Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды




НазваниеНижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды
страница1/13
Дата публикации16.06.2016
Размер1.43 Mb.
ТипДокументы
edushk.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Что такое химия окружающей среды


Термин «химия окружающей среды» не имеет четкого определения. Для разных людей он означает разное. Специалисты по химии окружающей среды принимают участие в решении важных вопросов по состоянию окружающей среды — истощению озонового слоя стратосферы, глобальному потеплению и т.д. Кроме того, установлена роль химии окружающей среды в проблемах регионального и локального масштабов — например, влиянии кислотных дождей и загрязнении водных ресурсов. Для многих людей «химия окружающей среды» безоговорочно связана с «загрязнением, хотя это понятие имеет мало смысла вне рамок для сравнения. Так, например, обыкновенная поваренная соль является загрязнителем для питьевой воды, но невозможно себе представить морскую воду без этого вещества.

В последние десятилетия успехи техники дали возможность на количественном уровне изучать большие, сложные системы, такие, как экологические. Необходимыми инструментами для этого послужили метод меченых атомов, новые физико-химические методы (такие как спектрометрия, или хроматография).

Сама химия, как наука, в настоящее время состоит из многих составляющих – неорганическая, органическая, физическая, биологическая и т.д. Некоторое представления о месте химии окружающей среды в системе наук, изучающих различные уровни организации мира, может дать схема, представленная на рисунке.




^

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды.

Происхождение вселенной



Принято считать, что Вселенная возникла в один момент в ре­зультате огромного взрыва, обычно называемого ^ Большим Взрывом (Big Bang). Астрономы до сих пор находят свидетельства этого взрыва в движении галактик и микроволновом фоновом излучении, приписываемом первородной вспышке. В первые доли секунды после Большого Взрыва установилось отношение вещества и излучения порядка 1:108. Минутами позже определилось относительное содержание водорода (Н), дейтерия (D) и гелия (Не). Более тяжелые элементы образовались после взаимодействия этих газов внутри звезд. Такие тяжелые элементы, как железо (Fe), могли быть созданы в ядрах звезд, в то время как звезды, оканчивающие свое существование как взрывающиеся сверхновые, производили гораздо более тяжелые элементы.

Водород и гелий содержатся во Вселенной в наибольшем количестве как реликты самых ранних мгновений образования элементов. Однако именно процесс образования звезд привел к характерному относительному содержанию элементов в космосе.



Литий, бериллий и бор не очень устойчивы внутри звезд, отсюда небольшое содержание этих элементов во Вселенной. Углерод, азот и кислород образовались в результате продуктивного циклического процесса в звездах, что привело к их относительно большому содержанию. Кремний довольно устойчив к фотодиссоциации в звездах, поэтому он тоже распространен и доминирует в окружающем нас мире минералов.
^

Происхождение и эволюция Земли




Одна из гипотез образования планет нашей Солнечной системы – образование их из дискообразного облака горячих газов – остатков взрыва сверхновой звезды. Сконденсировавшиеся пары образовали твердые частицы, объединившиеся в небольшие тела (планетезимали), в результате срастания которых возникли плотные внутренние планеты (от Меркурия до Марса). Крупные внешние планеты, будучи более удаленными от Солнца, состоят из газов меньшей плотности, конденсация которых происходила при гораздо более низких температурах.

Когда молодая Земля выросла примерно до своей современной массы, она нагрелась, в основном за счет радиоактивного распада нестабильных изотопов, и частично путем улавливания кинетической энергии от столкновений планетезималей. В результате такого нагрева расплавились железо и никель, а их высокая плотность позволила им погрузиться в центр планеты, образовав ядро. Последующее охлаждение способствовало затвердеванию оставшегося материала в виде мантии с составом MgFeSiO3





Образование земной коры и атмосферы
Земная кора, гидросфера и атмосфера образовались в основном в результате высвобождения веществ из верхней мантии молодой Земли. В настоящее время формирование океанической коры происходит в срединных хребтах океанов и сопровождается выходом газов и небольших количеств воды. Образование коры на молодой Земле, обуславливалось теми же процессами – за счет них сформировалась оболочка из породы толщиной менее 0,0001% объема всей планеты. Состав этой оболочки, образующей континентальную и океаническую кору, эволюционировал во времени, прежде всего, за счет возгонки элементов из мантии в результате частичного плавления на глубине примерно 100 км. Средний химический состав современной коры показывает, что кислород содержится в ней в наибольшем количестве, сочетаясь н разных видах с кремнием, алюминием и другими элементами с образованием силикатов.

На основании многих данных можно предположить, что летучие элементы выделились из мантии в результате извержений вулканов, сопровождавших образование коры. Скорее всего, первоначально, атмосфера состояла из диоксида углерода и азота с некоторым количеством водорода и паров воды. Эволюция в сторону современной кислородной атмосферы не происходила до тех пор, пока не начала развиваться жизнь.

Образование гидросферы
Вода в своих трех состояниях — жидкость, лед и водяные пары — широко распространена на поверхности Земли и занимает объем 1,4 млрд. км3. Почти вся эта вода (> 97 %) находится в океанах, а большая часть из оставшейся образует ледяные полярные шапки и ледники (около 2 %). Континентальные пресные воды представляют менее 1 % общего объема. Атмосфера содержит сравнительно мало воды (в виде паров - 0,001 %). В целом эти резервуары воды называют гидросферой.

Источники воды при образовании гидросферы спорны. Во всяком случае, когда поверхность Земли остыла до < 100°С, водяные пары, дегазирующиеся из мантии, сконденсировались. Океаны образовались около 3,8 · 109 лет назад, о чем говорит возраст погруженных в океан осадочных пород.



Из атмосферы в космос проникает очень малое количество водяных паров, поскольку на высоте около 15 км низкие температуры вызывают их конденсацию и выпадение на более низкие уровни. Очень небольшое количество воды дегазируется в настоящее время из мантии. Таким образом, после основной фазы дегазации общий объем воды на земной поверхности мало изменялся в течение геологического времени.

Круговорот между резервуарами воды в гидросфере называется гидрологическим циклом.

Хотя объем водяных паров, содержащихся в атмосфере, мал (около 0,013 • 106 км3), вода постоянно движется через этот резервуар. Она испаряется с поверхности океанов (0,423 • 106 км3/год) и суши (0,073 • 106 км3 год) и переносится с воздушными массами (0,037 • 106 км3/год). Несмотря на короткое время пребывания в атмосфере (обычно 10 дней), среднее расстояние водопереноса составляет около 1000 км. Водяные пары затем возвращаются либо в океаны (0,386 • 106 км3/год), либо на континенты (0,110 • 106км3/год) в виде снега или дождя. Большая часть дождевых осадков, попадающих на континенты, просачивается через отложения и пористые или раздробленные породы, образуя подземные воды (9,5 • 106 км3); остальная вода течет по поверхности в виде рек (0,13 • 106 км3) или вновь испаряется в атмосферу.

Быстрый перенос воды в атмосфере обусловливается поступающим солнечным излучением. Почти все излучение, достигающее коры, идет на испарение жидкой воды и образование атмосферных водяных паров. Большая часть из оставшегося излучения поглощается корой, причем эффективность этого процесса уменьшается с увеличением широты, в основном из-за сферической формы Земли.
Происхождение жизни и эволюция атмосферы
Неизвестно, какие случайные события вызвали синтез органических молекул или сборку способных к метаболизму самокопирующихся структур, которые мы называем организмами, но можно догадаться о некоторых необходимых условиях и ограничениях. После открытия в 1950-х годах дизоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и проведения лабораторного синтеза примитивных органических молекул из экспериментальной атмосферы, богатой метаном и аммиаком, многие ученые надеялись, что происхождение жизни наконец то установлено. Однако сейчас кажется более вероятным, что синтез биологически важных биомолекул происходил в ограниченных, специфических средах, таких как поверхность глинистых минералов, или в подводных вулканических выходах.

Наиболее вероятные предположения ведут к тому, что жизнь началась в океанах около 4,2—3,8 млрд. лет назад. Древнейшие из известных ископаемых — бактерии из пород с возрастом около 3,5 млрд. лет. В породах этого возраста имеются свидетельства достаточно продвинутого метаболизма, при котором использовалась солнечная энергия для синтеза органического вещества. Самые ранние из этих реакций, вероятно, были основаны на сере, поступающей из вулканических выходов:
С02 + 2H2S -> СН20 + 2S +Н20
В конце концов, природа изобрела фотохимическое разложение воды, или фотосинтез:
Н20 + С02 -> СН20 + 02
Образование кислорода в процессе фотосинтеза имело важные последствия. Сначала кислород быстро потреблялся в процессе окисления восстановленных веществ и минералов. Однако наступил момент, когда скорость поступления кислорода превысила скорость его потребления и он начал постепенно накапливаться в атмосфере.

Первичная биосфера под смертельной угрозой своего собственного отравляющего побочного продукта – кислорода была вынуждена приспосабливаться к таким изменениям. Она осуществляла это посредством развития новых типов биогеохимического метаболизма, которые поддерживают разнообразие жизни на современной Земле. Постепенно возникла атмосфера современного состава.




К тому же кислород в стратосфере претерпел фотохимические реакции, приведшие к образованию озона, защищающего Землю от ультрафиолетового излучения. Этот экран позволил высшим организмам колонизовать сушу континентов. Вообще говоря, существует точка зрения, что Земля действует скорее как единое живое существо, чем как управляемая случайным образом геохимическая система. Вокруг этой проблемы, (иногда называемой теорией Геи), возникло множество философских споров. Согласно этому подходу, биология контролирует способность планеты быть обитаемой, делая атмосферу, океаны и сушу удобными для поддержания и развития жизни. У этой «геянской» точки зрения пока немного последователей, но эти идеи стимулируют активные споры о роли организмов как посредников в геохимических циклах. Многие специалисты используют термин «биогеохимические циклы», в котором признается влияние организмов на геохимические системы.
^

Строение Земли



В настоящее время ученые предполагают, что Земля состоит из трех концентрических оболочек — геологических сфер: центрального ядра, промежуточной оболочки, или мантии, и наружной оболочки, или земной коры, последнюю называют также литосферой. На границах раздела этих геосфер отмечаются резкие скачкообразные изменения скоростей распространения сейсмических волн, что связано с изменениями агрегатного состава и плотности вещества. Наиболее хорошо изучена наружная оболочка Земли — литосфера, так как она доступна непосредственному наблюдению. Подробно ее характеристика приводится ниже. Здесь отметим, что земная кора состоит из трех слоев: осадочного (обычно небольшой мощности), гранитного, сложенного магматическими и метаморфическими горными породами кислого состава типа гранитов, и базальтового, состоящего из основных пород, близких по составу к базальтам. Литосфера является твердой оболочкой кристаллического строения. Средняя плотность земной коры 2,7 г/см3. В зависимости от глубины и слагающих пород плотность может меняться от 1,0 до 3,3 г/см3.

Мантия располагается ниже литосферы и простирается до глубины 2900 км. Граница между земной корой и мантией устанавливается по резкой смене скоростей сейсмических волн, она названа разделом Мохоровичича в честь югославского ученого А. Мохоровичича. Иногда ее сокращенно называют поверхность Мохо или просто граница «М». Мантия составляет более 80% объема земного шара, более 2/3 его массы (примерно 4-1021 т), и является твердой оболочкой, за исключением отдельных локальных очагов, находящихся в расплавленном состоянии. Мантия, как полагают, состоит из сильно сжатых силикатных систем и, как показали исследования, неоднородна по своему составу. Мантию принято делить на три зоны: В — до глубины 400км, С -- до глубины 1000км, D — до глубины 2900км. Первые две зоны часто объединяют под общим названием верхней мантии. Именно в этой части Земли происходят те процессы, которые приводят в движение земную кору: здесь кроются причины землетрясений, вулканизма и других явлений. Температура в пределах мантии возрастает с глубиной. Так, на глубине 100 км она составляет 1000— 1300° С, вблизи поверхности ядра она повышается до 2300 °С. Однако такие высокие температуры не приводят к плавлению вещества в силу огромных давлений, господствующих здесь.

Считают, что слой В состоит из магнезиально-железистых минералов –— силикатов типа оливина и пироксена. В некоторых местах земного шара ученые находят куски мантии, вынесенные из глубин базальтовой лавой. Такие породы по составу отвечают оливинитам, пироксенитам и дунитам.

^ Нижняя мантия, представленная слоем D, характеризуется, как считают, однородным составом и состоит из вещества, богатого оксидами железа, магния и в меньшей степени титана и алюминия.

В условиях высоких давлений (например, в слое С давление достигает 246 тыс. атм.) и больших температур, в мантии меняются свойства атомов химических элементов и происходит переход электронов на незаполненные внутренние уровни. Это — зона так называемого «вырожденного химизма». Здесь процессы происходят по законам, нам неизвестным. Плотность мантии колеблется от 3,3 до 5,7 г/см3, а в зоне D достигает даже 9,4 г/см3.

Ядро Земли состоит из внешней и внутренней оболочек. Предполагают, что с глубины от 2900 до 5100 км находится внешнее ядро, по своему физическому состоянию приближающееся к жидкости. Давление во внешней оболочке достигает 1,5 млн атм, плотность составляет 12 г/см3. Остающиеся до центра Земли 1270 км принадлежат внутреннему ядру, или, как его иногда называют, ядрышку. Внутреннее ядро считают твердым. Здесь давление возрастает до 3,6 млн атм, а плотность достигает 17,3 – 17,9 г/см3

Ядро Земли полностью лишено каких бы то ни было химических свойств. Для ядра характерны: высокие электро- и теплопроводность, близкие к нулю теплоемкость и постоянная температура на всем его протяжении. Это — изотермическое ядро Земли. Эксперименты, поставленные в лаборатории, показали, что свойствами ядра может обладать вещество, состоящее на 80% из железа и на 20% из диоксида кремния. Температура, согласно расчетным данным, во внутреннем ядре составляет несколько тысяч градусов Цельсия. В таблице приведена модель строения Земли по Гуттенбергу — Буллену.

^ Строение Земли (модель Гуттенберга—Буллена)


Оболочка

Интервал глубин, км

^ Интервал плотностей, г/см3

Доля от объема, %

Масса, 1023г

Доля полной массы, %

Кора (А)

о-зз

2,7-3,0

1,55

5

0,8

^ Мантия (В)

33-400

3,32-3,65

16,67

62

10,4

^ Мантия (С)

400-1000

3,65-4,68

21,31

98

16,4

(D)

1000-2900

4,68-5,69

44,28

245

41,0

Ядро (£)

2900-5000

9,40-11,5

15,16

-

-

(F)

5000-5100

11,5-12,0

0,28

188

31.5

(G)

5100-6371

12,0-12,3

-

-

-



Биосфера



Земля уникальна среди планет Солнечной системы. В тонком слое, где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты — живые существа, среди которых и мы с вами. Согласно современным представлениям, биосфера это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

По физическим природным условиям биосфера может быть подразделена на три среды: атмосферу, гидросферу и литосферу.

Пределы биосферы обусловлены, прежде всего, полем существования жизни (В.И. Вернадский, 1926). Всю совокупность организмов на планете Вернадский назвал живым веществом, рассматривая в качестве его основных характеристик суммарную массу, химический состав и энергию.

Косное вещество, по Вернадскому, — совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют.

Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов. Это источник чрезвычайно мощной потенциальной энергии (каменный уголь, битумы, известняки, нефть). После образования биогенного вещества живые организмы в нем малодеятельны.

Особой категорией является биокосное вещество. В. И. Вернадский (1926) писал, что оно «создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других». Организмы в биокосном веществе играют ведущую роль. Биокосное вещество планеты, таким образом, — это почва, кора выветривания, все природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества. Следовательно, биосфера — это та область Земли, которая охвачена влиянием живого вещества. Жизнь на Земле — самый выдающийся процесс на ее поверхности, получающий живительную энергию Солнца и вводящий в движение едва ли не все химические элементы таблицы Менделеева.

Биосферу как место современного обитания организмов вместе с самими организмами можно разделить на три подсферы - аэробиосферу, населенную аэробионтами, субстратом жизни которых служит влага воздуха; гидробиосферу — глобальный мир воды (водная оболочка Земли без подземных вод), населенный гидробионтами; геобиосферу — верхнюю часть земной коры (литосфера), населенную геобионтами.

В последнее время широким распространением пользуется термин ноосфера (греч. «ноос» — разум). Это понятие впервые введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяр де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организации, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для этой сферы характерна тесная связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. В настоящее время человек присутствует при формировании ноосферы и является ее соучастником наряду с природными процессами. Ноосфера — качественно новое состояние биосферы, находящейся в эволюционном развитии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды icon1 Предмет и задачи химии. Основные этапы развития химии как науки....
Предмет и задачи химии. Основные этапы развития химии как науки. Роль химии в современном обществе. Химическая промышленность и проблемы...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды icon1. Предмет и задачи курса
Анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основывающийся на разделении целого на составные части и изучении...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды iconДифференциальная диагностика заболеваний органов дыхания является...
Ящие методические рекомендации имеют целью оказать помощь студентам 4 и 6 курсов лечебного факультета и 5 курса педиатрического факультета...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды iconЕстни к
Всемирный день охраны окружающей среды, «День защиты окружающей среды или день защиты от окружающей среды?» Итоги пресс-конференции...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды iconРабочая программа учебного курса «Физика»
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды icon«Согласовано» Руководитель мо /Савин С. В./ Фио протокол № от 200 г
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды icon«Согласовано» Руководитель мо /Савин С. В./ Фио протокол № от 200 г
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды iconРеспублики Беларусь и охраны окружающей среды
Областные и Минский городской комитеты, районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды iconКонференция «Научные основы работы тепловых двигателей и охрана окружающей среды»
Цель: раскрыть физические принципы действия тепловых двигателей и показать их влияние на экологическую обстановку окружающей среды...

Нижеследующий материал предназначен в помощь студентам при изучении курса химии окружающей среды iconИ управления природопользованием нижегородской области приказ
В целях обеспечения широкого участия общественных и других некоммерческих объединений, граждан в проведении мероприятий по охране:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница