Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности»




Скачать 165.91 Kb.
НазваниеРешение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности»
Дата публикации24.07.2016
Размер165.91 Kb.
ТипРешение
edushk.ru > Информатика > Решение
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ (2002)
Гендина Н. И.
Гендина Н. И. Концептуальные основы формирования информационной культуры личности (2002).
Последние десятилетия XX столетия ознаменованы переосмыслени­ем роли и места образования в обществе. Кризис системы образования приобрел общецивилизационный характер. В этой связи рассматривается вопрос о смене парадигмы образования и переходе от так называемого «поддерживающего» образования к образованию в течение всей жизни. При этом во главу угла ставится не просто освоение некоторого объема знаний, а формирование у человека умения учиться. В рамках концепции обучения в течение всей жизни пересматривается роль учебных заведений. Так, основной задачей школы все в большей мере становится формирова­ние готовности личности к кардинальным изменениям в своей профессио­нальной деятельности несколько раз в течение своей жизни.

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» представляет собой сложное и многозначное явление, изучением которого занимаются представители самых различных наук: философии, педагогики, библиотековедения и библиографоведения, информатики и др.

Основная сложность связана с многозначностью самого понятия «ин­формационная культура», вызванной полисемией лежащих в его основе базовых понятий - «информация» и «культура». Неопределенность при использовании этого термина усугубляется также из-за наличия множе­ства близких, но не тождественных ему по смыслу понятий: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность». Следстви­ем этого явилось наличие самых разных, порой диаметрально противопо­ложных (гуманитарного и технократического) подходов к формированию информационной культуры.

Однако для организации практической работы образовательных уч­реждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесе­ние терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе. В этой связи нами предлагается следу­ющая трактовка понятия «информационная культура личности».

Информационная культура личности ~ одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и систе­мы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информа­ционных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социаль­ной защищенности личности в информационном обществе.

Понимание сущности информационной культуры личности предпо­лагает, прежде всего, ее осознание как одного из проявлений общей куль­туры человека (культура - от латинского cultura, что означает возделыва­ние, воспитание, образование, развитие, почитание). В отличие от стихийный явлений природы любая культура, в том числе и информаци­онная, есть продукт человеческой деятельности. Человек — творец, сози­датель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной куль­туры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой - только информационная куль­тура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилиза­цией информационным ресурсам. Именно в связи с этим об информацион­ной культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам или каким он желает казаться, а по реальным результатам его самостоятельной ин­формационной деятельности.

Информационная культура как одно из проявлений «культуры вооб­ще» охватывает собой сферу отношений человека, отдельных социальных групп, общества к информации. Соответственно принято различать ин­формационную культуру личности, информационную культуру определен­ной социальной группы (учителей, врачей, юношества и др.), информаци­онную культуру общества в целом.

Наступление информационной эры, переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая широкие перспективы для удовлетворения информационных потребностей и запросов, вместе с тем существенно повышает требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя тем самым задачи ее формирования.

Анализ теории и практики формирования информационной культу­ры личности в библиотеках и образовательных учреждениях, многолетнее изучение состояния информационной культуры различных социальных групп (учителей, юристов, врачей, студентов, школьников и других) по­зволяет утверждать следующее. Основной причиной низкой результатив­ности, неэффективности деятельности библиотек и образовательных уч­реждений по формированию информационной культуры личности явилось нарушение принципа системного подхода в определении содержания ра­боты с информацией и в организации информационного обучения, дефи­цит информационно-методического обеспечения этой деятельности, непод­готовленность кадров, а также отсутствие мотивационного компонента, способствующего становлению информационного мировоззрения граж­данина информационного общества.

Нарушение принципа системного подхода в определении содержа­ния работы с информацией проявилось в монодисциплинарном характере деятельности, которая сводилась к формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компьютерной грамотности как отдельных, обособленных друг от друга направлений. Каждый из этих компонентов информационной культуры личности обладает несомненной полезностью. Вместе с тем автономное овладение знаниями и умениями, входящими в состав каждого из этих компонентов, не способно обеспечить формирование информационной культуры личности. Такой подход непра­вомерен с теоретической точки зрения, так как влечет неполноту, фрагмен­тарность, отсутствие целостного представления о феномене информаци­онной культуры; вдвойне не оправдан этот подход и с практической точки зрения, поскольку неизбежно влечет за собой дублирование, весьма рас­точителен и неэкономичен в отношении времени и сил, требуемых на ов­ладение материалом. Однако информационная культура личности не мо­жет быть сформирована ив результате лишь механического сложения знаний и умений по каждому из этих компонентов. Только их органичное сочетание может обеспечить продуктивность ее формирования.

Отсутствие системы в организации информационного обучения зак­лючается в параллелизме и нескоординированности на государственном уровне деятельности библиотек и образовательных учреждений по фор­мированию информационной культуры личности. Каждый из этих соци­альных институтов осуществляет свою деятельность обособленно: библио­теки не учитывают требований к знаниям и умениям в работе с информацией, заложенных в учебных программах общеобразовательных учебных заведений, а последние, в свою очередь, не опираются при реали­зации программных требований на возможности библиотек. В результате из-за нарушения принципов целостности, логичности, преемственности в изложении учебного материала, а также его неоправданного дублирова­ния страдает качество информационной подготовки обучаемых.

Дефицит информационно-методического обеспечения является следстви­ем неразработанности общих концептуальных основ методического обеспе- чения информационного образования. В результате неоправданно узок ас­сортимент методического обеспечения, адаптированного к специфическим задачам деятельности библиотек и образовательных учреждений, в его со­ставе преобладают в основном учебные программы, разработки отдельных уроков или библиотечных мероприятий. При этом они, как правило, не учи­тывают возрастные психофизиологические особенности и специфику дея­тельности обучаемых. Дефицит методического обеспечения характерен для работы не только с традиционными источниками информации, но и с элек­тронными. Особо остро ощущается потребность в электронных учебных по­собиях - гипертекстовых, мультимедийных, позволяющих решать задачи информационного образования на качественно новом уровне.

Особую проблему представляет отсутствие кадров, владеющих как психолого-педагогическими, так информационными знаниями и умения­ми. В настоящее время эта проблема на государственном уровне не реша­ется: в педагогических учебных заведениях не закладывают профессиональ­ных знаний и умений работы с информацией; в учебных заведениях, готовящих библиотечно-информационные кадры, не предусмотрена в дол­жном объеме профессиональная психолого-педагогическая подготовка. В результате учителя формируют у учащихся непрофессиональное, «облег­ченное» отношение к работе с информацией, а работники библиотек осу­ществляют обучение основам информационной культуры, поверхностно владея формами и методами педагогического воздействия, без дифферен­цированного подхода к определению содержания обучения различных категорий читателей.

Негативное влияние на деятельность как учителей, так и библиотеч­ных работников оказывает отсутствие в содержании и организации обу­чения мотивационного компонента, способствующего формированию у обучаемых убеждений в значимости информационных знаний и умений как основы достижения успехов в любом виде деятельности современного человека, становлению информационного мировоззрения гражданина информационного общества.

Изучение причин низкой результативности деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной куль­туры личности позволило обосновать общеметодологические принципы информационного образования:

1. Принцип культурологического подхода.

2. Принцип системного подхода.

3. Принцип интегративности.

4. Принцип деятельностного подхода.

5. Принцип технологического подхода.

6. Принцип непрерывности.

Принцип культурологического подхода базируется на осознании глу­бокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на пред­ставлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода ин­формационная культура закладывает мировоззренческие установки лич­ности, формирует ее ценностные ориентации по отношению к информа­ции как к элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техни­ческим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых инфор­мационных технологий в информационном обществе.

Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность пред­ставления феномена информационной культуры, преодолеть за счет вве­дения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность, реализовать в соответствии с тезисом «целое больше, чем сумма его частей» достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки граждан.

Принцип интегративности дает возможность построения единой стра­тегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на органичное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, каждое из которых в соответ­ствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармо­низации совместной работы этих социальных институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности.

Принцип деятельностного подхода означает, что формирование ин­формационной культуры личности строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, сту­денту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер, и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.

Принцип технологического подхода позволяет рассматривать фор­мирование информационной культуры личности как педагогическую тех­нологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точ­ности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обя­зательными требованиями при этом являются массовость и воспроизво­димость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно вле­кут снижение качества результатов. Процесс формирования информаци­онной культуры личности только тогда обретает статус технологии, ког­да определена программа деятельности с четко сформулированной целью, алгоритмизированными действиями, ведущими к достижению поставлен­ной цели (учебная программа), когда имеются средства реализации этой цели (учебно-методические, технические и др.), установлены требования к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе обучения, су­ществуют инструменты измерения уровня информационной культуры (те­сты, контрольные задания и др.).

Принцип непрерывности предусматривает использование возможно­стей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, об­щего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности. При этом в каждом из этих звеньев обучение основам информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным.

Условиями организации информационного образования являются:

1) внедрение в учебные планы образовательных учреждений всех ти­пов специальной учебной дисциплины «Основы информационной куль­туры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систе­му знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений;

2) наличие учебно-программного (тематических планов, учебных про­грамм), учебно-теоретического (учебников, учебных пособий), учебно-прак­тического (сборников упражнений, практических заданий, практикумов, тренингов, деловых игр и т. п.), учебно-методического (методические раз­работки уроков, практических занятий и др.) обеспечения, средств диагнос­тики уровня информационной культуры и контроля (тестирование) степе­ни усвоения учебного материала. Доминирующим компонентом учебных материалов должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому кон­кретному информационному продукту или процессу. В составе учебной ли­тературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, дол­жны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится;

3) использование распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информа­ционных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информа­ционно-учебной среды состоит в том, что составляющие ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образователь­ных учреждениях. Это обусловливает необходимость их тесного взаимо­действия в сфере информационного образования;

4) организация специальной подготовки кадров, способных на про­фессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение дан­ной проблемы возможно при использовании профессионального потен­циала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса инфор­мационного образования должно стать овладение как теми, так и други­ми технологией формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего един­ство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) прин­ципиально важно освоение основ профессиональной работы с информа­цией, основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе, приемов и методов аналитико-синтетической переработки информации, критериев эффективного поиска информации, а для библиотекаря - знание психолого-педагогических основ обучения.

Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами курса являются:

1) формирование информационного мировоззрения личности;

2) приобретение знаний и умений по информационному самообеспече­нию учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.

Информационное мировоззрение - система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, инфор­мационные технологии, информатизацию, информационное общество и мес­то человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, прин­ципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение является своего рода стержнем, скрепляющим в единое целое все компоненты инфор­мационной культуры - библиотечно-библиографические знания, культуру чтения, знание возможностей новых информационных технологий.

Приобретение информационных знаний, выработка информацион­ных умений предполагает овладение рациональными приемами самостоя­тельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом, освоение формализован­ных методов аналитико-синтетической переработки информации, приме­нение традиционной и компьютерной технологии для подготовки и офор­мления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формиро­вание творческой, свободной личности, способной реализовать конститу­ционные права человека и гражданина на доступ к информации, исполь­зовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества, обла­дающей активной гражданской позицией, информационно ответственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значи­мости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем.

Таким образом, курсу «Основы информационной культуры личнос­ти» отводится общеобразовательное и общеразвивающее место в системе образования.

Успешная постановка и внедрение в учебный процесс курса «Основы информационной культуры личности» предполагает соблюдение всех об­щедидактических принципов: научности, систематичности, преемственно­сти, доступности, связи теории с практикой, сознательности и активнос­ти, наглядности, дифференцированное™, индивидуализации, прочности обучения.

Отличительными особенностями курса «Основы информационной культуры личности» являются:

- полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится ис­ходя не из представлений об одном из компонентов информационной куль­туры - библиотечно-библиографической, компьютерной культуре, куль­туре чтения (монодисциплинарный подход), а синтезируя достижения ряда научных дисциплин, изучающих феномен информационной культуры (ин­форматика, библиотековедение и библиографоведение, прикладная линг­вистика, логика, стилистика текста, прикладная психология, культура чте­ния и др.). Тем самым содержание курса «Основы информационной культуры личности» усиливается за счет использования информационно­го потенциала различных наук;

- прагматическая направленность обучения, предполагающая воору­жение обучаемых знаниями и умениями решения конкретных информаци­онных задач в соответствии с категорией обучаемых и основными видами их учебной или профессиональной деятельности (информационное само­обслуживание) в условиях современного информационного взрыва;

- формализация и алгоритмизация представления материала, обеспе­чивающие снижение временных и интеллектуальных затрат при поиске и обработке информации, в частности с помощью компьютера;

- блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что, независимо от категории обучаемых, в состав курса входят следующие обязательные блоки (разделы): «Информационные ресурсы и информаци­онная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации», «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятель­ной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-иссле­довательской) деятельности потребителей информации», «Информацион­ная культура и новые информационные технологии». Включение именно этих блоков объясняется тем, что в совокупности они формируют систем­ное, целостное представление об информационной культуре, дают обуча­емым знания и умения в области поиска, обработки и использования информации как в традиционном, так и в компьютерном вариантах.

В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока со­став модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых. Использование блочно-модульного принципа построения курса позволило выделить как постоянную, инвариантную часть курса «Основы информа­ционной культуры личности», так и ее вариативную, изменяемую часть. Постоянная, инвариантная часть курса обеспечивает решение следующих задач: давать представление о вхождении мировой цивилизации в инфор­мационное общество, о сложности и многообразии существующих в обще­стве информационных ресурсов; вооружать обучаемых алгоритмами поис­ка, извлечения и аналитико-синтетической переработки и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; учить технологии подготовки и оформления резуль­татов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональ­ной деятельности пользователя. Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых, часть курса «Основы информационной культуры личности» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), про­филь и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информа­ционной культуры, информационные потребности и другие факторы.

Информационное образование охватывает собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни человека и общества. В сферу и про­цесс информационного образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, информацион­ные органы, учреждения культуры и искусства.

Особое место среди социальных институтов, причастных к информа­ционному образованию, занимают образовательные учреждения и биб­лиотеки. Результативность их работы по формированию информацион­ной культуры личности, отдельных социальных групп, общества в целом зависит от эффективности их взаимодействия, четкого распределения ро­лей по реализации курса «Основы информационной культуры личности». Ведущая роль в организации учебных занятий по курсу «Основы ин­формационной культуры личности» должна быть возложена на образова­тельные учреждения. Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов способны оказывать свое каждодневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его ин­формационной подготовке. Непременным условием формирования информационной культуры личности на базе образовательных учрежде­ний является наличие специально подготовленных педагогических кадров и адаптированного к специфике образовательной среды информационно-методического обеспечения.

Сосредоточение основных ресурсов и средств информационного об­разования в библиотеках делает их важнейшим участником системы ин­формационного образования. Именно библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, на­глядно представить результаты эффективного решения различных типов информационных задач, ощутить проблемы неподготовленного потреби­теля информации при работе с реальными массивами информации, помочь ему осознать последствия собственной информационной неграмотности. Существенным фактором повышения эффективности работы библио­тек по формированию информационной культуры личности является пси­холого-педагогическая подготовка библиотечных кадров, внедрение гиб­кого механизма взаимодействия библиотек с образовательными учреждениями. Исходя из блочно-модульного принципа построения кур­са и в соответствии с этим механизмом библиотеки должны занять лиди­рующие позиции в организации информационного обучения по тем моду­лям (темам), которые невозможно изучить вне библиотеки.

В идеале требуется четкое разграничение, дифференциация степени участия библиотек и образовательных учреждений в едином процессе ин­формационного образования. Однако на практике в силу неразработанности теоретических основ и методического обеспечения деятельности по формированию информационной культуры личности в условиях образовательных учреждений библиотеки еще долгое время будут вынуждены заниматься информационным образованием во всем многообразии этой работы.

Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, выработка эф­фективного механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек потребуют объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы. Лишь объединяя усилия многих, всех и каждого в отдельности, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования - зада­чу формирования информационной культуры





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconИнформационная культура – понятие, сущность, структура
...

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconИнформационное образование и информационная культура личности как...
Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества (2001)

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconЛекция №1. Введение: Развитие информационных технологий в информаци­­­­онную...
Возникают информационная экономика, новая информационная инфраструктура промышленности и социальной сферы, формируется информационная...

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconПредмет и задачи школьного курса информатики
Информация и информационная деятельность человека. Человек как биологическая систе­ма обработки информации. Общество как социальная...

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по курсу
Информационная картина мира. Информационное общество. Информационная культура. Информация. Основные информационные процессы. Свойства...

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconМкдоу базовский детский сад «Журавушка»
Исходя из принципа «здоровый ребенок успешный ребенок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно...

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconГендина Н. И. Информационная грамотность или информационная кульутра:...
Проблемы становления информационного общества, и, прежде всего, место человека в таком обществе, в настоящее время являются предметом...

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconГуманистическая, информационная, Познавательная, Регулятивная, Семиотическая, Ценностная
О шпенглеру, понятия «культура» и «цивилизация» общезначимы, он считает, что культура — это организм, живущий примерно тысячу лет....

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» iconПрофилактика заболеваний нервной системы
Функциональные нарушения работы нервной системы, вызванные воспитанием ребенка без учета его индивидуальных особенностей, насильственным...

Решение этой проблемы невозможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Понятие «информационная культура личности» icon2. Лекция 45 мин
Место в учебном плане: первый урок по модулю “Информация. Информационная культура и информационные процессы”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов