Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год




НазваниеРабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год
страница1/6
Дата публикации22.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
edushk.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Беловская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области


Рассмотрена

на заседании ШМО учителей биологии, географии и химии

Протокол №1

от «29» августа 2012 г.

Принята

на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «30» августа 2012 г.

Утверждена приказом №_218__ от 31 августа 2012 г.
Директор школы____________

Курбатова О.А.



^ Рабочая программа

по географии

для 9 класса

на 2012-2013 учебный год
Учитель: Цыганкова Наталья Николаевна, I квалификационная категория


^ Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по географии «География России» (8-9 классы), авторской программы по географии под редакцией И.В. Душиной. Календарно - тематическое планирование по географии для 6 класса составлено в соответствии с «Обязательным минимумом содержания общего образования» и «Базисным учебным планом».
Инвариантная часть Базисного учебного плана перенесена в учебный план школы без изменений, количество часов по географии в неделю - 2 часа.

Продолжительность учебного года - 34 недели. Продолжительность урока- 45 минут при 6-дневной учебной неделе. Количество часов за год-68 часов.
^ Цели и задачи:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения культуры и истории своей Родины. Приобщить детей к постижению истины и определению их места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения географии по данной программе обучающийся должен:

1. Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации;

- субъекты Российской Федерации;

- пограничные государства;

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

- народы, наиболее распространенные языки, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения производства;

- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

^ 2. Определять (измерять).

- географическое положение объектов;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

- образы природо-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

- особенности быта и религий отдельных народов.

4. Объяснять.

- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

- изменение пропорции между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий.

^ 5. Оценивать и прогнозировать;

- природно-ресурсный потенциал страны, региона,

- экологическую ситуацию в стране, регионе;

- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения,

- развитие системы городских поселений;

- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

^ Основное содержание программы

9 класс.

VIII—IX КЛАССЫ (136 часов, 2 часа в неделю), из них

IX КЛАСС (68 часов, 2 часа в неделю)

ЧастьI Россия на карте мира(4 часа)

Тема 1.Границы и административно-территориальное устройство

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Этапы и методы географического изучения территории России.

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, этнокультурное, эколого-географическое, транспортно-географическое, геополитическое. Сравнение географического положения России и других государств. Уровни (масштабы) географического положения.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы.

1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

^ Часть II. Население России (7 часов)

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни Россиян.

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

^ Ч а с т ь III. Хозяйство России (21 часа)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1. Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основныx отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
^ Тема 2. Вторичный сектор экономики — отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные зоны добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов электростанций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

^ Практические работы.

1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим

материалам.

2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

^ Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

^ Практические работы.

1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

^ Практическая работа.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по истории для 5 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа учебного предмета история для 5 класса, основной общеобразовательной школы составлена на основе

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса на 2013 2014 учебный год
Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по «Технологии» 1 класса разработана на основании

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по географии для 7 класса на 2013-2014 учебный год
География материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconАнализ работы мо гуманитарного цикла моу сош №12 Х. Графского за 2012-2013 учебный год
Деятельность мо за 2012-2013 учебный год строилась в соответствии с планом работы мо, методической темой мо: «Рост мотивации субъектов...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2012/2013 учебный год
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по географии 6 класс на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования и призвана сохранить традиции...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по биологии для 8 класса на 2012-2013 учебный год
Примерные программы по биологии. – М; «Дрофа» 2007 год. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по географии, 7 класс, основная школа, базовый...
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «География 6-11 классы» автор И. В. Душина «Дрофа»,...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса на2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования, федерального компонента государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов