Решением Педагогического совета




Скачать 263.69 Kb.
НазваниеРешением Педагогического совета
Дата публикации15.05.2016
Размер263.69 Kb.
ТипРешение
edushk.ru > Химия > Решение
Приложение № 11

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 343 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ПРИНЯТА

решением Педагогического совета

ГБОУ гимназии № 343

Невского района Санкт-Петербурга,

протокол от «29»августа 2014 № 1


УТВЕРЖДЕНА приказом

от «29»августа 2014
Директор ГБОУ гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга

Д.И. Бусел




^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДПРОГРАММА

«Юный эколог-химик»

Возраст воспитанников: 13– 17 лет

Срок реализации: 3 года

Автор составитель: Куцапкина Людмила Васильевна педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2014 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подпрограмма «Юный эколог-химик» является дополнительной общеобразовательной подпрограммой общекультурного уровня освоения социально-педагогической направленности образовательной программы «Дополнительное образование детей» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга.

Система химико-экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Актуальность данной подпрограммы заключается в анализе современных проблем в экологии и химии, в анализе причин, породивших эти проблемы и в поиске их решений.

^ Педагогическая целесообразность подпрограммы заключается в побуждении к самостоятельному осмыслению и решению поставленных перед обучающимися задач. Основные методы образовательной деятельности: экскурсии, наблюдения, зарисовки, фотомонтаж, анкетирование, работа с научно-познавательной литературой, беседы с интересными людьми, написание исследовательских работ, стихов и сказок с эколого-химической направленностью и др.
^ Цель: формирования общей химико-экологической культуры через расширение кругозора и изучение современных проблем в экологии и химии

Задачи:

образовательные

  • формирование научного мировоззрения, опыта научно–исследовательской деятельности;

  • углубление и расширение имеющихся у обучающихся бытовых знаний о природе и экологии;

  • формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, как частью природы;

  • формирование навыков и умений, необходимых для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

  • обучение оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их в образовательной деятельности;

  • формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования;

развивающие

  • развития самостоятельной и познавательной деятельности, творчества и инициативы;

  • развитие мотивации к познанию и творчеству через его увлечение вопросами химии и экологии;

воспитательные

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия химией и экологией;

  • воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся жить в гармонии с окружающей средой, убережет от разрушительных для экосистем действий, связанных с неправильным использованием знаний по химии:

  • воспитание убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения;

  • развитие коммуникативной культуры в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах обучающихся.


^ Отличительные особенности подпрограммы

Подпрограмма предполагает образовательную деятельность в игровой форме: рисование, слушание и обсуждение химико-экологических сказок, рассказов, работа с экологическими рисунками, самостоятельное составление рассказов, что способствует развитию творческих способностей обучающихся. В ходе образовательной деятельности обсуждаются темы, которые сейчас очень актуальны и важны: о воде, воздухе, пище, витаминах. На практических занятиях обучающиеся обсудят проблему вторичного использования сырья, проведут анализ используемой воды, изучат воду в реках Санкт-Петербурга и Лахтинского разлива и т.д. Прогулки, экскурсии, практические работы нацелены на общее развитие обучающихся, развитие наблюдательности, внимания. Подготовка и проведение экологических праздников развивают творческие способности обучающихся, выявляют их интересы, позволяют творчески подходить к решению некоторых экологических проблем, заставляют задуматься о будущем страны и всего человечества.

Первый год образовательной деятельности обучающиеся изучают общие экологические понятия, второй год более углубленно изучают экологические проблемы на Земле, третий год содержит краеведческий материал. Внимание направлено на изучение и охрану природы своего края, важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

На третий год образовательной деятельности обучающиеся становятся инструкторами, помощниками педагога, организаторами экскурсий в природу, лекторами. Основная их задача - пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у обучающихся организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.
^ Условия реализации: Подпрограмма «Юный эколог-химик» адресована обучающимся 13-17 лет. В объединение принимаются обучающиеся 7-11 классов с учетом их интересов. Наполняемость в группах: первый год образовательной деятельности — 15 человек; второй год — 12 человек, 3-й год – 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем году образовательной деятельности объясняется увеличением объема сложности программного материала.

^ Сроки реализации подпрограммы: Подпрограмма рассчитана на 3 года образовательной деятельности. 1 год образовательной деятельности – 144 часа, 2-й год – 144 часа, 3-й год – 144 часа.
^ Форм и режим занятий: Форма занятий групповая, малыми звеньями, парная. Занятия групп образовательной деятельности проводятся:

1-го года – 2 раза по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часа в год);

2-го года - 2 раза по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часа в год);

3-го года - 2 раза по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часа в год).


^ Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

по образовательному компоненту подпрограммы обучающиеся:

  • расширят знания об экологии и природе; о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, как частью природы;

  • получат навыки, необходимых для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

  • научатся оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их в образовательной деятельности;

  • научатся грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

  • получат навыки опытнической и самостоятельной исследовательской деятельности, написания исследовательских работ; презентации исследовательских работ на конференциях;

по развивающему компоненту подпрограммы обучающиеся:

  • приобретут умения применять знания для объяснения процессов и явлений живой и неживой природы, жизнедеятельности собственного организма;

  • научатся самостоятельно добывать знания, применять их на практике, проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

по воспитательному компоненту подпрограммы у обучающихся:

  • сформируется стремление к решению основных экологических проблем города;

  • появится ценностное отношение к собственному здоровью;

  • появится желание и умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.


Способы определения результативности

  • педагогическое наблюдение

  • анкетирование, тестирование, викторины

  • защита исследовательских работ

  • оформление фотоотчёта

  • опыты и эксперименты



Формы подведения итогов реализации подпрограммы

  • школьные конференции (защита исследовательских работ), дискуссии

  • выставки творческих работ

  • презентации собственных достижений обучающихся

  • открытые занятия для родителей

  • диагностика в рамках мониторинга ОДОД

Учебно-тематический план

1-й год образовательной деятельности

№ п/п

Тема

Всего часов

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Основы экологического образования. Инструктаж по охране труда.

4

3

1

2.

Природа – наш общий дом. Основные составляющие природы

8

4

4

3.

Вода – чудо природы. Жизнь водных пространств и экология

36

18

18

4.

Мир полон химических угроз

2

1

1

5.

Воздух. Значение его чистоты для живых организмов

12

5

7

6.

Еда на нашем столе. Аллергия. Причины и следствия

20

8

12

7.

Царство витаминов - уникальный мир природы. Зеленая аптека

18

9

9

8.

Экология в нашем доме. Экомир в моей семье.

14

6

8

9.

Природа моей страны

10

4

6

10.

Экология нашего города

18

3

15

11.

Итоговое занятие. Экологический марафон

2

1

1




Итого

144

62

82

Содержание подпрограммы 1-го года образовательной деятельности 1. Вводное занятие. Экологическое образование Теория: Необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы. Инструктаж по охране труда. Практика: Размышление «Живая и мертвая вода». Викторина. 2. Природа – наш общий дом. Основные составляющие природы Теория: Понятие об экологии как науке. Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Неживые компоненты природы: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек – часть природы. Практика: Написание экологических сказок «Вода – волшебница», «О том, человек чуть не погубил свою Землю». Обсуждение сказок. Теория Масару Эмото. Сказка-быль «Живая и мертвая вода». 3. Вода – чудо природы Теория: 3.1. Вода – самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Вода в городе, деревне, горах. Родники и ключи. Тайны родниковой воды. Память воды. 3.2. Вода и живые организмы. Значение воды для растений. Животный мир и вода. Приспособления к длительному пребыванию без воды. Вода в Санкт-Петербурге (Ладожское озеро, Нева, Оккервиль и другие реки города). . 3.3. Пресные воды – наше богатство. Использование пресной воды человеком. Пресные воды: поверхностные и подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Новейшие способы получения чистой воды. 3.4. Основные источники загрязнения водоемов. Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов. 3.5. Жизнь водных пространств и экология. Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных пространств. Практика: Дискуссия «Капля воды. Путешествие капельки». Загадки, пословицы, поговорки. Написание экологической сказки «Почему вода обиделась». Составление рассказа по экологическому рисунку. Экологический рассказ «Гибель реки». Практическая работа «Как влияют на качество воды загрязняющие вещества: стиральный порошок, масла, песок и др.». Экологические рассказы «Нефть в море», «От чего погибли киты». Экологическая игра «Очистим воду». Экскурсия в музей воды, фотоотчет. Оформление агитплаката «Не засоряйте берега водоема». Фотовыставка. 4. Мир полон химических угроз Теория: Основные химические загрязнители. Дополнения одних загрязнителей другими. Практика: Самостоятельная фантазия «Угроза загрязнения воды и воздуха», «Доброе слово о воде и воздухе». 5. Воздух. Значение его чистоты для живых организмов. Теория: Чем все дышат. Растительный покров Земли – ее легкие. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека. Чистый и свежий воздух. Туман и смог. Природные явления: гроза, смерч, ураган и др. Аллергия как следствие загрязнения воздуха. Воздух Санкт-Петербурга. Проблемы большого города и способы решения этих проблем. Практика: Экологический рассказ «Что такое кислотный дождь». Подготовка сообщений, дискуссия «Чистый воздух: миф или реальность». 6. Еда на нашем столе. Аллергия: причины и следствия Теория: Что мы едим. Продукты питания. Что покупаем в магазине. Продукты длительного хранения. Сбалансированное питание. Проблема здоровой пищи. Консерванты и красители в продуктах питания. Что скрывает буква Е. Питание в школе и дома. Аллергия – болезнь века. Как бороться с некачественными продуктами. Практика: Подготовка сообщений: «Как в вашем доме подбирают продукты к столу», «Наши предпочтения к еде», «Все вкусно и полезно?», «Как правильно выбрать еду в школе и дома», «Чистота продуктов и их польза», «Мои вкусные и любимые продукты», «Так ли безопасно жевать жевательную резинку». Дискуссия. Практическая работа: «Эти разные вкусности: исследование содержания шоколада, конфет, чипсов, напитков, опыты с кока-колой. Фотовыставка. 7. Царство витаминов – уникальный мир природы. Растения лечат людей Теория: Растения – кладовая питательных веществ и витаминов. Основа жизни человека. Загрязнение растений и их охрана. Борьба растений с загрязнением почвы. Наша зеленая аптека. История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство. Культурные растения, используемые как лекарственные. Витамины круглый год. Практика: Экологический рассказ «О чудесных растениях». Составление рассказа по конкретным растениям. Рассказ о Парацельсе. Фотовыставка. 8. Экология в нашем доме. Экомир моей семьи Теория: Как бороться с пылью. Чем опасны моющие средства. Почему пластмасса может быть опасной для здоровья. Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья. Спецотходы у нас дома. Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души. Практика: Анкетирование «Что я знаю о домашней пыли». Игра «Приготовь полезное блюдо» 9. Природа моей страны Теория: Разнообразие природы. Великие равнины, пустыни, бескрайняя тайга. Животный мир. Население страны. Практика: Работа с литературой. Разработка и защита презентаций «Я люблю свою страну». 10. Экология нашего города Теория: Состояние окружающей среды Санкт-Петербурга. Её связь с состоянием окружающей среды области. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Оказание помощи родному городу. Практика: Экскурсии в природу (парк Есенина), однодневный поход в Невский лесопарк. 11. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Практика: Фотоотчет о походе в Невский лесопарк.

Учебно-тематический план

2-й год образовательной деятельности

№ п/п

Тема

Всего часов

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

2

-

2.

Экологические проблемы на нашей планете

20

10

10

3.

Экологические проблемы в нашей жизни

26

16

10

4.

Напитки в нашем доме

16

8

8

5.

Витамины и экология

16

10

6

6.

Химия и жизнь

24

10

14

7.

Все о важном

32

12

20

8.

Подготовка и проведение конкурсов, игр, праздников

6

-

6

9.

Итоговое занятие

2

1

1




Итого

144

69

75



Содержание подпрограммы 2-го года образовательной деятельности 1. Вводное занятие. Экологическое образование Теория: Что сделано за летний период. Ваши собственные экологические достижения. Инструктаж по охране труда. 2. Экологические проблемы нашей планеты Теория: 2.1. Проблема воды. Её гибель – это наша гибель. Болезнь от глотка воды. Без воды нет жизни. Первые законы человечества – законы о воде. Вода – самый важный товар. Реке делают искусственное дыхание. Океаны – крупнейшая «сточная канава» Земли. Проблема сточных вод. Как нефть попадает в море. 2.2. Проблема мусора. Черная смерть. Мусор на улицах города. Отбросы – крысы – чума. Переработка и вторичное использование мусора. Загрязнение водоемов, лесов, городов. 2.3. Проблема чистого воздуха. Изменения состава воздуха в глобальном масштабе. Человек и промышленность загрязняют воздух. Кислород для жизни. Городской транспорт и выхлопные газы. Загрязненный воздух и наше здоровье. Самые опасные яды. Свинцовое отравление. 2.4. Шумовое загрязнение. Шум вредит здоровью. Наш слух – чудо природы. Городской шум, как с ним бороться. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум – отброс цивилизации. 2.5. Использование ядохимикатов. Химикаты вокруг нас. Яд – «приданое» цивилизации. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней. 2.6. Это страшный призрак АЭС. Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытания атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что дальше? 2.7. Экология и экономика страны – прямая зависимость. Что охранять и как использовать. Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость. Практика: Экологический рассказ «Ромашковая поляна». Разработка и защита презентаций «Экологические проблемы нашей планеты». 3. Экологические проблемы в нашей жизни Теория: 3.1. Продукты-убийцы. Мясные и молочные продукты. Консервы и полуфабрикаты. Конфеты, шоколад, мороженое – польза или вред. 3.2. Растения-убийцы. Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор – наркотик. Наркомания многолика. Красота и коварство цветов мака. Конопля – гашиш. 3.3. Передай в наследство трезвость. История появления алкоголя. Пиво и водка, вино и брага. Болезнь или распущенность. Последствия пьянства. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно – пьяному нет. 3.4. Табак – убийца века. Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик – сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю. 3.5. Мертвые витамины. Классификация и содержание витаминов в продуктах. Гибель витаминов. Условия сохранения и польза витаминов. Практика: Разработка и представление презентаций по теме «Экологические проблемы в нашей жизни». Проведение исследования «Влияние температуры на витамины», «Условия усваивания витаминов». Дискуссии по изучаемой теме. 4. Напитки в нашем доме Теория: 4.1. Кофе сердцу не помеха. Химия кофеина. Каков вкус спелых плодов кофе. Откуда он к нам приехал. Рецепты кофе в разных странах. Вред растворимого кофе. 4.2. По великому чайному пути. Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты. Химия чая. Чай в бутылках – что это? 4.3. Настои и отвары из трав и плодов. Соки и витаминизированные напитки. Лечебные растения. Приготовление настоев и отваров из трав, их практическое применение. Витаминизированные напитки. Заготовление плодов на зиму. Концентрированные соки, добавки для их хранения. 4.4. Эта страшная кока-кола. История создания пепси-колы и кока-колы, их состав и влияние на человека. Практика: Викторина о кофе, чае. Чаепитие с родителями (заварка и сорта чая). Опыты с кока-колой. 5. Витамины и экология

Теория: 5.1. Лес – зеленое море. Сосновый бор. Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа – листопад. Зеленое море тайги. Этот удивительный сосновый бор. 5.2. Хвоя – кладовая витамина С. Истории, связанная с применением хвои. Уроки жизни. 5.3. растения, содержащие витамины. Укроп, петрушка, сельдерей на нашем столе. Растения, содержащие витамин С. Кальций в продуктах питания. Сбалансированное питание. 5.4. Микро- и макроэлементы в растениях. Кладовая микроэлементов. Их значение и применение. 5.5. Разрушители витаминов. Температурная обработка продуктов, содержащих витамины. Стрессы и неправильный образ жизни. Заготовка продуктов на зиму, содержащих витамины. 5.6. Витамины круглый год. Норма потребления витаминов. Витамины зимой. Химики в помощь человеку. Практика: Подготовка и представление презентаций о витаминах. Викторины. Работа с рисунками и литературой. 6. Химия и жизнь

Теория: 6.1. Важность и место химии в современной жизни людей.

6.2. Ученые-химики их работы по экологии.

6.3. Химия на кухне. Удивительное - рядом.Химия в пищу: польза и вред.

6.4. Химия и парфюмерия. История открытий и достижений. Парфюмерия дома. Современная косметика. История создания косметики, путешествие в глубь веков. Косметика для каждого. Красота женщины.

6.5. Моющие средства и проблемы, связанные с их применением. Современный мир и моющие средства. Разнообразие и правильное использование. Проблемы, связанные с загрязнением воды. СМС и мыла в нашем доме. Отбеливатели.

6.6. Химия витаминов. Витамины из аптеки. Живые или мертвые витамины. Усвоение витаминов. Виды и предназначение витаминов.

6.7. Лекарственные препараты: польза или вред. Домашняя аптечка. Противомикробные, противоаллергические, обезболивающие средства. Антибиотики, их правильное использование. Врем самолечения. Спиртовые настойки.

6.8. Одежда и обувь. Химия в одежде и обуви.

6.9. Химия полимеров. Полимеры вокруг нас.

6.10. На что еще способна химия.

Практика: Сообщения и доклады об ученых-химиках. Экскурсия на собственную кухню (подготовка отчетов, фотоработы). Сообщения об успехах современной химии в парфюмерии. Дискуссия о способах защиты окружающей среды от моющих средств. Фотомонтаж «Витамины из аптеки». Исследование по теме «Одежда и обувь». Исследование «Полимеры в твоем доме (фотоотчет). Написание сказки «Химия будущего». 7. Все о важном Теория: 7.1. Все о национальных парках. Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природы. Заказники. Заповедники. Следопыты природы. Памятники природы в Ленинградской области. Доктор – лес. Сервис парка. Площадка для отдыха детей. Зоны развлечений для взрослых.

7.2. Защита водоемов. Состояние водоемов в Санкт-Петербурге. Естественные и бытовые загрязнения водоемов. Проблемы большого города.

7.3. Проблемы современного города. Воздух в городе (обилие машин, промышленные выбросы, современная проблема загрязнения города – фекалии собак). Пути решения проблем.

7.4. Забота о досуге. Последствия выездов на природу. Управление национальными парками. Быт – дело серьезное. Лесные приюты. Дороги отдыха. Промысловые хозяйства парков. Места отдыха после посещения людей.

Практика: Разработка и представление презентаций о национальных парках. Подготовка фотосессии о состоянии рек в городе. Экскурсии на природу. Однодневный поход в Невский лесопарк. Фоторассказ о прошедших выходных на природе. 8. Подготовка конкурсов, игр, праздников.

Практика: Подготовка и проведение мероприятий, связанных с темой химии и экологии в рамках предметной Недели естествознания. 9. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Практика: Фоторепортаж о походе в Невский лесопарк.

Учебно-тематический план

3-й год образовательной деятельности

№ п/п

Тема

Всего часов

в том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

2

1

1

2.

Учимся передавать свои знания

12

2

10

3.

Способы охраны природы

12

2

10

4.

Экологические катастрофы

2

2

-

5.

Окружающая среда и здоровье человека

24

8

16

6.

Организмы и среда их обитания. Экологические взаимоотношения организмов

20

12

8

7.

Человек в созданной им среде

12

4

8

8.

Промышленность: отходы и загрязнения

20

4

16

9.

Вопросы задает природа

8

-

8

10.

Создание словаря юного эколога-химика

18

-

18

11.

Подготовка инструктора (эколога-химика)

12

4

8

12.

Итоговое занятие

2

1

1




Итого

144








^ Содержание подпрограммы 3-го года образовательной деятельности 1. Вводное занятие. Экологическое образование Теория: Что сделано за летний период. Ваши собственные экологические достижения. Инструктаж по охране труда.

Практика: Диспут о времени летнего отдыха. Обсуждение результатов выполнения летних заданий.

2. ^ Учимся передавать свои знания. Учись быть здоровым

Теория: Хочу быть здоровым – первые уроки жизни.

Практика: Изготовление учебных пособий к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших школьников. Создание памятки поведения для взрослых.

Подготовка и проведение бесед для младших школьников по теме «Простейшие уроки жизни» (ты отравился, ты ушибся, ты сломал руку, ты угорел, ты обжегся).

^ 3. Способы охраны природы

Теория: Охраняемые природные территории: реки, заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады, зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники разных видов.

Практика: Практикум «Памятники природы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Что мы должны охранять в нашем городе. Написание и защита рефератов по теме «Памятники природы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».

^ 4. Экологические катастрофы

Теория: Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Радиоактивное загрязнение (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

^ 5. Окружающая среда и здоровье человека

Теория: Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Загрязнение продуктов питания. Проблемы современности. Новые заболевания и болезнь века. Практика: Подготовка и представление выступлений с презентациями по теме «Окружающая среда и здоровье человека». Исследование продуктов питания (фруктов, овощей), изучение продуктов с буквой Е на этикетке. Замер и анализ шума в школе и на улице в различных ситуациях. Деловая игра «Реши проблемную экологическую ситуацию». 6. Организмы и среда их обитания. Экологические взаимоотношения организмов

Теория: Условия и ресурсы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша. Типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни.

Практика: Практикум: Ядовитые растения в Ленинградской области: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман. Анализ почвы, взятой в Кудрово и парке Есенина. 7. Человек в созданной им среде

Теория: Сумасшедшие шляпники и отравленные короли (ответ биосферы – бумеранг воздействий). Мода и интерьер (экология жилища). «Ты лучше голодай, чем что попало есть» (экология и образ жизни).

Практика: Деловая игра «Реши проблемную экологическую ситуацию»

^ 8. Промышленность: отходы и загрязнения Теория: Современная промышленность и проблемы, связанные с её развитием. Пути решения экологических проблем. Утилизация и переработка отходов.

Практика: Подготовка рефератов по теме, создание фотомонтажа. Практикум: Анализ воды из водоемов Санкт-Петербурга: из-под крана, Оккервиль, Невы; с очистных сооружений. 9. Задачи диктует природа Практика: Экскурсия в парк Есенина, на Оккервиль – загадки на маршруте (вопросы и ответы). 10. Создание словаря юного эколога-химика

Практика: Оформление экологических терминов в собственном словарике с пояснениями, фотографиями к ним с использованием занимательной, познавательной и научной химико-биологической литературы. 11. Подготовка инструктора (эколога-химика)

Практика: Подготовка и проведение бесед, конкурсов, КВН экологического содержания для обучающихся гимназии. Подготовка и проведение экскурсий в природу (парк Есенина) для обучающихся начальной школы. 12. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Практика: Фоторепортаж о работе объединения в течение года.

^ Методическое обеспечение подпрограммы

Реализация данной дополнительной общеобразовательной подпрограммы предполагает сочетание различных методов и форм работы, такой как беседа, семинарское (проблемное) занятие, конференция , самостоятельный отбор и анализ материала из интернета, научно-популярной литературы.

Функция педагога сводится в большей степени к направлению отбора, а не к сообщению научного материала.

Главное при изучении подпрограммы – понимание ,что человек – это высшая форма существования материи, а значит нужно стремиться к высшему разуму. И здесь, на этом пути, здоровье – это то главное, над чем надо работать.

Большая часть времени отводится на практическую и поисковую работу, которую обучающиеся выполняют индивидуально или в малых группах.

Список используемой литературы

для педагога

  • Байкова В.М. Химия после уроков. Карелия. Петрозаводск. 1976 г.

  • Бобров Р. Все о национальных парках. М. Молодая гвардия . 1987 г.

  • Воробьев Р.И. Питание: мифы и реальность. М. Грэгори. 1997 г.

  • Гроссе Э. ,Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Химия. 1980 г.

  • Ефремов Ю.К. Природа моей страны. М. Мысль. 1985 г.

  • Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. М.Аквариум. 1977 г.

  • Масару Эмото. Послания воды. М. 1999 г.

  • Масару Эмото. Целительная сила воды….1999 г

  • Масару Эмото. Скрытые послания воды. 1999 г.

  • Масару Эмото. Образы любви. Энергия воды. М. 1999 г.

  • Ноймайер Й. Соль, вода, свет. София. 1998 г.

  • Протасова Н.А. Микроэлементы: биологическая роль. Соросовский образовательный журнал. 1997 г. № 9

  • Рик Моррис. Тайны живой природы. М. Росмэн. 1996 г.

  • Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М.1995 г.

  • Синюков В.В. Вода известная и неизвестная. М. 1987 г

  • Цветкова И.В. Экология. Вопросы-ответы. М. 1997 г.

  • Экология России. Хрестоматия. М. 1995 г.

для обучающихся:

  • Бобров Р. Все о национальных парках. М. Молодая гвардия . 1987 г

  • Воробьев Р.И. Питание: мифы и реальность. М. Грэгори. 1997 г

  • Масару Эмото. Послания воды. М. 1999 г.

  • Масару Эмото. Целительная сила воды….1999 г

  • Масару Эмото. Скрытые послания воды. 1999 г.

  • Масару Эмото. Образы любви. Энергия воды. М. 1999 г.

  • Ноймайер Й. Соль, вода, свет. София. 1998 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решением Педагогического совета iconРешением педагогического совета Директор гбоу гимназии №343
Принципы деятельности Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Решением Педагогического совета iconРешением педагогического совета
Приказом директора муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

Решением Педагогического совета iconРешением педагогического совета
Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснощельская средняя общеобразовательная школа

Решением Педагогического совета iconРешением педагогического совета
Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснощельская средняя общеобразовательная школа

Решением Педагогического совета iconРешением Педагогического совета
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №343 невского района санкт-петербурга

Решением Педагогического совета iconРешением педагогического совета
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Решением Педагогического совета iconРешением Педагогического совета
Целью данного Положения является более четкое и точное определение оценки успеваемости обучающихся и повышение требовательности к...

Решением Педагогического совета iconМетодические рекомендации к проведению педагогического совета в образовательных...
Педагогический совет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном...

Решением Педагогического совета iconРешением педагогического совета директор лицея
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям Федерального государственного...

Решением Педагогического совета iconЫ, темы
Ерохиной Веры Игоревны, утверждённой решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница