Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма»




Скачать 132.05 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма»
Дата публикации23.05.2016
Размер132.05 Kb.
ТипИсследовательская работа
edushk.ru > Информатика > Исследовательская работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. АРИБАШЕВО

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни - эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма»

Разработала заместитель директора

по воспитательной работе

Набиева Дания Фанауиевна

С. Арибашево, 2012г

Введение

Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 1996 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги и другие специалисты.

При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Данная социальная проблема побудило нас разработать и провести исследовательскую работу на тему: «Пропаганда здорового образа жизни является эффективным средством профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма».

^ Цель исследования: сформировать у учащихся адекватное представление о здоровом образе жизни.

Нам предстоит решить следующие задачи исследования:

  1. Изучить социально-педагогическую, психологическую литературу.

  2. Выявить отношение учащихся к проблеме наркомании, табакокурения и алкоголизма.

  3. Разработать внедрить программу о пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.

  4. Разработать методические рекомендации для практических работников.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:

  1. Учитывать возрастные особенности детей.

  2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.

  3. Совершенствовать формы работы педагогов по формированию здорового образа жизни.

В данной работе применялись следующие методы педагогического исследования:

  • изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы

  • анкетирование, беседы, опрос

  • изучение документации

  • тесты

  • непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися

Научная новизна исследования заключается в попытке установить, разработать в условиях МБОУ СОШ с. Арибашево положение о здоровье детей и составить методические рекомендации для учителей, педагогов.

База исследования: МБОУ СОШ с. Арибашево, Татышлинского района.

Мы ожидаем следующие результаты реализации программы:

- приобретение учащимися уверенности в собственных способностях противостоять нежелательному влиянию среды и отстаивать безопасное поведение в различных ситуациях;

- понимания разрушительного влияния наркотиков, алкоголя;

- точную информацию о ВИЧ/СПИД и других опасных инфекциях, включая пути их передачи и методы профилактики;

- адекватное представление о собственных рисках заражения ВИЧ и другими инфекциями.

^ Организация психолого-педагогической профилактики

Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь каждый из нас сталкивается с конкретными проблемами, обусловленными возрастом воспитанников, наличием или отсутствием у них опыта наркотизации, особенностями отношения к аспектам проблемы. Для решения конкретных задач необходима разработка и своей модели педагогической профилактики. И тут особое значение приобретает вопрос выбора адекватных форм и методов организации работы. От того, насколько верным он будет, во многом зависит и успех всей антинаркогенной деятельности педагога.

При своей исследовательской работы мы пользовались следующими формами организации педагогической профилактики среди подростков: беседы, просмотр фильмов о вреде наркомании, табакокурения и алкоголизма, проведение спортивных мероприятий, месячника «Да – здоровому образу жизни!» Проводимые в школе внеклассные мероприятия, кружки, где охватывается большой процент учащихся, способствует проявлению творческих способностей, развитию коммуникации, сплочению детей в единый коллектив.

Использовать лекции как самостоятельную форму целесообразно при работе со старшими подростками, способными воспринимать большой объем информации на слух.

При выборе темы выступления старались учитывать интересы самой аудитории. Поэтому, прежде чем организовывать лекцию, провели экспресс-опрос среди учащихся, выясняя, во-первых, уровень их информированности по данной проблеме (возможно, что та информация, которую мы хотим предложить, молодым людям уже хорошо знакома), во-вторых, личностную значимость информации для подростков (считают ли они ее нужной, интересной, полезной).

Помним, что следует избегать и еще одной крайности - избыточной информации. Пытаясь завоевать аудиторией, не будем стараться рассказать абсолютно все, что нам известно по данной проблеме, забывая о том, что далеко не каждая информация интересна и полезна слушателям. Полностью исключаем сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ, описание эффектов, вызываемых различными препаратами, способов приготовления наркогенных веществ, т. е. все то, что может спровоцировать знакомство с наркотиком.

Для проведения антинаркогенных лекций в школу мы приглашаем врачей, сотрудников милиции. Думаем, что такие выступления специалистов более эффективны, чем лекции, подготовленные педагогами.

Вначале мы провели опросы учащихся (анкетирование). При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики - на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков и т.д. В-третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога. Для этого сравниваются данные опроса, проведенного перед началом реализации программы, и данные, полученные при ее завершении.

В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика. Касаясь вопросов профилактики наркомании, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а, следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.

Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки выпадают из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддитивного поведения в образовательной среде. В течений 1-ой четверти классные руководители обследовали жилищно-бытовые условия детей из неблагополучных семей и подопечных. Регулярно проводятся индивидуальные консультации трудновоспитуемых детей и их родителей. Работа предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации. Это направление реализуется за счет работы комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Основными формами реализации является психолого-педагогическая консультация, индивидуальная работа с несовершеннолетними детьми классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе, контроль со стороны родителей, учителей, организация внеклассных мероприятий, деятельность кружковых занятий.

Эффективность профилактической работы во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами.

^ Экспериментальная работа по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков.

В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения антинаркотической работы в школе. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого мы выяснили отношение подростка к алкоголю, табакокурению и наркомании.

^ Цель экспериментальной работы: разработать и внедрить программу деятельности по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди подростков.

^ Задачи опытно-экспериментальной работы:

1.Провести опрос по выяснению отношения подростка к алкоголю, табакокурению и наркомании.

2. Разработать и экспериментально проверить программу по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма у подростков.

Базой для проведения экспериментального исследования МОБУ СОШ с. Арибашево Татышлинского района Республики Башкортостан.

Для изучения характера отношения подростка к наркотику, наркоманам и к табаку мы провели анкетирование среди учащихся 5 – 11 классов.

Нами были опрошены учащиеся 6 – 11 классов.

В результате анкетирования выяснили, что 48,6% учащихся с осуждением относятся к курящим, 34,2% сочувствуют им и 17,1% - безразличны, потому что все 100% опрошенных считают, что курение ухудшает здоровье.

Среди опрошенных нет учащихся, которые заинтересованы курением, которые бы согласились и попробовали в случае, если бы им предложили это сделать.

В результате анкетирования выяснили отношение подростков к наркоманам и наркотикам. 94, 4% опрошенных правильно оценивают пагубность наркомании. Их взгляды достаточно устойчивы и нравственное состояние не вызывает опасения. А 5,6% опрошенных негативны в суждениях о наркомании. Среди опрошенных нет подростков, которые одобрительно относятся к наркоманам и наркотикам.

Полученные результаты позволили понять нам, что подростки понимают пагубность влияния наркотиков, табакокурения и алкоголизма на здоровье человека, среди опрошенных нет подростков употребляющих психотропные вещества и, следовательно, нет необходимости диагностировать уровень зависимости подростков от наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Итак, целью экспериментальной работы является: разработка и внедрение программы по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании.

Мы осуществили подбор форм и методов формирования антинаркотического мировоззрения подростков в рамках воспитательного процесса В МБОУ СОШ с. Арибашево и разработали программу по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма.

В программу деятельности по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков.

Рекомендации:

1. Мотивировать учащихся на формирование собственных безопасных поведенческих установок, а также на распространение информации в среде сверстников.

2. Предоставлять учащимся достоверную информацию о негативных последствиях
употребления ПАВ.

3. Активно привлекать учащихся в профилактические мероприятия (акции,
интерактивные семинары).

4. Обладающих знаниями и навыками учащихся для проведения профилактических мероприятий в молодежной среде привлекать в волонтерские движения.

5. Учащимся, чье поведение входит в группу риска, можно рекомендовать обращаться на консультации, действующие в школе «Наркопост».

Заключение

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль педагога.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.

Поэтому нами было проведено анкетирование по отношению подростков к наркомании, табакокурению и алкоголизму, в ходе которой было выявлено, что большинство подростков с осуждением относятся к курящим, некоторые – с сочувствием, потому что понимают пагубность данного явления.

Среди опрошенных не оказалось учащихся, которые были бы заинтересованы приемом токсических, психотропных веществ.

Мы разработали программу деятельности по работе с детьми, куда входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия, лекции, беседы, проведение недели «За здоровый образ жизни!»

Психолого-педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.

Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков; в основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.

В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.

В современном мире алкоголь, наркотик и табак имеют свои закономерные пути распространения, отличные от того, что было в прошлом.

Причина этого, в основном, заключается в изменившихся мотивах потребления и облегчении связей между странами. Ведущим становится мотив поиска эйфории, а лечебные, практические, ритуальные причины отнесены на второй план.

Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.

^ Список литературы

Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144с.

Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, БИРО, 2005. – 230 с.

Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев, 2005. – 330 с.

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с.

Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.

Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. – Ижевск, 2006.- 63 с.

Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 330 с.

Интернет-ресурсы:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconПаспорт областной целевой программы "Пропаганда здорового образа...
Об утверждении областной целевой программы "Пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения, алкоголизма среди населения...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconСправка об организации деятельности классных руководителей, социального...
Цель проверки: изучить систему работы классных руководителей 1 – 11 классов, социального педагога, педагога – психолога по профилактике...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconПлан мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма...
Цель: осуществление профилактики наркотической зависимости и помощи детям, страдающим от вредных зависимостей, на основе реализации...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconРешение №8 / 17
Утвердить Долгосрочная целевую Программу "Развитие физической культуры, массового спорта и пропаганда здорового образа жизни в сельском...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconПояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни»
Рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconМетодическая разработка классного часа на тему: «Все в твоих руках»
Цели: Профилактика здорового образа жизни. Выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, угрозе спида для здоровья...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconПримерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа...
«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconПроект программы формирования экологической культуры, здорового и...
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная...

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconКлассный час на тему: «правильное питание или «человек есть то, что он ест»
Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование здорового образа жизни

Исследовательская работа на тему: «Пропаганда здорового образа жизни эффективное средство профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма» iconУрок в 10-м классе. Тема: «Здоровый образ жизни»
Вопросы урока. Понятие, функции и показатели здоровья. Индивидуальное здоровье человека. Общественное здоровье Составляющие здорового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов