Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель




НазваниеПрограмма элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель
страница1/5
Дата публикации06.06.2015
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
edushk.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45

ВОДА НА ПЕРЕКРЁСТКАХ ХИМИИ,
ФИЗИКИ И БИОЛОГИИ


Программа элективного курса по химии
для 9 класса

Автор – составитель

Шарова Надежда Михайловна

Учитель химии

МОУ СОШ № 45


г. Копейск

2005

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3
Содержание курса 5
Тематическое планирование курса 7
Методические рекомендации по проведению курса 9
Приложение 17
Литература 25

^ Пояснительная записка
В программе О.С.Габриеляна (8-9кл) нет темы, где бы изучались свойства воды, её роль в жизни человека и всего живого на Земле. Однако такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественно-научного профиля старшей школы.

Содержание курса имеет интегрированный характер. Он может рассматриваться как курс, поддерживающий изучение основного курса химии, позволяющий расширить некоторые вопросы (способы выражения концентрации растворов, гидролиз), а также закрепить материал, изученный в 8 классе.

Программа строится с учетом межпредметных связей с физикой, биологией, математикой, экологией.

Курс предназначен для изучения в 9 классе, рассчитан на 17 час (1час резервный). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных опытов, практических занятий, практикума по решению задач. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя

самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

^ Основные задачи курса:

  • Закрепление, систематизация и расширение знаний учащихся о воде.

  • ознакомление со свойствами вещества, с которым учащиеся встречаются в повседневной жизни, в целом - раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

  • развитие общекультурной компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;

  • расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической, /в том числе экспериментальной/ деятельности;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования.

  • развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия по распространению почерпнутых при изучении курса знаний.

^ Формы контроля: домашняя контрольная работа, результаты тестирования, результаты выполнения практических заданий, а также сообщений по определённым вопросам, итоговая конференция.

Оценивание сообщения происходит по следующим критериям:

1.Раскрытие темы.

2.Научность.

3.Химическая грамотность.

4.Использование не менее трёх литературных источников.

5.Качество устного изложения.

6.Логичность изложения.
Темы сообщений
1.Вода – это жизнь!

2.Вода – топливо будущего.

3.Водные ресурсы Земли.

4.Лёд – строительный и художественный материал.

5.Металлы океана

6.Роль воды в жизни растений

7.Растворы в медицине.

8.Сокровища Нептунова царства

9.Секреты замороженной и талой воды.

10.«Серебряная вода» её применение

11.Проблемы чистой воды.

12.Охрана вод России

13Цвет морской воды, химический состав морской воды.

14.Хлорирование и озонирование воды.

15.Вода в литературе, искусстве (в произведениях писателей, поэтов, художников)

. 16. Вода в организме животных.

17. Вода, которую мы пьём
После изучения данного курса учащиеся должны знать:

Роль воды на Земле. Понятия водородная связь, диполь.

Основные требования к питьевой воде.

Способы очистки воды в быту.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

Проводить качественные реакции на ионы металлов: кальция, магния, натрия; анионы: сульфат, карбонат, хлорид.

Решать задачи межпредметного содержания.

Уметь работать в группе.

Определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработку.

^ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение 1ч

Химия, физика, биология – науки о природе. Роль наук в изучении окружающего мира.
1.Значение и свойства воды. 2час

Значение воды, состав воды, строение молекул воды (химическая связь, водородная связь). Химические свойства воды. Изотопы водорода.

«Тяжёлая» вода. Способы получения тяжёлой воды, её свойства.

^ Лабораторные опыты.

1.Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

2. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов: оксид кальция, оксид серы(4), оксид железа(3).

^ Домашняя практическая работа- исследование. Количественное использование воды в домашнем хозяйстве (см. приложение)

Аномалии воды. Лёд. 4час

Аномалии воды: температура плавления и кипения, высокая теплоёмкость, скрытая теплота испарения, расширение воды при замерзании, изменение плотности воды в зависимости от температуры, поверхностное натяжение воды. Лёд, строение льда. Биологические свойства талой воды.

Вода как растворитель. «Живая» и «мёртвая» вода. «Серебряная вода». Способы выражения концентрации растворов (массовая доля, молярность, нормальность). Применение растворов в быту, медицине, сельском хозяйстве.

Решение межпредметных задач.

^ Демонстрационные опыты: доказывающие большое поверхностное натяжение воды: «бездонный бокал», «копейка (игла), которая не тонет», температура кипения и плавления воды, приготовление охлаждающей смеси (снег и соль).
^ Вода в организме человека и животных. 4час. Вода в живых организмах. Количество воды в организмах животных и растений. Содержание воды в тканях и органах человека. Функции воды в организме. Баланс воды в организме: потребление и выделение воды.

Пути использования воды в организме: переваривание пищи, канализационная вода. Эндогенная вода. Жажда.

Понятие гидролиза. Гидролиз солей и органических веществ.

Воздух, влажность воздуха (относительная и абсолютная). Определение влажности воздуха. Гигрометр. Гигроскопичность. Влияние влажности воздуха на здоровье человека.

Кристаллогидраты. Применение кристаллогидратов в природе, быту и технике.

Лабораторные опыты

.3.Гидролиз крахмала, сахарозы (химическим способом и под действием ферментов слюны).

4. Исследование растворов солей индикатором.
Практические работы 2ч.

1. Количественное определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах. Установление формул кристаллогидратов.

2. Определение влажности воздуха

.

^ Морская и питьевая вода. Очистка и опреснение воды. 3час.

Море и жизнь. Состав морской воды. Океан – среда жизни. Химический состав морской воды.

Вода, которую мы пьём. Требования к питьевой воде.

Экологическая обстановка в Челябинской области, в г. Копейске. Направления деятельности по предупреждению загрязнений водоёмов города и области.

Очистка воды. Опреснение воды дистилляцией. Иониты. Источник пресной воды – лёд.

Минеральные воды. История минеральных вод: храмы Эскулапа, А.С.Пушкин о минеральных водах. Состав минеральных вод. Действие минеральных вод на организм.
^ Практические работы 2ч.

3. Исследование состава минеральных вод: обнаружение катионов магния, кальция, хлорид, карбонат и сульфат анионов. Обнаружение углекислого газа.

4.Очистка воды различными способами: фильтрованием через песочный фильтр, древесный уголь, коагуляцией сульфатом алюминия. Очистка воды ионитами.


^ Подведение итогов работы. 2 час

Научно-теоретическая конференция «Мир воды».

Тематическое планирование курса







^ Тема занятия

Форма проведения

Образова -тельный продукт

1

Введение Науки о природе. Роль наук в изучении окружающего мира

Лекция с элементами беседы


Домашняя практическая

работа


2.

.Значение воды.


Урок-«путешествие в мир воды» Сообщения

учащихся.


Подобрать материал к ответу «В главной роли -Вода»


3

В главной роли - Вода

Путешествие по произведениям искусства, литературы и музыки, где участвует вода.

Сообщения

Учащихся.

Синквэй


4.

Аномалии воды. Лёд.

Рассказ с элементами беседы.Сообще-ния учащихся.

Сообщения

Учащихся.

Просмотр видеофильма



5

.Способы выражения концентраций растворов


Лекция с элементами беседы.


Самопровер- ка


6

Решение межпредметных задач

Самостоятель- ная работа в парах


Индивидуальное решение задач.


7.

Урок- Зачёт

Индивидуаль-ный опрос

Индивидуальное решение

Задач.

8.


.Вода в живом организме.


Сообщения учащихся


Конспектирование


9.

.Гидролиз солей и органических веществ.

Лекция с

демонстрацией опытов Лабораторные опыты


Отчёт по работе



10.

.Практическая работа «Количественное определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах».


Работа в парах


Отчёт по работе


11.

.Практическая работа «Определение

влажности воздуха

Работа в звеньях

Отчёт по работе


12.

.Морская и питьевая вода. Проблемы чистой воды.


Сообщения учащихся


Самостоя-

тельная работа.



13.

Практическая работа «Очистка воды».



Сообщения учащихся


Отчёт по проделанной работе


14.

.Практическая работа. «Исследование состава минеральной воды

Работа в парах


Отчёт по проделанной работе

15-16.

Итоговое занятие

(конференция «Мир воды»).


Коллективные и индивидуаль-ные выступления

Прослуши-

вание и

оценивание сообщений, выставление оценок за курс.Ответы на вопросы.
.



17.

Резервное время








Методические рекомендации по содержанию и проведению некоторых занятий
^ Вводное (организационное) занятие.

Цель: познакомить с общей структурой курса.

Рассмотреть роль наук о природе, их роль в изучении воды.

Показать учащимся, что вода это уникальное природное соединение.

Вода- самое обыденное, и в тоже время самое удивительное в-во на нашей планете. Роль воды в истории Земли и человека трудно преувеличить. Вода- magna mater (великая мать) всего живого. Изучение воды началось ещё в 17веке, т.е. задолго до того, как был определён её химический состав.

Далее учитель рассказывает об изучении природы на Земле, об основных науках, изучающих природу.

Затем учащиеся знакомятся

1.с общей структурой курса и примерным содержанием его, с обязательной и дополнительной литературой.

с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и творческих работ, которые им предстоит выполнить за данное время;

с критериями оценивания работ учащихся.

2.Предлагаются для ознакомления рейтинговые таблицы оценки работ учащихся по завершению каждой темы и итогового занятия

3.предлагается тематика сообщений.

^ Домашнее задание» Провести исследование: «Количественное использование воды в домашнем хозяйстве».

Занятия 2-3 Значение и свойства воды.

Цель: Подвести учащихся к оценке роли воды в жизни человека.

Рассмотреть химические свойства воды. Закрепить навыки составления уравнений реакций.

Развитие умения работать с веществами, соблюдая правила техники безопасности.

Роль воды в истории Земли и человека трудно преувеличить Из воды человек вышел, из воды (около 70% по массе) он состоит. и погибает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Ежегодно мы выпиваем воды во много раз больше, чем весит наше тело. Вода - непременный участник едва ли не всякого промышленного и сельскохозяйственного производства. «Историю цивилизации можно написать с точки зрения отношения человека к воде», - сказал американский ученый Бернард Франк.

Далее рассматриваются состав воды. Работы Лавуазье по определению состава воды. Структура воды (валентные углы, электронная структура, полярность молекулы воды). Водородная связь

Химические свойства воды (взаимодействие с металлами и неметаллами, оксидами). Учащиеся выполняют лабораторные опыты № 1,2, которые характеризуют химические свойства воды, записывают уравнения реакций, делают выводы. Учитель дополняет знания о химических свойствах воды (взаимодействие с неметаллами, органическими веществами)

. Далее учитель напоминает об изотопах водорода, рассматривает состав «тяжелой воды». Затем учащиеся прослушивают сообщение «Тяжёлая» вода, её свойства, способы получения, роль в природе и технике».

(Немчанинова Г.Л. стр55)

Дома: подобрать материал к краткому ответу «В главной роли - вода» (по выбору), подобрать высказывания, стихи, песни, загадки, отрывки из художественных произведений, художественные картины, интересные цифры и факты, написать сочинение «Вода в моей жизни».

Вода – самое распространённое вещество на Земле, имеющее структуру минерала. Её физические свойства необычны, для нормальной жизнедеятельности она необходима всем: и человеку, и животным, и растениям. О ней слагают стихи, песни, легенды, её изображают на картинах художники.

На этом занятии мы рассмотрим некоторые репродукции с картин, где одно из действующих лиц- Вода (картины И.Айвазовского, В.Шишкина и др.), прослушать отрывки из стихотворений о воде, вспомнить песни о воде («Песенка туриста»: «Я беру с собой в дорогу лишь всего: на день хлеба и немного аш два о». «Вода, Вода. Кругом вода». Муз. Колкера, «У леса на опушке» муз. Э.Ханка. «Песенка водовоза» из кинофильма «Волга-Волга» муз. Дунаевского И.О. и др.)

Можно использовать материал:«Жизнь на воде» сценарий Константиновского М.А. «Коапп! Коапп! Репортаж о событиях невероятных»

Для закрепления знаний о свойствах воды, можно применить метод синквэй (пятистишие). (Работа в звеньях):

1строка – существительное по теме.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола или деепричастия.

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме.

5 строка - синоним из одного слова, повторяющий суть темы.

Например: Вода

Чистая! Прозрачная!

Течёт, растворяет, загрязняется.

Как пить эту воду?

Очистить!
Итог: Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это - только вода!

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода!
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconПрограмма элективного курса по химии химия в промышленности автор: Короткова Татьяна
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного...

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconРабочая программа курса химии 8 класса составлена в соответствии с
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриелян),...

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconПояснительная записка Программа базового курса химии 11 класса отражает...
Программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О. С. Габриелян, 2006 и государственного...

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconРабочая программа среднего общего образования по элективному курсу...
Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы (Автор-составитель Н. В....

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconРабочая программа по химии 10 класс профильный уровень
Липецкой области на 2014-2015 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2014-2015 учебный год (автор составитель...

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconРабочая программа по химии 11 класс Пояснительная записка 11 класс
Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель...

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconРабочая программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас»
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 8 классов

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconПрограмма элективного курса по химии
Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconПрограмма элективного курса составлена на основе авторской программы...
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы элективных курсов для средней общеобразовательной школы Составитель...

Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель iconПрограмма элективного курса по географии в рамках профильной подготовки...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов