Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время




Скачать 285.73 Kb.
НазваниеЗадачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время
Дата публикации05.06.2015
Размер285.73 Kb.
ТипДокументы
edushk.ru > Информатика > Документы

Личностно ориентированное обучение педсовет-семинар



Метод проектов. От истоков до модернизации образования




Цель: познакомить коллектив школы с методом проектной деятельности.
Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные

стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого

метода как в урочное, так и во внеурочное время.
Ход педсовета
I. Вступительное слово. Тимошенко Т. Ф.
II. Изучение теоретического материала по методу Жигсо.
III. Положительные и отрицательные стороны метода проектной деятельности.

Работа в группах.
IV. Два подхода к проектной деятельности. Кальсина О. В.
V. Методика работы команд. Пастухова М. Н.
VI. Выступление групп.
VII. Оценка деятельности групп практиками-экспертами.
VIII. Заключительное слово. Тимошенко Т. Ф.
IX. Рефлексия.


^ I. Вступительное слово.

(преподаватель Тимошенко Т. Ф.)




В середине 90-х в лучших фирмах г. Омска исследовали уровень образования сотрудников. Оказалось, что подавляющее большинство лидеров этих организаций не были успешными в школе и вузе. Нельзя отказать этим людям в отсутствии способностей, но они не проявляли интереса к обучению ни в школе, ни в институте. Тогда как бывшие отличники и хорошисты, которые учились с интересом и полной отдачей, работали в этих фирмах только исполнителями.

Это исследование продемонстрировало неожиданный результат, который назвали парадоксом «успешного двоечника» - чем хуже учишься, тем лучше (для успешности в дальнейшей жизни). Таким образом, «парадокс успешного двоечника» означал кризис системы образования, который заключается в неадекватности содержания образования современной культуре. Не случайно в Японии большой популярностью пользуется рецепт Р. Киосаки, подробно описанный в книге «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу».

Итак, сама жизнь начинает менять всю систему образования и, конечно же, мировоззрение учителя. И поэтому эпиграфом нашего педсовета взяты слова Эллиота: «В погоне за знаниями мы утратили мудрость». Следовательно, главной задачей учителя на современном этапе развития общества становится не «набивание» ученика всеми возможными ЗУНами, а приобщение детей к будущей своей социальной роли, реализация себя как личности во взрослой жизни. Исследования омичей как раз и показывают, что зачастую наши отличники не могут реализовать себя в самостоятельной жизни. Они привыкли получать готовые знания, получать хорошие оценки, но, к сожалению, не всегда могут использовать эти знания в принятии самостоятельных решений. Они боятся сделать что-то неправильно и зачастую уходят от проблем. Тогда как двоечники быстрее приспосабливаются к новой ситуации, они не боятся рисковать, они моторны и энергичны.

Поэтому целью нашего педсовета является более полное знакомство коллектива школы с методом проектной деятельности, позволяющим адаптировать ученика к будущей жизни, и помочь стать ему успешным в обществе. Отсюда и задачи нашего педсовета:

1. Помочь учителям выявить положительные и отрицательные стороны метода

проекта.

2. Заинтересовать педколлектив в применении этого метода как в урочное, так и

во внеурочное время.
^ II. Ознакомление с методом проектной деятельности пройдет в режиме

Жигсо ( приложение № 1).
III. Работа в группах с текстом (приложение №2).



^ IV. Два подхода к проектной деятельности.

(преподаватель Кальсина О. В.)




Современный мир начала 21 века отличается небывалым потоком информации, быстро обновляющейся за счет новых средств коммуникаций.

Безусловно, этот изменившийся мир предъявляет свои требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Да и современные дети во многом отличаются от своих сверстников, живущих 20-30 лет назад. Для современных детей учитель, школа уже не являются единственными источниками информации. Поэтому все чаще учитель поставлен перед проблемой: как, опираясь на уже полученные знания школьников, стимулировать их самостоятельную, поисковую и творческую работу? Какой метод лучше использовать при этом? В этих поисках учителя-практика поддерживает наука. Так, исследователь Пахомова в книге «Метод учебного проекта в образовательных учреждениях» пишет: «…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения/обучения, взаимоотношения между учителем и учеником».

Известны два подхода к проектной деятельности: метод проекта как деятельность, соединяющая социальный опыт учащихся с их обучением,
и проектно-исследовательская технология обучения .

Примером первого подхода может служить интересный германский проект «Город как школа», в котором конструируется система комплексной помощи молодежи. Позиция разработчиков такова: дать учащимся, у которых сложилось негативное отношение к учебе, новое представление о том, как можно учиться не только в школе, как находить перспективы образования – образования для себя. Чем больше дети и молодые люди, по мнению авторов проекта, узнают, как в результате их практической деятельности получается конечный продукт, тем больше у них потребность в новых знаниях, тем лучше они начинают учиться. Авторы различают простое выполнение учебно-практического задания и проектную деятельность, которая сочетает внешкольную активность, обретение опыта, основанного на знакомстве с культурными традициями, с межпредметными темами. Все это органически соединяет социальный опыт, обучение, осмысление учащимися различных жизненных явлений, процессов. Цель образования в этом проекте – овладение общими познавательными умениями в стенах школы, но приоритет отдается умению применить приобретенные знания в творческих группах, работающих над практической проблемой, развитию социального сознания. Таким образом, благодаря участию в общественно полезном деле преодолеваются отрицательные установки к овладению знаниями.

Аналогичным можно считать российский проект с таким же названием(авторы С. Чистякова, Л. Дмитриева, О. Щигирева). Идея его – в оказании помощи подросткам в их профессиональном самоопределении с помощью диагностического центра, осуществляющего комплексную диагностику – психолого- педагогическую, психофизиологическую, медико- педагогическую. Подростков обучают и самодиагностике, в результате чего они смогут сделать более обоснованный выбор возможной профессии. Именно это и составляет содержание вновь приобретаемого ими социально-психологического опыта.

Второй подход связан с разработкой проектно – исследовательской технологии обучения. Автор этой идеи В.Васильев обосновывает необходимость использования проектно- исследовательской технологии на практике тем, что сейчас во всем мире стало актуальным обновление содержания образования. Сегодня оно понимается не только как сумма знаний, объем некоторой информации, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к этой деятельности, к изучаемому материалу. Реализация проектно- исследовательской технологии начинается с разработки проекта, освоения большой темы или раздела образовательной программы по тому или иному учебному курсу. Учитель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его со всем классом. Учащиеся вносят свои коррективы, предлагают способы выполнения заданий, распределяются по микрогруппам, намечают контуры будущего результата, договариваются о формах работы и подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию.

Проектно- исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, определять свою познавательную траекторию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, участвовать в продуктивной групповой работе.

Метод проектов все чаще и чаще рассматривают сегодня как коллективную систему обучения, при которой школьники учатся видеть проблему, планировать свои действия, постепенно и последовательно усложнять практические задания-проекты. Школьники при этом оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их - порой интуитивно или с помощью сложившихся привычек и умений, посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно освоить для достижения поставленной практической цели.


^ V. Методика работы команд.

(преподаватель Пастухова М. Н.)



Почему при работе над проектом уделяется внимание созданию и деятельности команд? Объяснить это легко: содержанием деятельности является социальное проектирование, а общественные проблемы, даже малые, обычно в одиночку не решаются – только группе (команде) под силу внести заметные и устойчивые изменения в социальное преобразование.

Для успешного формирования команды необходимо учитывать следующие факторы:

  • ясность целей и задач команды;

  • наличие плана деятельности и развития;

  • четкое распределение ролей;

  • высокая культура общения;

  • выбор эффективного поведения команды.

Методика работы команд состоит из нескольких стадий (позиций) :

  • Подготовка к работе над проектом.

  • Выбор проблемы.

  • Сбор информации.

  • Разработка собственного варианта решения проблемы.

  • Реализация плана действий команд.

  • Подготовка к защите проекта.

  • Презентация проекта.

  • Рефлексия (анализ).

Любая позиция направлена на то, чтобы вызвать интерес, живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, побудить к творчеству.

Интересна каждая позиция, но остановимся на одной из них: подготовке к защите проекта. С нашей точки зрения, эта стадия работы над проектом демонстрирует существенное отличие метода учебного проекта от других методов, форм обучения.

Подготовка к защите проекта включает работу всей команды:

  • оформление материала на стендах (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно показывающими суть проекта);

  • подготовка устного представления проекта (5-6 человек из команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию слайдами, видеофильмом и другими ТСО);

  • подготовка команды для ответов на неожиданные вопросы оппонентов (для этого хорошо предусмотреть тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);

  • создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.


^ VI. Выступление групп.
VII. Оценка деятельности групп практиками-экспертами.

VIII. Заключительное слово.
Итак, метод проектов – это путь познания, способ организации процесса познания. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Его можно использовать в изучении любого предмета, он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Поэтому мы взяли эпиграфом к нашему педсовету слова Чжуана Цзы: «Истина должна быть пережита, но не преподана».
^ IX. Рефлексия (приложение № 3).

Приложение №1.

Методика Жигсо.
Цель: изучение информации и ее осознание.
Задачи: обучить члена команды той информации, которую он не знает.
Участники исходных групп делятся и объединяются по номерам: № 1 – историки, № 2 – современники, №3 – теоретики ( № 4 – эксперты – подготовленная группа, анализирующая и оценивающая работу трех групп).
1. Работа в группах по осмыслению текста:

  • индивидуальная работа (самостоятельное изучение текста);

  • коллективная работа (подготовление рассказа по теме для обучения других участников исходной группы данному материалу).

2. Возвращение в исходные группы, прослушивание каждого члена команды и

моделирование ответа по теме.

3. Рефлексия (защита своих проектов).

4. Подведение итогов экспертной группой.
Данная методика имеет следующие достоинства: воспитание ответственности каждого за свое обучение; развитие предметной коммуникативности; самостоятельное постижение новой информации, затем в группе; развитие умений в выделении главного, обобщении материала. Воспитывается уважение к собеседнику, умение внимательно слушать и слышать друг друга.


Приложение № 2.

^ Глоссарий методических терминов.
Глоссарий - (от лат. glossarium) – словарь.

Глосса – (от гр. glossa – устаревшее или малоупотребляемое слово) – перевод или толкование непонятного слова или выражения; научный комментарий законов, судебных решений.
^ Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющихих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает жизненные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной и письменной презентации.
Пректирование рассматривается как:

  • специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта.

  • прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, ставящее целью решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовтельных системах.

  • способ нормирования и трансляции научно-исследовательской деятельности;

  • процесс создания и реализации проекта;

  • специфический способ развития личности;

  • технология обучения.


Проектное обучение – это приоритетно построенное на основе метода проектов обучение. Это обучение в проекте и с помощью проекта, в котором педагогические действия направлены на:

  • активизацию процесса познания;

  • обогащение норм процесса обучения;

  • формирование определенного типа мышления (проектного) и отношения к окружающей действительности;

  • обучение собственно проектной деятельности;

  • изменение образовательной парадигмы в целом.


Теоретический материал для групп
Группа № 1. Историки.

Возникновение (а точнее научное оформление и описание) метода проектов восходит к началу XX века. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Авторы идеи Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз. В 1915 году вышла книга Дж. и Э. Дьюи «Школа будущего», которая в 1923 году была переведена на русский язык.

Ведущая идея этой научной школы в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу: «все – из жизни, все – для жизни». Ребенок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересно ему, когда его содержание исходит из реальной детской жизни, а результат можно обязательно применить.

В 20-х метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники его – В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев – провозгласили метод универсальным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний велось на основе труда. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела детей и подростков.

Универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к разработке комплексно-проектных программ (1929- 1930гг). Учебные предметы отрицались, а систематическое освоение знаний под руководством учителя заменялось преимущественно работой по выполнению специальных практических заданий – проектов. Учащиеся, работая на заводе, в школьных мастерских, в колхозе, приобретали те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполнявшейся ими практической работой. Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Это послужило основанием для Постановления ЦК ВКП(б) 1931года «О начальной и средней школе», которым метод проектов был осужден и в дальнейшем в практике советской школы не применялся.
2 Современники.

В современной практике метод проектов вновь обрел довольно широкую популярность. Это обусловлено, прежде всего, кризисными явлениями во всех областях общественной жизни, включая образование, из которого многие годы исключен труд. Разрушение прежней системы образования – централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа, разгосударствления общественной жизни привели многих педагогов в состояние растерянности. Многие педагогические коллективы почувствовали губительные последствия когнитивной парадигмы нашего образования: ученики, даже много знающие, ничего не умеют делать руками, не могут использовать свои знания в измененной ситуации, о чем убедительно свидетельствуют итоги исследования PISA. А изменение социально-экономических условий заставляет освобождаться от необоснованных иллюзий, от потребительского отношения к жизни. Сегодня надо учиться многое делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и т. д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Возникает насущная потребность обучаться проектированию практически во всех сферах деятельности, на всех уровнях. Поэтому в Базисный учебный план внесено требование обучать учащихся проектной деятельности. Перед школой встала задача: освоить метод, не превращая его в профанацию. А ведь владению этим методом специально не учили и самих педагогов. Вот и возникает насущная потребность обучаться проектированию практически на всех уровнях образования: в вузе, в ИПК, в школе на методических объединения или на семинарах.

^ Группа № 3. Теоретики.

Уровень разработок весьма различен: есть чисто теоретические работы, которые довольно трудно использовать в практической деятельности учителя, а есть и разработки практико ориентированные. Технологии организации собственно исследовательских проектов посвящена работа И.Д.Чечель «Исследовательские проекты в практике школы». В ней автор определяет проект как «бросок» (от латин. – брошенный вперед), т.е. образ какого-либо объекта, планируемого продукта. Рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, время, педагогически целесообразное для развертывания технологии проектной деятельности. С точки зрения И. Д. Чечель, проект способствует активизации познания, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защите групповых проектов развивается умение трудится в коллективе; ощущать себя членом команды; брать на себя ответственность за выбор решения; разделять ее с другими членами команды; анализировать результаты деятельности и т.д. В ходе проектирования самое сложное для учителя – выполнить роль независимого консультанта, который удерживается от подсказки даже тогда, когда ученики «идут не туда». При реализации любого проекта учителю надо дать ребятам не только свободу творчества, но и право на ошибку, что тоже поучительно и обогащает опыт. Для ученика трудными могут быть: постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернатив; аргументация выбора; сравнение полученного результата с ожидаемым, намеченным, требуемым; корректировка результата; оценка самой деятельности и другие позиции.

Ведущим аспектом теоретических исследований в области проектирования является разработка методологических основ, подходов к этой учебной деятельности, стремление соединить знания о деятельности и мышлении, объектные знания и способности к рефлексии. В этом плане наибольший интерес представляет научная школа В. И. Слободчикова, изложенная им в работе «Основы проектирования развивающегося образования». Последователи этой школы раскрывают процесс проектирования на основе таких базовых этапов:

  • концептуализация общего дела, которое мы хотим совершить в некотором социокультурном пространстве, на принципе совокупности разнопрофессиональных, разнопредметных взглядов на исходный замысел (идею) и разнопозиционных отношений к нему;

  • программирование совокупностей видов деятельности в логической и временной последовательности;

  • планирование действий по реализации проекта.


Группа № 4. Практики-эксперты.

Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха (на уроке или вне его), когда не на словах, а в деле ученик чувствует себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При этом непременно происходят личностный рост, развитие характера.

  • Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать детей к общению, воспитывать коммуникативную культуру. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать, и понять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти решение, объединяющее все ценное из каждого предложения.

  • Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблему, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным образом развивают культуру мышления.

Эти цели достигаются особой организацией образовательного пространства, влияющей на различные аспекты, качества личности, созданием условий для появления мотива к самоизменению, к личностному росту, для желания реализовать «Я – концепцию» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь»…), освободить интеллектуальные средства познания и исследования мира.

Приложение № 3.

Лист рефлексии.
1. Считаете ли Вы тему педагогического совета актуальной?

ДА. НЕТ. Другое:____________________________

2. Считаете ли Вы эффективным проведение педсовета в данной форме:

ДА. НЕТ. Другое:_____________________________

3. Оцените виды деятельности по 3-хбалльной системе:

а) деятельность на этапе подготовки педсовета_______ баллов

б) деятельность в творческой группе _______ баллов

в) отчетная форма выступлений ________ баллов

г) коллективная работа по решению педагогической задачи _____ баллов

д) презентация результатов _______ баллов.

4. Отметьте состояние, которое Вы испытывали в процессе заседания педагогического совета:

Интерес Скука Удовольствие Беспокойство
Раздражение Эмоциональный подъем

Дидактический материал

Проект - это совокупность «шести П»



Проблема


На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" (если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)).


Проектирование

Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источни­ков информации, способов сбора и анализа информа­ции, способа представления результа­тов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды.

^ Поиск информации


На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблю­дения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп. Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.


Продукт

Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов).

Презентация





Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество исполь­зования источни­ков, неиспользо­ванные возмож­ности, потенциал продолжения, качество отчета.

Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта).  Критериями оценки являются:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);

  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.


Портфолио


Применение результатов проекта в повседневной жизни, иначе для чего было создавать проект. Для учащихся значимость собственной деятельности, является большим стимулом для выполнения следующих проектов.


^

Типология проектов





Типологические

признаки

Типы проектов

Примеры

По доминирующей
деятельности

Исследовательские

Поисковые

Творческие

Ролевые, игровые

Прикладные (практико-ориентированные)

Информационные (ознакомительно-ориентированные)

"История информатики"

"Компьютерные сети"

"Сравнительные характеристики поисковых служб "Интернета"

"Создание личного Web-сайта"

"База данных класса"

По предметно-содержательной
области

Монопроекты

Межпредметные

"История ЭВМ"

"Влияние компьютера на здоровье человека"

Участие во Всероссийском образовательном форуме с проектом на английском языке "ЗиД – оборонный щит нашей Родины".

По характеру
контактов

Внутренние

Открытые

Участие в Региональной
научно-практической конференции
"Творчество юных" (г.Зеленоград)

По количеству
участников проекта

Личностные

Парные

Групповые

Дистанционные олимпиады
по информатике, ИТ.

Издательская деятельность в школе.

По продолжительности выполнения проекта

Краткосрочные

Средней продолжительности

Долгосрочные

Создание Web-сайта школы.

Создание фильма о школе.


^
КАК НАПИСАТЬ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА



Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 1)


  1. Проанализируй реальную ситуацию и сформулируй проблему.

  2. Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.

  3. Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.

  4. Сформулируй цель выполнения своего проекта.

  5. Опиши стратегию (технологию) достижения цели.

  6. Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.

  7. Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.

  8. Обоснуй ценность своего продукта.

  9. Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.

  10. Сделай вывод на основе полученных данных.


Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 2)

  1. Обоснуй свой выбор данной проблемы.

  2. Каковы причины и последствия ее существования?

  3. Кого еще волнует эта проблема и почему?

  4. Каким образом можно решить данную проблему?

  5. Что необходимо для этого сделать?

  6. В чем состоит предполагаемая ценность своего продукта?

  7. Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?

  8. Зачем тебе нужно было выступление?

  9. Как ты готовился к выступлению?

  10. Доволен ли ты результатом?

  11. Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту?


Памятка для учащихся 8-9 классов

  1. Укажи проблему и причину ее возникновения.

  2. Назови цель работы, связанную с проблемой.

  3. Перечисли задачи работы.

  4. Представь план работы.

  5. Опиши предполагаемый продукт.

  6. Назови критерии, по которым можно оценить продукт.

  7. Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.

  8. Укажи источники информации.

  9. Оцени эффективность групповой работы (ее результативность, затраченное время).

  10. Обоснуй выбор формы презентации.

  11. Сравни полученный продукт с предполагаемым.

  12. Назови те, кому твой продукт будет интересен и полезен.


Памятка для учащихся 5-7 классов

  1. Опиши желаемую ситуацию и обоснуй, почему она для тебя желаема.

  2. Укажи, что нужно изменить в реальной ситуации.

  3. Обозначь цель и сформулируй задачи, направленные на достижение цели.

  4. Запиши в хронологической последовательности шаги с указанием затраченного времени в зависимости от сложности работ.

  5. Опиши свой планируемый продукт, опираясь на заданные учителем критерии оценки.

  6. Дай оценку полученному продукту в соответствии с критериями оценки, заданными учителем.

  7. Укажи причины успехов и неудач, пути их преодоления.

  8. Назови новые знания и умения, полученные в работе над проектом. Где еще ты сможешь их применить?

  9. Укажи источники новой информации. Какие из них ты нашел самостоятельно?

  10. Достиг ли ты цели? Если не достиг, то почему?
^

Памятка для учащихся 1-3 классов


  1. Почему ты выбрал этот проект, а не другой?

  2. Расскажи, что ты сделал для получения результата?

  3. Чем результат работы похож и чем отличается от твоего желания?

  4. Какая информация для тебя была полезна?

  5. Тебе понравилось работать над этим проектом?

  6. Что было трудным?


Защита проектов проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях

Результативность.


На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся ответили:

  1. правильно распределять время

  2. анализировать собственные действия

  3. презентовать результаты своего труда

  4. доделывать всё до конца

  5. достигать поставленной цели

  6. рассматривать проблему с разных точек зрения

Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через диагностику сформированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся. Сравнительный анализ диагностических исследований показывает увеличение числа обучающихся, у которых наблюдается положительная динамика уровня сформированности творческих умений.

Для определения результативности деятельности, степени эффективности решения поставленных целей и задач используются мониторинговые исследования всего учебно-воспитательного процесса путём использования диагностических методик:

  • Определение уровня обученности и обучаемости учащихся – А.К.Маркова;

  • Сформированность компонентов учебной деятельности – Г.В.Репкина, Е.В.Заика (Томск, АПН).

Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) по разделам курса «Информационные технологии», а также сформированности различных операций мыслительной деятельности.

Использование различных методов, приемов, форм организации познавательной деятельности обучающихся в процессе урочной деятельности и в системе дополнительного образования направлено на удовлетворение познавательных интересов.




Школа «Стикс» Павлодар 2007г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconВопросы к экзамену по дисциплине «Введение в психологию»
Характеристика метода анализа результатов деятельности как неэкспериментального метода

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconРеклама организационно-экономические аспекты
Это вызвано тем, что у рекламы есть как отрицательные, так и положительные стороны. Даже если реклама не нравится одним как таковая...

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время icon«физического» метода распределения затрат на топливо
Минэнерго РФ от 18. 09. 2014г №624 в части установления нормативов удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии...

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconВопрос 12 Зарождение и развитие иконологического метода анализа произведений...
Зарождение и развитие иконологического метода анализа произведений искусства. Философские основания иконологического метода. Критика...

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconФормирование, развитие и актуализация умений: анализ идей; выдвижение...
Возьмите бумагу и карандаш. Внимательно посмотрите на окружающие вас предметы. Кратко напишите их названия. Перечислите для каждого...

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconКурсовая работа
За эти годы накоплен обширный экспериментальный материал. На основе этого материала можно попробовать выявить закономерности изменения...

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconПлан-конспект урока развивающего контроля по по русскому языку в...
Разработка конспектов уроков по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconПедагогическая технология – метод проектов
В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самос –тоятельно конструировать свои знания и ориентироваться...

Задачи: помочь педагогам школы выявить положительные и отрицательные стороны метода проектов; заинтересовать учителей в применении этого метода как в урочное, так и во внеурочное время iconУрок физики " Тайны звуков, окружающих нас"
Вывод: инфразвук – явление природы. А природа мудра. У него есть и положительные, и отрицательные проявления, как и у людей. Их,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница