Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского "informatio"




НазваниеЛекция 1 Слово «информация» происходит от латинского "informatio"
страница1/6
Дата публикации11.07.2016
Размер0.53 Mb.
ТипЛекция
edushk.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4   5   6
Информационные системы и технологии

Лекция 1
Слово «информация» происходит от латинского "informatio" – сведения, разъяснения.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информацион­ные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
информационный обмен - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг.
^ Свойства информации

Объективность


Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

Полнота


Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.[2]

Достоверность


Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:

    • преднамеренное искажение (дезинформация);

    • непреднамеренное искажение субъективного свойства;

    • искажение в результате воздействия помех;

    • ошибки фиксации информации;
      В общем случае достоверность информации достигается:

    • указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;

    • сопоставлением данных, полученных из различных источников;

    • своевременным вскрытием дезинформации;

    • исключением искажённой информации и др.
^

Адекватность


Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Доступность


Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность


Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Определение ИС

Существует несколько определений информационной системы (ИС)

Информационная система - это совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих собой информационные, кадровые и материальные ресурсы, процессы, которые обеспечивают сбор, обработку, преобразование, хранение и передачу информации  в организации.

В организациях существует большое количество различных типов ИС: от традиционных до сложных, работающих на базе локальных и глобальных компьютерных сетей.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт следующее определение: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

По мнению одних авторов, ИС в широком смысле включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других — нет.

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы.

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».

^ Состав и структура ИС

Как правило в состав ИС входят:

  • информационные ресурсы, представленные в виде баз данных (баз знаний), хранящих данные об объектах, связь между которыми задается определенными правилами;

  • формальная логико-математическая система, реализованная в виде программных модулей, обеспечивающих ввод, обработку, поиск и вывод необходимой информации;

  • интерфейс, обеспечивающий общение пользователя с системой в удобной для него форме и позволяющий работать с информацией баз данных;

  • персонал, определяющий порядок функционирования системы, планирующий порядок постановки задач и достижения целей;

  • комплекс технических средств.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
^ Функциональные и обеспечивающие подсистемы

Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта, управления.

В состав обеспечивающих подсистем обычно входят:

  1. информационное обеспечение — методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных;

  2. техническое обеспечение — комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных;

  3. программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе;

  4. математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе;

  5. лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.

Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно. К ним относятся:

  1. кадровое обеспечение — состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные .обязанности;

  2. эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;

  3. правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации;

  4. организационное обеспечение — комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала.


^ Классификация информационных систем

Классификация информационных систем по архитектуре

По степени распределённости отличают:

  • настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;

  • распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.

В двухзвенных (two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД, и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения. Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями.

Классификация информационных систем по степени автоматизации

По степени автоматизации ИС делятся на:

  • автоматизированные ИС (автоматизация частичная)

  • автоматические ИС (автоматизация полная).

Классификация информационных систем по характеру обработки данных

По характеру обработки данных ИС делятся на:

  • информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;

  • ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

Классификация информационных систем по сфере применения

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности)

  • Персональная информационная система предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.

  • Групповая информационная система ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

  • Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.



^ Автоматизация и электронизация учереждений
Потребность российских предприятий и организаций в оптимизации своего документооборота остается высокой и продолжает расти. За последние годы в России появились десятки компаний, занимающихся разработкой и поставкой СЭД как зарубежных, так и собственной разработки.

Одними из ключевых вопросов при автоматизации бизнес процессов являются делопроизводство и документооборот на предприятии.


^   Электронный документооборот.

Основные преимущества внедрения:

 

  • сокращение финансовых и временных издержек по созданию и обработке документов;

  • эффективная организация документооборота дает повышение оперативности деятельности подразделений и служб компании;

  • интеграция информации, содержащей данные в различных документах, для принятия руководством оперативных и обоснованных управленческих решений;

  • создание условий для перехода от рутинного бумажного документооборота к перспективной безбумажной (электронной) технологии;

  • оптимизацию бизнес-процессов связанных с делопроизводством и документооборотом на предприятии.

Электронный документооборот - автоматизированная многопользовательская система, сопровождающая процесс управления работой иерархической организации с целью обеспечения выполнения этой организацией своих функций.
  ^ Основные понятия электронного документооборота

 Документооборот — движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления (ГОСТ Р 51141-98); комплекс работ с документами: прием, регистрация, рассылка, контроль исполнения, формирование дел, хранение и повторное использование документации, справочная работа.

  • Электронный документооборот (ЭДО) — единый механизм по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства».

  • Электронный документ (ЭД) — документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, который может быть подписан электронной цифровой подписью (ЭЦП) и сохранён на машинном носителе в виде файла соответствующего формата.

  • Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — аналог собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов.


^ Примеры систем электронного документооборота

«ДЕЛО» – cистема электронного документооборота и автоматизации делопроизводства

Система «ДЕЛО», разработанная компанией ЭОС – комплексное решение, обеспечивающее автоматизацию процессов делопроизводства компаний различных масштабов и сфер деятельности, а также ведение полностью электронного документооборота организации.

    EOS for SharePoint – решение для автоматизации документооборота на платформе Microsoft SharePoint
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" iconПрактикум по решению задач в курсе информатики. Лебедева Э. В, Центр...
Слово “информация” происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" icon1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе...
Слово "информация" происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие...

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" icon1. Предмет и задачи статистики Понятие «статистика» происходит от...
Понятие «статистика» происходит от латинского слова «status», которое в переводе означает положение, состояние, по­рядок явлений....

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" iconУрок-лекция (9 класс) Тема: «Золотое слово»
Цели урока: а образовательная: познакомить школьников с произведением древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" iconЛекция Экономическая теория. Предмет и методы
Что происходит с двумя противоположными направлениями экономической теории в ближайшее время

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" iconЛекция №1 от 04. 09. 2001
Драгоценные металлы и камни – это финансовые активы. Банк кредитует недропользователей, кредитование происходит в металле

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" icon«Муниципальное» от латинского municipium самоуправляющаяся община. Мп
«Муниципальное» от латинского municipium – самоуправляющаяся община. Мп – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих...

Лекция 1 Слово «информация» происходит от латинского \"informatio\" icon110 ких масс населения, стараются использовать средства массовой...
Источник (фрагмент): Фортунатов В. В., Платова Е. Э., Огородников В. П. Политология: экзаменационные ответы для студентов ву­зов....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница