«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии




Скачать 275.33 Kb.
Название«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии
страница1/2
Дата публикации26.04.2016
Размер275.33 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Химия > Документы
  1   2







«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки







«СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета ФИПИ по химии




Единый государственный экзамен по ХИМИИ

СПЕЦИФИКАЦИЯ


экзаменационной работы по химии

единого государственного экзамена 2007 г.
подготовлена Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»



СПЕЦИФИКАЦИЯ


экзаменационной работы по химии

единого государственного экзамена 2007 г.


^ 1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации и зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения.
^ 2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.).

  2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

3) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
^ 3. Структура экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.

Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 …А30.

Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.

Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.

Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы дает таблица 1.

Таблица 1
^ Распределение заданий по частям экзаменационной работы





п/п


Части

работы


Число заданий


Максималь-ный первич-ный балл

% максимального первичного балла

за данную часть работы от общего

максимального первичного балла - 67


Тип заданий

1

Часть 1

30

30

44,8%

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

10

18

26,9%

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

5

19

28,3%

Задания с развернутым ответом

4

Итого

45

67

100%

Все типы


Задания с выбором ответа, самые многочисленные в экзаменационной работе, построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования (43 из 56) из всех четырех содержательных блоков курса – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций».

Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех предложенных вариантов ответа. Последовательное соотнесение каждого из предложенных вариантов ответа с условием задания – основное правило, которое должно соблюдаться при выполнении этих заданий.

Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется прежде всего в том, что выполнение таких заданий предполагает:

а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;

б) самостоятельное формулирование и запись ответа.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  1. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

  2. Задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор).

  3. Задания, требующие написания ответа в виде числа.

Задания с развернутым ответом – самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа и кратким ответом, они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков и подразделяются на следующие типы:

- задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;

- задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);

- расчетные задачи.

Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:

- объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;

- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям и по определению молекулярной формулы вещества.


  1. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам умений.


4.1. При определении содержания проверочных заданий экзаменационной работы по каждому блоку учебного материала учитывалось, прежде всего, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников по химии, наиболее значительный объем занимают элементы содержания блока «Вещество». По этой причине доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составила в экзаменационной работе 46,4% от общего числа всех заданий. Доля заданий, проверяющих усвоение элементов содержания остальных блоков учебного материала, также определена пропорционально их объему (см. таблицу 2) .


Таблица 2
^ Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам (темам, разделам) курса химии




п/п

Содержатель-

ные блоки

Число заданий

Максималь-ный балл за выполнение заданий каждого блока

% от общего максимального балла – 67


% элемен-

тов данного

блока в ко-

дификаторе

1

Химический элемент

2

2

3%

5,4%

2

Вещество

20

24

36%

46,4%

3

Химическая реакция

16

29

43%

26,8%

4

Познание и применение веществ и химических реакций



7



12



18%



21,4%

5

ИТОГО

45

67

100%

100%



    1. В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с общими целями обучения химии в средней школе предлагаемые в ней задания ориентированы на проверку овладения выпускниками определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии. Представление о распределении заданий по видам проверяемых умений дает таблица 3.

Таблица 3



^ Распределение заданий по видам проверяемых умений





п/п


Виды

проверяемых умений


Число заданий

Максимальный

балл за выпол-

нение заданий

по каждому

виду умений

% от

общего

макси-мального

балла – 67

1.


Называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

Классифицировать неорганические и органические вещества (по составу и свойствам) и химические реакции (по всем известным признакам классификации)


4


4

6%


2.

Определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений; вид химической связи в неорганических и органических веществах; тип кристаллической решетки в веществах; изомеры и гомологи по структурным формулам и т.д.


4


5


7,5%

3.

Характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева; состав, свойства и применение основных классов органических и неорганических соединений; факторы, влияющие на изменения скорости химической реакции и состояние химического равновесия



21



26



38,8%

4.

Составлять уравнения химических реакций различных типов; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность изученных видов химических реакций


11


22


32,8%

5.

Проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям


5


10


14,9%

6.

Итого

45

67

100



^ 5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 4).

^ Таблица 4


Распределение заданий по уровню сложности


Уровень сложности

заданий
^
Число заданий

Максимальный

балл за выполнение заданий каждого

уровня сложности

% от общего максимального

балла (67)

Базовый

30

30

44,8%

Повышенный

10

18

26,9%

Высокий

5

19

28,3%

Итого

45

67

100%


^ 6. Время выполнения работы. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания части 1 – 2-3 минуты;

    1. для каждого задания части 2 – до 5 минут;

    2. для каждого задания части 3 – до 10 минут.

Общая продолжительность работы составляет 3 часа (180 минут).
^ 7. План экзаменационной работы.

Предлагается один план экзаменационной работы 2007 г., который дается в Приложении.


  1. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Ответы на задания Части 1 (А) и Части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы к заданиям Части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов.

Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивается 1 баллом.

В Части 2 верное выполнение заданий В1–В8 оценивается 2 баллами, а заданий В9 и В10 – 1 баллом.

Задания Части 3 (с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 3 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности). Проверка заданий Части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому ответы, приведенные в инструкции для объяснения критериев их оценки, следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.

Аттестационная оценка выпускника школы за освоение курса химии определяется по 5-балльной шкале.

Оценка в целях отбора для поступления в вузы подсчитывается по 100-балльной шкале с учетом суммы баллов, полученных выпускником за все выполненные задания.
^ 9. Дополнительные материалы и оборудование.

В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

- электрохимический ряд напряжений металлов;

- непрограммируемый калькулятор.
^ 10. Условия проведения экзамена (требования к специалистам).

На экзамен в аудиторию не допускаются специалисты по химии. Использование инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники, прошедшие специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2007 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.
^ 11. Рекомендации по подготовке к экзамену.

К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

ФИПИ рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ, и пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совместных проектов с издательствами. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте www.fipi.ru в разделе «Экспертный совет ФИПИ».


^ 12. Изменения в спецификации КИМ 2007 по сравнению с 2006 г.

В целом структура КИМ 2007 года сходна со структурой КИМ 2006 г.

Вместе с тем в КИМы 2007 г. были внесены незначительные изменения. Так, например, усвоение одного из важнейших элементов содержания «генетическая связь между различными классами неорганических и органических соединений» в КИМах будет проверяться как на базовом, так и на высоком уровнях сложности. Это позволит более четко скорректировать содержательную основу заданий, ориентированных на проверку данного элемента содержания.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии icon«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по обществознанию
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии icon«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по биологии
Приказам Минобразования РФ №1236 от 19. 05. 98, №56 от 30. 06. 99) и Федерального компонента государственного образовательного стандарта...

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии icon«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по истории России
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания) основного общего и среднего (полного) образования по истории (приложения...

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии iconА. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф
Ректор акад. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д. М. Дайитбегов

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии icon«Согласовано» Председатель Управляющего совета Мерзликина Г. В. Протокол №4 от 01. 08. 11
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Стр. 18

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии icon«Согласовано» Председатель Совета Учреждения Янке В. П. Протокол №1 от 30 августа 2013 г
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии iconСогласовано Утверждаю Председатель директор мбоу «Яйская совета школы...
Общая характеристика общеобразовательного учреждения. Условия осуществления образовательного процесса

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии iconМетодические указания к курсу «Политология» Ярославль 2001
Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии iconПедагогика
Печатается по решению научно-методического совета Института педагогики и менеджмента гоу впо «Оренбургский государственный педагогический...

«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по химии iconМетодические указания к курсу «Политическая регионалистика» Ярославль 2001
Печатается по решению научно-методического совета Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов