Предмет и задачи школьного курса информатики




НазваниеПредмет и задачи школьного курса информатики
страница1/16
Дата публикации15.05.2016
Размер1.73 Mb.
ТипУрок
edushk.ru > Информатика > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
8 класс. Учебный модуль

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основное содержание модуля

История становления информатики и пути ее развития. Информация и информационная деятельность человека. Человек как биологическая систе­ма обработки информации. Общество как социальная система обработки информации. Роль информации в развитии общества. Информационная культура - необходимое качество современного человека.

Понятие «информация». Виды информации.

Информационные процессы в природе, обществе и технике: основные параметры функционирования. Носитель информации как необходимое средство реализации информационных процессов. Виды носителей инфор­мации: сигнал, знак, язык.

Общеобразовательные цели:

• Иметь представление о предмете и методах информатики;

• Различать подходы к описанию мира с позиции информатики;

• Иметь представление об объектах как системах различной природы.

Воспитательные цели:

• Формирование мировоззренческой позиции при описании объектив­ной действительности;

• Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и себе.

Развивающие цели:

• Освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учеб­ной коммуникации;

• Формирование социальной направленности любой деятельности.

^ Урок 1. Что изучает информатика?

Цели урока:

• Освоить области применения науки информатики;

• Освоить общее и особенное в курсе школьной информатики;

• Освоить правила по технике безопасности.

Ход урока

^ Теоретическая основа урока

Информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, использующая системно-информационный подход к анализу окру­жающего мира, и рассматривающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, хранения и обработки информации с использованием технических средств. Это стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, которая расширяет область своего влияния на разные отрасли промышленной и научной сферы.

Зародившаяся в лоне кибернетики, информатика быстро приобрела са­мостоятельность и теперь активно влияет на развитие, как технических дисциплин, так и социогуманитарных направлений научного знания. При этом если первоначально предметом информатики служили автоматизиро­ванные системы обработки информации, то со временем пришло осозна­ние, что главным объектом изучения информатики должно выступать яв­ление, отраженное в понятии «информация».

Именно предмет информатики придает ей фундаментальность, что вле­чет за собой требование не ограничиваться рассмотрением лишь способов функционирования формализованных данных, обрабатываемых автомати­ческими средствами. Тогда информатика является фундаментальной нау­кой, рассматривающей закономерности функционирования информацион­ных процессов в системах различной природы.

Информация сложное, полисемическое понятие, имеющее множество определений и толкований. Споры относительно природы информации ве­дутся давно и в различных областях науки. Развитие такой научной области как «информатика» не может ограничиться рассмотрением определенных примеров или толкований информации. Необходимо рассмотреть ее более широко, привлекая при необходимости понятийный аппарат других дисци­плин.

(Все выше сказанное в первую очередь относится к учителю. Начинать изучение со столь сложных представлений нельзя, но при этом учитель должен осознавать, какова его роль в последовательном формировании общих представлений о мире с позиции протекания информационных про­цессов. Если учитель не почувствует глубину преподаваемого им предмета, тогда в конечном итоге результаты его деятельности, выраженных в знани­ях учеников, будут поверхностны и недолговечны.)

И для того, чтобы понять основные направления деятельности человека, рассматриваемого информатикой, предлагаем следующий вариант урока.

Норберт Винер в своей работе о кибернетике предлагал подумать о со­держании следующих строк:

Знаешь сколько звезд сияет Над тобой во тьме ночной? Знаешь, сколько тучек тает В чаще неба голубой? Только бог про это знает, До единой он считает Их огромное число.

Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американский ученый? Сначала давайте определимся, кто ведет подсчеты звезд? Да, это астрономы. А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы их называем метеорологами. А что их объединяет? Чем они занимаются? Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно их сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать даль­нейшие выводы.

Окружающий мир велик и совершенен. С первых дней становления че­ловечества люди стараются приспособиться к окружающему миру. А для этого необходимо было собирать информацию обо всем на свете: о поведе­нии животных, о смене погоды и смене времен года, о необходимых усло­виях для роста растений и т. д. Только при наличии достоверной информа­ции о различных объектах человек мог выжить в условиях дикой природы.

Мы использовали слово «объект», как Вы думаете, о чем идет речь? Объектом может служить все - дерево, школа, парта, ученик и кошка. Де­рево само по себе просто дерево, но если мы обратили внимание на это де­рево с целью ее изучить, то тогда это не просто дерево, а объект. Получает­ся, что объектом мы будем называть все предметы, явления или процессы, на которые обращено наше внимание с целью их изучения.

Постоянные наблюдения позволяли накапливать знания о различных объектах, которые постепенно складывались в научные направления, а за­тем и в стройную систему наук. Но при этом, очень долгое время никому не приходило в голову проанализировать сам процесс сбора, накопления информации. Только с возникновением кибернетики науки об информаци­онном управлении, пришло осознание, что существует такая сфера дея­тельности, которая никак не связана с технической стороной деятельности человека.

Итак, возникла необходимость в качестве объекта изучения уже выде­лять информацию, выяснить формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования. Первоначально в кибернети­ке было высказано мнение об общности информационных процессов в сис­темах различной природы. Различают биологические, технические, соци­альные и социо-технические системы.

Затем была создана теория связи, когда возникла необходимость пере­давать информацию на большие расстояния. То есть стало необходимо представить информацию в таком виде, в котором она бы даже после пере­дачи техническим устройством не потеряла своего первоначального значе­ния. На базе теории связи возникла теория информации, развитие которой и привело в последующем к возникновению информатики. Технической основой возникновения нового научного направление стало появление электронно-вычислительных систем.

Тогда под информатикой мы будем понимать совокупность методов и средств сбора, хранения, передачи и преобразования информации.

^ Подводя итог

• то на что нацелено внимание человека, с целью изучения окружаю­щей действительности, принято называть объектом;

• наблюдение за окружающей действительностью порождает огром­ное количество информации;

• необходимо фиксировать не только информацию об объектах, но и сам процесс сбора, хранения и преобразования информации;

• информатика изучает все методы и средства сбора, хранения, пере­дачи и преобразования информации.

^ Практическая часть

Для умелого использования компьютерной техники в своей образова­тельной, а в дальнейшем и трудовой деятельности необходимо научиться пользоваться клавиатурой. Но прежде, мы должны освоить правила по тех­нике безопасности, т. к. кабинет информатики является кабинетом повы­шенной опасности. На тыльной части титульной страницы пишем: «Прави­ла поведения и техники безопасности в компьютерном классе». (Можно раздать заготовленные распечатки правил и требований ученикам, чтобы они наклеили их на обороте обложки рабочей тетради.)

^ Общие положения:

• К работе в кабинете информатики допускаются школьники, про-. шедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указа­ния учителя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

• Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безо­пасности.

• Нарушение этих правил может привести к поражению электриче­ским током, к получению механических повреждений и травм, вы­звать возгорание.

^ Правила поведения в кабинете:

• Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви и с громоздкими предметами.

• Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.

• Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.

• Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.

• Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии види­мых повреждений оборудования на рабочем месте.

• Включать и выключать компьютеры только с разрешения учителя.

^ Требования безопасности во время работы:

• быть предельно осторожными при работе с техникой;

• не подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру;

• соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера;

• при появлении изменений в функционировании аппаратуры, само­произвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю;

• контролировать расстояние до экрана и правильную осанку;

• не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Запрещается:

• пользоваться неисправной техникой;

• при включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера;

• касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, со­единительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры руками и/или острыми металлическими предметами;

• самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры;

• передвигать системный блок и дисплей;

• работать грязными, влажными руками, во влажной одежде;

• работать за дисплеем дольше положенного времени.

С устройствами компьютера мы познакомимся чуточку позднее. А сей­час мы начнем работу с клавиатурным тренажером, чтобы не терять в дальнейшем времени на поиск необходимых клавиш. Клавиатура функцио­нально разделена на три части: алфавитно-цифровое поле, поле дополни­тельных клавиш и функциональные клавиши. Нажатие клавиши приводит к одному из перечисленных действий:

1. отображает нажатый символ на экране;

2. позволяет перемещаться по экрану;

3. удаляет символ.

Рассмотрим основную группу клавиш:

Клавиша

Назначение клавиши

Enter

клавиша ввода команды

Shift

верхнего регистра

Caps Lock

клавиша фиксации верхнего регистра для клавиш алфавита

Ctrl, Alt

управляющие клавиши, использующиеся для изменения назначения других клавиш

Tab

клавиша табуляции, предназначенная для перемещения курсора на несколько позиций вправо

Backspace

клавиша удаления символа слева от курсора



клавиша вызова главного меню



клавиша вызова контекстного меню

Основной клавишей является самая большая клавиша , нажати­ем которой завершается любое действие. Клавиша позволяет пре­рвать выполнения той или иной команды. Кроме одинарных нажатий, при­меняется еще двойное нажатие, выполняющее определенное действие.

Представим с помощью таблицы:

^ Совокупность клавиш

Выполняемое действие



Смена регистров алфавита: с русского на англий­ский или с английского на русский.



Смена регистра букв: строчные на прописные и на­оборот.



Смена регистра букв у выделенного фрагмента.

<1> и т.д.

Выбор значений верхнего регистра всего ряда.

Далее учащиеся работают с клавиатурным тренажером «Baby».

^ Домашнее задание

Знать основные определения рассмотренных понятий; подумать, где приходится сталкиваться с информацией в обычной жизни.

Урок 2 Информация. Виды информации

Цели урока:

• составить представление об информации;

• освоить понятие «информационный объект»;

• различать виды и свойства информации.

^ Ход урока

Актуализация знаний

- Какой предмет мы будем изучать?

- Что изучает информатика?

- Почему возникла необходимость в новой науке?

- Знания, каких научных направлений легли в основу информатики?

^ Теоретическая основа урока

- Что Вы понимаете под информацией? (Обычно учащиеся начинают перечислять, что это новости, сведения, новые знания и т. д.)

- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно - потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.

- Давайте, понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? {Наступила осень.)

- Но, почему Вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, по­холодало, постоянно капает дождь.)

- Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. {Но мы знаем, что все это означает, что наступила осень.)

- Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из ок­ружающей действительности и есть информация.

После обработки информацию можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информацией. Обработав и запомнив информацию, мы получим знания. Получается такая цепочка:

С
обранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называет­ся сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть потеряна, а часть обога­щена имеющимися знаниями человека.

Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей дей­ствительности. Для того чтобы обладать информацией, необходимо извле­кать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генети­ческую информацию, и только благодаря этой информации от семечка бе­резы вырастает только береза. Для деревьев источником информации явля­ется воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может опреде­лить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом.

Во всех этих примерах всегда присутствуют два объекта: это источник информации и приемник информации. Например: на небе появилась туча. Это признак того, что может пойти дождь. Но когда человек, увидев эту тучу, берет в руки зонт, эта тучка превращается для человека в источник информации.

С такой информацией нам приходится иметь дело на интуитивном уровне. Мы уже приучены делать выводы из явлений окружающей нас сре­ды и выполнять определенные действия. Для нас более существенна та ин­формация, которая может пригодиться в учебной и трудовой деятельности. К такому выводу в свое время пришли и ученые разных направлений и стран. И первым шагом в усвоении информации стало ее представление удобное для хранения, сбора и передачи. Очень часто формы представле­ния информации называют видами информации и различают текстовую, символьную, графическую и музыкальную формы.

Одна и та же информация может быть представлена различными спосо­бами. Например, дом может быть представлен в виде рисунка, наборов букв, числа, звука голоса. При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные спосо­бы представления информации позволяют описывать объективную дейст­вительность необходимыми для той или иной ситуации средствами. Для дальнейшего изучения нам будет интересно представление данных в такой форме, в какой будет возможно хранение и передача информации автома­тическими средствами.

Одним из главных достижений человечества стало создание письменно­сти. Когда окружающий мир стали описывать с помощью символов или зна­ков. Конечная совокупность знаков, использующаяся для хранения инфор­мации и оперирующая определенными правилами, называется алфавитом. Примерами алфавитов являются не только набор знаков русского или друго­го языков, но и язык жестов, математический набор символов. Предметы, использующиеся для хранения и передачи информации, называются носите­лями. Носителями информации является компьютерный диск, книга, бере­стяная грамота и т. д. Данные носители позволяют сохранять информацию.

Для передачи информации используются другие носители, основными из которых являются сигнал и знак. Знаки являются носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах, сигналы - носи­телями информации в технических, социотехнических и биологических системах и средах. Различие между знаком и сигналом состоит в множест­венности смыслов (трактовки) знака для приемника информации и в одно­значности «трактовки» конкретного сигнала приемником информации в технических системах и средах.

Прагматический аспект знаков и сигналов состоит в том, что информа­ция может передаваться как знаками, так и сигналами, в зависимости от природы системы, в которой протекает информационный процесс. Для тех­нических устройств, сигнал и информация, которую он «несет» неразрыв­ны, т. е. приемник информации может единственно возможным способом декодировать (интерпретировать) поступающий сигнал, так что передавае­мая информация будет «адекватна» получаемой информации (в случае от­сутствия помех в канале связи).

Чего нельзя сказать о знаке как носителе информации. Одним и тем же знаком и/или определенной последовательностью небольшого числа различ­ных знаков можно отобразить смысловое (семантическое) многообразие ок­ружающего мира (например, в процессе письменной передачи информации).

Знаки делятся на: тонические знаки (материальные или графические подобия-копии объекта), индексы (отражающие признаки объекта) и сим­волы (графические объекты, в которых связь самого знака с объектом ус­ловна, знаки в какой-нибудь системе языка). Под знаком в данной работе понимается некий материальный или графический объект, выступающий в качестве заместителя объекта-оригинала, использующийся для хранения, обработки и обмена информацией об объекте-оригинале и обладающий множественностью трактовки. Знак отличается от сигнала своей семанти­ческой наполненностью. (Ч. Пирс).

Множественность или однозначность толкования знака или сигнала зави­сит от приемника информации. Если же знак рассматривать безотносительно к приемнику информации, тогда он может выступать в роли признака или симптома. (В отличие от знаков, сигналы могут быть дискретными или не­прерывными, однако последнее в базовом курсе информатики давать неже­лательно из-за несогласованности программ по физике и информатике.)

При дальнейшем рассмотрении курса школьной информатики мы чаще всего будем иметь дело с информационными объектами. Что собой пред­ставляет информационный объект? Это логически связанный блок инфор­мации, о каком-либо объекте действительности и выраженный с использо­ванием различных форм представления. Например, это может быть текст, сюжетный рисунок, музыкальный файл, фотография и т. д. В компьютер­ных системах приходится оперировать информационными объектами.

Подводя итог

• Информация отображает все многообразие окружающего мира, по­этому не может иметь одно определение.

• Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

• Для оперирования информация должна быть представлена соответ­ствующим способом.

• Одним из распространенных способов представления информации является алфавит.

• Носителями информации называют объекты, использующиеся как для хранения информации, так и для передачи информации.

• Носителями смысловой информации в социальных и коммуникатив­ных системах являются знаки.

• Носителями информации в технических, социотехнических и биоло­гических системах и средах являются сигналы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет и задачи школьного курса информатики icon3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной...

Предмет и задачи школьного курса информатики iconКомпьютерная поддержка школьного курса информатики и икт
Стандарты курса информатики и икт требуют от учителя глубоких знаний в профессиональной области, но немаловажно и владение современными...

Предмет и задачи школьного курса информатики iconРешение задачи одним из математических методов
Предмет и задачи курса. Экономико-математическая модель задачи линейного программирования. Пример

Предмет и задачи школьного курса информатики iconТ. Н. Юдина Зав кафедрой социальной и педагогической информатики
Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Основные психологические теории личности

Предмет и задачи школьного курса информатики iconКалендарно-тематическое планирование курса: "Основы информатики и...
На изучение курса информатики по указанной программе отводится 68 часов, из них : 1 час теории

Предмет и задачи школьного курса информатики iconПрограмма курса Краткое содержание основных разделов курса Введение
Предмет, цели и задачи курса. Роль страхования в современных условиях. История развития страхования в России, СССР и Российской Федерации....

Предмет и задачи школьного курса информатики iconРабочая программа учебного курса «Информатики и икт»
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном...

Предмет и задачи школьного курса информатики iconРабочая программа учебного курса «Информатики и икт»
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном...

Предмет и задачи школьного курса информатики iconКонтрольные вопросы
Объект, предмет, задачи и методы курса "Государственное и муниципальное управление"

Предмет и задачи школьного курса информатики iconУчебно-тематический план изучения базового курса информатики для...
Содержательные линии обучения информатике соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница