Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать




Скачать 212.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать
Дата публикации15.05.2016
Размер212.06 Kb.
ТипПояснительная записка
edushk.ru > Химия > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю).

Изучение химии должно способствовать формированию у школьников научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Задачи обучения химии:

- давать школьникам знания основ химической науки — важнейших понятий, химических законов и теорий, химического языка;

- учить применять химические знания на практике;

- прививать умения наблюдать, фиксировать, объяснять и интерпретировать химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

- формировать специальные умения обращения с веществами, выполнения несложных опытов, соблюдая правила безопасной работы в лаборатории;

- раскрывать роль химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

- развивать умения сравнивать, вычленять существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал;

- воспитывать у школьников гуманистические черты и элементы экологической и информационной культуры;

- раскрывать доступные обобщения мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.

Исходя из задач обучения, курс, с одной стороны, должен способствовать формированию основ химических знаний, необходимых в повседневной жизни, а с другой — заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний в профессиональной школе. Поэтому в содержании курса представлены основополагающие теоретические сведения о веществе, его составе, строении, свойствах и применении, а также о химических реакциях различных веществ и соединений, закономерностях их протекания.

^ Ведущими идеями курса являются следующие:

- свойства веществ зависят от их состава и строения; применение веществ основывается на их свойствах;

- знание законов протекания химических процессов позволяет управлять химическими превращениями веществ;

- материальное единство неорганических и органических веществ;

- движение познания ко все более глубокой сущности;

- обусловленность превращений веществ действием законов природы;

- развитие химической науки служит интересам общества и государства и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

^ Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете представлений о строении атома, учение о химической связи и закономерностях протекания химических реакций.

^ Теоретическую основу изучения органических веществ составляют теория химического строения А.М.Бутлерова, а также электронная теория строения органических веществ (в 10 классе).

Теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ; высказывать предположения о свойствах веществ, которые не изучались в данном курсе; прогнозировать направление протекания химических процессов и наблюдать образуемые при этом вещества и продукты.

Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту. Эксперименты формируют у учащихся навыки правильного обращения с веществами, исследовательские способности. Эти важные практические умения необходимы каждому гражданину. Химический эксперимент выступает в роли источника знаний, основы для выдвижения гипотез и их проверки. Он раскрывает теоретико-экспериментальный характер химической науки.

Настоящий курс включает материал, освоение которого открывает возможность учащимся реализовать систему обобщений. Изучение химических явлений позволяет формулировать химические понятия (I уровень обобщения). Постепенное повышение теоретического уровня знаний связано с включением в курс общенаучных теорий — атомно-молекулярного учения, теории строения атомов и др. Это дает возможность учащимся делать естественнонаучные обобщения — видеть проявление в химии законов сохранения массы, заряда и т.п. (II уровень обобщения). Наконец, осмысление учащимися общих химических закономерностей позволяет подвести их к наивысшему (философскому) уровню обобщений: пониманию материальности и принципиальной познаваемости химических элементов и веществ, причин их разнообразия, всеобщей связи явлений и т.п. (III уровень обобщения).

Реализация в процессе обучения системы обобщений позволит учащимся не только лучше усвоить курс химии, но и понять роль и место этой науки среди других наук о природе, значение ее для человечества.
^ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
8 КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 68 ч, из них 8 ч - резервное время)
Введение (1 ч)

Для чего нужно изучать химию. Предмет химии.
Тема 1. Важнейшие химические понятия (21 ч)

Вещества. Частицы, образующие вещества. Молекулы и атомы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Вещества простые и сложные. Постоянство состава вещества. Химические формулы. Валентность. Относительная молекулярная масса. Вычисления массовой доли химического элемента в соединении. Составление формул по валентности атомов в бинарных соединениях. Количество вещества. Моль. Молярная масса, молярный объем газов.

Растворы. Явления, происходящие при растворении. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Признаки и условия протекания химических реакций. Связь физических и химических явлений при протекании химических реакций. Сохранение массы веществ в химических реакциях. Экзо- и эндотермические реакции. Химические уравнения. Химические реакции в природе и жизни человека.

Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В. Ломоносова и Дж.Дальтона для развития химии.

Расчетные задачи. 1. Вычисления относительной молекулярной массы вещества по формуле. 2. Вычисление массовой доли элемента в бинарном соединении. 3. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. 4. Вычисления по уравнению химической реакции количества вещества или массы вступающих в реакцию или образовавшихся в результате ее веществ.

Демонстрации. 1. Примеры простых и сложных веществ. 2. Примеры химических явлений: изменения, происходящие при нагревании сахара, горении парафина и магния. 3. Примеры физических явлений: испарение и конденсация воды, плавление и отвердевание парафина. 4. Примеры экзо- и эндотермических реакций: взаимодействие серы и цинка, горение лучины, разложение воды или малахита. 5. Примеры химических реакций, иллюстрирующие признаки их протекания: взаимодействие соляной кислоты с цинком, с раствором нитрата серебра, с гидроксидом меди (II).

Лабораторные опыты. 1. Примеры физических явлений: плавление парафина, разделение смеси веществ фильтрованием. 2. Разложение сахара при нагревании. 3. Явления, происходящие при растворении сахара.

Практические занятия. 1. Приемы обращения с лабораторным штативом и нагревательным прибором (спиртовкой, газовой горелкой или электронагревателем); изучение строения пламени. Правила безопасной работы в химической лаборатории (2 ч). 2. Химические явления: прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой (1ч).
Тема 2. Важнейшие классы неорганических веществ. Типы химических реакций (23 ч)

Простые вещества — металлы и неметаллы, их физические и химические свойства: взаимодействие с кислородом и другими металлами и неметаллами.

Оксиды металлов и неметаллов — состав, названия, химические свойства: взаимодействие с водой. Основные и кислотные оксиды. ^ Реакция соединения.

Основания и кислоты, их состав и классификация. Физические свойства. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами и основаниями. Вытеснительный ряд металлов. Реакции замещения и обмена. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотными оксидами и кислотами; разложение нерастворимых оснований. Реакция разложения.

Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей по валентности металла и кислотного остатка.

Генетические связи между классами неорганических веществ.

Применение простых и сложных веществ в быту и народном хозяйстве.

Демонстрации. 1. Образцы металлов и неметаллов. 2. Взаимодействие серы, фосфора и меди с кислородом; химические реакции между цинком и серой, алюминием и бромом (йодом). 3. Опыты по взаимодействию оксида фосфора (V), оксида серы, оксидов кальция и бария с водой. 4. Распознавание кислот и щелочей индикаторами; взаимодействие щелочей с оксидом углерода (IV); реакции между соляной кислотой или раствором серной кислоты и цинком (магнием, железом), кислотными и основными оксидами, кислотами и основаниями — гидроксидом меди (II) и раствором гидроксида натрия. 5. Взаимодействие растворов хлорида меди (II) с раствором гидроксида натрия, карбоната кальция или нитрата серебра с соляной кислотой, сульфата натрия с раствором хлорида бария. 6. Опыты, иллюстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла: горение кальция (серы) в кислороде, растворение образующегося оксида в воде и испытание полученного раствора индикатором. 7. Опыты, демонстрирующие амфотерность оксида и гидроксида цинка: взаимодействие этих веществ с соляной кислотой и со щелочью.

Лабораторные опыты. 4. Взаимодействие кислот с металлами. 5. Взаимодействие кислот с основными оксидами. 6. Растворимые и нерастворимые основания. 7. Реакция нейтрализации: взаимодействие хлороводородной кислоты с раствором гидроксида натрия. 8. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. 9. Разложение нерастворимых оснований. 10. Взаимодействие раствора хлорида меди (II) с железом и раствором гидроксида натрия. 11. Взаимодействие между растворами нитрата серебра и хлорида натрия. 12. Взаимодействие растворов сульфата натрия и хлорида бария.

Практические занятия. 3. Получение водорода и его сжигание (1 ч). 4. Химические реакции, характеризующие свойства различных веществ (1 ч). 5. Распознавание веществ на основе их свойств (1 ч). 6. Обобщение сведений о классах неорганических веществ (1ч).
Тема 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов (15 ч)

Естественные семейства химических элементов (щелочные металлы, галогены, инертные элементы). Открытие периодического закона химических элементов Д.И.Менделеевым.

Строение атомов: ядро и электронная оболочка; протоны, нейтроны и электроны. Порядковый номер химического элемента — заряд ядра его атома. Современная формулировка периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1-3-го периодов. Структура периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Характеристика химических элементов № 1—20 на основании их положения в периодической системе и строения атомов.

Значение периодического закона для развития техники и знаний человечества о природе. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Демонстрации. 1. Показ образцов щелочных металлов и галогенов. 2. Взаимодействие лития, натрия и калия с водой. 3. Горение натрия в хлоре; взаимодействие алюминия с бромом и йодом. 4. Синтез хлороводорода. 5. Показ моделей атомов химических элементов 1—3-го периодов.
9 КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 68 ч, из них 4 ч - резервное время)
Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 ч)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов. Состав и химические свойства оксидов, оснований и кислот.
Тема 1. Строение вещества (7 ч)

Ковалентная связь. Электроотрицательность атомов химических элементов. Полярная и неполярная химические связи. Ионная связь. Понятие об окислении и восстановлении. Степень окисления атомов химических элементов в соединениях. Определение степеней окисления атомов в бинарных соединениях.

Металлическая связь.

Атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решетки.

Демонстрации. 1. Модели атомов. 2. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, твердого оксида углерода (IV), магния.
Тема 2. Растворы (9 ч)

Физические и химические явления, происходящие при образовании растворов. Растворение в воде твердых, жидких и газообразных веществ. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Молярная концентрация.

Электролитическая диссоциация веществ в воде. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты.

Ионы, свойства ионов.

Кислоты, основания и соли как электролиты. Химические свойства кислот, оснований и солей в свете электролитической диссоциации. Соли основные и кислые.

Расчетные задачи. 5. Расчеты, связанные с приготовлением растворов определенной молярной концентрации.

Демонстрации. 1. Растворимые и нерастворимые вещества в твердом и жидком состоянии. 2. Уменьшение растворимости воздуха в воде при нагревании. 3. Тепловые явления при растворении различных веществ: растворение гидроксида натрия или калия, серной кислоты, растворение нитрата аммония, растворение хлорида натрия. 4. Демонстрация электропроводности раствора и расплава электролита. 5. Испытание электропроводности растворов сильного и слабого электролитов. 6. Опыты, иллюстрирующие движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. 1. Реакция нейтрализации. 2. Взаимодействие растворов гидроксида натрия и хлорида железа (III). 3. Взаимодействие растворов сульфита натрия и серной кислоты. 4. Получение гидроксида меди (II) и карбоната кальция реакциями обмена.

Практическое занятие. 1. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства растворов электролитов» (1ч).
Тема 3. Химические реакции (8 ч)

Классификации химических реакций по различным основаниям, по числу и составу участвующих веществ, по тепловому эффекту реакции, по изменению степени окисления атомов элементов в химическом процессе.

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. Уравнения химических реакций в полном ионном и кратком ионном видах.

Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции — природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, катализатор.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и его смещение. Проявление принципа Ле Шателье в химии. Условия протекания реакций обмена в растворах электролитов до конца.

Демонстрации. 1. Опыты, раскрывающие зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора. 2. Примеры обратимых и необратимых реакций ионного обмена. 3. Смещение химического равновесия в системе NO  NO2.

Лабораторные опыты. 5. Взаимодействие растворов карбоната натрия и гидроксида кальция. 6. Взаимодействие растворов хлорида натрия и гидроксида кальция. 7. Взаимодействие растворов карбоната натрия и хлорида кальция. 8. Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты. 9. Взаимодействие растворов карбоната калия и серной кислоты. 10. Взаимодействие растворов карбоната калия и сульфата калия. 11. Реакция нейтрализации. 12. Взаимодействие мрамора с растворами соляной кислоты разной концентрации. 13. Взаимодействие мрамора и порошка карбоната кальция с раствором соляной кислоты. 14. Разложение гидрокарбоната натрия при нагревании. 15. Разложение пероксида водорода при нагревании и под действием катализаторов (речной песок, оксид марганца (IV)). 16. Взаимодействие цинка, железа и меди с раствором соляной кислоты. 17. Получение роданида железа (III). 18. Смещение химического равновесия в системе «хлорид железа (III) — роданид калия» под действием хлорида калия. 19. Смещение химического равновесия в системе «хлорид железа (III) — роданид калия» под действием хлорида железа (III). 20. Смещение химического равновесия в системе «хлорид железа (III) — роданид калия» при изменении температуры.
Тема 4. Химические свойства металлов (11 ч)

Положение металлических элементов в периодической системе. Общие черты и различия в строении атомов металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Сплавы металлов, сплавы металлов с неметаллами.

Металлы главной подгруппы I группы периодической системы

Строение атомов элементов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Применение щелочных металлов и их соединений. Карбонат и гидрокарбонат натрия.

Металлы главной подгруппы II группы периодической системы

Строение атомов, степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях. Физические свойства щелочно-земельных металлов.

Химические свойства простых веществ: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой, кислотами.

Соединения кальция в природе. Превращения карбонатов и гидрокарбонатов кальция в природе. (Жесткость воды и способы ее устранения.)

Применение щелочно-земельных металлов и их соединений.

Металлы главной подгруппы III группы периодической системы (на примере алюминия)

Строение атома алюминия, степени окисления, проявляемые атомами алюминия в соединениях. Физические свойства алюминия.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Взаимодействие алюминия со щелочами. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

Применение алюминия и его соединений.

Металлы побочных подгрупп периодической системы (на примере железа)

Положение элемента железа в периодической системе. Строение атома железа, возможные степени окисления атома железа в соединениях. Физические свойства железа.

Химические свойства железа: взаимодействие с кислородом, галогенами, водой и кислотами. Свойства оксидов и гидроксидов железа со степенями окисления атома +2 и +3.

Применение железа и его сплавов.

Химические реакции, лежащие в основе производства чугуна и стали.

Расчетные задачи. 6. Расчет массы (объема, количества вещества) продуктов реакции по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.

Демонстрации. 1. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов и алюминия. Образцы сплавов металлов и металлов с неметаллами (латунь, дюралюминий, чугун, сталь). 2. Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с кислородом и хлором. 3. Взаимодействие щелочных, щелочно-земельных металлов и алюминия с соляной кислотой 4. Взаимодействие натрия, магния и алюминия с водой. 5. Взаимодействие алюминия со щелочью 6. Взаимодействие железа с кислородом и хлором. 7. Получение гидроксидов железа (II и III). 8. Взаимодействие меди с концентрированной серной или азотной кислотами.

Лабораторные опыты. 21. Взаимодействие цинка, железа и меди с раствором соляной кислоты. 22. Взаимодействие цинка, железа и меди с растворами солей. 23. Амфотерные свойства гидроксида цинка.

Практическое занятие. 2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» (1ч).
Тема 5. Неметаллы (13 ч)

Положение элементов неметаллов в периодической системе. Общие черты в строении их атомов. Электроотрицательность неметаллов. Общее в химических свойствах неметаллов.

Неметаллы главной подгруппы VII группы периодической системы

Строение внешней электронной оболочки галогенов. Галогены-окислители.

Хлор. Возможные степени окисления, проявляемые атомами хлора в соединениях. Химические свойства хлора. Взаимодействие хлора с водородом. Качественная реакция на галогенид-ионы. Краткие сведения о броме и йоде. Применение галогенов в народном хозяйстве.

Неметаллы главной подгруппы VI группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов VI группы главной подгруппы.

Кислород, сера. Аллотропия кислорода и серы. Возможные степени окисления, проявляемые атомами этих элементов в соединениях.

Химические свойства кислорода и серы. Взаимодействие кислорода и серы с водородом и металлами. Взаимодействие кислорода с серой. Сера как окислитель и восстановитель.

Серная кислота и ее соли. Кислые и средние соли серной кислоты. Качественная реакция на соли серной кислоты. Применение серной кислоты и ее солей в народном хозяйстве.

Промышленное получение серной кислоты.

Неметаллы главной подгруппы V группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов V группы главной подгруппы.

Азот. Возможные степени окисления атомов азота в соединениях. Химические свойства азота: взаимодействие с водородом, кислородом и металлами.

Аммиак, его строение, свойства, применение и получение. Соли аммония, их состав, взаимодействие со щелочами. Качественная реакция на ион аммония.

Азотная кислота. Окислительные свойства азотной кислоты. Применение азотной кислоты и ее солей.

Краткие сведение о фосфоре. Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота. Фосфорные удобрения.

Неметаллы главной подгруппы IV группы периодической системы

Строение внешних электронных оболочек атомов элементов IV группы главной подгруппы.

Углерод. Аллотропия углерода. Возможные степени окисления атомов углерода в соединениях. Углерод — окислитель и восстановитель.

Химические свойства: взаимодействие с кислородом и водородом. Оксиды углерода (II) и (IV). Свойства оксидов углерода и их применение. Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты, их применение. Качественная реакция на карбонат-ион.

Краткие сведения о кремнии. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота, силикаты.

Демонстрации. 1. Образцы простых веществ — неметаллов: галогенов, кислорода и серы, азота и фосфора, угля и кремния. 2. Взаимодействие хлора с натрием и железом. 3. Сравнение окислительных свойств галогенов — вытеснение хлором брома и йода из их соединений. 4. Взаимодействие кислорода с металлами и серой. 5. Взаимодействие серы с железом или цинком и водородом. 6. Взаимодействие разбавленного раствора азотной кислоты с медью. 7. Образцы азотных и фосфорных удобрений. 8. Восстановление оксида меди углеродом.

Лабораторные опыты. 24. Качественные реакции на галогенид-ионы. 25. Окисление йодид- и бромид-ионов хлором. 26. Окисление сульфид-ионов хлором. 27. Качественная реакция на сульфид-ион. 28. Взаимодействие растворов серной кислоты и хлорида бария. 29. Качественная реакция на сульфат-ион. 30. Изменение окраски индикаторов в водном растворе аммиака. 31. Изменение окраски индикаторов в водном растворе азотной кислоты. 32. Нейтрализация раствора азотной кислоты щелочью. 33. Взаимодействие оксида меди (II) с раствором азотной кислоты. 34. Адсорбция активированным углем растворенных веществ. 35. Получение карбоната кальция и превращение его в гидрокарбонат. 36. Изучение свойств жесткой воды.

Практические занятия. 3. Получение аммиака и изучение его свойств (1 ч). 4. Решение экспериментальных задач по темам «Металлы» и «Неметаллы» (1 ч).
Тема 6. Органические вещества (10 ч)

Органические вещества, особенности их строения.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан, бутан, их состав, строение, физические и химические свойства.

Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен. Состав, строение, физические и общие химические свойства.

Ароматические углеводороды на примере бензола. Строение бензола: бензольное кольцо. Бромирование бензола, реакция замещения.

Углеводороды в природе. Природный газ, нефть, уголь.

Кислородсодержащие органические соединения — спирты и карбоновые кислоты. Состав спиртов и карбоновых кислот. Общие физические и химические свойства. Реакция этерификации.

Биологически важные органические вещества: жиры, углеводы и белки.

Демонстрации. 1. Взрыв метана с кислородом. 2. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. 3. Взаимодействие бензола с бромной водой и бромом. 4. Взаимодействие этилового спирта с натрием. 5. Опыты, иллюстрирующие кислотные свойства уксусной кислоты. 6. Горение сахара.

Лабораторные опыты. 37. Изучение растворимости нефти в воде. 38. Составление шаростержневой модели молекулы муравьиной кислоты. 39. Взаимодействие магния с раствором уксусной кислоты. 40. Изменение окраски индикаторов в растворе уксусной кислоты. 41. Изучение действия этанола на растворы индикаторов. 42. Изучение растворимости сахарозы в воде. 43. Взаимодействие крахмала с йодом и изменение окраски продуктов реакции при нагревании и охлаждении.
Заключение (3 ч)

Обобщение сведений о неорганических и органических веществах, их составе, строении, свойствах. Связи между составом вещества, его строением и свойствами. Периодический закон Д.И.Менделеева и теория строения атомов как основа систематизации знаний о химических элементах и веществах. Виды химических связей в неорганических и органических веществах. Материальное единство неорганических и органических веществ.

Знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ.

Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.


^ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
1. Требования к химическим знаниям и практическим умениям

После изучения курса химии учащиеся должны уметь:

  1. называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в периодической системе;

  2. определять по формулам состав неорганических и органических веществ, указывать валентности атомов химических элементов или степени их окисления;

  3. разъяснять смысл химических формул и уравнений;

  4. формулировать периодический закон, объяснять структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, раскрывать значение периодического закона;

  5. объяснять строение веществ; указывать частицы, составляющие атом, молекулу; ионные соединения;

  6. изображать электронные формулы атомов химических элементов № 1-20;

  7. разъяснять физический смысл номера группы и периода, а также порядкового номера химического элемента;

  8. характеризовать химические элементы первых трех периодов по положению их в периодической системе и строению атомов: определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов;

  9. составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих им оснований, кислот, водородных соединений;

  10. объяснять процесс образования различных видов химических связей;

  11. изображать графические формулы молекулярных соединений и формулы ионных соединений;

  12. объяснять изученные закономерности — постоянство состава веществ и сохранение массы при химических реакциях;

  13. перечислять признаки и условия протекания химических реакций;

  14. составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ и отражающие связи между классами соединений;

  15. составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном видах;

  16. определять (по химическим уравнениям) принадлежность реакций к изученным типам (соединения, разложения, замещения, обмена, экзо- и эндотермическим и окислительно-восстановительным реакциям);

  17. составлять уравнения химических реакций изученных типов, применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ;

  18. составлять уравнения диссоциации в воде оснований, кислот и солей, знать обратимый характер этого процесса;

  19. определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы в растворе;

  20. указывать положение металлических элементов в периодической системе элементов, их общие физические свойства и способы получения — восстановление водородом, оксидом углерода(II), углем, а также алюминием;

  21. указывать области нахождения в природе, химические свойства и практическое использование щелочных, щелочно-земельных металлов, а также алюминия и железа;

  22. раскрывать химические процессы, лежащие в основе промышленного получения железа;

  23. характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;

  24. раскрывать положение неметаллических элементов в периодической системе элементов, их физические свойства;

  25. указывать области нахождения в природе, химические свойства галогенов, халькогенов, элементов V и IV групп главных, подгрупп периодической системы, а также их применение;

  26. определять по составу (по химическим формулам) принадлежность веществ к изученным классам неорганических и органических соединений;

  27. решать задачи обозначенных в программе типов;

  28. характеризовать строение изученных органических соединений, важнейшие функциональные группы органических соединений;

  29. составлять графические формулы органических веществ изученных классов;

  30. составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, раскрывать генетические связи между ними, важнейшие способы получения, объяснять свойства веществ на основе их строения;

  31. характеризовать изученные химические реакции между органическими веществами;

  32. раскрывать строение, свойства и практическое значение изученных органических веществ;

  33. выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические и органические вещества по соответствующим признакам;

  34. соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории;

  35. выполнять несложные опыты по получению и собиранию кислорода, водорода, оксида углерода (IV);

  36. осуществлять нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание.


2. Требования к развитию учащихся

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов;

  2. сравнивать состав и свойства изученных веществ;

  3. высказывать суждения о свойствах веществ на основе их состава и о строении веществ по их свойствам;

  4. на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения;

  5. ставить задачи проведения химического эксперимента, фиксировать и интерпретировать его результаты;

  6. на основе изученных теоретических положений высказывать предположения (гипотезы) о возможных результатах эксперимента;

  7. связно и доказательно излагать учебный материал как в устной, так и в письменной форме;

  8. находить нужную информацию химического содержания с помощью оглавления и предметно-именного указателя учебника, традиционного библиотечного и/или электронного каталогов;

  9. вычленять главное содержание в несложных химических текстах, составлять их план и тезисы.


3. Требования к воспитанию учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

  1. раскрывать идею материального единства химических элементов, неорганических и органических веществ;

  2. уметь разъяснять на примерах причины многообразия неорганических и органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ;

  3. показывать на примерах развитие познания от явления ко все более глубокой сущности (например, от атомно-молекулярного учения к теории строения атома);

  4. понимать зависимость истинности знаний об окружающем мире от уровня развития науки;

  5. на конкретных примерах раскрывать роль химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством: энергетической, продовольственной, экологической;

  6. на основе полученных на уроках теоретических знаний аргументированно отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям СМИ с химическим содержанием.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconП. А. Оржековский
Программа рассчитана на преподавание курса химии на базовом уровне в течение 136 часов по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconПояснительная записка Настоящая программа составлена на основе стандарта,...
Базового курса информатики и икт учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе 35 учебных часа из расчета...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconПояснительная записка Настоящая программа рассчитана на начальное...
Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение учащихся 10 – 11 классов по курсу «Интернет-технологии. Основы...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса...
Мхк в 2014-2015 учебном году отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса мхк в 10 классе универсального профиля моу «Калитинской сош» в течение 34 часов...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconПояснительная записка По базисному плану на изучение химии в 8-ых...
Программы курса химии 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О. С., 2006) и государственного образовательного...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconПояснительная записка к рабочей программе по химии в 10 классе по...
...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconПояснительная записка к рабочей программе по химии в 9 классе по...
...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconПояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется...
«Информатика и икт» в основной школе. В федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс...

Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на преподавание курса химии в течение 136 ч: 68 часов в каждом классе (по 2 ч в неделю). Изучение химии должно способствовать iconРабочая программа 11 класс (3 часа) Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница