Конспект урока по теме «Скорость химических реакций»




Скачать 119.27 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Скорость химических реакций»
Дата публикации25.03.2016
Размер119.27 Kb.
ТипКонспект
edushk.ru > Химия > Конспект
Конспект урока по теме «Скорость химических реакций»
Тема: Скорость химических реакций

Класс: 9

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные: начать формирование представлений о средней скорости химической реакции. В результате исследовательской работы показать влияние на скорость химической реакции таких факторов, как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения, температура и присутствие катализатора. Продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке химической науки, умение планировать свой ответ, работать с различными источниками информации, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым химическим явлениям, планировать эксперимент и прогнозировать его результат).

Развивающие: 1) развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры и иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся, 2) развитие аналитических и учебно-логических навыков: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли, 3) развитие памяти, внимания, мышления, речи, 4) способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему лабораторных работ и демонстрационного эксперимента; 5) развитие учебно-информационных навыков: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов; 6) учебно-организационных: организовывать самостоятельную деятельность, работу в группах.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, воспитание поддержки друг друга. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире. Проложить формирование химической картины мира. В ходе выполнения лабораторной работы содействовать реализации трудового воспитания.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное сопровождение, документ-камера, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента в группах, опорные конспекты для учащихся.

^ Методы и приемы обучения: рассказ, лабораторная работа, демонстрация, самостоятельная работа

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Способы отслеживания результатов: тестирование (контроль за усвоением знаний).

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Актуализация знаний – 2 мин

  3. Изучение нового материала – 25-26 мин

  4. Закрепление и контроль знаний – 9-10 мин

  5. Подведение итогов, рефлексия – 5 мин.

  6. Домашнее задание – 1 мин

Эпиграф: «Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» (Д.И. Менделеев)
Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация. Как вы знаете, говоря о химической реакции, мы всегда подразумеваем условия и признаки ее протекания. С этими вопросами вы уже знакомы. Сегодня мы познакомимся с третьим важным вопросом химической реакции – ее скоростью. Мы узнаем, что такое скорость химической реакции, и какие факторы влияют на ее протекание.

Главной идеей урока станут для нас слова нашего соотечественника, стоявшего у истоков химической науки.

«Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» Д.И. Менделеев.

Эти слова выбраны не зря, т.к. проведение химического эксперимента будет неотъемлемой частью вашей коллективной работы.

  1. ^ Изучение нового материала

Давайте вспомним, что подразумевается под скоростью в физике? (Это длина пути, проделанного физическим телом за единицу времени. Отношение проделанного пути к единице времени). Что изменяется во времени при механическом движении? (Координаты тела, следовательно, длина пути).

Скорость какого-либо процесса – это изменение какой-либо физической величины за единицу времени. Возможно, в понятии скорости химической реакции есть общее с понятием скорости движения. Теперь нужно найти величину, которая изменяется при протекании химической реакции. Давайте посмотрим на график (слайд 4). Что мы видим? С течением времени уменьшается концентрация исходных веществ, но увеличивается концентрация продуктов. Рассчитать скорость можно по изменению концентрации либо исходных веществ, либо продуктов. Формула будет выглядеть следующим образом:



Если для расчета взята концентрация исходных веществ, то ставится знак «-», если продуктов, то «+».

Скорость реакции измеряется в моль/(л•сек).

Запишем, скорость реакции – это изменение концентрации одного из реагирующих веществ или продуктов реакции в единицу времени.

Запишем формулу для расчета скорости химической реакции.

Чтобы ответить на следующий важный вопрос: «какие факторы влияют на скорость химической реакции», вы сегодня будете работать как единым коллективом. Каждая группа будет изучать влияние отдельного фактора на скорость реакции и внесет свой вклад в решение данного вопроса. Чтобы работа в группах была слаженной, каждый будет выполнять свою роль. Вы сами выберете себе организатора, который будет руководить работой группы, экспериментатора, который будет осуществлять химический эксперимент, теоретика, который грамотно проанализирует проделанный опыт, запишет уравнения реакций и сформулирует вывод, докладчика, который изложит классу полученные вами результаты, хронометриста, который будет следить за тем, чтобы вы уложились в отведенные вам временные рамки. Чтобы был виден вклад вашей группы в общее дело, мы составим общий опорный конспект.

Прежде чем приступать к работе, давайте вспомним основные правила техники безопасности. Так как вы сегодня работаете с обширным классом веществ, среди которых есть повышенной опасности – кислоты, то напомните, как следует работать с такими веществами? Какие правила техники безопасности должны соблюдать при работе со спиртовкой?

У вас на столах карточки с инструкциями для выполнения опыта, а также карточки с таблицами, в которые вы вносите уравнения реакций и где формулируете вывод. Время на работу 5-6 минут. После этого вы выступаете перед классом с результатами своего исследования.

Группа 1. Влияние природы реагирующих веществ.

В две пробирки налейте по 1 мл серной кислоты H2SO4. В одну пробирку добавьте магний, в другую – цинк. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнения реакций.

Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

Вывод: скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ. Чем активнее вещество, тем быстрее протекает реакция.

Ребята, можно теоретически доказать правильность сделанных выводов. Если мы посмотрим в ряд активности метало, что увидим, что магний стоит левее, а значит он более активный металл, чем цинк.

Группа 2. Влияние температуры.

Лабораторный опыт. В две пробирки поместите на кончике шпателя оксид меди (II) СuO и налейте в каждую по 1 мл соляной кислоты. Одну пробирку нагрейте. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции.

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

Вывод: повышение температуры ускоряет реакцию.

Группа 3. Влияние концентрации вещества.

Лабораторный опыт. В две пробирки поместите по 1 грануле цинка. В одну пробирку налейте серную кислоту (1:5), в другую – (1:2). Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции.

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

Вывод: с повышением концентрации скорость реакции возрастает.

Группа 4. Влияние поверхности соприкосновения веществ.

^ Лабораторный опыт. В две конические колбы поместите соляную кислоту. В первую колбу бросьте кусочек мела, во вторую – насыпьте порошок мела. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

Вывод: с увеличением поверхности соприкосновения веществ скорость увеличивается.

Группа 5. Влияние катализатора.

Лабораторный опыт. В две химических стакана налейте несколько мл пероксида водорода. В один стаканчик добавьте измельченный сырой картофель, в другой – вареный. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции.

2H2O2 = O2 + 2H2O

Вывод: есть вещества, который ускоряют протекание реакций – катализаторы.

Эксперимент последней группы дает нам возможность порассуждать над природой катализатора. Пятая группа использовала биокатализатор. Я покажу эффективность неорганического катализатора. Как и представитель последней группы я беру пероксид водорода, но в качестве катализатора – оксид марганца (IV).

^ Демонстрационный опыт. Поместить в коническую колбу 30 мл пероксида водорода, добавить в нее на кончике шпателя оксид марганца (IV).

Данный опыт, показывает, что в качестве катализатора для одних и тех же реакций могут выступать разные вещества.

Еще раз, подводя итог проделанной работе, обратим внимание на факторы, запишем их в тетради.

Факторы, влияющие на скорость реакции:

  1. Природа реагирующих веществ.

  2. Температура.

  3. Концентрация вещества.

  4. Поверхность соприкосновения веществ.

  5. Катализатор.




  1. Закрепление и контроль знаний

Мы выяснили зависимость скорости реакции от влияния разных факторов. Чтобы закрепить их давайте выполним несколько заданий. Хочу сказать, что подобные задания встречаются в вопросах ЕГЭ по химии. Они могут быть разного уровня сложности. Тестовые задания базового уровня доступны каждому.

Решение тестовых заданий (слайд 5).

Ребята, посмотрите, при составлении теста компьютер выдал ошибку и дал некоторые варианты ответов на английском языке. Но мы попробуем преодолеть трудности.

Решение тестовых заданий (слайды 6-7).

Вот такой тип заданий (слайд 8) считается повышенной сложности и задания такой конструкции входят в часть В ЕГЭ.

Таким образом, вы видите, что задания как базового, так и повышенного уровней сложности решаемы при овладении теоретическим материалом.
Теперь давайте проверим, насколько была эффективной наша работа. Узнаем мы это с помощью графического диктанта. В самом графическом диктанте нет ничего сложного. Я предлагаю утверждения, если вы согласны, то ставите на готовом листочке «+», если нет, то «-». Подпишите свою фамилию на листочке.

Утверждения:

  1. Катализатор понижает скорость химической реакции.

  2. Порошок цинка взаимодействует с серной кислотой медленнее, чем гранулы.

  3. Натрий взаимодействует с кислородом быстрее, чем железо.

  4. Взаимодействие магния с водой ускоряется при нагревании реакционной смеси.

  5. Железо быстрее взаимодействует с 30%-ным раствором серной кислоты, чем с 10%-ным.

  6. Для ускорения разложения пероксида водорода в качестве катализатора можно использовать только оксид марганца (IV) MnO2.

  7. Для уменьшения скорости химической реакции необходимо увеличить концентрацию реагирующих веществ.

  8. С наибольшей скоростью при одинаковых условиях идет реакция соляной кислоты с медью, а не с железом.

  9. Оксид меди (II) быстрее взаимодействует с серной кислотой при 60оС, а не при 20оС.

  10. Водород быстрее взаимодействует с фтором, а не с йодом.

Ответы: - - + + + - - - + +

Передайте свой листочек соседу слева. Проверьте друг друга. Критерии отметки: 10 правильных ответов – оценка «5», 8-9 – «4», 5-7 – «3». Я надеюсь, что оценок «2» нет.

Организаторы групп передайте листочки учителю.
Любая теория не эффективна, пока мы не найдем ей практического применения. У вас на столах есть стикеры. Напишите на них, где в своей повседневной жизни вы сталкиваетесь с химическими реакциями, идущими с низкой и высокой скоростью.
Учащиеся наклеивают свои листочки не доску, разделяя их на две группы: реакции, идущие с низкой и высокой скоростью.


  1. ^ Подведение итогов, рефлексия.

Итак, мы хорошо сегодня поработали. Вы доказали, что умеете работать в коллективе. Чувство поддержки одноклассника является важным фактором для успешной деятельности, своего рода катализатором совместной работы. Я благодарю вас за урок. Мне хочется верить, что у вас осталось позитивное мнение об уроке. Я прошу вас поделиться своим мнением с помощью бумажки, которую вы при выходе из кабинета наклеите на соответствующие цветные листы. Желтый цвет – цвет позитивных эмоций, зеленый – нейтральный, спокойный, он для тех, кто воспринял работу на уроке равнодушно. Негатив имеет право на существование. Я оценю любое ваше мнение. Для вас красная бумага.


  1. Домашнее задание. §18,19, выучить записи за урок.



^ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТОЧКИ С ИНСТРУКЦИЯМИ ДЛЯ ГРУПП

Группа 1. Изучение влияния природы реагирующих веществ.

В две пробирки налейте по 1 мл серной кислоты H2SO4. В одну пробирку добавьте магний, в другую – цинк. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнения реакций.

Группа 2. Изучение влияния температуры.

Лабораторный опыт. В две пробирки поместите на кончике шпателя оксид меди (II) СuO и налейте в каждую по 1 мл соляной кислоты. Одну пробирку нагрейте. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции.

Группа 3. Изучение влияния концентрации вещества.

^ Лабораторный опыт. В две пробирки поместите по 1 грануле цинка. В одну пробирку налейте серную кислоту (1:5), в другую – (1:2). Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции.

Группа 4. Изучение влияния поверхности соприкосновения веществ.

^ Лабораторный опыт. В две конические колбы поместите соляную кислоту. В первую колбу бросьте кусочек мела, во вторую – насыпьте порошок мела. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Группа 5. Изучение влияния катализатора.

Лабораторный опыт. В две химических стакана налейте несколько мл пероксида водорода. В один стаканчик добавьте измельченный сырой картофель, в другой – вареный. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУКЦИЯ ДОКЛАДЧИКУ
Докладчику нужно положить свою заполненную таблицу по исследуемому фактору под экран документ-камеры и ответить на следующие вопросы:

  • Как выполняли опыт? Что наблюдали?

  • В какой из пробирок реакция идёт быстрее?

Почему?

  • Что повлияло на скорость реакции?

  • Как данный фактор влияет на скорость реакции (вывод).

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА




Факторы

Уравнения реакций

Сравнение

Причины

1

Природа реагирующих веществ











2

Температура











3

Концентрация вещества










4

Поверхность соприкосновения веществ











5

Катализатор














Павлова Елена Сергеевна, учитель, МОБУ «Лицей № 5» г. Оренбурга

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconТема занятия: Скорость химических реакций
Скорость – это изменение какого-либо параметра во времени. Например, скорость роста растения – изменение длины растения за единицу...

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconСкорость химических реакций

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconКлассификация химических реакций неорганических и органических веществ
Поэтому в преподавании школьного курса химии важно использовать научный и методически правильный подход к рассмотрению сущности учения...

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» icon«Подготовка учащихся 11 класса к егэ по вопросу А20«Скорость химических реакций»
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кафедра естествознания

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconУрока «Решение упражнений по теме «Неметаллы»
Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Неметаллы»; отработать умения учащихся составлять уравнения...

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconКонспект урока по теме: «Положение углерода и кремния в периодической...
Государственное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №89 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconКафедра естествознания Авторская работа Тема: “Обратимые и необратимые...
Цель работы: 1 Изучение особенностей и закономерностей течения химических реакций, как продолжение формирования представлений о различных...

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconПлан-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconКонспект урока русского языка (2 класс)
Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы». На заключительном этапе урока проводится определение целей проекта, способов...

Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» iconКонспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел»
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница