечества (2 ч)

I l:i истории создания карт. Роль, свойства и виды I мI> г. Явления и процессы, обозначаемые на картах, Способы их изображения. Решение задач с использо- мпнием карты.

Практическая работа. Определение по картам и глобусу tan гояний между точками в градусах и километрах.

Гп:>дел III

Земля — уникальная планета {8 ч)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Тема 1

^ ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое Ярем я. Карта строения земной коры.

Гельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Практическая работа. Определение по карте направлении передвижения литосферных плит и предположение [иммещения материков и океанов через миллионы лет (на (Н'иоме теории тектоники плит).

Тема 2

^ АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение темпера- tv pi.i воздуха, атмосферного давления и осадков на Вгмле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей- кои). Климатообразующие факторы. Климатические iioiK'ii и области. Опасные природные явления в атмосфере.

^ ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Практическая работа. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

Тема 4

БИОСФЕРА

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Тема 5

^ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 6

^ ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте ирги нов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел IV

Материки и океаны {50 ч)

Тема 1

АФРИКА

I 'сюграфическое положение, размеры, очертания и нмi.iкающие континент моря и океаны. История ис- шсдования материка.

Особенности природы. Преобладание равнин; горы И нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формиро- климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Ха- (инггерные представители растительного и животного мпра, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

11риродные богатства Африки и их использование. CN ичийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических Координат крайних точек, протяженности материка с севе- Мп ни юг в градусах и километрах. Обучение определению рп (графического положения материка. 2. Обозначение на Контурной карте крупных форм рельефа и месторождений Початых ископаемых. 3. Оценивание климатических усло- «н н жизни одного из африканских народов на основе сопо- Ьппления ареала его распространения с данными клима- рогрммм и описанием климата этого района, составленным ■о плану. 4. Определение причин разнообразия природных Ьм материка.

11ароды и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение насе- мония в связи с историей заселения и природными

условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление' Африки на крупные регионы: Северная Африка (Егииет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка иод влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче- ские центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Тема 2

^ АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралий- цев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их разли-

•чия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). (Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического понижения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континенте) it, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. 2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

Океания. Географическое положение. Из истории о ткрытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 3

^ ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче- ские центры стран Южной Америки.

^ Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема 4

ОКЕАНЫ

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

^ Практическая работа. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

Тема 5

^ ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ ЗЕМЛИ

Особенности природы полярных областей. Человек м Арктике и Антарктике.

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

^ Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Тема 6

^ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

^ Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависи-

их использование в хозяйственной деятельности мости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, <-гримы Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные; города, столицы.

Практическая работа. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснонанием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

Тема 7

ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практические работы. 1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. 2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Енразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловим вающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и с траны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. 3. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним.

Раздел У

^ Земля — наш дом (3 ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

Экскурсия и практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

Резервное время — 2 ч.

населения.


25





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс iconРабочая программа по курсу «География. Материки и океаны»
Рабочая программа по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких...

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс iconТематическое планирование по географии 8 класс
Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс iconМатерики Земли Материки Площадь Абсолютная высота ( м ) млн км 2

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс iconПредки современных акул (Heterodontidae) появились в Мировом океане...
Акула должна непрерывно плавать для того, чтобы ее жабры постоянно омывались свежей водой. Треугольные зубы расположены в 5-6 рядов....

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс iconЛитература: Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990
Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX xii вв.). М

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс icon7 класс. Океаны Площадь какого океана составляет 178,62млн км
Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс icon10. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции
Цивилизации Древнего Востока это цивилизации "первой волны". Народы этих культур первыми вступили на путь строительства государства,...

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс iconАннотация к рабочей программе по окружающему миру класс 3 умк «Перспективная начальная школа»
Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий...

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс icon1. Роль географической науки в решении важных проблем развития страны....
Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение

И. В. Д у шина «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс iconЗолото главный драгоценный металл, признанный таковым по всему миру....
Целью данной работы является исследование проблемы золота в товарно-денежном обращении современного мира. Данная тема является актуальной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов